Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (24) Декабрь, 2008

Теория архитектуры

Козлова Оксана Евгеньевна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры Н.Н. Титомиров .
ЮФУ ИАРХИ

,

ЛАНДШАФТНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ АРХИТЕКТРУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРЕЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы сохранения экологического равновесия при строительстве, пространственном формировании и реконструкции приречных зон малых и средних городов в условиях различных ландшафтных ситуаций юга России. Разрабатываются принципы и методы определения типов приречных территорий для дальнейшего грамотного их освоения.

Ключевые слова: приречная территория, экологическое равновесие, гидротехническое строительство, реконструкция прибрежных зон, архитектурно-планировочное формирование приречной территории

Нехватка водных ресурсов – одна из наиболее острых экологических проблем современности. На земле существуют территории практически лишенные воды, тем не менее, нерациональное использование водных ресурсов до сих пор существует в различных частях мира. Антропогенное воздействие особенно ярко проявляется на поверхностных водах (реки, моря, озера, ручьи).

Наличие воды на территории всегда являлось важнейшим градообразующим фактором. Из истории градостроительства известно множество примеров, когда город основывался в долине реки. По мере развития поселения река приобретала различное значение в его структуре. В истории каждого города, основанного в непосредственной близости реки, есть период, связанный с сугубо хозяйственным отношением к реке. Приречная территория застраивалась складскими и производственными зданиями, не оставляя возможности для организации набережной. Эта тенденция сохранялась вплоть до середины 20 века. Такое положение породило функциональный конфликт территории, который выразился в нарушении экологического равновесия приречных зон. На современном этапе развития городов проводится комплексная реконструкция приречных территорий, примером тому могут служить такие города, как Лондон, Москва, Барселона и др. Комплексная реконструкция и освоение приречных зон в крупных и крупнейших городах начаты, однако приречные территории малых и средних городов комплексно пока не рассматриваются.

Необходимо также отметить, что в водном режиме реки значительную роль играет поверхностный сток (от 30% до 70% общего питания реки). Следовательно, во взаимодействии города и реки приречная территория выполняет функцию буфера, т.е. зоны перехода от города к реке. Зачастую комфортность функционального взаимодействия между рекой и городом связана с состоянием приречной зоны, как важнейшего элемента в этой системе взаимодействия. Так как поверхностный сток формирует водный режим реки и оказывает влияние на экологическое состояние водоема, то можно выделить огромную роль приречной территории в сохранении равновесия между городом и рекой.

Вследствие неграмотной градостроительной организации приречных территорий и гидротехнического строительства идет нарушение экологической взаимосвязи в зоне, прилегающей к реке. Зарегулирование стока рек на протяжении многих десятилетий является основным фактором разрушения типичных ландшафтов в пойменных и дельтовых областях. [1]

 

 Историко-градостроительное значение реки в организации и развитии поселений

Понятие урбанизации как закономерного исторического процесса, связанного с социально-экономическими преобразованиями общества и концентрацией населения в городах, является весьма обширным. Глобальные масштабы ускорения процесса урбанизации, охватившего все страны с разным общественным строем и уровнем экономического развития, составляют одну из характерных особенностей нашей эпохи.

Следует еще раз подчеркнуть, что урбанизация, в целом процесс объективный и прогрессивный, при отсутствии управления приводит к отрицательным нарушениям равновесия в природе, вызывает диспропорцию в экологическом развитии отдельных районов страны, что находит отражение, прежде всего в гидрологическом цикле.

Гидрологический аспект урбанизации прежде всего касается изменений элементов водного баланса в результате все возрастающего потребления воды на коммунальные нужды и нужды производства, а также в результате ландшафтных изменений на застроенных городских и прилегающих территориях. Рост городов связан с ростом численности населения. В 1800 году в городах с населением 5000 жителей и более проживало 3% всего населения, в 1950 году – уже 30%, а к концу XX века более 50% .

