№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Кислых Татьяна Анатольевна

магистрант УралГАХА
Руководители: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В.,
ст. преподаватель кафедры ТА и ПК Тарасова И.В.

МОДЕЛЬ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА


В настоящее время теория архитектуры накопила достаточное количество методов исследования архитектурного объекта. Методы играют основополагающую роль в критическом анализе архитектурного объекта, то есть помогают структурно представить изучаемый материал и оптимизировать процесс достижения целей. Но применение методов ограничивается тем, что большинство из них не известно начинающему критику. Поэтому одной из главных проблем использования методов исследования является момент их интуитивного выбора.

При анализе критических статьей магистрантов кафедры ТА и ПК были выявлены методы, при помощи которых исследовались архитектурные объекты. В применяемых начинающими критиками методах можно выделить две основные группы (рис.1).


 

К первой группе относятся методы, которые носят общий, универсальный, характер; применение их возможно не только к архитектурному объекту, но и к другим, отвлеченным от архитектуры, структурам. Это семиотический, познавательный, психологический, сравнительный, историко-культурный, социальный и экономический методы исследования.

Ко второй группе относятся профессиональные методы исследования, характерные только для архитектурной науки, а именно: планировочный, градостроительный, стилистический, композиционный, морфологический, функциональный, образный, концептуальный. В свою очередь, методы, относящиеся к первой группе, используются в два раза реже, тогда как профессиональные методы исследования составляют базу исследования проблем архитектурных объектов.

При анализе критических статей было подтверждено существование проблемы недостаточного использования методов исследования архитектурного объекта. При всем многообразии методов, возможных при изучении архитектурного объекта, во внимание берется только их небольшая часть. Методы исследования, которые сейчас применяются при анализе архитектурного объекта, естественно, отражают ценности, мировоззренческие позиции, технические достижения той или иной временной эпохи или периода. Но на данный момент каких-либо рекомендаций по выбору моделей критического исследования архитектурного объекта и наиболее удачной их систематизации и использования нет.

Ускоряющиеся темпы развития научных дисциплин, связанных с архитектурой, превращают теоретическую базу критического исследования в хаотичное образование, сложное для восприятия и ориентации; кроме того, расширяется диапазон применяемых методов, и, соответственно, возрастают требования к полноте исследования архитектурного объекта. Поэтому в настоящее время для теории архитектурной критики актуально собрать воедино существующие методы исследования архитектуры, систематизировать, упорядочить и представить их в единой упорядоченной модели, которая даст возможность использовать методы исследования архитектурного объекта в оптимальном варианте.

В связи с тем, что архитектурный объект представляет собой сложную систему, находящуюся в постоянной динамике, он заключает в себе большое количество исходной разнообразной информации и характеризуется стремлением к самоорганизации и саморазвитию. Исходя из этого, был сформулирован ряд требований к модели, а именно она должна:

- соответствовать сложно организованной структуре архитектурного объекта;

- отвечать принципам систематизации существующих методов и обеспечить определение каждого метода на предназначенное ему место, соответственно характеристикам;

- отвечать принципу свободного выбора критиками методов при проведении исследования;

- должна иметь перспективную структуру для включения новых методов исследования архитектурного объекта.

Учитывая выдвинутые требования, модель систематизации представляет собой структуру, позволяющую соединяет четыре компонента (поля):

- поле архитектурного объекта;

- поле деятельности архитектурной критики;

- поле действия архитектурной науки;

- поле интернауки.

Поле архитектурного объекта, помимо внешней визуальной сущности, имеет не менее значимую скрытую структуру своей внутренней организации. Поэтому организация поля архитектурного объекта отталкивается от принципов его формообразования. На основе теории Ю.А.Сомова выделяется материальный, художественный и коммуникативно-средовой уровни формообразования архитектурного объекта [1]. Каждому уровню соответствуют свои системы, в которых выделяются также составляющие их компоненты. Таким образом, можно констатировать существенные свойства архитектурного объекта на художественном, материальном и коммуникативно-средовом уровне организации, формирующие данный архитектурный объект.

Поле архитектурной критики формирует методы, существующие в методологическом арсенале архитектуры и критики, которые используются на разных уровнях архитектурного объекта, а именно: материальном, влияющем на формообразование; организации архитектурного пространства; композиционно-художественных характеристик формообразования объекта; восприятия.

