№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Воронцова Дарья Сергеевна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Меренков А.В.

ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Изучение опыта проектирования и строительства коммуникационно-рекреационных торговых пространств демонстрирует зависимость их формирования, с одной стороны – от развития технологий торговли, воплощенных в торговом здании, с другой стороны – от общих тенденций развития архитектуры, обусловленных социально-экономическими и культурно-историческими факторами. В России, по сравнению с европейскими странами и США, факторы формирования торговых общественных пространств носят различный характер. В связи с данными различиями эволюцию коммуникационно-рекреационных пространств следует рассматривать по отдельности.

В формировании и развитии коммуникационно-рекреационных пространств в США и западных странах выявлены следующие периоды:

Рис.1. Галереи Виктора Эммануила в Милане

- конец XVIII - ХIХ веков – этап строительства пассажей

(«пешеходных улиц», «улиц-коридоров»). Пассажи – здания, в которых торговые ряды образуют внутреннюю крытую галерею с верхним светом. Протяженность таких галерей могла достигать от ста до четырехсот метров. Данные галереи позволяют создать внутри здания специфическую эмоциональную среду, усиливающую приток покупателей. В данный период происходит объединение торговых пассажей со зданиями другого назначения: различными залами, кафе, превращающими торговые здания в места для отдыха и развлечений. Возникновение нового типа торговых зданий в городах связано с условиями городской жизни: реконструкцией пешеходных торговых улиц; внедрением изобретений промышленной революции, принесшей в строительство железо и стекло, позволившие архитекторам перекрывать большие пространства, создавая просторные, хорошо освещенные интерьеры [1]. Примерами таких зданий могут служить галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 1).

 

- начало – середина ХХ века – строительство первых молов. Данный этап связан с новыми представлениями о планировке зданий, подразумевающими отказ от статичных симметричных композиций пассажей в пользу свободных перетекающих пространств. При свободной планировке коммуникационно-рекреационное пространство может иметь различные конфигурации и очертания: прямоугольные площади, криволинейные и пересекающиеся пространства. На данном этапе торговые павильоны, объекты культуры, управления и административные здания объединяются с помощью общего пространства, еще не сложившегося в конкретные функциональные типы. Слабостью таких планировочных решений, с коммерческой точки зрения, являлись недостаточные и неупорядоченные связи между отдельными павильонами [1]. Бессистемность таких планировок приводила к сложности технического оснащения торговых центров, а также к низкой коммерческой эффективности. Примеры: план реконструкции города Сен-Дье (Франция), 1945 г., архитектор Ле Корбюзье; Олд-Орчард, г.Скоки, шт. Иллинойс (рис. 2).

Рис.2.

 

- 50-е годы ХХ века – конец ХХ века – совершенствование торгового мола, формирование компактного торгового центра. На данном этапе происходит совершенствование пешеходных пространств торговых центров, появляются маркетологические разработки, касающиеся принципов расположения составных частей центров, а также принципов формирования маршрутов, расположения коммуникаций. Вырабатываются понятия: «магниты», «якоря», «приманки», «потоки», «генераторы», позволяющие увеличить рентабельность торговых центров. Также вводятся в обиход проектировщиков оптимальные количественные показатели, регламентирующие ширину молов, величину узловых пространств (атриумов), глубину и количественные соотношения торговых зон [2]. В связи с появлением «оптимальных показателей» упрощаются планировочные схемы торговых центров. Коммуникационно-рекреационные пространства становятся в связи с этим более компактными, их конфигурация уже взаимосвязана с планировочным типом торгового центра. На данном этапе выделяются гантелевидные, Т-образные и Г-образные схемы торговых центров, образующие линейные молы, схема из четырех магнитов создает крестообразный мол [1]. На данном этапе активно внедряются технические достижения в кондиционировании воздуха, освещении, что позволяет создавать больший комфорт для посетителей. Все чаще происходит отказ от открытых молов в пользу закрытых помещений. Особое развитие получают интерьерные решения коммуникационно-рекреационных пространств, привлекательные с точки зрения инвестиций. Арендные ставки по торговым площадям, непосредственно прилегающим к коммуникационно-рекреационному пространству, окупают все вложения в интерьеры. К идее пассажа прибавляется идея атриума – крытого дворика. Примерами таких торговых центров могут служить: Шеруей-Гарденс, г. Торонто; Вудфилд-Молл, г.Шаумбург, штат Эллинойс; Истридж-центр, г. Сан-Хосе, шт. Калифорния (рис. 3) и другие.