Анализ исторических примеров городов, основанных на реках, дал возможность сделать вывод о характере развития приречной территории. Все рассмотренные примеры относились к разновременным периодам и типам обществ. Одинаковые процессы в градостроительстве во многих обществах проходили в разные периоды времени, но имели одну направленность. Поэтому мы не выделяем исторические периоды в градостроительстве, а отмечаем характерные этапы в развитии приречных территорий. В данном исследовании мы выделяем три этапа (рис.1):

1. Город-крепость, река как естественная защита при нападении.

2. Развитие торговых отношений, город становится открытым, роль реки как транспортной артерии и ресурса для производственных мощностей.

3.Появление понятия «экология города», потребность защиты природы от вредного влияния городов. Восстановление рек и приречных территорий после промышленного использования.

Рис.1. Этапы развития приречной территории

В процессе исторического развития общества изменялось отношение к поселению и его элементам. Понимание города – это один из важнейших аспектов, который влияет на развитие территории. Изначально город понимался как небольшая целостность, огороженная стенами, городу требовалась защита от природных явлений, от нападений соседей и т.д. Город существовал как крепость, это и затрудняло взаимодействие между городской структурой и рекой. Река воспринималась как агрессивный элемент природы из-за малой изученности гидрологического процесса и недостаточного технического развития общества. В период развития раннего градостроительства и гидротехники поселение располагалось на значительном удалении от реки, таким образом приречная территория отсутствовала. Либо река воспринималась как естественный ров и служила фортификационным укреплением, а городская стена находилась не далеко от береговой линии. В этот период подстилающий ландшафт был основополагающим при выборе места для поселения и в процессе его развития. Река понималась как важнейшая составляющая ландшафта и являлась градообразующим фактором. Можно отметить, что доминантным было влияние реки на поселение, тем более что города зачастую основывали на берегах крупных рек.

В исторической перспективе  роль реки в структуре поселения менялась. В эпоху Возрождения активно развивается оружейная отрасль, роль городских стен снижается. С развитием промышленности и усилением речного флота, река понимается как транспортная артерия, а приречная территория – как промышленная зона. Отношение к реке становится более прагматичным. Местами приречная зона оборудовалась набережной и имела рекреационный характер на незначительном её протяжении. Набережные появлялись в крупных городах, в их исторических центрах.

XX век во многом породил потребительское отношение к природе, что дало отрицательный результат в процессе освоения городской территории. Развитие гидротехники оказало существенное влияние на процесс формирования приречной территории. Вмешательство человека в процессы, осуществляемые природой, выразилось в нарушении естественного равновесия рек. Одним из актуальных направлений в градостроительстве стал вопрос реконструкции прибрежных зон, вынос промышленных сооружений. Таким образом, город находится в такой фазе развития, когда нужно охранять реку от города. Взаимоотношения города и приречной территории не статичны, а имеют четкую динамику перехода от влияния реки на поселение к ситуации, когда поселение оказывает влияние на реку.

 

Тенденции архитектурно-планировочного и композиционного формирования приречной территории

Существует два типа определения границ приречных территорий: механический и аналитический. При механическом определении граница представляет собой повторение речного рисунка через определенное расстояние, обусловленное различными факторами. При аналитическом подходе к определению границ приречной территории учитываются параметры рельефа, климатические характеристики, водность реки, геологическое строение берегов, городской каркас и т.д. Таким образом, при аналитическом подходе границы приречной территории определяются по антропогенным элементам, границам урбанизированного каркаса либо по природным, характерным точкам рельефа. Приречная территория понимается как уникальная градостроительная подсистема, находящаяся в структуре урбанизированной среды города [2].

В настоящий момент наличие приречной территории не обозначено в градостроительном, или водном кодексе РФ. В юридической литературе определение параметров приречной территории затруднено в связи с не устоявшимся понятием водного объекта. Кроме того, в новых экономических условиях появляется дополнительная сложность в определении границ приречных территорий – это право собственности на землю и категория использования земельного участка. Категорийность участков накладывает жесткие требования на их использование, т.к. российское законодательство допускает соседство земель с различными формами собственности, например, федеральной и частной. Тогда при выделении границ приречных зон необходимо учитывать не только городской каркас и ландшафт местности, но и сложившуюся экономическую инфраструктуру [3].

