Купол (итал. Сuроlа – купол, свод, от слова cuро – вогнутость, углубление; англ. Dome-shaped roof; персид. гонбад) в архитектуре определяется как покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо тела вращения и имеющее сходство с опрокинутою чашею. Так определяет эту архитектурную деталь Энциклопедический словарь [1]. На протяжении истории строительства купол как архитектурная форма выбирался везде, где требовались эффективность и устойчивость здания. От простого северного и́глу, в котором арктический охотник укрывается от снежной бури, и до внушительных построек современности купол используется в каждой культуре, на каждом континенте в качестве одного из наиболее универсальных архитектурных достижений человека. Купол является самой практичной строительной системой. Во-первых, сфера требует наименьшее количество материала, необходимого для покрытия поверхности данного объема. Во-вторых, внешняя площадь купола почти на треть меньше, чем у параллелепипеда с такой же площадью. Благодаря аэродинамическому эффекту конструкции ветер огибает купол с меньшим сопротивлением. В-третьих, сферическая форма обладает высокой прочностью, потому что напряжение равномерно распределяется на все точки конструкции. Форма купола позволяет равномерно распределить по всей конструкции напряжение, возникающее от землетрясения, ветра или тяжести снега. Возведение куполов имеет длинную историю, и процесс их эволюции все еще не достаточно изучен. Вполне возможно, что сама идея купола восходит к древнейшим временам, когда первобытные люди стали строить свои жилища и накрывать их крышей. Одной из наиболее древних форм жилища являлся щит, или заслон, которым первобытный человек защищал свой костер от ветра и дождя [2].  Рис.1. Реконструкция древнего шалаша, первобытного жилища человека, палеолит Первой рукотворной формой человеческого жилья был шалаш (рис.1). В палеолите существовали жилища на открытой местности – большие круглые или овальные дома, каркас которых составляли кости крупных животных. Сверху каркас покрывали шкурами зверей; крыша у них имела куполообразную форму. Такая форма древних жилищ встречается в разных регионах. На р. Сейм, на территории Курской области Российской Федерации, раскопан памятник, относящийся к периоду максимума валдайского похолодания – 17–18 тысяч лет назад. Он реконструируется как куполообразная яранга. Древние жилища охотников найдены также в Сибири; остатки жилых построек повсеместно фиксируются археологами в Зауралье и Северном Казахстане на стоянках, датируемых IV-III тыс. до н.э. Первый стационарный дом люди построили только тогда, когда началось эпоха земледелия. Неподалеку от верхнего течения р. Иордан, в долине, называемой Вади эн-Натуф, удалось найти, видимо, один из первых домов: хижины имели деревянные двери, пол обычно был глиняным, а крышу, по форме напоминавшую купол, делали из специальным образом изогнутого тростника, обмазанного глиной [3, с. 3].  Рис. 2. Реконстукция одного из купольных домов. Кипр, Киракития, около V тыс. до н. э. Жилой дом в Кирокитии (рис. 2) на Кипре построен за три тысячелетия до Кносского дворца. Дома такого купольного типа до сих пор строят в Сирии, Ираке, Марокко [4]. Стены и столбы дома были из камня, купол из необожженного кирпича, перекрытие второго этажа — из дерева. На Кипре в середине VI тысячелетия до н. э. было построено около тысячи таких домов [5]. Преобладание овальных композиций в архитектуре жилищ, а позднее (начиная с неолитической эпохи) и поселений, как показывают новейшие исследования, было обусловлено, как можно предполагать, не только экологическими причинами, но и мифо-ритуальными представлениями. Уже древние люди, вероятно, начали осознавать купол как сакральный символ небесного свода, поскольку на небо они поселяли своих первых богов. Таким образом, в самой идее купола совместились и религиозные представления, и его строительно-архитектурные преимущества как элементарного прочного перекрытия