№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Гахраманов Елвар Умуд оглы

cтудент Белгородского технологического университета им. Шухова. Научный руководитель: преп. Першина И.Л.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ СРЕДНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА


УДК: 72.03
ББК: 85 113

Геометризм считается одной из основных особенностей архитектуры Среднего и Ближнего Востока, при более глубоком анализе которой оказывается, что поражающая, на первый взгляд, изощренность и затейливость силуэтов и очертаний форм подчинена закономерностям геометрии орнамента [1]. Орнамент рассматривается отвлеченно, как структурная основа традиционной архитектуры, главное ее выразительное средство.

Начертание любого плана-орнамента следует правилам симметричных преобразований. Купол вращается вокруг оси с определенным интервалом, перемещается вдоль прямой, приставляется плотно один к другому, сжимается от центрального ядра к периферии и вновь расширяется, акцентируя особо значимую на плане зону. Наиболее распространены центрально-осевая симметрия и переносная, которая опознается в различных архитектурных ритмах. Понятие ритма в архитектуре настолько сложно и запутано, что необходимо предварительно уточнить, о каких ритмах пойдет речь. Мы опираемся на наиболее распространенное представление об архитектурном ритме как некой упорядоченности (контуров, объемов, деталей), в основе которой — чередование, повтор, равенство форм или непрерывное изменение единой формы. Обращают внимание идентичные в целом приемы построения разнотипных схем.

Монументальные сооружения — медресе, мавзолеи,торговые купола, отдельно стоящие или сочетающиеся друг с другом в реальности городской застройки, образуют причудливые орнаментальные композиции. Сложность узора не стирает впечатления общей ритмической согласованности фрагментов. Композиционный сюжет слагается из небольшого набора заданных форм: куб, цилиндр, полусфера. Варьируются лишь размеры и приемы группировки. С высоты минарета можно отчетливо различить, как купола и своды группируются рядами, обнимая пространство двора, или выстраиваются цепочкой вдоль улицы. Схемы просты и хорошо известны. По ним без труда угадывается назначение здания, что не всегда легко сделать, проходя по улице. Комбинаторные преобразования по правилам симметрии позволяют мастеру получить множество вариаций основной типовой схемы сооружения.

При сравнении инвариантных (неизменных) схем различных типов сооружений в их начертании обнаруживается преимущественно центричное построение композиции, которому подчиняются прочие виды симметрии. Причем симметрия лежит в основе построения именно структурной (узловой) схемы композиции, определяя конфигурацию объемно-пространственного целого. Встречаются почти все виды архитектурной симметрии: центрально-осевая, зеркальная, подобия сетки [2, с.177].

В рисунках планов конкретного типа сооружений варьируется лишь несколько постоянных по своему очертанию схем, которые демонстрируют реализацию разных видов симметрии и обнаруживают преобладание приема центрально-осевой симметрии.

Медресе строились по схеме: четырехугольный двор в окружении жилых помещений — худжр, цепь которых разрывалась включением залов-аудиторий и мечети, лоджиями-айванами. Эта схема допускала вариации в компоновке частей, соотношении площадей жилых и ритуальных помещений. Инвариантные приемы начертания с очевидностью выявляют две группы планов: центрально-осевую (с центральной точкой) и зеркальную (с одной осью симметрии двора). В обеих группах — симметричное относительно геометрического центра двора размещение купольных залов. Это узловые компоненты плана, поскольку и по размерам, и по назначению доминируют в общей объемно-пространственной композиции. Далее и в той, и другой группе возможно зеркальное расположение залов-аудиторий лишь относительно одной оси. При разработке обеих групп планов акцентируется центральная точка: через нее проходят дополнительные диагональные оси плана.