Таким образом, проблема несоотнесенности градостроительного кодекса с теоретическими и практическими аспектами вносит конфликт в градостроительную деятельность. Для разрешения этого конфликта предполагается выделить приречную территорию в отдельную территориальную зону. Выделение приречной зоны как территориальной зоны в структуре генерального плана даст возможность комплексного освоения этой территории, с введением собственного регламента на её застройку.

Регламентирование застройки приречной территории должно базироваться на функциональных, композиционных и гидротехнических свойствах рассматриваемых зон.

Выделяются следующие функционально-планировочные свойства территорий, прилегающих к водоему:

1. Избирательная способность планировочной структуры города по отношению к береговой линии водоема.

2. Компенсационность взаимодействия водоема и прилегающих территорий [4].

3. Функционирование реки в городской структуре.

Избирательная способность планировочной структуры города по отношению к береговой линии водоема: канал либо зарегулированная река зачастую проходят по различным функциональным зонам города. В зависимости от этого изменяется характер использования территорий, прилегающих к водоёму.

В промышленной зоне прибрежная территория планируется с точки зрения организации производства, т.е. в основном это производственно-складские и транспортные площади. В общественно-деловой и жилой зонах другой подход к формированию архитектурной среды: береговая линия принимает форму приемлемую для рекреации. Таким образом, одна и та же водная городская артерия может проходить по различным функциональным зонам, с соответствующей сменой характера архитектурной среды.

Компенсационность взаимодействия водоема и прилегающих территорий выражается в бризах акватории, которые значительно повышают микроклиматические качества среды прилегающих территорий. Санирующая способность водоема по отношению к прилегающей застройке является положительным фактором в отношении освоения береговых пространств.

Функционирование реки в городской структуре. Использование самой акватории в черте города может быть многоцелевым: транспортное, производственное и рекреационное. Иногда акватория совмещает в себе все три функционально-планировочные особенности.

Композиционные свойства приречной территории базируются на линейных свойствах пространства. Река, канал и улица являются линейными системами в структуре города. Линейные системы объединяют объекты, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, нанизанных на продиктованную геометрией пространства общую ось движения: улицы, пешеходные трассы, водные артерии. Следует подчеркнуть, что образуются они из локальных единиц разного ранга, и в зависимости от того, какое количество единиц высших войдет в такую систему, сама она будет принадлежать к тому или иному уровню градостроительной значимости [5].

Как правило, линейные элементы городской среды воспринимаются в движении. При восприятии архитектурной среды в движении (пешеходном, транспортном) большое значение в последовательности видовых кадров имеют трасса движения, её конфигурация, расстояние между формирующей её застройкой и тип самой застройки. Очертание русла в черте города может быть разнообразным, но принципиально можно выделить три типа: расчлененное русло; протяженное русло; меандрирующее русло. В соответствии с выделенными типами русла можно рассмотреть особенности восприятия приречной территории вдоль реки.

Движение вдоль протяженного русла – характерны постепенная смена зрительных кадров, постепенное увеличение ориентира, замыкающего трассу по мере приближения к нему зрителя. Большая роль принадлежит поперечным перспективам, боковым точкам зрения.

Движение вдоль расчлененного русла – при сплошной застройке характерны замкнутость пространства, внезапная смена кадров при появлении характерных элементов рельефа. Ориентиры, расположенные в точках перегибов, усиливают этот эффект.

Движение вдоль меандрирующего русла – также характеризуется замкнутостью пространства при плавной, постепенной смене зрительного кадра. Пространство обладает качеством динамичности, текучести. Кривизна реки, незначительная в плане, отчетливо ощущается в натуре.

Малые реки в структуре города зачастую имеют меандровый рисунок, что обусловлено рельефом, возрастом реки и характером антропогенного воздействия. Излучины, подтопленные берега создают живописные городские пейзажи, но под воздействием города малые реки зачастую теряют свою природную форму и на некоторых участках походят больше на каналы. Спрямленное искусственное русло реки приближает её к каналу. Наличие излучин на свободных участках выделяет данный линейный элемент в особую категорию городских пространств.

