№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Старкова Ольга Дмитриевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: доцент Десятов Л.В.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТА В ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Для уральских городов характерна развитая промышленная инфраструктура. При этом небольшие промышленные объекты активно внедряются в городскую среду и взаимодействуют с ней. Но зачастую из-за недостаточной проработки, низкого качества архитектурных объектов и прилежащего благоустройства облик этих зданий воспринимается как враждебный окружающей среде и людям.

К таким объектам можно отнести теплоэнергоцентраль (ТЭЦ) на пересечении улиц Гурзуфской и Радищева, в непосредственной близости к центру города. Рядом с ТЭЦ проходит городская транспортная магистраль, а сам объект расположен на пересечении нескольких визуальных осей и играет, таким образом, роль доминанты. Однако его внешний облик не соответствует этой важной роли.

Сейчас данная промышленная зона производит неблагоприятное впечатление. Бетонное ограждение территории ТЭЦ, а главное – невыразительная архитектура самого здания не украшают данный район, вызывают негативное отношение его жителей. К тому же, здание и его облик могут существенно влиять на производительность труда и качество продукции [1, с.95], не говоря уже об эмоциональном настрое людей, вступающих с этим объектом в визуальный контакт. Поэтому стоит задуматься над возможностью реконструкции этой производственной территории, опираясь на многочисленные примеры промышленных зданий, воспринимаемых не только в качестве утилитарных объектов, но и как уникальных по своей архитектуре комплексов.

Идею создания арт-объкта на основе существующей ТЭЦ подсказывает ее облик, наталкивающий нас на образ корабля с трубами, как, например, легендарный крейсер Аврора. Такое стихийно сложившееся название ТЭЦ и бытует среди жителей района.

В Екатеринбурге есть и другие объекты, имеющие неофициальные названия, подсказанные их формой, содержанием или назначением («котельная» – кинотеатр «Комсомолец», «хлебница» – административное здание на ул. К.Либкнехта, «Китайская стена» – дом на улице Малышева, «пила» – комплекс зданий Городока чекистов, «Пентагон» – Дом промышленности на ул. Малышева и т.д…) Такие «народные» названия зданий, возможно, говорят, какими жители хотели бы их видеть, подсказывают нам образы, которые можно использовать при реконструкции. Ассоциативные представления, связанные с местом или объектом, можно визуализировать, воплотить в здании – арт-объекте.

Таким образом, можно выделить предпосылки создания арт-объекта.

  • Особенности расположения объекта, например, на пересечении композиционных осей застройки, улиц и геоландшафтных осей.
  • Заметный, монументальный облик здания.
  • Активное выражения отношения жителей к зданию, формирование его «народного имени».

Использование архитекторами различных метафор или иконических знаков широко известно. Существуют примеры зданий, созданных в стиле нарочитого символизма, когда происходит буквальное копирование каких-либо узнаваемых образов.

Но использование таких прямых метафор в архитектуре зачастую убивает ее, так как творческий процесс восприятия останавливается на одном-единственном образе, а остальные возможные ассоциации отсекаются. Хотя иногда такой подход применяется сознательно, являясь, например, рекламным ходом. Но гораздо более творческий подход в работе с архитектурным образом – создание объекта с использованием многочисленных визуальных ассоциаций, форм, не прямо говорящих о себе, а наводящих на мысль. В таком случае ассоциативный ряд увеличивается, возрастает количество метафорических трактовок, которые будут различаться у зрителей в зависимости от их индивидуальных психологических особенностей.

Таким образом, выявлены два основных пути создания образа: копирование и ассоциативное дополнение. Для рассматриваемого объекта наиболее приемлемым является второй подход.

Для того чтобы приступить к поиску вариантов преобразования существующего здания в арт-объект, следует:

  • выявить отношение людей к зданию с помощью социологических опросов;
  • проанализировать мнения жителей, выявив положительные и отрицательные стороны сложившегося ассоциативного образа;
  • для реабилитации здания и территории внести коррективы в систему ассоциаций, связанных с образом здания, усилить положительные и по возможности устранить отрицательные стороны образа;
  • можно продолжить ряд ассоциаций для дополнения образа.

В данном случае дополнить образ корабля могло бы расположенное рядом здание, напоминающее своими формами о плеске волн и течении воды. На его фоне существующая ТЭЦ приобрела бы образ корабля. Такое промышленное здание может иметь складчатую большепролетную конструкцию, перекрывающую и объединяющую соседствующую территорию, где сейчас расположены парковки автопредприятия. Такое здание могло бы служить центром для переоборудования автомобилей с бензиновым двигателем для использования экологичных видов топлива (электричество и водород).

Стоит включить в состав задач центра и исследовательскую функцию по разработке экологически рациональных энергетических технологий в транспорте и энергоснабжении.

Хотелось бы дополнить задачи комплекса общественной функцией, включив в него центр для посетителей, которые могли бы, знакомясь с технологией предприятия, почувствовать необходимость сохранения окружающей среды путем изменения отношения к производству и своим повседневным потребностям; понять, что современное производство высоко ставит экологические задачи, становится наукоемкой и интеллектуальной областью.

Привнесение образной наполненности в реконструируемый объект может существенно улучшить его эстетически, дать жителям то, что они хотят видеть, но на высоком архитектурном и технологическом уровне. Новый яркий элемент городской среды станет выразительной доминантой в сложившейся композиции застройки и ландшафта.

Отношение жителей района к исследуемой территории должно измениться в лучшую сторону, а возможность видеть промышленное здание в новом качестве и пользоваться благоустройством около него как частью общественной зоны также приблизит его к социальной и культурной среде города.

 


Библиография

  1. Архитектура и антропософия / сост. и отв. ред. А.Соколина. – М.: Изд-во КМК, 2001.
  2. Вершинин В.И. Эволюция промышленной архитектуры: учеб. пособие/ В.И.Вершинин. – М.: Архитектура-С, 2007.
  3. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма / Ч.А.Дженкс.– М.: Стройиздат, 1983.
  4. Пруцын О. Архитектурно–историческая среда / О.Пруцын, Б.Рымашевский, В.Борусевич; под.ред. О.Пруцына. – М.: Стройиздат, 1990.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017