Рис.3.

 

- конец ХХ – начало ХХI веков – смена основных базовых ценностей, строительство многофункциональных торговых комплексов. Этот период можно характеризовать как период появления новых торговых зданий, представляющих собой торгово-общественные кварталы, насыщенные развлекательной, деловой, оздоровительной функциями. Функциональные блоки в таких торговых центрах объединены между собой общим коммуникационным пространством: атриумами, переходами, торговыми улицами, галереями. Появление таких комплексов связано с рядом факторов: градостроительных, социально-экономических, культурно-исторических.

С градостроительной точки зрения реализация нового типа торговых центров-комплексов связана с укрупнением общего масштаба градостроительных объектов, среди которых торговые центры играют роль важных градостроительных центров – центров притяжения крупных людских потоков, которые необходимо обеспечивать комфортными условиями для времяпрепровождения, удовлетворения потребностей в отдыхе и развлечениях. В этой ситуации мелкие и средние торговые центры становятся нерентабельными, тесными, быстро устаревающими.

Социально-экономические изменения ускоряют процессы жизнедеятельности в обществе, в связи с этим у людей появляется все меньше возможностей для свободного времяпрепровождения. В результате укрепляется тенденция получения комплексных услуг. Наряду с этим происходит изменение отношения потребителей к месту потребления. Многочисленные примеры демонстрируют, что основной ценностью в торговом пространстве становится не продукция, продаваемая в торговых центрах, а процесс взаимодействия человека с пространством для отдыха и торговли. Торговые центры в связи с этим приобретают свойства выставочных, досуговых, оздоровительных комплексов, в которых процесс товарно-денежного оборота маскируется под процессы обмена знаниями, информацией, игры для всех возрастов и социальных групп, а иногда и совсем поглощается этими процессами, становится их частью. В качестве примеров таких торговых комплексов могут служить: SONY-центр в Берлине (рис. 4), Центр досуга и торговли JVC в Гвадалахаре (рис. 5), Миланская ярмарка в Милане, архитектор Максимилиано Фуксас (рис. 6).

Рис.4. SONY-центр в Берлине.

Рис.5. Центр досуга и торговли JVC в Гвадалахаре.

Рис.6. Миланская ярмарка в Милане.

 

Тенденция смены базовой ценности отмечается не только в крупных торговых комплексах, но и в небольших брендовых центрах, существующих и активно развивающихся параллельно с торговыми комплексами. Здесь количество функциональных процессов ограничено масштабом, поэтому смена приоритетов происходит за счет концептуальных интерьеров коммуникационного пространства, в которых магазины, товары и пункты оплаты превращаются лишь в дополнения к основной экспозиции, создающей особые эмоциональные состояния. К таким объектам следует отнести бутик PRADA в Токио, построенный по проекту архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона; бутик PRADA в Нью-Йорке, построенный по проекту Рема Колхааса; здание DIOR, фасады которого разрабатывала дизайнер Кумико Инуи; бутики Louis Vuitton и другие.

Наряду с перечисленными выше архитектурными объектами существуют торговые комплексы, не в полной мере отвечающие социально-экономическим изменениям общества. К таким объектам следует отнести торговые сети «Ашан», объединенные с ИКЕА, ОБИ. Данные комплексы являются устаревшими в архитектурно-художественном плане, так как основной ценностью в них по-прежнему является продукт потребления, и коммуникационно-рекреационная структура не выражает изменения базовых ценностей в торговле.

