№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Плотникова Анна Александровна

Магистрант УралГАХА.
Руководители: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В., ст. преподаватель кафедры ТА и ПК Тарасова И.В.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА


В процессе развития города происходит переосмысление его значимости, обновляется образная выразительность элементов, составляющих архитектурно-пространственную среду. Наиболее универсальными в отношении изменений являются символические качества, такие как “ассоциативность” и “знаковость”. Они могут быть взяты за основу трансформации образной выразительности архитектурно-пространственной среды любого города в соответствии с ее новыми значениями. Кроме того, играя важную роль в композиционной организации города, они становятся носителями визуальной информацию при восприятии его образа. Примером такой коммуникативной ситуации является выявление символических элементов в силуэте города [3].

Сегодня мы живем в урбанизированном мире. Интенсивное развитие города усложняет его образ. Города меняются, приобретая новый статус, в связи с этим возникают новые образные и символические качества их архитектурно-пространственной среды.

Любому реальному преобразованию архитектурной действительности города предшествует замысел или его новое значение. Исходя из этого, можно говорить о том, что наделенная предполагаемым образом городская среда фиксируется человеком в его сознании и формируется воспринимаемый реальный ее образ.

Однако из-за влияния множества различных факторов в архитектуре города нередко возникают несоответствия между задуманным образом архитектурного произведения на уровне проекта и конечным художественным результатом.

Таким образом, налицо тот факт, что формирование образно-символической взаимосвязи строится по формуле “значение – образ”, наглядно иллюстрирующей процесс восприятия окружения, который является своего рода социологизацией его образа (рис. 1). Этот процесс можно представить в виде таблицы, которая иллюстрирует особенности формирования образно-символической выразительности городской среды и критерии ее оценки (табл. 1). Суть таблицы состоит в том, что образная выразительность архитектурно-пространственной среды города формируется в процессе визуального восприятия, которое имеет несколько уровней: силуэт, панорама, перспектива улицы, архитектурный объект, элементы и детали. Образ, полученный на основе такого восприятия, может быть интерпретирован по-разному, так как существует два уровня восприятия: так называемое непосредственное – “естественное” восприятие (объективное) и опосредованное –  “фотографическое” (субъективное). Каждый уровень обладает характерными особенностями, которые влияют на формирование объективного результата.

Важная особенность первого уровня – коммуникации в одновременном восприятии всех элементов среды (панорамы, перспективы улиц, архитектурные объекты, элементы и детали). Такая возможность, как правило, отсутствует на втором уровне коммуникации, так как на фотографическом изображении города, за исключением панорамных видовых кадров, присутствует ограниченная картина архитектурно-пространственной среды, представленная фотографирующим. Такое неполноценное восприятие на уровне фотографического изображения не вполне отвечает условиям формирования целостного образа, который, как уже отмечалось, строится на основе комплекса впечатлений с использованием всех способностей, которыми наделен человек. С другой стороны, фотография, как средство изображения городской среды, обладает определенными визуальными характеристиками. Она представляет неискушенному зрителю ключевые для восприятия образа видовые кадры с конкретными образно-символическими качествами. Как правило, в объектив фотокамеры попадают наиболее характерные для города виды. Чаще всего это панорамные снимки, которые как раз отображают многоплановое восприятие наиболее значимых участков городской среды.

Преимущество первого уровня восприятия заключается в том, что при “непосредственном” восприятии не у каждого есть возможность обозрения города “с птичьего полета”. Для этого существуют аэросъемки города. В связи с этим в последнее время актуально строительство высотных зданий со смотровыми площадками на крышах.

В “опосредованном” восприятии есть одна характерная и значимая для образно-символических характеристик города особенность. Благодаря фотографии мы можем узнать о ранее закодированном в архитектуре духе времени, а также проследить эволюцию формирования образно-символических характеристик города с момента появления фотографии. Зафиксированная в то или иное время городская среда может анализироваться для составления качественного прогноза с целью улучшения и повышения образно-символических, знаковых качеств и эстетизации существующей архитектуры в целом. Адекватность конечного образа зависит от многих факторов: с одной стороны – фрагментарность, ограниченный доступ содержания, избирательный набор изображаемого автором города; с другой – структурно-целостное восприятие действительности. Но при всех плюсах и минусах каждого уровня восприятия (“опосредованного” – фотографического и “непосредственного”– естественного) они играют важную роль в создании обобщенного образа: систематизируя результаты впечатлений от первого восприятия городской среды, человек создает один образ и сопоставляет его с образно-символическими качествами, полученными от “фотографического” города.

Выразительность городского облика при последовательном восприятии очень важна, она является основой формирования образа города. В этом случае оценка образных качеств архитектурной среды осуществляется благодаря основным физическим характеристикам городского пространства: силуэту, доминантности, цвету, фрагментам естественной и искусственной среды, которые в определенной степени оказывают влияние на восприятие каждого элемента городской среды.

