№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Зденежных Игорь Александрович

аспирант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор: Барабанов А.А.

Зденежных И.А. Скрытый потенциал формообразования в архитектуре. // И.А.Зденежных. Архитектон: известия вузов. №22 (Приложение). Материалы научной студенческой конференции "Актуальные проблемы архитектуры и дизайна". 2008.


1. В архитектурной науке можно выделить две большие исследовательские области: первая изучает вопросы, связанные с архитектурным проектированием, вторая – влияние архитектуры на человека. Между этими областями нет чёткой границы, они взаимопроникают и дополняют друг друга. Возможность разделения их в теории говорит о существующем балансе между ними, поддержание которого позволяет гармонично развиваться архитектурной науке (схема 1).


 

2. В области, изучающей вопросы архитектурного проектирования, можно выделить много различных направлений. Исследования данной области характеризует стремление к систематизации архитектурной науки, типологизированию объектов архитектуры, поиску практичных архитектурных решений. На сегодняшний день данная область оперирует исследованиями широкого масштаба – от проектирования фонарей и скамеек до развития многоядерных систем расселения.

Вместе с этим в данной области существуют исследования, цель которых не улучшение условий жизнедеятельности человека, а решение обособленных архитектурных задач. Такой отрыв от основного назначения архитектуры приводит к увеличению числа возможных архитектурных решений и уменьшению понимания того, какое решение необходимо в тех или иных условиях. Это подтверждается и появлением «фантазийных» исследований, предлагающих проекты космических систем расселения, городов – «роботов» и других условий, в которых человек биологически не может существовать.

3. Причина появления данных исследований состоит в нехватке знаний, позволяющих оценить влияние на человека существующего архитектурного пространства, знаний, говорящих о том, как нейтрализовать отрицательное воздействие случайных архитектурных решений и какие решения позволят улучшить жизнедеятельность человека.

Эти знания даёт область исследований, изучающих влияние архитектуры на человека. Исследования данной области имеют более глубокий подход к пониманию архитектуры и предлагают проектировать не только архитектурный объект, но и состояние человека, взаимодействующего с ним. Исследования данной области характеризует стремление к поиску общих закономерностей в смыслообразовании и смысловыражении архитектурной формы.

4. Взаимодействуя с окружающей средой, человек участвует в двухстороннем процессе. С одной стороны, он видоизменяет её, с другой – реагирует на её влияние, причём, процесс реагирования так же непрерывен, как и процесс видоизменения. Он может быть сознательным, когда человек целенаправленно концентрируется на получении информации из окружающей среды, либо подсознательным, когда он не уделяет ему внимания. В любом случае эти процессы равнозначны и каждый из них является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека (схема 2).


 

Человек с обычной системой восприятия около 85% информации получает благодаря зрению, 10% – благодаря слуху и 5% – благодаря трём оставшимся органам чувств. Помимо этого человек получает информацию и подсознательно. Сюда входят кинестезические впечатления, воздействие солнечной радиации, энергоинформационный обмен.

Воздействие окружающей среды проявляется не только в накоплении и анализе получаемой информации. Данное воздействие создаёт резонанс во всём организме человека, который оказывает влияние на его эмоциональное состояние, умственные и физиологические процессы. Это говорит не только о важности изучения особенностей воздействия окружающего пространства на человека, но и возможности регулирования его жизнедеятельности с помощью архитектуры.

5. Процедуру формообразования в архитектуре можно разбить на несколько аспектов. Причём, каждый из них будет воздействовать на определённые процессы жизнедеятельности человека (схема 3).


 

Смыслообразующие аспекты будут воздействовать на духовные процессы человека. Объёмно-пространственные аспекты – оказывать влияние на биоэнергетические процессы жизнедеятельности. Планировочные аспекты – влиять на физиологические процессы. Композиционные аспекты – влиять на умственные процессы и художественные аспекты – оказывать влияние на психические процессы жизнедеятельности человека.

На сегодняшний день мы используем в проектировании ряд критериев, таких как функциональность объекта, экономичность строительства, эстетичность и современность облика здания. Эти критерии имеют прямое отношение к качеству самих проектов, но не к жизнедеятельности человека. Мировая практика проектирования имеет множество примеров, показывающих какое сильное влияние может оказывать архитектура на человека.

В одной из своих статьей Александр Барабанов анализирует проект реконструкции жилой группы в Безансоне (схема 4). Данный район имел репутацию наиболее криминального в городе. Застройку в нём формировали многосекционные панельные дома, выполненные по типовым проектам. После проведённой реконструкции, радикально изменившей композиционный облик зданий, уровень преступности в этом районе снизился на 80%. Этот пример показывает, как посредством композиционного решения в архитектуре можно влиять на умственные процессы и поведение человека.