Также важным в композиционном отношении свойством приречных территорий является наличие отражающей поверхности. Это свойство усиливает ощущение замкнутости городской среды и создает стереоэффекты пространства (табл. 1).


Таблица 1. Дистанция наблюдения. Восприятие объемов и пространств в зависимости
от углов зрения

 

Гидротехнические свойства рек на урбанизированных территориях

Масштаб влияния факторов урбанизации на водоток зависит от соотношения между классом водотока и мощностью центра урбанизации.

Масштаб влияния факторов урбанизации на водоток зависит от соотношения между классом водотока и мощностью центра урбанизации. Заилению речного русла способствует искусственное переуглубление и расширение русла в градостроительных целях. Урбанизация территории приводит к необходимости искусственно закрепить береговую линию водотока путем устройства набережных, исключить естественные плановые деформации, в т.ч. и расширение русла, которое может иметь нежелательные последствия.

Речной поток и русло в отдельные периоды времени могут считаться динамически уравновешенной системой. Состояние системы, при котором деформация русла и поймы полностью соответствует расходу наносов, является состоянием динамического равновесия. Нарушение динамического равновесия между речным потоком и руслом приводит к медленным русловым деформациям. Эти медленные деформации речного русла могут считаться необратимыми и должны учитываться в инженерной практике. Ход этих изменений в сотни раз ускоряется в результате антропогенного воздействия, что в ряде случаев также может привести к необратимым изменениям в состоянии водотока, вплоть до его полного исчезновения [6]. Однако негативное влияние урбанизированной территории на состояние водоема различно и зачастую зависит от ландшафта и типа реки.

Горные и равнинные реки по-разному «ощущают» на себе процесс урбанизации. Как правило, равнинные реки менее устойчивы к антропогенному воздействию, чем горные. Это связано со способностью реки и ландшафта к самоочищению и обусловлено особенностями питания рек.

Горные реки

Реки начинаются обычно в высокогорной части у концов ледников, где имеют крутой уклон русла, далее переходят в горную часть, располагаясь в троговых долинах. Там уклон русла уже меньше. Вырвавшись из гор, реки текут по равнине – предгорной зоне, где рельеф уже слабо расчленен, течение реки замедлено. Все горные реки начинаются высоко в горах, у ледников, и характеризуются большими скоростями течения. Падение при сравнительно небольшой их длине составляет 2000-4000 м. В верховьях все они протекают в глубоких узких ущельях, постепенно расширяющихся к их выходу на равнины. Горные реки разделяются по водному режиму на четыре типа: высокогорный, среднегорный, низкогорный и азональный. Другой особенностью рек с ледниковым питанием является удобный характер внутригодового распределения их стока: плавный внутригодовой ход водности по сравнению с реками, не имеющими ледникового питания, и продолжительное половодье в теплый период года, когда имеется наибольшая потребность в стоке для орошения и водоснабжения [7].

Равнинные реки

Как правило, равнинные реки имеют одну две надпойменные террасы. Русловой аллювий накапливается в обстановке непрерывно меняющегося русла. Процесс мендрирования особенно характерен для равнинных рек, следовательно, модель равнинных рек можно представить следующим образом. Стрежень, т.е максимально быстрое течение, приближено к вогнутому, приглубленному берегу и, соответственно, отдалено от отмелого. В поперечном разрезе реки на изогнутых и прямолинейных участках наблюдается многоячеистая вторичная циркуляция. Поэтому у вогнутого, приглубленного берега, там, где располагается стрежень или плес, формируется наиболее грубый аллювий. А на выпуклом, отмелом, берегу образуется прирусловая отмель, или побочень, сложенная хорошо сортированными мелко- и тонко- зернистыми песками, ограниченными прирусловым валом, располагающимся ближе к руслу. В случае отступания русла более молодые части прируслового аллювия накладываются друг на друга, образуя серию прирусловых валов. На спрямленных участках реки между изгибами образуются мелководные перекаты, река дробится на несколько рукавов, между которыми располагаются островки, и аллювий характеризуется разнозернистостью и быстрой изменчивостью. По мере развития равнинной реки ее извилины – меандры становятся выраженными все резче, образуя раздувы и пережимы. При этом приглубленные берега эродируются, а на отмелых наращивается отмель. Наконец наступает момент, когда два пережима соединяются между собой и происходит перехват реки, русло которой спрямляется, а бывшая меандра отделяется от нового русла и образует старицу (старая часть реки), обычно узкой серповидной формы, в которой развит своеобразный аллювий [8].

