№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Ушкин Денис Иванович

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.

КОНТАКТНАЯ СРЕДА: КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ


При любом расположении внутри города или на его границе производственная среда всегда была интегрирована в городскую застройку и начинала взаимодействовать с жилой или общественной средой города, с городской транспортной инфраструктурой и отдельными элементами, например, ландшафтно-рекреационными. Однако чёткое разделение городской среды на отдельные составляющие не позволяет объективно оценить всё разнообразие складывающихся пространств и выделить наиболее проблемные места. Поэтому целесообразно выделить в отдельный вид то пространство, где промышленная архитектура напрямую соприкасается с жилой и общественной, а значит, начинает оказывать на них влияние и подвергаться ответному влиянию, где так или иначе возникает «диалог», и обозначить это пространство взаимодействия как «контактную среду».

Внутри подобной контактной среды и складываются на сегодняшний день одни из наиболее проблемных мест в структуре города, так как соприкасающиеся здесь архитектурные объекты совершенно различны по своей сути и назначению и, соответственно, по масштабному строю и образному воплощению. Так, объектам производственной среды свойственны рациональность, технологичность, общественной среде – торжественность и монументальность, а жилой среде – камерность и интимность. И если взаимоотношения между жилой и общественной средами, как более родственными, давно рассмотрены и во многом лишены напряжённостей, то взаимосвязи и взаимоотношения с индустриальной архитектурой в теории исследованы значительно меньше.

Таким образом, основная проблема промышленности в городе заключена в организации гармоничного взаимодействия производственного объекта с элементами городской структуры, образующими вместе контактную среду. Очевидно, что именно в такой среде у рядового горожанина складывается впечатление о промышленности в сравнении с жилой или общественной архитектурой. Соответственно, именно здесь необходимо рассматривать проблему восприятия индустриальной архитектуры и именно здесь становится очевидной роль промышленной архитектуры в создании образа города. И значит, первым шагом в поиске решения задачи будет анализ существующих в городе различных видов контактной среды и систематизация по выявленным особенностям и характеристикам.

В зависимости от образующих элементов все виды контактной среды следует разделить на несколько классификаций.

В первой классификации  все виды контактной среды подразделяются по значению уровня в рамках градостроительной системы на микроуровень, мезо- и макроуровни.

Контактная среда микроуровня характеризуются тем, что здесь образуется локальное «интерьерное» пространство вокруг малых производственных объектов промышленной инфраструктуры города, обычно расположенных внутри жилой застройки. Соответственно, взаимодействие возникает с объектами жилой архитектуры, реже с небольшими объектами общественной ориентации.

Мезоуровень представляет контактная среда, образованная средними и крупными промышленными предприятиями, активно участвующими в формировании линии застройки улиц и оказывающему влияние на город в целом. Такие объекты часто расположены в узловых точках городской структуры. Складываются крупные локальные и относительно небольшие линейные пространства восприятия.

Контактная среда макроуровня образуется на стыке крупных промышленных, рекреационных, ландшафтных и жилых зон города. Это протяжённые линейные пространства, особенно резко показывающие разность этих зон. В случае неудачного воплощения диалога-взаимодействия такая контактная среда в силу своих размеров особенно негативно воздействует на город.

Во второй классификации, все виды контактной среды можно разделить по участвующим во взаимодействии элементам городской среды. Здесь является целесообразным разделение на два типа.

К первому типу относится контактная среда, складывающаяся при взаимодействии промышленной архитектуры с природными элементами городской среды. Современные ландшафтные элементы города становятся местами массового отдыха жителей. И здесь промышленная архитектура со свойственными ей эмоциональными характеристиками начинает противоречить эмоциональному содержанию контактной среды, сформированной рекреационной функцией. Особенно характерно такое противоречие при промышленных зданиях второй половины ХХ века, тогда как сохранившиеся ранние производственные здания, причисленные к исторически ценным памятникам архитектуры, благодаря своим высоким архитектурно-художественным качествам, органично вписались в изменившееся окружение. Подобные «очаги взаимодействия» существуют во многих промышленных городах и проблемы, связанные с ними, по-прежнему актуальны.