Поле теории архитектуры представляет собой совокупность методов исследования объекта, которые формируются в теории, но еще не дошли до применения в архитектурной критике. Таким образом, собираются и обобщаются методы и методики, возможные к применению для анализа архитектурных объектов. Из всего разнообразия литературы по этим вопросам используются источники, касающиеся непосредственно теории архитектуры, и всевозможные труды, относящиеся к сфере междисциплинарных исследований, связанных каким-либо образом с архитектурным объектом. Часть методов является развитием или модификацией уже существующих, широко применяемых в исследованиях архитектурного объекта, другая является оригинальными разработками.

Поле интернауки формируется на основе междисциплинарных методов исследования объекта. Из всего разнообразия областей интернауки, смежных с архитектурой, при анализе архитектурного объекта было выбрано три: художественно-эстетическая область, естественнонаучная (материальная) и область общественных знаний. Протяженность этого поля неограничена.

Взаимодействие этих полей представлено в модели, разработанной на основе схем А.Э.Коротковского [2] (рис.2).


 

Выделенные области интернауки: художественно-эстетическая область, естественнонаучная (материальная) и область общественных знаний – определяют базу, на основе которой формируются методы исследования. Они имеют широкое применение в различных областях знания и представлены не в системной форме. Пересечение трех областей знаний образует поле архитектурной теории. Методы, находящиеся в поле действия теории архитектуры, являются теоретическими разработками ученых и уже, возможно, могут применяться к анализу архитектурного объекта. В поле теории архитектуры они классифицируются по областям знания и, попадая в поле архитектурной критики, систематизируются на основе трех уровней формообразования с его системами и, как следствие, целиком применяются в поле архитектурного объекта. Данная система дает полю архитектурного объекта разнообразные методы. Тем самым принцип систематизации методов образует три основные группы уровней: уровень художественных качеств, уровень материальных качеств и уровень коммуникативно-средовых качеств.

Таким образом, выделяя ряд составляющих компонентов (полей) архитектурного объекта, необходимо представить их в единой упорядоченной модели на основе систематизации материала.

 Систематизация обладает способностью находить новые факты, несмотря на степень изученности какого-либо явления или объекта. Проводя полученные данные некоторой области знаний через архитектурный объект, можно либо получить иные их значения, скрытые ранее способы применения, либо по-другому откроются связи между ними, изменив свое качество. Таким образом, систематизация позволит иначе взглянуть на проблему развития научного критического исследования, то есть даст возможность четко и правильно сформулировать его задачи, оценить условия, определить известные и неизвестные, сформировать структуру исследования архитектурного объекта. Данная информация будет полезна при изучении архитектурного произведения. Благодаря её использованию возможен объективный подход к выбору той или иной методики исследования архитектурного объекта. Систематизация методов критического исследования архитектурного объекта предназначена для широкого применения в критической деятельности архитектора.

Создание модели систематизации методов исследования архитектурного объекта, возникновение которой вполне обосновано при развитии данной науки, может стать основой нового направления его исследований. Модель является отправной точкой всех последующих научных исканий в изучаемой проблеме.

Собранные воедино методы исследования архитектурного объекта позволят объективно получить на их основании определенные выводы.

На основе модели систематизации разрабатывается принцип применения методов критического исследования архитектурного объекта. У критиков появляется возможность самостоятельно составлять структуру (модель) исследования, оперируя достаточно обширным количеством методов. Стоит отметить, что возникает ряд проблем, связанных с применением структуры (модели). Исследование какого-либо объекта или явления в должном направлении может быть затруднено в связи с отсутствием необходимого метода исследования либо с тем, что он (метод) находится на стадии разработки.

На основе вышесказанного можно заключить, что концентрация конкретных знаний об архитектурном объекте выражается в бесконечных сочетаниях элементов, структур, позиций, его составляющих. Другими словами, научная критика находится на стадии накопления методов. Наша цель – осмыслить методы и привести их к упорядоченной развивающейся структуре. Созданная модель систематизации методов позволяет комплексно провести исследование архитектурного объекта.

 


Библиография

  1. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии [Текст] /ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. – М.: Стройиздат, 1990. – 344 с.: ил.
  2. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры [Текст] / А.Э.Коротковский. – М.: МАРХИ, 1987


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017