№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Попова Марина Витальевна

Студент УралГАХА. Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Смирнов Л.Н.

ПРОЕКТ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДСВЕТКИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ЗДАНИЯ ДОМА ЮСТИЦИИ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ


УДК: 747.5
ББК: 85.127

Современный город, как и интерьер, сегодня не мыслится без искусственного освещения. В развитых странах не только все города, но и населенные пункты и многие загородные магистрали имеют стационарное электрическое освещение, часто решенное в форме световой архитектуры. В нашем городе это только начинает входить в обязательные требования по выявлению архитектурного облика отдельных выразительных памятников истории и культуры.

Средства искусственного освещения – источники света и осветительные приборы – становятся сопутствующими элементами архитектуры и выполняют разнообразные светотехнические функции. Во многих случаях свет этих источников заменяет или дополняет естественный свет и создает среду, отвечающую высоким требованиям эстетики и комфорта.

Разработка проекта архитектурно-художественной подсветки зданий – сложная задача, успешное решение которой предопределяет архитектурный облик здания в темное время суток. Уже на стадии эскизного проекта архитектор должен привлекать к работе специалиста светотехника, который раскрывает перед ним возможности новой техники искусственного освещения.

Дом юстиций в г. Екатеринбурге – один из характерных примеров административно-общественных зданий, выполненных в стилистике конструктивизма. Для города характерны угловые здание с закругленными геометрическими объемами, которые фиксировали планировочные оси улиц и границы кварталов. Наиболее яркие образцы таких проектов были возведены в Свердловске в 20-30-х годах XX века – это Дом юстиций, Дом контор и Здание геодезического управления, типография издательства «Уральский рабочий», здание гостиницы «Исеть».

Дом юстиций, расположенный в начале ул. Малышева, построен в 1920-е годы по проекту архитектора С.Е.Захарова. В этот период откровенный аскетизм фактуры и архитектурных деталей фасадов усилил внимание архитекторов к поиску геометрии формы зданий и разработке на этой основе композиции, в рамках которой формировалась пластика крупных архитектурных объемов. На рубеже 1920–1930-х гг. объемы сооружений становятся основным объектом формообразования в архитектуре конструктивизма.

Композиция главного фасада Дома юстиций строится на контрастном сопоставлении двух шестиэтажных геометрических объемов – параллелепипеда и полуцилиндра, разделенных вставкой пониженной высоты. Форму этих геометрических фигур удачно подчеркивают ленточные светопроемы, расположенные по их периметру. Нейтральный объем разделительной вставки вводит ритм штучных оконных проемов, создавая этим дополнительный художественный контраст между двумя архитектурными формами, подчеркнутых их ленточным остеклением. Контрастное сопоставление на главном фасаде различных материалов: стекла, бетона, деревянных переплетов, помогает более выразительно выявить геометрию основных корпусов. Здание дома юстиций ассиметрично: к объему параллелепипеда примыкает с торца еще один административный корпус.

Дом юстиций находится на переломе улицы Малышева, где его видно с обеих сторон улицы, а также со стороны площади у центрального стадиона. Хотя в дневное время суток его хорошо видно со всех сторон, то в темное время как раз наоборот, поэтому хотелось бы его выделить в темное время с помощью архитектурной подсветки.

Для достижения поставленной цели используются все известные виды подсветки памятников архитектуры: контурная подсветка, заливающий свет, локальная подсветка, акцент делается на горизонтальные светопроемы.

Наиболее распространен в практике прием общего (равномерного или локализированного) заливающего освещения фасадов прожекторами, которые устанавливают так, чтобы равномерно осветить фасады здания, стремясь тем самым сохранить привычное (дневное) распределение светотени. Для этого источники света распределяем достаточно высоко, например, на опорах уличных светильников или на крышах соседних зданий.

Горизонтальная динамика горизонтальных светопроемов выделена внутренним светом люминисцентных ламп, а также по карнизу здания проходит полоса светодиодных ламп, что существенно вытягивает его вверх и подчеркивает композицию главного фасада. Интерьерный свет, проникающий через светопроемы, определяет световую графику здания.

Главный вход в здание подсвечивается с близкого расстояния прожекторами снизу вверх, расположенными на уровне земли. Этот эффект называют «театральным» или «рамповым».

Для достижения некоторых иллюзорных эффектов на вертикальных поверхностях нередко используется прием неравномерного их освещения по высоте: динамическое нарастание или уменьшение яркости снизу вверх создает эффект зрительного изменения «весовых соотношений» – здание воспринимается более «тяжелым», статичным.

При разработке архитектурно-художественной подсветки хотелось бы выделить два объема: параллелепипед и цилиндр. Также на стадии разработки идет поиск цветовой гаммы источников света. Следует учитывать, что здание окрашено в ярко желтый цвет штукатурки, он также дает свой оттенок при подсветке. Поэтому здание снаружи освещено источниками теплого света.

При разработке подсветки возникла проблема: видимость фактуры и текстуры материала оказывает существенное влияние на оценку глубины пространства. Когда фактура и текстура поверхности отчетливо видны, у зрителя возникает иллюзия, что поверхность находится на близком от него расстоянии и наоборот.

Данная поисковая модель подсветки еще не последняя, по мере необходимости будут создаваться последующие модели с доработками, которые позволят выбрать окончательный вариант архитектурно-художественной подсветки выразительного конструктивистского здания, расположенного на одной из центральных улиц г. Екатеринбурга и способного привлечь внимание горожан в вечернее время.

Рис.1 Рис.2

Библиография

  1. Архитектурная физика: учеб. для вузов: спец. «архитектура» / В.К.Лицкевич. – М.: Архитектура-С, 2005.
  2. Смирнов Л.Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области / Л.Н.Смирнов. – Екатеринбург, 2008.
  3. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учеб. пособ. – М.: Архитектура-С, 2006.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017