жилого (а потом и сакрального) пространства. Купол в истории религиозных представлений человека, как в дохристианской, так и в христианской архитектуре, а также и в исламе, являет собой символ законченного, но постоянно обновляющегося Космоса. Именно с этим сакральным смыслом связано использование купола в религиозных постройках. Купол в персидском языке, видимо, не случайно носит название гонбад, это слово обозначает также и «небо». Купол – гонбад и сводчатый потолок символизируют небосвод (по-персидски асман “небо”), то есть купол – это символ небосвода, куполообразное пространство под ним – олицетворение земли, а дугообразованная форма купола – это кольцо связи между небом и землей. Поэтому и привычная геометрическая форма купола также имеет определенное символическое значение. Специфическая форма постройки религиозных сооружений в виде куба с куполом перешла в исламскую архитектуру из более древней, доисламской геометрической символики. Эта выразительная форма приняла в архитектуре ислама символическое значение: куб воспринимался как символ устойчивости, символ “правильности”, утверждаемой в земной жизни, а купол над ним стал символом Неба и Космоса [6, с.4].  Рис. 3. Иран. Соборная мечеть в г. Йазде, XIV в. Внутренний декор купола в большинстве случаев представляет собой соединение изображений солнца и звезд (соборная мечеть города Йазда (рис. 3), поскольку по древним представлениям купол и его свод символизируют небо. В этом образе олицетворяется суть связи существующего мира с Богом [6, с.5]. Таким образом, купол является священным сооружением и воплощением абсолютного духа или небесного престола. Восьмигранник, который находится под ним, символизирует обитель восьми ангелов, поддерживающих небесный свод, они, в свою очередь, соответствуют восьми сторонам света. Кубическая часть здания считается основанием, одновременно духовным и физическим началом, олицетворением элементов земного мира. С другой стороны, существует гипотеза, что купольные постройки связаны с древними обрядами захоронения мертвых. Возвышения на могилах были распространены уже в Древнем Египте, до возникновения династий, приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры. Они имели вид не просто земляной насыпи, а некоего сооружения, преимущественно из кирпича-сырца. Строителям древних египетских храмов купол, как монументальная форма, не был известен. Но, судя по изображениям и археологическим данным, в додинастическую эпоху в Египте существовали купольные жилища и святилища, сплетенные из тростника. Позднее их стали обмазывать илом или глиной. Археологические раскопки последних десятилетий показали, что египтяне строили купольные сооружения: это были гробницы для именитых строителей пирамид (начало Четвертой династии по конец Пятой династии, приблизительно 2551–2323 гг. до н.э). Гробницы имели разнообразные формы: куполообразную, а также форму улья с остроконечной крышей. Была обнаружена гробница даже с двойным куполом. Вероятно, уже в представлениях древних египтян купол выступал как сакральный символ [7].  Рис. 4. Греция. Микенская купольная гробница, XV – XIII вв. до н. э. Интересно, что купольные гробницы знала также другая древняя культура – микенская. Такие купольные гробницы, которые назывались фолосами (рис.4), сооружались фактически на протяжении всего времени расцвета микенской цивилизации. Древнейшим из них является гробница «Осман Ага» в Мессении у Наваринского залива, датируемая XVI в. до н. э. Такие гробницы найдены также в материковой Греции, где открыто в общей сложности более 65 фолосов, главным образом на Пелопоннесе и в Средней Греции. Купол в храмах редко использовался и древними греками, но стал важным элементом в римской архитектуре. Самым интересным из куполов был бетонный купол Пантеона, построенный между 118 - 128 гг. н.