№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Филиппова Наталья Валерьевна

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: доцент Десятов Л.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ КАК ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ МАТРИЦА


УДК: 711.73:625.712.4
ББК: 85.118.209

Архитектурная среда – это не только выражение индивидуального видения ее создателей. Она также учреждает символический порядок через информационный поток, формирующий в сознании людей ментальные и идеологические пространства. Символические сценарии в психологии потребителей архитектуры порождают новую реальность. Новая карта реальности оказывается высоко действенной, так как человек постоянно находится в контакте с ней, не имея возможности противостоять: передвинуть, изменить, убрать. Каждый субъект, воспринимающий архитектурную среду, становится пассивным потребителем пространства, ежедневно загружающим карту новой реальности с одной лишь переменной – собственной системой ценностей.

Информационные потоки наполняют город количественно. Они динамично распространяются по улицам, вестибюлям и проездам, пересекаются на городских коммуникационных узлах – точках наибольшей активности и обмена информацией. Зачастую таковыми узлами являются пространства городских площадей, фокусирующие пешеходные и транспортные потоки.

В современных тенденциях информационного оснащения расширяются объемы и способы подачи информации пространства, что приводит к эволюции в психологии восприятия информации. Информация становится главнейшим элементом общественной жизни города и фундаментальным ресурсом. Возрастает потребность в качественной (ценной) информатизации пространства. Ценность информации – понятие субъективное и зависит во многом от цели, которую преследует субъект. Однако можно выделить один общий показатель ценности для разных субъектов – это актуальность (своевременность) информации.

Архитектурная среда площадей по критерию ценности информационного пространства на сегодняшний день обладает низкими показателями. Такая характеристика обусловлена статичностью среды, ее неспособностью отвечать на динамичные запросы потребителей. Наступает истощение своевременных обновлений в оболочке пространства площадей.

Итак, существует противоречие между динамикой потребности общества в информационном насыщении пространства и возможностями актуальных обновлений архитектурной среды города. Опорной точкой осмысления возникших противоречий станет, прежде всего, определение источников возникновения и сущности информационного насыщения городского пространства.

Возникновение информационной структуры города формируется через способности визуальных объектов распространять содержание и смысл этих объектов. Носители информации – элементы и структуры архитектурной среды – передают сообщение через геометрические, семантические и эстетические характеристики. Сущность пространства может быть трактована как текстуальная интерпретация обозначенных характеристик. То есть архитектурная среда образует в восприятии человека некую совокупность сообщений, понимаемых как текст.

К геометрическим характеристикам можно отнести текст пространства, сообщаемый особенностями линий, ритмом, пропорциями, соотношениями объемов. Семантические качества пространства содержат знаковый, смысловой, символический подтекст. Эстетическое наполнение среды передает сообщения на эмоциональном и чувственном уровне.

Таким образом, пространство архитектурной среды является материальным носителем текстуальной информации. Но в современной динамике потребностей в информационном наполнении среды недостаточно представить только физические характеристики артефакта.

Среда должна обладать свойствами «свехматериальности» – возможностями самообновления содержания и насыщения в актуальном временном контексте, с непосредственным участием человека как основного источника запросов изменений. Информация текстуального пространства в данном случае презентует иные формы коммуникации, обращения с текстом, модифицирует свою сущность в гипертекст – текст, с заложенным потенциалом нелинейного перемещения: обращения к ссылкам на другие фрагменты информации.

Классическое определение гипертекста, которое дал Нельсон в 1967 г., — это «форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу» [2]. Более формальное определение гипертекста звучит так: гипертекст — это представление текстовой информации как многомерной сети, в которой читатели получают свободу перемещаться произвольным образом и возможность участвовать в создании или развитии текста. Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения [5]. Примером гипертекста является информационная система любого интернет-сайта, дающая возможность, перемещаясь по ссылкам, устанавливать электронные связи между любыми информационными единицами, хранящимися в системной памяти.

