№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Семагин Степан Адольфович

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Конева Е.В.

«ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОД» ПЛОЩАДЕЙ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Зодчество с глубокой древности выступает как необходимая часть человеческой культуры, воспроизводит многогранность, сложность этой культуры, которая соединяет процессы созидательной и творческой деятельности. Эта деятельность направлена на освоение окружающего пространства. Развитие пространственной среды – сложный и длительный процесс, который отражает социально-экономические, архитектурные, психологические изменения, происходящие по мере исторического развития общества, и показывает его техническую вооруженность на каждом этапе развития.

В наше время крупные города меняют тактику глобального расширения, захватывания все новых территорий на совершенствование внутреннего содержания, а именно: реставрируется историческая часть города, встраиваются новые здания в сложившуюся среду. Для того чтобы архитекторы грамотно работали с этой средой, появилась необходимость обеспечить практикующего архитектора исследовательскими методами современной науки. В частности, это возможно на основе современных исследований, касающихся архитектурных пространств. В процессе изучения архитектурного пространства сформировалось несколько моделей, описанных А.В. Иконниковым По его мнению, определилась необходимость различных срезов пространственных представлений, чтобы охватить универсальность свойств пространства и, соответственно, различных его моделей [1].

Таким образом, в конце XX века стали выделять следующие модели пространства: реальное – существует как объективная данность; концептуальное – мысленная модель, системно объединяющая «объективные данные о пространстве; перцептивное – пространство в восприятии человека, отраженное его органами чувств; экзистенциональное – «пространство жизненного опыта» (средовые образы, хранимые человеческим сознанием); художественное – пространство как художественный образ, которое связывает архитектурное пространство и пространственные образы включенных в него произведений и других искусств (монументальной и станковой живописи, скульптуры, декоративного искусства) [1].

В настоящее время при проектировании учитываются не все характеристики пространства. Вследствие этого в исторической среде возникают противоречия между новым объектом и сложившейся застройкой. В этом случае, как правило, учитывается перцептуальные или художественные характеристики пространства, а концептуальное пространство чаще всего не прочитывается. Это приводит к качественно новым преобразованиям существующих пространств, часто неожиданным и противоречащим среде, в которой эти решения появляются. Возможно, это происходит из-за отсутствия опыта или знания методов.

Поэтому требуется разработать метод, который позволит вывести научные знания архитектурной теории на уровень рекомендаций для архитектора-практика. Предлагается методика применения всех моделей пространств для использования в предпроектном исследовании одного пространства, описанная ниже, а именно: реального, концептуального, перцептивного, экзистенционального и художественного пространств. Появилась необходимость выявить «пространственный код» сложившейся среды, который позволит учесть все важные параметры пространства для дальнейшего проектирования в нем.

Перечисленные состояния архитектурного пространства могут быть объединены в одно понятие – «пространственный код» сложившейся среды, назовем его так. Для выявления «пространственного кода» была разработана методика, которая состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно:

Первый этап – сбор и систематизация информации о формировании изучаемого архитектурного пространства с составлением исторической справки, последующим вычерчиванием опорного плана исследуемого пространства и построением аксонометрической проекции.

Второй этап – проведение графо-аналитического анализа каждого состояния пространства. По выполненному плану и аксонометрической проекции проводится анализ с созданием схем каждого типа пространства: реального, концептуального, перцептивного, экзистенционального и художественного.

На схеме реального пространства: на план нанести реальные границы пространства (линии границ наносятся на план, чуть отступая от фасадов домов) (рис.1). При этом граница должна проходить только по ограничивающим пространство поверхностям.

 

sem1.jpg

Рис.1

На схеме концептуального пространства: на плане указать расположение доминант в пространстве, как стилевых, так и высотных, а также композиционные оси пространства (рис.2).