э. при Адриане [8]. Купола такого диаметра больше не строились в течение последующих 1500 лет. После сооружения Пантеона бетонные купола, очевидно, вышли из моды. Новая тенденция привела к сооружению сложенных из обожженного кирпича куполов византийской эпохи. В Сирии и Малой Азии с древних времен совершенствовалось искусство применения каменных столбов и колонн в качестве опор. Византийские зодчие разработали прием, при котором купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов. Таковым является, например, храм Софии в Константинополе. Обращаясь к истории сооружения куполов на территории Древней Персии, следует сказать следующее. Как известно, завоевавший Переднюю Азию Александр Македонский стремился сделать Персию и Азию греческими территориями и силой привить Востоку бактрийскую культуру. Однако греческая архитектура практически не утвердилась в Иране. При Ахеменидах усилилось взаимодействие между искусством различных народов, входивших в состав Древнеперсидского государства. Со II в. до н.э. по VII в. н.э. в Передней Азии существовало Парфянское царство. Парфяне считали себя наследниками греческой цивилизации на Востоке. Широкое применение здесь получают купольные и сводчатые конструкции, заменившие в перекрытиях крупных зданий деревянные балки на колоннах, характерные для архитектуры Древней Персии [9]. В начале III в. н. э. территории современного Ирана объединяются под властью Сасанидов. Еще при первых Сасанидах в целях идеологического укрепления централизованной власти зороастризм был объявлен государственной религией. В III в. возникло манихейство, идеи которого оказали воздействие и на ученье Маздака. В архитектуре Ирана происходят существенные изменения. Правда, архитектура времени первых Сасанидов еще во многом близка архитектуре парфянской, но тем не менее в ней уже появляются совершенно новые элементы [9].  Рис. 5. Персия – Иран. Дворец в Ктесифоне (сегодняшний Ирак, 35 км югу от г. Багдада), VI в. Аксонометрия фасада и разреза В сасанидский период сооружение куполов развивается и распространяется настолько, что до сих пор купольное покрытие той эпохи с точки зрения строительства и техники изготовления используется в качестве образцов. Наиболее грандиозной сводчатой конструкцией является построенный из обожженного кирпича дворец в Ктесифоне (рис.5). Совершенно новым элементом в архитектуре Переднего Востока является возникающий около III в. и получивший широкое распространение купол на тромпах (от фр. trompe “охотничий рог”). Тромп – парус в форме части конуса. Тромп устраивался в углах сходящихся стен, обеспечивая переход от квадрата или прямоугольника основания к многоугольному или круглому очертанию венчающей части. Для того чтобы квадратное в плане помещение можно было перекрыть куполом, имеющим в основании круг, устраивали дополнительные конструкции в углах верхней части стен. В этих местах сооружались небольшие, конической формы сводики – тромпы. Другой прием – устройство в углах выступа, образованного постепенным напуском кирпичей. На основе этого приема сформировались так называемые сталактиты – специфичная деталь иранской и арабской средневековой архитектуры Возведение купола на тромпах и парусах позволяет перекрывать помещения любой конфигурации.  Рис. 6. Иран. Дворец Фирузабад в Горе, к югу от г. Шираза, эпоха Сасанидов. Иранский купол, каким мы его встречаем впервые во дворце царя Ардашира (III в.) в Горе (современный Фирузабад), происходит, вероятно, из тромпового свода, и по сей день известного в жилом строительстве Хорасана [12]. Яркий образец построек того времени – дворец Ардашира в Горе. Уже в этом дворце Ардашира мы встречаем сочетание открытого айвана с замкнутым, квадратным в плане купольным помещением — сочетание столь характерное для последующего зодчества Ирана феодальной эпохи (рис.6) [10]. С распространением ислама во всей Передней Азии получает признание в мусульманском мире иранская архитектура культовых зданий, которые подвергаются новым преобразованиям и получают новый мощный импульс развития. С X в. до середины XIII в., в период между освобождением от арабского владычества и нашествием монголов, культура Ирана (а также Средней Азии и Закавказья) процветала. Правители сооружали пышные дворцы, купольные мечети, мавзолеи [11]. Вскоре после прихода ислама на землю Персии здесь поднялась мощная волна строительства. Потребность в религиозных и нерелигиозных сооружениях постоянно была высока. На первых порах прибегали к превращению храмов огнепоклонников, а также ранних христиан в мечети.  