Во многом российские торговые пространства заимствуют традиции европейских и американских торговых пространств. Если в ХIХ веке в Россию приходила мода на пассажи из западных стран, соединяясь с местными традициями, то в постсоветский период система торговли значительно отставала от общемировых тенденций из-за многолетней изоляции. В результате, приобщаясь к западной экономике, российская торговля была вынуждена активно заимствовать принципы и достижения европейской и американской торговой сферы, что не могло не сказаться на архитектуре торговых зданий. Для дальнейшего развития торговых коммуникационно-рекреационных пространств в России существуют своеобразные факторы и предпосылки, которые следует проследить через эволюцию торговых пространств.

В формировании и развитии торговых коммуникационно-рекреационных пространств в России выявлены следующие этапы:

- конец XVIII – ХIХ век – начало ХХ века – этап строительства пассажей, отказ от планировок гостиных дворов. В данный период российская архитектура вдохновлялась западной архитектурой, если учесть, что большинство архитекторов были либо иностранцы, либо учились архитектуре в Европе. Тем не менее, формирование пассажей связано здесь не с условиями городской жизни, а с необходимостью усовершенствования загородных ярмарок. Большой процент торговли был сосредоточен в России не в городах, а на загородных открытых площадках. Целью совершенствования таких площадок являлись следующие факторы: защита торговых площадей от непогоды, объединение торговых рядов в единые пространства с целью создания наибольшего комфорта для посетителей и упорядочивания торговых лавок, создание панорамных композиций на местах ярмарок. Примерами таких пассажей являются Макарьевская ярмарка (около Макарьевского монастыря на волжском левобережье) и Коренная ярмарка (у монастыря Коренная пустынь под Курском), архитектор Д.Кваренги. Веяния моды позднее нашли свое отражение в городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Примерами таких торговых зданий могут служить: Галицинская галерея в Москве (архитектор М.Д.Быковский); Московский ГУМ (архитектор А.Н.Померанцев) (рис. 7); Петербургский пассаж, построенный графом Я.Э.Стенбок-Фермором напротив Гостиного двора между Невским проспектом и Михайловской площадью.

Рис.7. Московский ГУМ.

 

- 20-30 гг. ХХ века – этап поиска новых решений торговых пространств. В связи с событиями революции 1917 года в стране изменилось государственное устройство, на смену прежней жизни пришли идеологические принципы построения новой жизни в новом обществе. В городах стало резко увеличиваться население, что вызвало необходимость активного строительства жилых районов и расширения сети обслуживания. В данный период архитектурными обществами велась разработка типовой системы торговли, проводились конкурсы на создание того или иного типа торгового здания. Приоритетами и основными ценностями таких проектов являлось создание архитектуры, подчиняющейся требованиям нового стиля – функционализма. Эстетика таких зданий должна была соответствовать технологическим процессам, происходящим внутри, основная ценность принадлежала не человеку, посещающему данные заведения, и даже не продукту потребления, а процессу, происходящему в них [3]. В результате, решения коммуникационно-рекреационных пространств лишены рекреационных функций. Примерами таких торговых зданий являются: проект универмага на углу Сретенки и Кузнецкого моста, архитекторы Братья Веснины, 1928 год; проект фабрики-кухни-столовой на Красной Пресне, архитектор С. Курабцев, 1929 год; проект многоэтажного универмага на Киевской площади, архитектор Я.Рубанчик, 1946 год (рис. 8).

Рис.8.

 

- 50-60 гг. ХХ века – этап послевоенного восстановления системы торговли. Для данного этапа развития общественных торговых пространств характерно менее строгое идеологическое отношение к их внутреннему и внешнему содержанию. Большее внимание уделяется использованию декоративных материалов, отделок, украшений, происходит обращение к неоклассицизму. На рациональные планировки начинает нанизываться классический декор, промышленные колонны прячутся под ордерами, витражи приобретают арочные формы, плоскости витражей разделяются глухими вставками с классицистическим декором. Внутренние пространства в связи с этим начинают приобретать усложненный характер, их масштаб становится близким к человеческому масштабу, что вызывает больше положительных эмоций у посетителей. Примерами таких торговых зданий может служить универмаг «Детский мир» (Москва, Лубянская площадь, архитектор А.Душкин) (рис. 9).

