№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Шмелева Елена Владимировна

аспирант ИГАСА, Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Захаров А.В., ГОУ ВПО "Ивановский государственный архитектурно-строительный университет" г. Иваново, Россия

РАЗВИТИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА ИВАНОВА И ЕГО ФАБРИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА


УДК: 72.03
ББК: 85.113

Степень благоустроенности территории любого города отражает его историю, функциональное деление и, наконец, то, насколько он развит. Само по себе благоустройство формируется на основе грамотного зонирования территории, лежащего в основе генерального плана городского округа, сформировавшегося исторически.

Реализация понятия «благоустройство» в г. Иванове связана, прежде всего, с инженерным обустройством его территории. Первым проявлением благоустройства можно считать строительство мостов через реку Уводь, разъединяющую город на две некогда самостоятельно возникшие части – село Иваново (южную) и Вознесенский Посад (северную).

Первым из них строится в XVIII в. Туляков Мост (рис. 1). Деревянный мост на сваях, располагавшийся на современной площади Пушкина, уже был отмечен на карте 1774 года. Вскоре построился наплавной Соковский мост, называвшийся в то время так неофициально по находящейся неподалёку мануфактуре Осипа Сокова, известного в Иванове как прогрессивного реформатора в ситцепечатном деле. На карте 1774 года мост значился уже капитальным. Третьим в 1857 г. построили мост, соединивший современные улицу Тимирязева и Фабричный проезд. Деревянный мост получил название Зубковский. Следующий, деревянный Дмитровский мост, сооружен в 1860 г. К 1892 году он пришёл в негодность и был заменён новым, тоже деревянным.

Рис.1.Туляков Мост.

 

Однако известно, что ранее перечисленных построен уже несуществующий теперь кирпичный Приказный мост через овраг Кокуй. Находился он на нынешней площади Революции. В 1918 году мост переименован в Красный в память о расстреле мирной демонстрации в августе 1915 г. Позднее, в 1934 г., в связи с прокладкой линии трамвая овраг был засыпан, а мост разобран [1].

В целом, в середине XIX в. город не был благоустроен, о чем могут свидетельствовать следующие данные: «Писать об Иванове, понятно, нечего: все может выразиться одним словом «скверно»; насколько это «скверно» действительно скверно, это можно судить по тому, что твоя мать, такая горячая ивановка, и та кличку, придуманную тобой Иванову, признает совершенно уместною и совершенно от сердца восклицает: «уж именно чертово болото, так уж это и есть» [2]. «Самое Иваново еще больше поражает непривычный глаз жителя столицы: изрытое оврагами, оно состоит из множества кривых и неправильно расположенных улиц, пересекаемых узенькими переулками; постройки большею частью деревянные, целые улицы сплошь состоят из черных изб, и только местами, рядом с какой-нибудь разваленной хижиной крестьянина, встречается громадная фабрика с пыхтящими паровиками или большой каменный дом богача-фабриканта» [3].

Новым этапом в благоустройстве Иванова стало устройство дамб в 1870 – 80 гг. и организация беспрепятственного сообщения между селом и Посадом. Была устроена Павловская дамба, дамбы по обеим сторонам моста через реку Уводь на месте современной площади Пушкина. О благоустройстве Иванова тех лет в работе [4] записано: "В конце 1870-х гг. началось устройство мостовых и поставлены 40 фонарей в центре города. К 1884 г. в городе было замощено 17 000 кв. сажен и поставлено 190 фонарей также на центральных улицах. В 1877 г. устроен первый бульвар на Старой Волостной улице (ныне Садовой). Не двинулось дело с устройством тротуаров: в начале 1880-х гг. в городе был тротуар только у одного дома".

В связи с развитием отделочного производства серьезную проблему стало представлять загрязнение р. Уводь сбросами с фабрик. Фабриканты грозили увольнением рабочих за попытки бороться с этим. Также это сильно осложняло организацию водопровода на территории всего Иванова, в то время как на самих фабриках водопровод уже имелся [4].

На рубеже XIX – XX вв. городские власти стали приводить в порядок центральную часть Иваново-Вознесенска: устроены мостовые, установлено уличное освещение. Однако рабочие окраины находились в удручающем состоянии. Вот какую цитату приводит П.М.Экземплярский [4] из газеты "Пролетарий" 1905 г. (№ 5): «Иваново-Вознесенск – один из богатейших городов России. В центре его — прекрасные мостовые, электрическое освещение, роскошные дворцы буржуазии, украшенные причудливой рукой художника, банки, где ежедневно звенит золото – пот и кровь рабочего класса, клубы и т. д. Загляните на окраины города – рабочие кварталы. От безумной роскоши вы перейдете к полуголодному прозябанию измученного ткача, рабочего ситцевых, отбельных фабрик, химических заводов. Улицы, где весной и осенью ни проходу, ни проезду – море грязи. Воздух пропитан гарью, изрыгаемой десятками труб гигантов, наполнен ядовитыми испарениями от р. Уводи, из которой буржуазия устроила себе сток для краски и нефти». В подтверждении этой цитаты заметим, что купцы и фабриканты – самые богатые люди в Иванове – строили усадьбы в центре города. Ярчайшим примером тому является улица Батурина, на которой располагаются и поныне усадьбы Д.Г.Бурылина – фабриканта и мецената, и И.Д.Бурылина – его сына, который заведовал технической частью предприятия отца – Куваевской мануфактуры (ныне – Большая ивановская мануфактура), и И.К. Маракушева – богатого ивановского фабриканта. Усадьбы имеют редкой красоты ограды, ворота, а также развитую благоустроенную территорию, включающую в себя парк, газоны, скульптуры, и даже небольшие фонтаны. Такие усадьбы сохранились благодаря устроенным в них обслуживающим заведениям. Ограды и ворота с рисунком решеток, выполненных в стиле классицизм, эклектика и модерн, отражают дух того времени, при котором наш город развивался стремительными темпами.