Компактная центричная схема мечети имеет ряд вариаций. Например, не нарушая центричность основного объема, к нему с двух сторон примыкает обходная галерея. Центричная схема получает иногда развитие вдоль одной из основных осей симметрии: по оси, поперечной направлению входа. Центричная схема с геометрически правильным контуром может быть лишена акцентов. Такова схема многих квартальных мечетей. Положение продольной оси фиксирует ниша михраба. Эта схема является как бы фрагментом основной схемы с внутренним двором. Конструктивно она представляет собой фрагмент обходной галереи.

В центричной схеме возможны вариации на тему куполов: сочетание больших и малых, их трансляция по оси вокруг центра, группировка разновеликих на основе правильной сетки и т. д.

Мавзолеи также реализуют две инвариантные схемы построения: центрально-осевую и зеркальную. Однокамерные и сложные многокамерные мавзолеи есть в вариациях обеих схем.

Первая включает квадратные и восьмигранные мавзолеи с одним центральным куполом, а также малыми куполами, симметричными относительно центральной точки композиции. По осям симметрии планов на фасадах располагаются проемы. Разновидность этой группы — портально-купольные мавзолеи, сохраняющие центричное однокупольное внутреннее пространство, но лишь один парадно оформленный фасад.

Во второй схеме зеркальная композиция реализуется в нескольких вариантах, не меняющих положения главного купольного помещения на основной оси построения. Окружающие помещения симметричны оси, пересекая ее или группируясь параллельно ей.

Однако две различные с точки зрения начертания схемы — центрально-осевая и зеркальная — обнаруживают ряд общих черт. Прежде всего это центричность зеркальных схем композиции. Композиционный инвариант планов мавзолеев можно характеризовать так же, как центричный.

Помимо главного зала мавзолеи иногда включали группу дополнительных помещений — подсобные худжры для приема посетителей или для прислуги.

В центричных мавзолеях подсобные помещения компонуются на основных планировочных осях, насыщая рисунок плана. Этот своеобразный орнаментальный прием характерен и для группы продольно-осевых (зеркальных) композиций.

Увеличение числа помещений в мавзолеях с зеркальной планировкой, укрупнение объема достигаются развитием симметричных узлов плана, проведением дополнительных поперечных и продольных осей. Мавзолеи с компактной центричной планировкой — как бы уменьшенные модели крупных комплексов-мавзолеев с продольно-осевой композицией [3, с.157].

Ханака включает большой зал молитвенных собраний или дервишских радений, мечеть, жилые и хозяйственные помещения и очень часто усыпальницу главы ордена. Подобно мавзолеям, в схемах этих традиционных сооружений представлены и центрально-осевая, и зеркальная планировки. В центрально-осевых схемах помещения располагаются равномерными группами по осям, которыми служат замкнутые симметричные контуры, например, квадрат. Поскольку жилые помещения — худжры равновелики, то рисунок плана создается трансляцией постоянной ячейки вдоль оси, направление которой и диктует форму здания. В зеркальных схемах ячейка транслируется по осям, параллельным главной оси или пересекающим ее. Орнаментальные сочетания разновеликих центрально-осевых и зеркальных помещений по существу уравновешивают значение обоих приемов построения. Все сооружения типа ханаки варьируют схему с доминирующим центральным куполом.

Караван-сараи принадлежат к наиболее многочисленной типологической группе. Тем не менее их планы, как правило, сходны и имеют открытое внутреннее пространство-двор или обширный зал. Вокруг него размещаются помещения, навесы, галереи. Изменение наружного контура здания не меняет принципиальной схемы композиции.

Для всех трех типов сооружений с внутренними дворами — мечетей, медресе, караван-сараев — постоянна центрально-осевая композиция на двух перпендикулярных осях симметрии, которые фиксируются купольными объемами.

 


Библиография

  1. Литвинский Б.А. Среднеазиатский центрический мавзолей: Проблема генезиса / Б.А.Литвинский // Этнография и археология Средней Азии. – М., 1979.
  2. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И.Смолина. – М.: Стройиздат, 1990.
  3. Бородина И.Ф. Типология среднеазиатских мавзолеев XI-XV вв. / И.Ф.Бородина // Архитектурное наследство. – 1985 – №33.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017