 

 

Условные обозначения:

 

1. Волгодонская система
(равнинный район,
наличие многоводных
равнинных рек).

2. Комуманыческая впадина
(равнинный район,
засушливый регион,
отсутствие многоводных
равнинных рек).

3. Терек и Кубань
(горный и предгорный районы,
наличие горных рек).

Рис. 2. Особенности системы ЮФО, влияющие на формирование городов.

Существенное влияние на характер поверхностного стока оказывает рельеф территории, что обуславливает подробное рассмотрение оридографии приречных зон. Взаимодействие архитектурной и природной среды требует последовательного, целенаправленного регулирования, что, в конечном счете, подчинено задачам обеспечения устойчивости города как экологической системы. Таким образом, необходимо рассмотреть антропогенное воздействие на приречную территорию в планировочной структуре города: на основе анализа характера реки, типа рельефа и особенностей поверхностного стока выявить основные принципы организации приречных зон.

Этот вопрос актуален для юга России т.к. эта территория имеет развитую речную сеть и различные типы рельефных ситуаций.

Южный федеральный округ по природным условиям делится на три зоны: равнинную, предгорную и горную. Равнинная (степная) занимает большую часть территории и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек. Предгорная зона располагается южнее и тянется небольшой полосой с северо-запада на юго-восток. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть). Соответственно рельефу, приречные территории бывают равнинными, предгорными и горными. Различный характер природных ситуаций говорит об индивидуальных особенностях приречных зон в ЮФО.

Равнинная зона

Исследование приречных территорий равнинной зоны в малых и средних городах показало неудовлетворительную организацию зон прилегающих к реке. Усадебная застройка, выходящая хозяйственными дворами к акватории – довольно распространенное явление на юге России. В этом случае уровень взаимодействия акватории и планировочной структуры города сведен к нулю либо наблюдается негативное взаимовлияние между застройкой и акваторией. Такое положение характерно для таких городов как Аксай, Сальск, Миллерово, Старочеркасск и т.д. В этих городах отсутствуют набережные, а частная застройка преграждает выход к акватории. Происходит загрязнение рек в ходе хозяйственной деятельности человека, что ведет к потере экологического равновесия территории. Таким образом, наблюдается расхождение во взаимодействии природного и городского каркасов.

Предгорная зона

В исследовании представлена районом Кавказских Минеральных Вод, городах Грозный, Майкоп и др. Приречные зоны этого района в основном застроены индивидуальными жилыми домами и производственными комплексами. Отсутствуют необходимые водозащитные сооружения, что негативно влияет на приречную территорию. Роль поверхностного стока несколько меньше, чем в равнинном районе, что обусловлено высокими скоростями течения и характером питания реки. Предгорная река более устойчива к антропогенному воздействию, чем равнинная.

Горный район

Горные реки характеризуются особым строением речной долины и водным режимом. В рассматриваемых горных поселениях также отсутствует взаимодействие приречной территории с поселением.

Задачами исследования являются анализ причины отсутствия взаимодействия природного и городского каркасов и поиск путей решения этой проблемы в средних и малых городах юга России. Рассмотрение особенностей приречных зон, равнинных, предгорных и горных районов. Выявление особенностей архитектурно-планировочных принципов организации приречных территорий в зависимости от рельефа территории и характера реки.

Развитие природного каркаса – одно из наиболее актуальных направлений политики «устойчивого развития среды».