Рис.7. Иран. Зороастрийский храм к югу от г. Шираза, 420 – 438 г. Зороастрийские храмы сасанидского (рис.7) Ирана до последнего времени были мало известны. Однако благодаря успехам археологии теперь есть достаточно материала об одном, вероятно, наиболее распространенном типе такого храма [9]. Для обозначения построек данного типа используется строительный термин чахартаг, который обозначает квадратный в плане купольный павильон: это квадратная в плане, вероятно, кубическая в объеме постройка с четырьмя входами, перекрытая куполом на тромпах – четырех арках на угловых устоях (рис.8) [9]. Рис.8. Иран. Аташкад-е Нясар (в г. Нясар),300г Среди чахартагов выделяются 4 типа сооружений.  Рис.9. Иран. Храм огня (в г. Исфагане), 459 – 438 г. 1. Некоторые являются открытыми навесами, видимо, над могилами исламского периода. Это такие сооружения, как чахартаг Дарзаг, находящийся между городами Мейманд и Джохрам, а также строения исламского периода, носящие название кушк, как, например, Храм огня в Исфагане (рис. 9), Шахе Мортаза Али в Ширазе и другие чахартаги [12]. 2. Четырехугольное в плане купольное сооружение с четырьмя проемами под четырьмя арками, которые по отношению к внешнему пространству закрыты стенами. Примерами данного типа сооружений являются сооружения Туранг Тапе, а также круглой крепости в городах Йезде и Казеруне [13]. 3. Квадратное в плане купольное сооружение с четырьмя проемами, окруженное другими помещениями. Например, чахартаги Керане Варуни в провинции Фарс [14], являющиеся продолжением сасанидской традиции возведения таких сооружений. 4. Квадратное в плане купольное сооружение с четырьмя проемами, окруженное коридорами, которое встречается в разных районах. Сюда относятся такие сооружения, как дворец Шапура в Бишапуре (рис.10) и главное сооружение в Тахт-е Сулейман [15].  Рис.10. Иран. Дворец Шапура в г. Бишапуре, 241 г. Перед тем как описать технологию создания иранских куполов, необходимо сказать о составляющих элементах купола. Купол состоит из трех частей: 1. Основание купола (гонбад-хане). 2. Башня (хейкаль “тело”), т.е. та часть, которая расположена на основании и поднимается вверх в виде купола, при этом одна или две ее стороны открыты (в куполах доисламского периода все четыре стороны имели открытые проемы). 3. Навершие (чапире), (рис. 11). Принимая во внимание то, что в иранской архитектуре редко используются круглое основание, а конечная часть постройки обычно имеет форму квадрата, или реже – прямоугольника, то такой четырехугольный план преобразуют в круг, после чего сверху устанавливается купол. Иранские архитекторы открыли два способа перекрытия углов четырехугольного пространства, один из которых называется секондж1 – пространственный угол, который получается при пересечении двух угловых арок, а другой – тромп (перс. торомбе2) (рис. 12) – это треугольные нишеообразные сводчатые конструкции служат для перехода от четырехугольной в плане части здания к многоугольной или круглой.  |  | Рис.11. Элементы купола | Рис.12. Иран. Мечеть Мулла Исмайл (в г. Йазде), 1222 г. | Иранские своды и купола возводились без опалубки, в то время как большинство куполов в других странах сооружены с помощью опалубки. Метод работы у иранцев был следующий: на углах помещения квадратной формы устанавливались перемычки – секонджи, и квадрат помещения переходил в восьмиугольник, в результате чего после сглаживания оставшихся отклонений поверхность превращалась в круг. Благодаря простому техническому решению нижнее кубообразное купольное помещение превращалось в принимавшую разнообразные виды архитектурную конструкцию. Четырехугольная площадка под куполом превращалась в сложную крестообразную композицию. В результате закрытия проходов в стенах здания вокруг этого пространства образовывались коридоры. Это характерное архитектурное изобретение, соединившееся с накопленным ранее строительным опытом, сделало возможным возникновение важнейшего архитектурного явления исламской эпохи – мавзолеев над могилами святых. Сооружение куполов как в сасанидский, так и в исламский периоды происходило с использованием таких точных математических правил и расчетов, что все разновидности куполов выдерживали силы сжатия и горизонтального распора без необходимости использования каркаса и опалубки. Несмотря на то, что с начала исламского периода до настоящего времени техника сооружения куполов претерпела некоторые изменения, способ возведения куполов в Иране сохраняет культурную и строительную специфику. Необходимо отметить, что эта специфика всегда отличала иранский купол от других куполов как по форме, так и по способу возведения. После возникновения простых куполов в исламских мечетях Ирана внешний облик куполов совершенствуется, конструкция становится «двухслойной»: внутренний свод покрывается куполом луковичной формы [16]. Двойной купол – это купол, наружная оболочка которого служит защитой внутреннему куполу. В одних случаях наружная оболочка является конструктивной необходимостью, а в других – покрытием, необходимым для выразительности здания. Купол Месджед-е Шейх Лутфулла в Исфагане (рис.13) имеет отличительную особенность, которая состоит в том, что в отличие от других куполов его внутренняя оболочка (ахйане) расположена на особом сооружении – арбане.  |  | Рис.13. Иран. Мечеть Шейха Лутфуллы (в г. Исфагане), XVII в | Рис.14. Иран. Соборная мечеть (в г. Ардестане), 1158 г. | Одним из наиболее древних двойных полых куполов является купол мечети Месджид-е Джаме в Ардестане (1176 г. н.э.) (рис.14). Указанным образом были построены также многие купола XIV века. Бывают купола с полностью отделенными друг от друга оболочками, например, купол в мавзолее Хазрат-е Реза (рис. 15) и купол мечети Месджед-е Имам в Исфагане (рис.16). Рис.15. Иран. Мавзолей Хазрат-е Реза (в г. Мешхаде), 1300 г. Рис.16. Иран. Мечеть Имам (в г. Исфагане), 1611 – 1629 г. Иран. Мавзолей Хазрат-е Реза (в г. Мешхаде), 1300 г. Иногда изнутри мы наблюдаем очень низкое нижнее покрытие купола. Однако это покрытие – третья оболочка, которая сооружается под ахйане и называется камарпуш (рис. 17).  Рис.17. Иран. Мавзолей Мулла Хасан-е Каши в г. Султание, 1565 г. Сооружение двойных куполов объясняется следующим. Во-первых, второе покрытие придавало зданию величие и великолепие.Во-вторых, кривая купола, с одной стороны, как и вертикальные линии, поднимает взгляд кверху. В-третьих, внешняя оболочка купола является подходящей поверхностью для демонстрирования мастерства каменотесного и изразцового искусств, искусства росписи и нанесения геометрического и каллиграфического орнамента и т.п. В-четвертых, благодаря сооружению внешнего покрытия, внутреннее покрытие располагается на меньшей высоте и становится более обозреваемым. В итоге можно констатировать, что иранский купол представляет особую ветвь развития купольной структуры. Это специфически иранская ветвь в развитии архитектуры, очевидно, проистекает из двух источников: 1. Общей архаической евроазиатской традиции купольного покрытия. 2. Собственно иранской традиции купольного покрытия над святилищами – чахартагами. 1 Персидское слово сэкондж образуется из сочетания слов сэ («три») и кондж («угол») и имеет значение «телесный, пространственный угол», в данном случае сэкондж - «форма, которая получается при пересечении двух арок», thatched roof 2 Персид. торомбэ - тромпы (треугольные нишеообразные сводчатые конструкции, которые служат для перехода от четырехугольной в плане части здания к круглой или многоугольной) |