На примере города Екатеринбурга можно рассмотреть такие производственные объекты как Уральский приборостроительный завод, Екатеринбургский мукомольный завод №1 (ЕММЗ№1), Верх-Исетский металлургический завод, Екатеринбургский лакокрасочный завод. Наиболее интересны такие объекты как Уральский приборостроительный завод и ЕММЗ №1. Благодаря компактным размерам, эти предприятия находятся среди жилой застройки и напрямую взаимодействуют с ней. При этом наиболее благоприятная точка для восприятия этих заводов открывается с противоположного берега р. Исеть, отсюда же становится очевидна важность ориентации главных фасадов на набережную, в особенности учитывая связь с отражениями реки. Проблемы ЕММЗ №1 присущи многим существующим промышленным предприятиям. Данный завод является комплексом разновременных и разностилевых сооружений, поэтому здесь особенно актуальна проблема визуальных и композиционных взаимосвязей между зданиями самого завода.

Ко второму и наиболее распространённому типу относится контактная среда, формирующаяся объектами промышленной и жилой архитектуры. При таком расположении промышленности и жилья, когда они одновременно участвуют в формировании застройки улицы и непосредственно влияют друг на друга, наиболее отчётливо представляется различие двух направлений архитектуры. Две среды, различные по эмоциональному содержанию, – рационально-машинная и камерно-рекреационная – резко противопоставляются в едином пространстве этой контактной среды и, соответственно, разрывают его при восприятии на отдельные функциональные зоны, что неприемлемо для гармоничного развития города и является важной и актуальной проблемой. Особенно проблемной становится такое состояние сложившейся среды, когда низкий архитектурно-художественный уровень производственных зданий усиливает разрыв так, что психологически пешеходы всегда предпочитают идти по стороне жилой застройки, избегая противоположной стороны. Эта ситуация характерна и в тех случаях, когда промышленная территория огорожена тяжёлым безликим типовым железобетонным забором. Во многом причины данной проблемы в том, что при преобладающей массе промышленных зданий в общей застройке пространства уровень первого этажа чаще всего не сомасштабен человеку и, соответственно, вызывает отторжение, создает при восприятии давящее ощущение. Эффект усиливается зачастую мрачным цветовым решением фасадов. В итоге, вместо единой гармоничной среды предстаёт разорванное на части пространство.

В третьей классификации контактную среду следует рассмотреть по особенностям размещения в структуре города. В качестве основного исследуемого вида в данной классификации целесообразно принимать контактную среду, образованную промышленными, жилыми и общественными зданиями, как наиболее распространённый и проблемный вид. Здесь возможно выделить 5 типов.

Первый тип представляет собой контактную среду, которая определяет такое расположение промышленности и жилья, при котором они одновременно участвуют в формировании противоположных фронтов застройки улицы и непосредственно влияют друг на друга. Здесь характерно то, что с одной стороны объекты промышленной и жилой архитектуры разделены транспортным движением, с другой стороны они воспринимаются в перспективе как единое линейное пространство, развивающиеся вдоль улицы. Однако из-за разного эмоционального климата и отсутствия гармоничного визуального взаимодействия улица при восприятии представляется разделённой на две отдельные друг от друга стороны – промышленную и жилую.

Примерами такой контактной среды являются линейные пространства по ул. Малышева вдоль фасада ПО «ВЕКТОР», пространство вдоль основного корпуса «Конфи», пространства по сторонам ЕГМЗ №1. Отдельно необходимо заметить, что во многих случаях подобные пространства развиваются вдоль главных фасадов предприятия, что в значительной мере снижает акцент центрального входа, требующего образования локального пространства предзаводской площади как момента перехода от общественной или жилой среды к промышленной, как подготовительное, подводящие пространство для главного входа.

Отдельной разновидностью этого типа контактной среды является линейное пространство, развивающееся вдоль крупного элемента транспортной инфраструктуры города и образованное объектами промышленной архитектуры. В данном случае происходит взаимодействие производственной среды и транспортной. Промышленные объекты вдоль железнодорожных путей внутри города, вдоль крупных городских магистралей. Характерной чертой подобных связей является наличие зелёных защитных посадок. В таких ситуациях промышленные объекты становятся ведущими доминантными элементами среды, и именно они формируют восприятие как данного пространства, так и части города в целом. Очевидно, что значительная часть восприятия приходится на людей в транспорте, соответственно, и сформировавшуюся среду следует оценивать с этой точки зрения. Линейность сложившегося пространства, развитого вдоль элементов инфраструктуры, усиливается зачастую вытянутыми объёмами промышленных зданий и горизонтальными членениями их фасадов. Невыразительность силуэта, безакцентные фасадные композиции и низкое качество отделки, железобетонный забор создают впечатление серого, унылого, мрачного пространства.