 

sem2.jpg

Рис.2

На схеме перцептивного пространства: на плане указываем основные трассы движения человека, двигаясь по которым он воспринимает окружающее пространство, и фиксируем точки восприятия окружающей застройки (рис.3,4). Также показываем границы восприятия на плане и на аксонометрической проекции (линии границ проходят по фасадам видимых зданий).

 

sem3.jpg

Рис.3

sem4.jpg

Рис.4

На схеме экзистенционального пространства: на плане отмечаем утратившие смысл доминанты и прилагаем фотографии этих объектов (рис.5).

 

sem5.jpg

Рис.5

На схеме художественного пространства: наносим оси, на которых располагаются в пространстве памятники, фонтаны и т. д. (рис.6,7). Обозначаем направленность всех этих объектов (т.е. то направление, в котором повернут памятник или какой-либо другой объект малой архитектурной формы). Прилагаем фотографии элементов художественного наполнения пространства и цветовую палитру окружения.

sem6.jpg

Рис.6

sem7.jpg

Рис.7

Третий этап – обобщение и выведение «пространственного кода» площадей. На основе проведенных исследований по вышеперечисленным пунктам выделяются специфичные и общие для исследуемого пространства характеристики.

Для исследования были выбраны пять площадей города, а именно: площадь 1905 года, Площадь Труда, площадь Парижской коммуны, площадь Малышева, Площадь Первой пятилетки. В качестве примера применения методики приведена Площадь Труда.

Согласно предложенной методике, был собран материал об историческом формировании площади и составлена историческая справка. В прошлом для горожан Екатерининская площадь (ныне Площадь Труда) имела очень большое значение. На ней находился один из самых крупных храмов того времени, который был городской доминантой, формировавшей силуэт города. На колокольне располагались главные часы, по которым весь город сверял время, колокольню использовали как пожарную вышку, что добавляло храму значимости, а вместе с ним – и площади. Площадь являлась центром жизни горожан того времени, ее можно было бы назвать «площадью точного времени». В наше время функцию носителя точного времени взяло на себя здание Городской администрации [2].

В рамках второго этапа было выявлено, что реальными границами площади являются ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина. Улица Ленина является, по сути, формальной границей площади и вызывает ощущение разорваности, так как здания, находящиеся напротив площади, тоже являются частью площади и играют роль визуальной границы. Четкая концепция площади не прочитывается, так как она прошла долгий путь исторического формирования. Визуальные границы площади намного шире реальных, потому что площадь открыта в сторону набережной, где ни одно здание ее не ограничивает визуально. Сама площадь интересна своим разновременным напластованием событий и объектов с ними связанных, от которых остались современные обновленные вехи памяти – крест и часовня на месте разрушенного храма или монументы идеологии – памятник Татищеву и Де Генину, который повернут в сторону здания администрации. Площадь также сохранила религиозный подтекст в облике часовни и приобрела новые функции – рекреационную и идеологическую. Площадь стала местом отдыха горожан.

Итак, после проведенного анализа пространства площади Труда был выявлен «пространственный код», который включает несколько позиций.

  1. Визуальные границы больше, чем реальные.
  2. Концепция не прочитывается, так как площадь формировалась на протяжении долгого времени.
  3. Утрата смысловой доминанты.
  4. Дисгармонизирующее наслоение различных смыслов, функций и стилей.

Благодаря применению выше предложенной методики комплексного исследования пространства площадей, архитектор при проектировании нового пространства или при встраивании в уже сложившуюся среду может формировать силуэт улицы, площади или просто открытого пространства. Только комплексный подход в предпроектном исследовании даст возможность грамотно проектировать в сложившейся среде, не нарушив гармонии или, наоборот, восстановив ее.


Библиография

  1. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве/ А.В. Иконников – М.: Комкнига, 2006. – 352 с.
  2. Зорина Л. И.Улицы и площади старого Екатеринбурга/ Л. И.Зорина, В.М.Слукин— Екатеринбург: Баско, 2005.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017