На сегодняшний день в сфере образования наблюдается большое количество предлагаемых методик обучения, требующий новых идей не только в педагогике, психологии, но и в архитектуре. Здание должно удовлетворять требования потребителей. Иначе говоря, архитектурный облик школ должен соответствовать той методике обучения, которая в нем декларируется. Например, в советский период в нашей стране основной идеей, как в жизненном укладе населения, так и в образовании, было равенство, и основным методом обучения служила классово-урочная система. Такой стиль образования, подразумевающий деление детей на классы, здание – на равные ячейки, был адекватен развитию общества ХХ века. Социальный строй с тех пор претерпел изменения, на которые архитектура школы недостаточно отреагировала. Кроме того, современные тенденции в образовании, возникшие методики требуют совершенно иных архитектурных решений. Планировка и интерьеры современных учебно-воспитательных учреждений должны не только соответствовать функции обучения, но и оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и педагога. Традиционные классно-урочная и кабинетная системы образования, являющиеся базисом для проектов школьных зданий, морально устаревают. Общество, вступившее в постиндустриальную эпоху, нуждается в развитии личностных качеств индивидуума. Особую ценность в связи с этим приобрели такие качества как инициативность, нестандартность мышления, креативность, коммуникабельность, толерантность, чувство прекрасного и т.п. Это повлекло за собой возникновение новых направлений в сфере образования, именуемых авторскими школами. На данный момент в России насчитывается более 60 проектов авторских экспериментальных площадок, отличающихся стилем и методикой обучения от традиционной школы, но вынужденных занимать стандартные помещения. Из-за этого потенциал авторского подхода не может быть полностью использован, поскольку для полной его реализации необходима иная пространственная структура, воплощение которой возможно лишь в индивидуальном архитектурном проекте. В отечественной практике явление авторской школы существует сравнительно недавно. В России проектирование индивидуальных зданий под учебные методики – явление довольно редкое. Зарубежные страны более опытны в этом вопросе. Среди них стоит выделить США, Японию, Австралию, Англию, где авторские школы разработаны не только на уровне образовательных методик, но и помещены в архитектурную оболочку. Стоит отметить, что обучение в авторской школе основано на философии игры. Ребенок усваивает материал не в процессе заучивания теории, а участвуя в практике, которая ему интересна из-за умелой организации игры-обучения, захватывающей все его внимание. В качестве примера может служить игровая площадка в развивающем комплексе «Playmaze», расположенном в Чикаго (Иллинойс, США) (рис.1, 2).  |  | Рис.1. Холл, имитирующий улицу с движением "общественного транспорта". | Рис.2. Комната, наполненная "бытовым мусором". Стена "жилого дома" и "улица". | Комната, наполненная мусором, через стимулирующие образы и диалоговые элементы учит детей ответственности за чистоту окружающей среды. Практические решения серьезных проблем введены в игру посредством создания миниатюрного городка, жители которого имеют разное отношение к экологической проблеме. «Жилье» каждой «семьи» – небольшой павильон, отражающий детское восприятие типичного жилого дома. «Дома» физически и символически связаны с перемещаемым объемом мусора, который утилизируют различными способами: от свалки до санитарного закапывания. Эти образные действия формируют нетрадиционную для игровых комнат пространственную среду. Площадка запроектирована таким образом, чтобы отражать реальную структуру города, только в уменьшенном варианте. Комнаты-павильоны, имитирующие жилые дома, оснащены игровым оборудованием, повторяющим реальное бытовое устройство. Прежде всего, это оборудование, которое позволяет имитировать те процессы в игре, которые создают мусор в реальной жизни: кухня, уборка. Такие павильоны-«дома» формируют коридоры – «улицы», по которым ездит «общественный транспорт», являющийся тоже загрязнителем воздушной среды. Также по «улицам» ездит машина, утилизирующая мусор. В структуре всех помещений архитекторами были запроектированы «серые» зоны, которые символизируют городскую свалку бытовых отходов. Интерьер наполнен деталями, решен в ярких красках и адаптирован к детскому восприятию. Помимо колористического решения особенностью среды «Playmaze» является достаточная информативность для детей и, конечно, безопасность. Пространственная структура такой необычной детской площадки сама провоцирует развиваться игре по определенному сценарию. Столь специфический игровой процесс не может полноценно проходить в стандартном школьном классе. Поэтому архитекторами была разработана сложная система помещений в структуре здания со свободной планировкой, способных удовлетворить требования игры, ее сценария. Помимо запроектированного «мини-города» архитекторами было введено пространство в общую структуру площадки, оборудованное компьютерами, где дети проверяют с помощью диалоговой компьютерной программы приобретенные знания в области экологии. Интересная идея, примененная к образовательному учреждению, заложена в музее для детей «SoundSpace» (Великобритания). Данное заведение рассчитано на детей от 3 до 12 лет и представляет собой музыкальную галерею с инновационными диалоговыми технологиями, занимающую около 500 квадратных метров со сторонами около 18 х 35 