Обобщая весь существующий опыт исследования образа как явления, можно выделить основные, наиболее значимые его составляющие – это образные и символические качества, суть которых отражает взаимодействие внутренних и внешних факторов с компонентами, определяющими специфику архитектурно-пространственной среды.

Проблеме образной выразительности города посвящены многие работы. Все это говорит об ее актуальности и о том, что даже при такой активной изученности остается множество неисследованного в этой области. Поэтому предлагается создать методику исследования выразительности архитектурно-пространственной среды города с точки зрения образно-символических качеств, которая дает возможность наиболее полного изучения образа на любом этапе его развития, учитывая все компоненты, участвующие в процессе трансформации образно-символической выразительности (рис. 3). Такая методика может послужить основой для проведения объективного анализа образа любого большого города на разных стадиях его развития. Она включает четыре этапа, три из которых составляют аналитический блок, а один – моделирование.

Первый этап – “Исторический анализ исследуемого города”. Заключается в обозначении основных смысловых этапов развития города и определении в их рамках элементов, значимых с точки зрения образно-символических качеств. Это позволит выявить семантические и художественные особенности городской среды, сформированные в процессе ее эволюции. Методами исследования на данном этапе являются историко-генетический и ретроспективный анализы. Результатом становится классификационная таблица, в которой содержатся текстовые и графические материалы, иллюстрирующие тот или иной исторический период развития города.

На втором этапе методики – “Исследование особенностей визуального восприятия городской среды” – целесообразно выбрать из ранее собранного фактического материала и результатов натурного обследования элементы городской среды, значимые с точки зрения образной выразительности города на каждом уровне восприятия и характеризующие определенный этап развития. Данный этап предполагает проведение социологического опроса для определения образа города в сознании людей. В результате исследования методом систематизации значимых компонентов городской среды, формирующих ее образную выразительность, их качественного анализа и обработки социологического опроса можно выделить ряд образно-символических особенностей, характеризующих тот или иной период развития города. Полученные данные представлены в форме таблицы.

Сущность третьего этапа – “Образно-символические качества среды” – заключается в формулировании ряда символических характеристик исследуемого города, которые наиболее полно отражают его значение на разных исторических этапах. Этот процесс осуществляется на основе проведения семантического и композиционного анализа наиболее значимых видовых кадров города на каждом уровне восприятия. Это дает возможность сделать выводы о том, какие ошибки в формировании образа города на протяжении всего времени могут быть допущены в тех случаях, когда его образно-символические характеристики не соответствуют значению.

Заключительным этапом является «Создание теоретической модели образно-символической выразительности городской среды» посредством применения метода моделирования. Модель включает в себя два блока, иллюстрирующих особенности создания образно-символической выразительности города на разных уровнях (“непосредственного” и “опосредованного” восприятия). Поскольку формирование городского образа рассматривается как процесс непрерывного развития, в ходе которого неоднократно меняется его смысловое содержание, обновляются и образно-символические качества архитектурно-пространственной среды, отражающиеся на разных уровнях восприятия. Чтобы определять такую особенность для конкретной городской среды и учитывать ее в дальнейшем для повышения неотъемлемых для любой городской среды, важных образно-символических качеств, создается теоретическая модель по исследованию образно-символических характеристик.

Апробация данной методики предлагается на примере города Екатеринбурга. На основе сопоставления значений, формирующихся в рамках развития города, выделяется пять ярко выраженных периодов, в рамках которых город приобретал новый статус, что отразилось на образно-символических качествах предметно-пространственного наполнения его архитектурной среды [1].

Первый период: 1723 – 1830-е гг. «Город - завод - крепость». Характерной особенностью данного периода было распространение малоэтажной жилой застройки и доминирование промышленных объектов в структуре города, как на градостроительном уровне, так и в рамках образно-символических взаимосвязей.

Второй период: 1830-е гг. – рубеж XIX – ХХ веков. «Культурно-административный центр». Данный период характеризуется тем, что в структуре города стало появляться много общественных зданий и объектов культуры с характерной архитектурой, что не могло не отразиться на его общей образно-символической выразительности.

Третий период: 1930 – 1990-е гг. «Город - завод». Сложившаяся архитектурная городская среда достаточно изменилась с появлением панельных, новых на тот момент объектов, которые контрастировали с ней.

Четвертый период: 1990 – 2000 гг. «Индустриальный центр». Активное строительство гипертрофированных доминант, особенно на исторически значимых участках городской среды, значительно повлияли на ее силуэтные характеристики.

