№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Ненашева Ольша Александровна

магистрант УралГАХА Научные руководители: кандидат архитектуры, профессор Шипицына О.А.; кандидат архитектуры, доцент Конева Е.В.

ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (на примере города Кушвы)


В настоящее время большинство уральских городов-заводов находятся в критическом состоянии не только с точки зрения развития производственного комплекса, но и с позиции качества архитектурно-пространственной среды. А между тем, многие из них имеют в своей структуре уникальные памятники индустриального наследия. Именно поэтому на сегодняшний день важной задачей современного архитектора является обозначение и обоснование различных способов реабилитации и восстановления ценных промышленных объектов городской среды, которые позволили бы гармонизировать архитектурный потенциал города в целом.

Одним из наиболее проблемных в этом плане городов на Урале является город Кушва, основанный в середине ХVIII века. Его планировочная структура, сохранившаяся практически со времен основания, представляет собой сетку улиц, развивающихся вокруг центрального ядра, которым является территория завода. Таким образом, получается, что город разделен на две части [1]. При этом транспортная связь в центральной части города (по плотине) сегодня практически полностью утеряна, что, в свою очередь, создает значительные неудобства для жителей города, имеющих жилье в одной части города, а работу – в другой (схема 1). Очевидно, что планировочная структура, приемлемая в той или иной степени на предыдущих этапах развития города, является достаточно проблематичной в свете современных требований к комфорту организации городской среды.


 

Еще одним проблематичным моментом для города является утрата художественно-эстетических качеств застройки в силу экономического и социального упадка, произошедшего в недавнем прошлом. Сегодня облик города представляет собой следующее: западная часть практически полностью застроена малоэтажными жилыми домами, часть которых – обветшалые деревянные постройки, созданные в дореволюционный период или бараки, а восточная – преимущественно застроена зданиями средней этажности, большинство из которых построены в период индустриализации. Таким образом, можно говорить о том, что образная выразительность городской среды также оставляет желать лучшего.

Однако существует и ряд положительных моментов, которые преимущественно связаны с природными качествами территории, на которой расположен город. В первую очередь – это рельеф: три возвышенности, одной из которых является гора Благодать. У ее подножия и находится промышленная территория, являющаяся градообразующим центром Кушвы. Именно эта территория была выбрана для проектирования нового производственного комплекса, который станет своеобразным инструментом осуществления ревалоризации малого промышленного города.

Участок находится на западном берегу городского пруда и проходит вдоль береговой линии. Данное положение является достаточно выгодным с точки зрения визуального восприятия проектируемого объекта из различных точек города. Помимо ценного природного ландшафта, на этой территории расположены памятники индустриального зодчества: мартеновский, механический и доменный цехи, электростанция и парокотельная, являющиеся уникальными в своем роде сооружениями. Кроме того, к участку примыкают сохранившиеся до наших дней конструкции подвесной дороги, по которой руда с Гороблагодатского рудника транспортировалась непосредственно на территорию завода. В настоящее время эта дорога не используется и находится в плачевном состоянии, поскольку рудник практически полностью исчерпал свои природные ресурсы, а и на промышленной территории Кушвинского завода остался лишь один действующий цех по производству прокатных валков. Большая часть заводской площадки сегодня хаотично застроена и имеет весьма неблагоустроенный вид, особенно ярко это наблюдается на прибрежной территории Кушвинского пруда. Завод, притягивавший когда-то массы людей, сегодня по сути представляет собой пустырь в центре города. Налицо проблема упадка композиционной и образной выразительности промышленной территории и необходимость поиска способов формирования её целостной структуры.

Одним из возможных путей развития архитектурно-художественной среды проблемной производственной территории в рамках малого уральского города может стать применение принципов динамичной композиционной структуры организации архитектурного пространства. В данном случае основная идея состоит в создании на исторически сложившейся производственной площадке нового перспективного наукоемкого промышленного предприятия, включающего в себя развитую общественную функцию. Динамика объемно-пространственного и планировочного решения может осуществляться за счет использования различных инструментов создания архитектурного объекта: приемов световой выразительности, современных материалов, применения трансформируемых конструктивных систем и колористических особенностей [2]. Таким образом, можно выделить три характеристики, на основе которых можно сформулировать принципы организации динамичной структуры: свет, материалы, конструкции и цвет (рис.1).

Рис.1. Качественные характеристики динамической структуры

 

По итогам анализа сложившейся ситуации, было предложено четыре принципиально различные схемы развития промышленной территории города Кушвы с применением составляющих модели динамичной структуры.

Первая концептуальная схема взаимосвязей структуры научно-производственного и общественного комплексов основывается на трехчастном композиционном решении. Объект представлен тремя отдельными блоками. В первом располагается непосредственно производство, во втором блоке находится научно-исследовательский центр, который посредством транспортно-пешеходной связки взаимодействует с третьим блоком, имеющим общественно-культурную функцию. Вся промышленная территория делится на две функциональные части, одна из которых представляет собой музейно-исторический центр с большой парковой зоной, вторая – общественно-производственный комплекс, расположенный по обе стороны городского пруда. В данном варианте применен принцип организации динамичной структуры с помощью приемов световой архитектуры световой.