В настоящее время сохраняется потребность регулирования рек. На большей части территорий Центральной и Восточной Европы ландшафты речных долин трансформированы в связи со строительством гидротехнических сооружений, нанесен ущерб биологическому разнообразию, продуктивности и хозяйственной ценности экосистем. Возникла проблема трансформации экосистем речных пойм в условиях зарегулирования речного стока.

Средние, малые города и поселки, имеющие в своей структуре реку, как правило, функционируют без организованной набережной, что оказывает негативное влияние на водный объект. Однако их генеральные планы 70-80-х годов содержат организованные набережные, таким образом при развитии поселения реализовывались исключительно положения генерального плана, связанные с освоением новых территорий. Сбалансированные планировочные решения генеральных планов, оказались нежизнеспособными в полувековой перспективе. Организованные набережные – это дорогостоящее решение, поэтому применение подобного планировочного решения требует взвешенной экономической и социальной оценки. Смена социальных условий, а именно порождение частной собственности на землю, дало новое понимание градостроительной документации.

Город – это система, генеральный план – это перспектива сбалансированного развития этой системы, поэтому частичная реализация генерального плана – это дисбаланс системы. Реализация генерального плана только как освоение новых территорий, и игнорирование других факторов усиливает негативное влияние на территорию. Поэтому решения генерального плана это инициатива и ответственность разработчиков и администрации заказчика. Особенно это важно для малых поселений с ограниченным бюджетом. Проектировщик должен иметь четкое осознание этого момента, ведь организация приречной территории – это актуальный вопрос. Незаконная застройка и использование этих территорий ведет к деградации рек, поэтому в генеральные планы необходимо закладывать устойчивые планировочные решения, наименее зависимые от инженерной организации территории. Зачастую приречные территории в генеральных планах малых и средних городов решены дорогостоящими набережными, что на практике невозможно реализовать.Это фактически связывает руки местным властям, т.к. предписать иного использования этой территории они не могут. Таким образом, необходимо наладить механизм градостроительной реконструкции и защиты приречных территорий планировочными методами в структуре средних и малых городов. Поскольку дальнейшая деградация приречных ландшафтов может привести к экологической катастрофе.

Заключение

В своей работе мы хотели рассмотреть возможность строительства в прибрежной зоне с сохранением экологического равновесия; разработать принципы и методы освоения приречной территории в средних и малых городах юга Росси, выделить в отдельный расчетно-графический район приречную зону, на основе чего рассматривать прибрежную территорию как зону особого регулирования застройки. Задачей исследования является также разработка методики определения параметров приречных и прибрежных зон в средних и малых городах для различных ландшафтных ситуаций юга России.

Библиография

1. Кузьмина Ж.В. Воздействие низконапорных гидротехнических сооружений на динамику наземных экосистем зоны широколиственных лесов центральной и восточной Европы. Авт. реф. док. дисс. – М., 2007.

2. Оселко Н.Э. Планировочное развитие приречной территории крупнейшего столичного города. авт. реф. канд. дисс. – М., 2001.

3. Сиваков Д.О. Правовая охрана городских и пригородных водных объектов. // Законодательство и экономика. № 10, 2004.

4. Титомиров Н.Н. Архитектурно-планировочная организация городских территорий прилегающих к крупным каналам. Канд. Дисс. – М., 1984. – 182с.

5. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура-С, 2004 – 504с. 6.Сборник статей: Вопросы антропогенных изменений водных ресурсов. – М.,1976.

7. Особенности горных рек, переправы вброд через горные преграды. http://poxodmaterialfordingp_fording-osobennostiguig_a.html 

8. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. http:dynamo.geol.msu.ruTextBooks Geochapter6.pdf  

Ссылка для цитирования статьи

Козлова О.Е. ЛАНДШАФТНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ АРХИТЕКТРУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРЕЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)[Электронный ресурс] /О.Е. Козлова //Архитектон: известия вузов. – 2008. – №4(24). – URL: http://archvuz.ru/2008_4/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.12.2008
Просмотров: 92