Пятый период: рубеж XX – XXI веков. К этому времени в стратегическом плане развития города была поставлена задача на будущее соответствие Екатеринбурга «культурной столице, центру инновационных технологий».

Таким образом, на сегодня Екатеринбург (как и любой другой город с историей) имеет достаточно колоритный образ.

Историческая судьба архитектурного Екатеринбурга наглядно представляется нам с момента появления фотографии, на которой фиксируется любое изменение, совершенное на пути к формированию нового образа городской среды. Насколько сильны эти изменения, можно увидеть, сопоставив снимки одного и того же вида города, сделанного в разные периоды его развития. К тому же, на фотографиях фиксируются наиболее предпочитаемые, презентационные виды, сделанные в разное время. Следовательно, такие снимки несут символический характер, отражающий дух времени.

Для образно-символической выразительности города Екатеринбурга выбраны такие его виды, которые наиболее часто позиционируются в разных публикациях и источниках как презентационные. Выбор может зависеть от результатов проведенного среди горожан социологического опроса.

В большей степени такими видами стали центральные участки города. Вид на Вознесенскую горку и панорама пруда в сторону площади 1905 года наиболее полно отражают действительность времени и значение города в первый период. Дух времени второго периода сохраняют панорамные виды центральной улицы города в сторону площади 1905 года, а также участок архитектурной среды города в районе “Городка чекистов”. Последний период представлен районом «Плотинки» в сторону цирка и западными панорамными видами реки Исеть, а также множеством пока еще нереализованных проектов, в которых облик города изменен до неузнаваемости.

Таким образом, исследуя важные для образно-символического анализа виды города, выделяются определенные качественные характеристики Екатеринбурга в целом.

Например, архитектурно-пространственная картина городской среды в районе Вознесенской горки – одна из самых популярных и узнаваемых как среди горожан, так и среди гостей города. Это объясняется, во-первых, тем, что данный участок горской среды имеет характерный рельеф (значительное природное возвышение уровня земли над общим). Во-вторых, естественный перепад рельефа усиливают возведенные на этом участке архитектурные объекты ансамбля усадьбы Харитонова – Расторгуева и Вознесенская церковь. Все они образуют мощную архитектурно-пространственную доминанту с очень выразительным и запоминающимся силуэтом. Поэтому многие стали называть данное место “Вознесенской горкой”. В-третьих, здания, расположенные на этом пространстве, являются памятниками архитектуры эпохи классицизма, с индивидуальной выразительностью, воспринимаемой как от силуэтных характеристик, так и декоративности элементов и деталей этих зданий [2].

Большое значение Вознесенская горка имеет для городской фотохроники. И сегодня в различных печатных изданиях, где речь идет о Екатеринбурге, часто встречаются изображения этого места (почтовые марки, плакаты, календари, обложки книг и т. д.).

По аналогичному принципу исследуются и остальные городские достопримечательности всех завершенных этапов.

Что касается современного периода развития Екатеринбурга, то в публикациях наряду с существующими видами встречаются и проектные, еще нереализованные виды, отражающие его значение как «культурной столицы, центра инновационных технологий» [4]. Приобретая новое значение и преображаясь, он должен сохранять, развивать и подчеркивать в соответствии с новыми социально-экономическими и техническими возможностями общества свой исторический, присущий только ему образ.

Учитывая выявленные в ходе исследования особенности формирования образа городской среды, можно сформировать гипотетическую модель изучения образно-символических характеристик архитектурно-пространственной среды, благодаря которой можно прогнозировать или корректировать образно-символическую выразительность конкретной городской среды. Ее применение на практике должно предупреждать частую в наше время ошибку – несоответствие статуса города его облику и образу.

На сегодня городская среда Екатеринбурга не вполне отражает заявленное в стратегическом плане новое значение: «культурная столица, центр инновационных технологий» [4]. Поэтому, учитывая все важные моменты исследования, предлагается скорректировать существующие имеющиеся на данный момент образно-символические характеристики городской среды Екатеринбурга в соответствии с его новым значением.

Рис.1. Процесс визуального восприятия городской среды

 

Таблица 1. Особенности визуального восприятия городской среды, влияющие на образную выразительность города

 

Таблица 2. Методика исследования образно-символической выразительности архитектурно-пространственной среды города

 
 


Библиография

  1. Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 года. / В.П.Букин, В.А.Пискунов. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 256 с.
  2. Козинец Л.А. Каменная летопись города. / Л.А.Козинец. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 160 с.
  3. Линч К. Образ города. / Пер. с англ. В.Л.Глазычева; Сост. А.В.Иконников; Под ред. А.В.Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с., ил. – Перевод изд.: The Image of the City / Kevin Lynch. – The M. I. T. Press.
  4. Стратегический план развития города Екатеринбурга. – Екатеринбург, 2003. – 142 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017