 

Большую часть архитектурного облика Екатеринбурга 70 – 80-х годов формируют как раз панельные здания, выполненные по типовым проектам. И криминогенная обстановка в городе занимает одну из первых позиций в России. Однако никто на сегодняшний день не пытается решить данную проблему средствами архитектуры.

Показать влияние объёмно-пространственного аспекта формообразования могут исследования французского архитектора Жёржа Прата, который методом интуитивного видения установил особенности энергоинформационного воздействия большого числа памятников истории и архитектуры (схема 5).


 

Менгиры ставились в местах пересечения разломов, подземных водных потоков и сеток металлов, где камень фиксировал точку концентрации энергий. В храмовой архитектуре действие подземных энергий также учитывалось и помимо выбора места для строительства, сама форма здания служила преобразователем энергий, идущих от земли. Особое внимание заслуживают примеры использования эниовоздействия в культовой архитектуре. Комплекс пирамид в Гизе сориентирован строго на основе данных сеток. Храм в Карнаке, имеющий в плане неясный поворот на 7 градусов, на самом деле посажен на подземный энергетический канал, который и формирует его ось. Эти примеры говорят о высоком понимании энергоинформационного обмена архитекторами прошлого и широких возможностях архитектуры влиять на него.

6. Как не может быть случайным поведение и эмоции человека, так каждое архитектурное решение оказывает на него определённое воздействие. Осознанное проектирование означает целенаправленный выбор объёмно-пространственного, композиционного и любого другого решения, предполагая, какое воздействие оно будет оказывать на человека и стремясь к достижению наилучшего.

Не исследовав участок для застройки на предмет эниовоздействия, можно нанести вред здоровью человека гораздо более сильный, чем нехватка витаминов. Так, сотрудники научно-исследовательского центра «Экватор» провели в городе Омске анализ помещений, жители которых умерли от рака и установили, что причиной развития раковых опухолей было расположение спальных мест как раз на пересечении сеток Хартмана и Кюри (схема 6).


 

Помимо воздействия подземных энергий на человека, этому воздействию подвергается само здание, и случайный выбор участка для строительства может стать причиной разрушения конструкций.

Архитектурное бюро, занимающееся разработкой проекта гостиницы «Хайят» в городе Екатеринбург (схема 6), столкнулось с проблемой энергетического неблагополучия участка, который изрезан разломами в земной коре и подземными водными потоками. Не предприняв мер по нейтрализации этого воздействия на данном этапе, фирма может столкнутся с разрушением конструкций здания ещё в процессе строительства. Можно привести и другие примеры разрушения конструкций энергетическими выбросами земли: аквапарк «Трансваль», потолок комплекса в «Крылатском» в Москве, 3 энергоблок Чернобыльской АЭС и многие другие.

7. Таким образом, можно выделить несколько аспектов воздействия архитектурного пространства, которые мало учитываются в современных проектах, но по степени влияния на человека занимают самое важное место.

Первый – это выбор места. Экономия средств на данном этапе и не проведённый анализ участка на предмет эниовоздействия в последующем могут привести к затратам более значительным и вреду для здоровья человека, который нельзя измерить по финансовой шкале.

Второй – это объемно-пространственноое решение. За счёт данного аспекта можно влиять на энергоинформационный обмен и преобразовывать влияние подземных энергий на человека.

Третий – это композиционное решение. Благодаря пропорциям и композиционному строю здания, можно влиять на эмоционально-эстетическое и умственное состояние человека.

Четвёртый – это планировочное решение. Данным аспектом можно регулировать воздействие солнечной радиации, аэрации и других характеристик, влияющих на физиологические процессы человека. Архитектура – это не только защита от внешних условий или раздел в сфере творческих профессий.

Архитектура может быть и лекарством от многих заболеваний. Может культивировать в человеке хорошие качества характера и увеличивать интенсивность его жизни. Для этого необходимо изучать и использовать на практике тот потенциал, который существует у архитектуры.

 


Библиография

  1. Страутманис И. А. «Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры». М., Стройиздат, 1978.
  2. Барабанов А. А. Публикация в журнале «Cloud-Cuckoo-Land – Воздушный замок»: Человек и семантика отношений, 2002.
  3. Georges Prat «L´Architecture Cosmique», 2005.
  4. Georges Prat «L´Architecture Invisible», 2005.
  5. Georges Prat «Resonances du Sacre», 2005. 6. Материалы центра инновационных технологий ООО «Экватор».

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017