метров (рис.3, 4). Суть игры заключается в следующем: группы детей совершают поездку по восьми зонам галереи с целью помочь «пришельцу с далекой планеты» изучить музыку как культурное явление и узнать о ключевых элементах, из которых она состоит. Планировка игрового пространства напоминает анатомическое устройство уха. Путешествие начинается прямо с входной группы «Транс-портала», оборудованного динамиками, из которых звучит «Золотая запись», выпущенная в космос НАСА в 1977 году. В следующей зоне галереи дети могут не только услышать музыку, но и увидеть и почувствовать ее колебания. Здесь в полу встроено оборудование, создающее разные вибрации. Дети не только совершают экскурсию по музею, но и имеют возможность принять участие в спектакле. Центральное место в музее занимает сцена. Рядом находится операторская, в которой дети сами выступают в роли звукооператора или звукорежиссера к своим спектаклям.  Рис. 3. План музея SoundSpace Экспликация помещений: 1. Входная зона «Транс-портал» | 9. Вход | 2. Зал для встреч и общения | 10. Комната создания музыки | 3. Кабинеты администрации | 11. Комната создания звуков | 4. Зона ощутимых вибраций | 12. Зона исследования разных типов вибрации | 5. Шкафчики для одежды и вещей | 13. Игровое пространство | 6. Сцена с оборудованием, представляющим анатомию уха | 14. Сад | 7. «Палуба контроля» | 15. Колясочная | 8. Операторская | 16. Проекция звукопоглощающего щита | Особое внимание хочется уделить основному игровому пространству. Здесь в свободной манере расставлено различное оборудование, помогающее постичь природу звука: «Музыка и память», «Почему мы имеем два уха», «Сила музыки», «Музыка и предпочтения», «Музыка и празднества», «Музыка и эмоции», «Сила музыки». В задачу проектировщиков входит не только расставить в плане оборудование, но и предусмотреть место для технологического оснащения. Основная цель «SoundSpace» – увеличивать интерес детей к науке, технологии и математике, исследуя забавным и доступным способом уникальные отношения, которые существуют между музыкой и технологией. Особенностями данного проекта являются живописная планировка, оснащение интерактивным оборудованием, «перетекание» пространств одно в другое, насыщение сомасштабных ребенку деталями. «SoundSpace» – это инновационное сотрудничество между звуковым художником Тором Мак Интаером Бёрни и голландскими выставочными проектировщиками.  |  | Рис.4.Экстерьер World Classroom | Рис.5. Интерьер World Classroom | Еще одним ярким примером в области инновационного проектирования для детей является проект компании «Системы будущего» «World Classroom» (рис.4, 5, 6). Группа проектировщиков из 20 человек, возглавляемая Яном Капики и Амандой Левит, постоянно ищет идеи в природе, а затем транслирует их на язык технологий и производства. Архитекторы уверены, что качество окружающей среды, ее составляющие, такие как свет, звук, цвет, самым прямым образом влияют не только на скорость обучения, но и на то, получает ли человек от этого процесса удовольствие. Обучение в классе должно быть комфортным для каждого ученика. Поэтому дизайн классной комнаты должен быть «приспособленным» к различным сценариям обучения.  Рис. 6. План World Classroom Экспликация помещений: 1. Класс.Ковровое напольное покрытие | 10. Кабинетные шкафы | 2. Игровое пространство при входе | 11. Резиновое напольное покрытие | 3. Санузел для инвалидов | 12. Гардероб | 4. Санузел | 13. Места сидения со встроенным хранением вещей | 5. Бойлерная | 14. Сушильные шкафы | 6. Шкаф для хранения столов | 15. Терраса | 7. Подсобная зона | 16. Сад | 8. Шкаф для хранения стульев | 17. Существующее окружение | 9. Зона умывания и питьевой фонтанчик | | Два построенных в Ричмонде (Великобритания) класса «World Classroom» представляют собой союз последних достижений в области архитектурной, дизайнерской практики и современных образовательных технологий. Классы «бросают» вызов традиционному представлению ролей «ученик» и «учитель», развивая и провоцируя креативное мышление у всех, кто вовлечен в процесс обучения. Оба павильона, возведенные по одному проекту, располагаются рядом с местными школами, но функционируют совершенно как автономные единицы со своим собственным технологическим и инженерным обеспечением. Внешняя оболочка павильонов изготовлена из укрепленного стеклопластика «GRP». Внутреннее пространство общей площадью 100 м2 рассчитано на 30 учеников. К главному входу ведет большая терраса, которая в солнечные дни воспринимается как продолжение внутренней среды класса. На внешнюю оболочку павильонов спроецированы принты детских рисунков, что вызывает несомненно чувство гордости за свой класс у его маленьких посетителей. Во всех трех примерах обучение происходит в обстановке непосредственного общения, игры. Можно выделить ряд особенностей архитектурных решений, что поспособствовали этому процессу: - живописная свободная планировка; - отказ от явно выраженной ортогональной планировочной сетки; - наличие открытых пространств (рекреации, атриум); - плавное перетекание пространств; - применение инновационной формы классов, пространств для обучения; - использование элементов игры в архитектурном решении; - яркое колористическое решение интерьера и экстерьера; - применение безопасных экологических материалов; - сомасштабность относительно ребенка; - информативность. Только посредствам архитектурной организации пространств под те функции, которые заложены в обучающей игре, стало возможным максимальное раскрытие потенциала игры-обучения. |