Рис.9. Универмаг «Детский мир» в Москве.

 

- 70-80 гг. ХХ века – этап утраты образной специфики торговых пространств. Для данного периода характерно строительство универмагов, универсамов, крытых рынков. Коммуникационная система данных торговых зданий, как правило, не имела четко выраженных границ. Маршруты передвижения посетителей располагались прямо внутри залов. Зонирование создавалось с помощью торгового оборудования, не выявлялось разницы в освещении торговых и коммуникационных пространств. Отсутствовал профессиональный подход к решению таких интерьерных задач. В зданиях крытых рынков можно проследить начальные стадии зарождения коммуникационных пространств в виде крытых внутренних двориков, не получивших своего дальнейшего развития. Спад в разработке пространственных решений и отказ от декорирования общественных торговых пространств был связан с объективными социально-экономическими, культурно-историческими условиями и процессами, происходящими в данный период времени [3]. Устарели идеологические принципы, экономика не требовала конкуренции на внутреннем рынке. Примерами таких зданий могут служить новый корпус ЦУМа в Москве на ул. Петровка, 2 (рис. 10), ЦУМ в Екатеринбурге, магазин «Бухарест» на ул. Каховка, 27 в Москве и другие.

Рис.10.

 

- 90-е гг. ХХ века – начало ХХI века – этап возрождения торговой архитектуры, активного заимствования западных образцов торговли. Для этого времени характерна стремительная активизация строительства новых торговых зданий и реконструкция построенных в предыдущие периоды. Данный процесс связан с появлением новых технологий торговли, торгового оборудования, новых строительных материалов и конструкций, а также новыми экономическими условиями. Процесс формирования коммуникационно-рекреационных пространств происходит с помощью ориентации на западные проекты, а иногда в результате синтеза принципов, заимствованных у западных аналогов, с советскими универмагами, универсамами, рынками. Планировочные решения зачастую соответствуют маркетологическим концепциям, с помощью которых торговые пространства приносят ожидаемую прибыль. При этом архитектурно-художественные решения коммуникационно-рекреационных пространств носят в основном характер заимствованных решений, в центре которых остается ценность продукта потребления. С помощью таких решений трудно создавать привлекательный эмоциональный климат. Поэтому последний этап развития общественных торговых пространств требует разработки принципов формирования КРП в российских торговых центрах с учетом изменившихся экономических условий. Примерами таких торговых объектов могут служить: ТЦ «Юго-Западный», «Екатерининский», торгово-развлекательный центр «Карнавал», ТЦ «Гринвич» в Екатеринбурге.

Исследование коммуникационно-рекреационных торговых пространств разных периодов позволило выявить общие тенденции их исторического развития. На развитие общественных торговых пространств особое влияние оказывают социально-экономические факторы – рост экономики и потребности потребителей, которые проявляются в нескольких аспектах: градостроительном, архитектурно-художественном и функционально-планировочном. В градостроительном аспекте происходит укрупнение масштаба городов и, как следствие, изменение масштаба отдельных градостроительных элементов (торговых центров). В архитектурно-художественном аспекте наблюдается изменение приоритетов и требований к общественным пространствам. В функционально-планировочном аспекте наблюдается усложнение планировочных решений в связи с увеличением их технического оснащения и укрупнением общего масштаба. Характерной чертой в развитии торговых коммуникационно-рекреационных пространств является усиление значимости общественных пространств в составе торгового здания или комплекса, развитие данных пространств, сопровождающееся притяжением к ним новых функций.

 


Библиография

  1. Мейтленд Б. Пешеходные торгово-общественные пространства / Б.Мейтленд. – М., Стройиздат, 1989. – 159 с.
  2. Гослинг Д. Проектирование торговых комплексов / Д.Гослинг, Б.Мейтленд. – М., Стройиздат, 1970. – 136 с.
  3. Зуева П.П. Торговые здания Москвы советского периода 1920-1980: учеб. пособ. / П.П.Зуева. – М., Архитектура-С, 2006. – 176 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017