Ко второму типу можно отнести контактную среду, представляющую собой локальное пространство, образованное в узловой точке городской структуры. Сочетание таких разных типов среды как производственная, общественная, жилая и транспортная в едином пространстве зачастую может привести к конфронтации. Степень такой конфронтации во многом зависит от зданий промышленного предприятия, участвующих в формировании контактной среды. Между зданием АБК и городскими общественными зданиями степень конфронтации наиболее низка из-за схожего назначения АБК и схожего масштабного строя. Степень конфронтации с главным производственным корпусом более высока и во многом зависит от характеристики промышленного здании и его функционального назначения: одноэтажное или многоэтажное здание, высота этажа, закрытость или открытость производства. Ещё сильнее конфронтация между общественными/жилыми зданиями и инженерными сооружениями. Наиболее сложная ситуация складывается в среде, образованной объектами подсобных производств, складов и т.п. Глухие закрытые объёмы, всё функционально, скупо, безлико.

Вне зависимости от степени конфронтации, объекты и производственной, и общественной среды могут претендовать на доминирование и отрываться при этом от жилой. В тех случаях, когда доминирование принадлежит промышленному объекту, следует отметить, что объясняется это, в первую очередь, размерами и главенствующим расположением в застройке, а не своеобразием объёмно-пространственной или фасадной композиции. Подобное положение на важном узле структуры города придаёт высокую композиционную значимость объекту и требует соответствующего уровня архитектурно-художественных качеств как самого здания, так и сформировавшейся вокруг среды, её наполнения.

Наиболее характерными примерами такой контактной среды являются площадь Первой Пятилетки перед главным зданием Уралмашзавода, площадь перед проходной ВИЗа, развязка трёх магистралей: пр. Космонавтов, ул. Челюскинцев, ул. Смазчиков с доминирующим корпусом ЕГМЗ №1.

Отдельные случаи представляет собой контактная среда третьего типа, в пространстве которой промышленные и жилые здания соседствуют во фронте застройки и воспринимаются совместно. Современными примерами подобных случаев может служить пространство у железнодорожного вокзала со зданием бывшей мельницы Борчанинова, фронт застройки по ул. Свердлова между двух изгибов, где линейное пространство формируется взаимодействием жилых зданий и зданий хлебомакаронного комбината и завода Уралтрансмаш, здесь же следует отметить пространство, сформировавшееся у здания бывшего завода ОЦМ (обработки цветных металлов). Особенность такого соседства состоит в том, что, в отличие от большинства случаев, здесь здания промышленных объектов не имеют как таковой буферной зоны между собой и жилыми зданиями, как, например, проезд, огороженная часть территории и т.д. Такое непосредственное сопоставление лишь ярче подчеркивает существующие типологические различия.

Контактная среда четвертого типа – это пространство, где промышленный объект играет роль фоновой застройки для близлежащих жилых зданий. Подобная ситуация возможна в тех случаях когда производственное предприятие размещается внутри квартала или занимает часть квартала таким образом, что при восприятии застройки с противоположной стороны промышленные здания воспринимаются фоном для жилых зданий. Следует отметить, что подобным фоном может служить не весь комплекс в целом, а лишь отдельные здания. Это характерно для относительно небольших предприятий, существующих внутри города. Здесь опасно излишнее выделение промышленного объекта какой-либо подчёркнутой особой детальностью и своеобразием. Но характерно и то, что в подобной контактной среде проблема сомасштабности промышленного здания человеку ослабляется, так как промздание играет второстепенную роль в пространстве и его воздействие на восприятие сложившейся среды не столь значительно как в прочих случаях.

