№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Дизайн


 Клепикова Лариса Николаевна

студент УралГАХА Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ЗНАКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (новый графический язык на дорогах)


Ситуация с безопасностью дорожного движения в России – серьезная проблема, подтверждением которой являются высокие показатели аварийности, сложные и опасные ситуации на дорогах. Дети – наиболее слабый и проблемный контингент среди участников дорожного движения, им приходится сложнее всех ориентироваться в окружающей среде. «За последние 5 лет в ДТП на территории России погибли 7780 детей и подростков, а 113 338 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами»[1]. Дети на улице забывают про безопасность и часто становятся жертвами дорожных происшествий. Безопасность и информационное ориентирование ребенка в городской среде стали важными вопросами повседневной жизни, поэтому актуально сейчас проектирование системы информационного ориентирования для детей младшего школьного возраста, которая снизила бы показатели высокого травматизма.

В большинстве случаев, примером поведения для детей являются взрослые, которые постоянно спешат и сами нарушают правила безопасного поведения на дороге. Существующая система дорожных знаков спроектирована для взрослых, но совершенно не приспособлена для детей, хотя бы по той простой причине, что дорожный знак размещен высоко от уровня роста ребенка, получается, что внимание детей находится вне его зоны. В условиях городской среды даже водители во время движения теряются в потоке окружающей информации из-за огромного количества рекламных щитов, растяжек, становится сложно следить за дорожными знаками и указателями, а детям-пешеходам особенно тяжело ориентироваться в таких условиях.

Дорожные знаки – это стандартизированные графические рисунки, передающие определенную информацию участникам дорожного движения, но они общие для водителей и пешеходов. В настоящее время нет проекта информационной системы знаков конкретно для пешеходов и детей. Для водителей количество дорожных знаков достаточно, и все знаки им понятны. Пешеход – это тоже участник дорожного движения, который должен ориентироваться на дороге по дорожным знакам, но знаков ему недостаточно, и для пешеходов нужна система графически другая, отличная от графической системы дорожных знаков (рис.1).

Рис.1.

 

С изменением общественного ритма жизни изменилась инфраструктура городов, сейчас города насыщены большим количеством информации, многоцветием рекламных плакатов, стендов, салонов городского транспорта, вывесок универмагов. Но в современных условиях города человеку не хватает главного – необходимой практической информации, поэтому именно информационных знаков должно быть достаточно!

«Поступление ребенка в школу резко меняет характер его жизни. Если до этого у него не было каких-то вполне определенных обязанностей, кроме домашних дел по самообслуживанию и некоторых семейных поручений, то с поступлением в школу жизнь его оказывается подчиненной строгому регламенту»[2]. С приходом ребенка в школу возникает новый период в его развитии, он начинает взаимодействовать с окружающей средой и должен привыкать к системе информационного ориентирования.

В младшем школьном возрасте дети включаются в процесс учебной деятельности, которая становится главной. И, с одной стороны, школа диктует ребенку новые условия жизни, с другой, они все-таки дети и осуществляют параллельно учебе еще игровую деятельность, и, находясь в игре со своими сверстниками, дети на улице часто забывают про безопасность, становятся невнимательными пешеходами.

В школах имеется учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей. Выпускаются методические пособия по безопасности дорожного движения, ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения. Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма проводятся открытые мероприятия. Но все же существует проблема системной работы по безопасности дорожного движения с детьми младшего школьного возраста.

В городской среде дети ежедневно видят транспорт, дорожные знаки, светофоры, но они должны осознавать смысл того, что их окружает. В период младшего школьного возраста важно помочь ребенку правильно научиться понимать окружающий мир.

Для избежания аварийных ситуаций на дороге, в первую очередь, нужно воспитывать пешеходов с младшего возраста, поэтому детям на помощь придет система информационного ориентирования. По мнению автора, это будет переход на новый, инновационный уровень по облегчению и безопасности жизни детей и может стать общественно важным элементом в городской среде.

Графическая система в виде пиктограмм, разработанная специально для детей, привлечет непосредственно внимание детей, им легко запомнятся зрительные образы, которые воспринимаются быстрее надписей (рис. 2).

"Светофорное        регулирование" "Игровая площадка" "Железная дорога" "Метро"

Рис.2. Примеры графического решения знаков для детей

 

Информационное ориентирование для детей – это проект графического дизайна, учитывающий детское восприятие мира, обращенный к детям, поэтому важными требованиями в создании новой системы станет использование определенного цвета, гарнитуры шрифта, его начертания и размер самого знака. Важны вопросы узнаваемости знака с расстояния, выбор цветового решения, и итог восприятия будет зависеть от визуального исполнения. Знак должен «охватывать» широкий диапазон для поля зрения, например, знак может быть выполнен с обеих сторон и учитывать особенности местности, выделяться среди отвлекающей внимание городской среды.

Поскольку система информационного ориентирования находится в масштабах города и предназначена для детей, главная задача дизайнера – разработка эффективного визуального решения. Поэтому очень важно учесть все факторы для выполнения графического решения, чтобы система была максимально информативна, понятна и проста. Информационные знаки должны мгновенно восприниматься детьми в масштабе города, в условиях уличного движения. Функция визуальной системы информационного ориентирования состоит в том, чтобы донести зрительную информацию быстро и без затруднений для ее восприятия ребенком.

Проект предполагает создание не только системы информационного ориентирования (знаки) для младших школьников, но и полиграфические познавательные издания по обучению детей правильному поведению на улице, пособия для изучения дорожных знаков, настольные игры, макеты, задания к обучающим играм. Плюсами новой системы информационного ориентирования будет информация об улице для детей, которая может также стать дополнительной информацией водителям. Система информационного ориентирования, выполненная с учетом особенностей детского возраста и восприятия, сформирует у маленьких пешеходов внимательность в городской среде, поэтому снизит показатели детского травматизма.

 


Библиография

  1. Экспресс-курс подготовки водителей / Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин [и др.] – М.: Издательский Дом «Третий Рим», 2006.
  2. Коротковский, В.И. Психология для родителей [Текст]. / В.И. Коротковский – М.: Айрисс-пресс, 2004.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017