№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Дизайн


 Урсегова Любовь Петровна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н. П.

ДИЗАЙН ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ (Тезисы)


Повальное увлечение экстремальными видами спорта и туризма – это ни что иное как погоня за ощущениями, стремясь получить которые, люди подвергают себя опасностям. По данным статьи «Врожденная любовь к риску» Татьяны Козаченко, за последние несколько лет количество экстремалов в некоторых видах спорта увеличилось более чем на 100-300% [5].

В поисках впечатлений люди отправляются на сложные труднодоступные маршруты, не имея должного опыта и снаряжения. Там, где звучит слово «экстрим», подразумевается присутствие острой грани между жизнью и смертью, а безопасность – это ни что иное, как ширина этой грани.

Проблема обеспечения безопасности путешествий – одна из самых важных, но в тоже время одна из самых сложных проблем туризма. По данным статистики МЧС России, на каждые 10 тысяч пеших туристов, путешествующих по спортивным маршрутам, приходится 4 погибших, на 10 тысяч лыжников – 5 погибших, на 10 тысяч водных туристов – 15 погибших и на 10 тысяч альпинистов – 24 погибших. К статистическим относятся случаи с зарегистрированными группами, реальные цифры в три-пять раз выше официальных.

Рождается вопрос: возможно ли сделать маршрут максимально безопасным, но в то же время сохранить шлейф эмоциональных впечатлений при его прохождении?

«Некоторые товары по своей природе зависят от чувственного восприятия (например, игрушки, сладости, вино, компакт-диски)» [2], в этот ряд также можно включить и туристский маршрут, где задействуются все человеческие эмоции. Дизайнер как никто другой может повлиять на то, какими будут эмоции при взаимодействии туриста с маршрутом. Важная роль в процессе коммуникации отводится безопасности людей.

Туристские средства коммуникации – это средства взаимодействия участников маршрута друг с другом, способ контроля самочувствия членов группы инструктором, помощники в обнаружении группы в аварийных ситуациях, средства, поддерживающие эмоциональный комфорт внутри группы.

Несмотря на то, что главная цель существования туристских средств коммуникации – увеличение безопасности на маршруте, они также помогают в усилении чувственного восприятия маршрута, придания ему личностной окраски. Безопасность тоже можно рассматривать как ощущение, дающее уверенность в собственных возможностях, защищённости. Дизайнер своими произведениями может повлиять на это ощущение. В связи с этим дизайнеру необходимо предварительно знать, как можно воздействовать на чувственные каналы потребителя в экстремальных условиях, какой дизайн-инструментарий будет эффективен для передачи необходимой информации.

При проектировании оборудования и снаряжения для экстремальных туристских маршрутов необходимо сознавать особую ответственность дизайнера, в связи с этим тщательно продумывать каждый проблемный нюанс, возможный на маршруте.

В данном случае с работой дизайнера сравнима работа режиссёра-постановщика, разрабатывающего экстремальные трюки каскадёров, который несёт ответственность за их жизни. «Одна из главных задач режиссёра – сделать концептуальный материал драмы реальностью». Задача дизайнера – спрограммировать действия потребителя через разрабатываемый предмет, в какой-то степени решающий проблему. В случае экстремального туристского маршрута – это безопасность средствами дизайна. Безопасность складывается из внешних факторов, влияющих на человека, и придаёт эмоциональную окраску увиденному.

Дизайн-сценирование предполагается как способ разведывания безопасных и опасных ситуаций, с последующей их корректировкой. Сценарий определяет возможную последовательность событий (действий), отображающую некий аспект поведения всей системы [6]. Помимо этого, дизайн-сценирование предполагает структурно-ситуативный анализ маршрута, который поможет вывести проблемные моменты пути: отрезки, где наиболее велика вероятность эмоциональных или физиологических срывов, неблагоприятное воздействие среды. Дизайн-сценирование в рамках маршрута можно разделить на три составляющие: сценирование среды, сценирование ролей субъектов при взаимодействии и сценирование самого процесса коммуникации (деятельность).

Сценирование позволяет оптимизировать подачу впечатлений, программируя эмоциональные подъёмы и спады туристов, регулировать способы выхода из критических ситуаций, обозначить потребность в том или ином снаряжении и т. д.

Экстремальная среда диктует жесткие ограничения в выборе дизайн-инструментария для разрабатываемого снаряжения. Проведение послойной «фильтрации» помогает проектировщику отобрать из существующего разнообразия дизайн-инструментария наиболее подходящий для решения каждой проблемной ситуации в определённой среде.

Фильтр 1 обусловлен задачами, которые диктует та или иная ситуация в экстремальной среде.

Фильтр 2 – природно-климатические факторы.

Фильтр 3 – факторы психо-физиологического характера.

Возможны и др. факторные фильтры, оказывающие воздействие на состоятельность того или иного инструментария. Конечный продукт фильтрации будет зависеть от составляющих фильтра, которые определяются при сценированнии.

Становится очевидной логика поэтапного формирования средств, снаряжения и оборудования для экстремальных маршрутов. Первым этапом можно выделить проведения дизайн-сценирования, где определятся цели, задачи, роли и способы взаимодействия элементов рассматриваемой системы, вторым – проведения отбора дизайн-инструментария, технологий и материалов по принципу «многослойной фильтрации» и третьим – синтезирование всех предыдущих этапов в объект дизайна либо некую систему объектов.

 


Библиография

  1. Каган, М. С. Дизайн: очерки теории системного проектирования [Текст] / М.С. Каган. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1983 – 184 с.
  2. Пайн, II., Джозеф, Б., Джеймс, Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена.: пер. с англ. [Текст] / П.Пайн, Б.Джозеф, Х.Джеймс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 304 с.
  3. Штюрмер, Ю. А., Опасности в туризме, мнимые и действительные [Текст] / Ю.А.Штюрмер. – М.: Физкультура и спорт, 1983
  4. Базылюк, М. Увидеть горы и умереть… [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
    http://www.newizv.ru/news/?id_news=2666&date=2003-11-11
  5. Козаченко, Т. Врождённая любовь к риску, 18.07.2007. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/378/
  6. Словарь терминов. [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
    http://vmk.ugatu.ac.ru/book/buch/glossary.htm

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017