Характерным для современного города можно назвать пятый тип контактной среды, представляющий собой внутригородское жилое интерьерное пространство, где центральным элементом является архитектурный объект промышленной инфраструктуры города. К подобным объектам следует отнести различного типа котельные, тепловые пункты, трансформаторные подстанции, водонапорные башни и тому подобные сооружения. Значительное их количество располагается внутри жилой застройки, но при этом отличается типологическими признаками промышленной архитектуры и поэтому выделяется в сложившейся застройке чужеродностью, не взаимодействуя с окружением. То есть такой объект по занимаемому положению оказываются композиционным центром жилого пространства, а по художественно-образному воплощению – заброшенное мрачное сооружение.

Четвертая классификация рассматривает виды  контактной среды по характерным особенностям промышленного здания, участвующего в формировании среды. Так как именно производственный объект со свойственными ему композиционным и архитектурно-художественным уровнями во многом определяет оценку очага взаимодействия и положительное или отрицательное восприятие, складывающиеся у горожан. Таким образом, в зависимости от промышленного здания можно выделить несколько типов контактной среды. 

Первый тип определяется историческими промышленными зданиями. Такие очаги чаще всего создают наиболее положительное восприятие, так как обладают тщательно проработанной композицией фасадов и сомасштабны человеку, при этом не выделяются из исторической застройки. Иногда промышленное здание достаточно сильно выделяется на фоне современных объектов, оставляя, однако, положительное впечатление.

Второй тип выделяется на основе промышленных зданий, построенных по индивидуальным проектам. Уникальные каждый по своему композиционному решению, они, соответственно, доминируют на сложившемся пространстве и организуют всё вокруг.

Контактная среда третьего типа определяется на основе типовых промышленных зданий, построенных с середины XX века. Это наиболее проблемная группа, так как подобные промышленные здания, наиболее распространённые на сегодняшний день, обладают самым низким уровнем архитектурно-художественных качеств.

Итак, выделенные четыре категории позволяют классифицировать контактную среду, подчеркнув их особенности, и благодаря этому выявить и систематизировать проблемные моменты городской среды, создаваемые объектами промышленной архитектуры. А впечатление, которое создаётся у человека о такой архитектуре, чаще всего обусловлено именно тем визуальным воздействием, которое оказывают производственные здания, участвующие в формировании контактной среды совместно с другими объектами, отличными как по типологическим и объёмно-пространственным решениям, так и по создаваемому эмоциональному климату.

Но в таком сравнении производственные здания, чаще всего объекты ХХ века, к сожалению, выделяются далеко не лучшим образом. Сухой рациональный техногенный характер создаваемого эмоционального климата, низкий уровень архитектурно-художественных качеств (невыразительный силуэт, низкое качество отделки, слабое использование инженерного оборудования как эстетически выразительных элементов, невыразительные композиции фасадов и объёмно-пространственного решения) не позволяют промышленным объектам занять центральное место внутри сложившейся контактной среды и реабилитировать себя. Однако гармоничность любой контактной среды обусловлена помимо промышленных зданий и другими составляющими элементами как производственной, так и жилой среды. Неорганизованные предзаводские территории, слабо разработанные буферные зоны, как переход от одной типологической группы к другой, в целом и создают раздробленность пространства.

В современном мире понятие «индустриальный город» совсем не обозначает загрязнённый серый и мрачный город и не является противоположностью понятию «город для человека». Вопрос во многом заключается не в плоскости наличия или отсутствия крупного или малого промышленного предприятия в городе, а в плоскости организации и воплощения современных требований и возможностей. Вследствие этого проблемы гармонизации контактной среды путём реконструкции промышленных зданий и объектов являются наиболее актуальными и важными проблемами по развитию города.

 


Библиография

  1. Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды [Текст] / А.В.Иконников, М.С.Каган, В.Р.Пилипенко, С.В.Потапов, Ю.Б.Тупталов; под общ. ред. А.В.Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. – М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.; ил.
  2. Илгунас А.О. Промышленные сооружения в композиции городов [Текст] / А.О.Илгунас. – М.: Стройиздат, 1989. – 235 с.; ил.
  3. Ким Н.Н. Промышленная архитектура [Текст] / Н.Н.Ким.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1988.– 244 с.; ил.
  4. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Основы теории [Текст] / В.Т.Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 296 с.; ил.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017