П.М.Экземплярский приводит данные по благоустройству Иванова на 1904 г.:

- заселенная площадь города с п. Ямы – 14,9 кв. версты;

- площадь садов 10 000 м2;

- 234 улицы общей протяженностью 100,2 версты;

- протяженность замощенных 21,7 версты;

- протяженность тротуаров – 22,4 версты.

Благоустройство города продолжилось с появлением бульваров на его территории. Два из них (Куваевский и Бурылинский) построены на пересечении современных проспекта Ленина и улицы Батурина по проекту архитектора А.Ф.Снурилова (рис. 2). Открыты они были в 1911 г. и сохранились до настоящего времени. А самым первым в Иванове был устроен бульвар на ул. Садовой в 1877 г. при финансовой поддержке Я.П.Гарелина, руководившего в то время городом. Кроме того, на Николаевской улице (современный проспект Ленина, севернее площади Ленина) также был разбит бульвар [1].

Рис.2. Пересечение современных пр. Ленина и ул. Батурина по проекту архитектора А.Ф.Снурилова.

 

Степень благоустроенности города в дореволюционный период в целом ярко характеризуется состоянием его фабричных территорий. Дело в том, что основную долю доходов в городскую казну привносили фабриканты, что обуславливало большую развитость фабричных территорий по сравнению с городскими территориями общего пользования. При этом необходимо отметить именно инженерную составляющую благоустройства самих фабричных территорий. Она заключается в устройстве инженерных сетей и сооружений (электро-, тепло-, водоснабжение и канализация).

абриканты, содержащие свои промышленные заведения, заботились об их успешном функционировании, и поэтому, как уже говорилось, водопровод, столь необходимый для технологических нужд, на фабриках имелся уже к концу 1880 гг. [4]. О теплоснабжении фабричных зданий имеются следующие данные: "в 1868 г. две фабрики употребляли нефть, три – торф, остальные отапливались дровами"[4]. Большую роль в усовершенствовании освещения на фабриках сыграл выпускник Санкт-Петербургского технологического университета И.Е.Несытов. В 1844 г. он был назначен губернатором Владимирской губернии, в которую входил Иваново-Вознесенск (ныне Иваново). На фабрике Гарелина он установил газовое освещение, исходным продуктом к которому стали остатки мыла после отделочного процесса. [5] По документам, дошедшим до нас, мы можем заключить, что канализация на фабриках, как и во всем городе в дореволюционное время отсутствовала: "У этого «прогрессивного» деятеля (Н.Г.Бурылина, авт.) на фабрике (Большая ивановская мануфактура, авт.), оснащенной дорогим оборудованием, не было даже хорошей канализации. Он предпочитал держать ассенизационный обоз (из-за дешевизны) и отравлять территорию фабрики нечистотами, но не давал заикаться об элементарных санитарных сооружениях" [6].

Об элементах благоустройства территорий фабрик в аспекте создания комфортной среды для рабочих, а именно о зеленых насаждениях, малых архитектурных формах, водных устройствах, организации рельефа, оформлении пространства элементами монументально-декоративного искусства в Иванове исторических материалов очень мало. Видимо, причиной тому их полное отсутствие: "Фабричные дворы в большинстве случаев тесны и ничем не вымощены; не только осенью, но даже летом они редко когда пересыхают, чуть ненастная погода – обращаются в топкие болота, и рабочий вязнет в грязи буквально по колено. Всюду встречающиеся мусорные кучи, бугры и настоящие торы свидетельствуют о том, что под ними когда-то были ямы, назначенные для спуска негодных красильных веществ и различных нечистот» [4]. Тем не менее, на некоторых предприятиях сохранились весьма интересные элементы благоустройства дореволюционной эпохи, например, кованые фонари на углах отделочного корпуса Большой ивановской мануфактуры (рис. 3), ворота некогда бывшей здесь главной проходной этой же фабрики, выходящие на пр. Ленина, чугунные козырьки над входами в здания (на комбинате им. Самойлова – над входом в механические мастерские прядильно-ткацкой фабрики, на Большой ивановской мануфактуре – над входом в здание заводоуправления).

Рис.3. Кованые фонари на углах отделочного корпуса Большой ивановской мануфактуры.

 

Таким образом, состояние благоустройства города Иваново в дореволюционный период соответствовало общей обстановке его промышленного облика. В свете рассматриваемого вопроса территория города явно делилась на две части – центральную и окраинную.

 


Библиография

  1. Иваново-Вознесенск. История в открытках/ Баделин В.И., Тихомиров А.М., Барсуков В.А. – Иваново: Референт, 2008 – 110 с.
  2. Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга XVIII, Губернский город Владимиръ: Типография Губернского Исполнительного комитета, 1917-18 – 209 с.
  3. Нефедов Ф.Д. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Легенды. / Ф.Д.Нефедов. – Иваново: Ивановское кн. изд-во, 1959 – С.4
  4. Экземплярский П.М. История города Иванова, в 2-х частях / П.М.Экземплярский Ч.1. – Иваново: Ивановское кн. изд-во, 1958
  5. От кустарного села к индустриальному «мегаполису»: очерки истории текстильной промышленности в с. Иванове – г. Иваново-Вознесенске / К.Е.Балдин, Л.А.Кохова – Иваново: изд-во Новая Ивановская газета, 2004 – 250 с.
  6. Наши фабрики: очерки. – Иваново: Ивановское кн. изд-во, 1958 – С.108

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017