Гипертекстуальная форма подачи информации наиболее полно воплощает в себе концепцию динамичного освоения пространства. Внедрение свойств гипертекста в архитектурную среду требует особого подхода, учитывающего множество факторов, главенствующим в которых является характеристики ее пользователя – потребителя информации. Для организации архитектурной среды в данном исследовании предлагается понятие гипертекстуальной матрицы – логически выстроенной сетки, отображающей трехмерные координаты расположения элементов информационного насыщения среды и способы перемещения (связи) по фрагментам информации.

Гипертекстуальная матрица является программой становления и существования архитектурной среды и поэтому должна учитывать различные ее исходные параметры. С позиции возникновения и потребления информационных сообщений параметры можно сгруппировать в три составляющие:

• контент (способы и технологии информационного наполнения пространства);

• контингент (пользователи);

• текст (архитектурная среда).

Структурирование обозначенных групп позволит ответить на ряд вопросов, необходимых для построения матрицы: кому адресована информация? где ее размещать? какими средствами и способами ее воплощать? Структура гипертекстуальной матрицы (рис. 1).

Рис 1. Иллюстрация этапов исследования.
1 – информация среды;
2 – уровень систематизации и
оценки исходных данных;
3 – аналитический уровень (схемы);
4 – гипертекстуальный уровень (матрица)



 

I. Классификация категорий контингента (показывает степень заинтересованности и временные затраты посетителей).

II. Анализ текста пространства:

1. сценарий поведения контингента (дает представление о манере освоения информационного пространства);

2. архитектурно-планировочное решение (раскрывает потенциал параметров среды);

3. художественно-эстетическое содержание (позволяет сформировать концепцию, идею и тему реорганизации среды);

4. комбинированная схема (объединяет данные анализа пространства).

III. Систематизация контента (упорядочивает набор средств и технологий для создания гипертекстуального пространства).

IV. Схема композиционной структуры контента.

В пространстве городских площадей контингентом, то есть группой пользователей этих пространств, будут являться ее посетители, имеющие существенно различные цели, потребности и возможности.

Классификация посетителей наиболее актуальна в данном исследовании с точки зрения временного фактора и степени заинтересованности в информационном сообщении (таблица1):

 

Таблица 1.

Категории посетителей Степень заинтересованности в информации Манера передвижения, временные затраты Характер необходимой информации
I водители Extra min очень быстрое передвижение общая
II заложники обстоятельств: работа, дом Extra min –пониженный интерес к статичным и изученным объектам непрерывное, быстрое, маневренное движение в конечную точку маршрута общая
III транзит случайные посетители Min – жесткая фильтрация посторонней информации быстрое передвижение с перерывом на поиск необходимой информации общая / индивидуальная
IV досуг целенаправленные посетители Medium – открытость к новой информации непрерывное неторопливое передвижение по площади индивидуальная / общая
V вольные ожидающие гуляющие, туристы Max – открытость к новой информации неторопливое движение с остановками / неподвижность индивидуальная

 

Данные классификационной таблицы важны для разработки сценария освоения информационного пространства для конкретной площади (рис.2).

Важными показателями при составлении поведенческих сценариев контингента являются: силовые линии, фокусные точки, время пребывания, степень заинтересованности, характер требуемой информации (рис.3). Эти данные определяют параметры для построения гипертекстуальной матрицы: направляющие линии восприятия, пик внимания, продолжительности взаимодействий, набор средств контента.

Анализ архитектурно-планировочного пространства площади (рис.4) включает в себя: обозначение доминант, акцентов, композиционных осей (главных, второстепенных), зон оптимального восприятия интерьера площади, фона, зон реконструкций, зон отдыха и границ одновременно воспринимаемого пространства. Данные показатели устанавливают в матрице критерии зонирования пространства, акцентирования композиционной значимости среды, формирования объемных, плоскостных, материальных, проецируемых элементов информационного насыщения.