Наклонные плоскости архитектурного объема в дневное время позволяют отсвечивать солнечный свет, что создает иллюзию изменяемой структуры, в то же время плоскости могут служить солнечными батареями, способными накапливать энергию, которая в дальнейшем используется для обеспечения жизнедеятельности людей в здании. Подъезды к комплексу предполагается организовать со стороны главных городских магистралей. Таким образом, становится возможным восстановление транспортной связки между разрозненными частями города, которая будет проходить по линии плотины. Кроме того, в данном варианте предусмотрена организация еще одной транспортной и пешеходной связки, которая позволит соединить части научно-производственного комплекса с городским пространством (рис. 2).

Рис. 2. Вариант проектного решения с применением приемов световой архитектуры

 

Вторая схема представляет собой вариант формирования объекта посредством двухчастной композиции: научно-производственной и общественной частей. Первая из них образует производственно-музейный комплекс, а вторая, расположенная вдоль береговой линии городского пруда – культурно-развлекательный. Каждая из частей имеет свою систему площадей, связывающих их в единый комплекс. При этом важную роль играет создание пространств для прогулок и общения людей. Проектом предполагается создание благоустроенных набережных, зон с игровыми элементами пространства и т.д. Данный вариант основывается на принципе создания динамичной структуры комплекса за счет использования современных материалов, обладающих различными физическими и информационными характеристиками (рис.3).

Рис. 3.

Вариант проектного решения с применением современных материалов и технологий

 

Третья схема отличается о двух предыдущих прежде всего тем, что комплекс решается как целостная структура, каждый из элементов которой «нанизан» на единую композиционную ось, проходящую вдоль береговой линии городского пруда. В данном случае, так же, как и в предыдущем варианте, пространственная организация строится на основе системы площадей и благоустройства набережной. Главный фасад комплекса получает свое развитие вдоль береговой линии и ориентирован на восприятие с противоположного берега пруда, формируя при этом развернутую панораму. Большую по площади часть промышленной территории, находящуюся за устьем плотины, предполагается отдать для создания музейного комплекса, включающего объекты ценного индустриального наследия не только города Кушвы, но и уральского региона в целом. Данное решение позволит не только организовать озелененную зону, но и позволит восстановить почву на данной территории, которая в течение длительного времени подвергалась негативному влиянию различных выбросов металлургического производства. В этом варианте предполагается использование таких принципов создания динамической структуры как трансформируемые конструкции, благодаря которым появится возможность не только упростить организацию производственных процессов, но и создать необычное образное решение центрального городского пространства (рис.4).

Рис. 4. Вариант проектного решения с применением современных трансформируемых конструкций

 

Четвертый вариант внедрения динамичной структуры в пространственную среду города основан на использовании цвета, как ключевого элемента организации визуальной среды города. И это не случайно, поскольку колористические особенности природной среды Кушвы, ввиду её географического местоположения, отличаются монохромной гаммой, что привело к достаточно тусклым цветовым решениям, используемым в архитектуре. В ходе анализа колористических особенностей искусственной и естественной среды, были выявлены основные цветовые пятна, присутствующие в городском пространстве (схема 2), на основе которых стала возможной разработка цветовой схемы нового объекта.


 

Таким образом, можно сказать, что в отделке фасадов многофункционального комплекса необходимо использовать специальные высокотехнологичные панели, способные менять свои цветовые характеристики в диапазоне заданных температур с учетом колористических особенностей времени года. Архитектурное решение данного варианта представляет собой композицию из двух крупных блоков, напоминающих чаши. Центральная часть каждой из них представляет атриумное пространство, перекрытое куполом. Между собой блоки соединены прогулочным пешеходным мостом, который позволит наслаждаться видами, открывающимися с берега городского пруда. Композиционная ось проходит вдоль линии пруда (рис.5).

Рис. 5. Вариант проектного решения с использованием колористических приемов

 

В заключение следует отметить, что при разработке архитектурного решения каждого из вариантов предусматривается создание такой функциональной зоны как музей-заповедник на территории старого Кушвинского железоделательного завода. Это позволит сохранить находящиеся на этой территории памятники индустриального наследия и создаст благоприятное пространство для культурного отдыха людей.

Таким образом, применяя комплексный подход к проектированию, основанный на использовании четырех принципов создания динамики, можно произвести качественную ревалоризацию заброшенной промышленной территории, т.е. вернуть ей исторический статус градообразующего центрального ядра, а также преобразовать и гармонизировать исторически-сложившуюся среду малого уральского города, обладающего ценным с точки зрения архитектуры историческим наследием, в целом.

 


Библиография

  1. Холодова Л.П. Архитектурная реконструкция исторически сложившихся промышленных предприятий. Учебное пособие. Москва, 1987. Темплан, поз. 159.
  2. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре / Сапрыкина Н.А. Учебник для вузов. – М.: «Архитектура – С», 2005. – 312с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017