Художественно-эстетическая оценка текста окружающей среды объединяет параметры предыдущего анализа с общей концепцией и темой воплощения матрицы (рис.5). Концепция реорганизации пространства может быть представлена в виде схемы, отображающей: архитектурную идею – пространственную компоновку выбранного образного решения и архитектурную тему – набор изобразительных, тектонических или декоративно-художественных элементов (форм, объемов, поверхностей), воплощающих и развивающих идею [3].

Комбинированная схема – составленная наложением всех схем анализа друг на друга – дает совокупность наглядных указаний по расположению в пространстве новых носителей информации (контента) (рис.6).

В качестве набора средств информатизации пространства в матрице использованы интерактивные технологии. Выбранные средства способны стать наполнителем, контентом, который адаптируется к динамичным потребностям информатизации, структурирует информацию особым образом, превращая ее в гипертекст. Потенциал интерактивного пространства помещает пользователя в состояние перехода по связям окружающей среды, позволяет получать, изменять и создавать информацию. Для применения этого потенциала в структуре матрицы используется систематизация контента по различным параметрам:

- время инсталляции: момент, период;

- степень материальности: постоянная, проекционная;

- количество адресатов: фокусные, плоскостные, объемные;

- набор исходных данных: индивидуальные, массовые;

- потенциал взаимодействий: человек–группа людей, человек – среда, человек – человек;

- вид визуальных изменений: цвет, свет, фактура, текстура, форма, прозрачность.

Каждый параметр обозначен определенным символом, который является составным элементом в построении схемы композиционной структуры контента – гипертекстуальной матрицы. Символы в схеме могут быть использован как единично, так и тиражировано, в различных пропорциях и ритмах (рис.7). Выбор места нанесения и визуального воплощения символов взаимосвязан с данными анализа текста архитектурной среды. Фактически, каждый символ является критерием (диапазоном модификаций) и способом существования новой формы информационного наполнения среды.

Разработанная гипертекстуальная матрица отражает принцип организации и способ существования динамичного информационного пространства городских площадей, учитывает исходные параметры архитектурной среды, потребности посетителей и возможности технологий в синергическом взаимодействии. Возможность такого взаимодействия – это создание новой структуры пространства, в которой человек сам конструирует свою реальность. Последовательность конструирования матрицы показана в данной иллюстрации.

Рис.2. План и фасад площади ВИЗа (г. Екатеринбург). 1 – здания и сооружения; 2 – реальные границы площади; 3 – условные границы площади; 4 – ограждения.

Рис.3. Сценарий освоения информационого пространства площади. Линии поведения, фокусные точки посетителей различных категорий:
1 – заложники обстоятельств;
2 – транзит;
3 – досуг;
4 – вольные;
5 – водители.

Рис.4. Анализ архитектурно-планировочного решения.
1 – акценты;
2 – доминанты;
3 – композиционные оси;
4 – поле оптимального восприятия значимых объектов;
5 – функциональные зоны.
Рис. 5. Концепция реорганизации пространства.
1,4 – архитектурная идея;
2,3 – архитектурные темы.

 

Рис. 6. Комбинированная схема.
Рис. 7. Схема композиционной структуры контента – гипертекстуальная матрица.

 

 


Библиография

  1. Топоров В.Н. Пространство и текст /В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура. — М., 1983.
  2. Nelson T. Getting it out of our system / T.Nelson // Information retrieval. – Wash.: D. C. Thompson Books, 1967.
  3. Шимко В. Т. Архитектурное формирование городской среды: учеб. пособ. / В.Т.Шимко. – М.: Высшая школа, 1990.
  4. Беккер К. Словарь тактической реальности / К.Беккер // Культурная интеллигенция и социальный контроль – М.: Ультра-Культура, 2004.
  5. Гипертекст [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гипертекст


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017