№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Курносенко Ольга Александровна

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОСТРАНСТВА


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

Любому событию, явлению или предмету свойственны свои исторические предпосылки образования и хронология развития. Поэтому, прежде всего, следует дать определение такому понятию как информационное пространство и определить в нем место дизайна. Согласно толкованию слов данного контекста, информационное пространство «…это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством и существующие в бесконечно развивающейся материи (во времени)» [4]. Стоит заметить, что передача этих сведений зачастую происходила посредством выразительных средств: графики (рисунки, росписи), письменности (шрифтовые тексты, писания), музыки (традиционные песни, танцы) и т.д. Следует выделить наиболее характерные этапы передачи информации, начиная с самого начала существования человечества.

Многие исследователи относят зачатки современных коммуникационных систем к верхнему палеолиту, когда первобытные люди начали использовать стены пещер для рисунков удачной охоты. Уже тогда человек применял примитивные технологии создания и сохранения графической информации. Но вместе с тем эти рисунки были первым способом передачи и сохранения знаний (рис. 1а).

Следующим этапом развития медиа-технологий или средств массовой информации явилась клинопись древних шумеров. Более 3000 лет до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовала развитая земледельческая цивилизация, которая требовала создания сложных ирригационных систем и каналов. Для сохранения и передачи информации шумеры создали свою письменность – клинопись, нечто среднее между рисунками и буквами (рис. 1б).

Примерно в 1750–1670 гг. до н. э. в Древней Греции появляется линейная письменность, что близко к нашему пониманию письма (рис. 1в). Чуть позже, в Китае, активно развивается письменность с помощью иероглифов, когда практически каждое слово и выражение имеет свой графический знак или символ (рис. 1г).

Важнейшим этапомв развитии информационных коммуникаций стало появление бумаги: папирус и пергамент были дороги, но позволяли записывать информацию без особых усилий. Пергамент к тому же позволял стирать предыдущие записи и использовался повторно. Не случайно, он использовался в Европе еще в средние века (рис. 1д).

Рис.1.

 

В 853 г. в Китае появилась первая книга, отпечатанная типографским способом. Это был большой шаг вперед в развитии медиа-технологий.

В 1450 г. в Германии типографским способом были напечатаны первые книги.

«Очередной этап медиа начался в 1822 году, когда проводились первые опыты с фотографическим изображением. А в 1794 г. первые сообщения были переданы из Лиля в Париж по оптическому телеграфу, в 1837 г. появляется электрический телеграф и известная азбука Морзе. Весьма быстро с помощью телеграфа научились передавать не только слова, но и простейшие рисунки. Однако нельзя было передать голос или музыку...» [2, с. 18]

Слово «телевидение» придумал и ввел в научный обиход на конференции в Париже в 1900 году русский инженер Константин Дмитриевич Перский, опередив начало коммерческого вещания почти на сорок лет. Термин быстро прижился и теперь, спустя столетие, используется в большинстве языков народов Земли.

Эксперименты по передаче движущегося изображения шли с начала XX века, но регулярное вещание в Европе началось в 1936 году в Великобритании, а в 1939 в США – тогда это и стало первой телевизионной программой, переданной по американскому телевидению. В России регулярное монохромное телевизионное вещание открылось в 1939 году. К середине 70-х годов ХХ века кабельное телевидение в США и других развитых странах стало необыкновенно популярным. В 1980 году Тед Тэрнер создал свою «Сеть кабельных новостей», CNN. Примерно тогда же возникли музыкальный канал MTV, познавательный «Discovery», спортивные каналы, каналы для женщин, детей и многие другие [3].

Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60–70-х годов XX столетия. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского технологического института.

Важное значение передачи информации очевидно – это средство общения и коммуникации. При этом ведущая роль отводится визуальным средствам воздействия. И дизайн, как процесс художественного конструирования, проектирования, вид художественной деятельности может играть первостепенную роль.

Однако информацию принято считать ценной лишь тогда, когда ее можно использовать, причем полезность информации зависит от ее содержательности, точности и своевременности.

В современном обществе все чаще звучит понятие – «информация как товар, продукт потребления». Информация перенимает присущие ему свойства, поэтому, можно предположить, она принимает вид:

  • первичная информация (сырье) — это сведения, новости, факты, данные, которые требуют «обработки», чтобы в готовом виде предстать пред потребителем;
  • вторичная информация, или обработанная первичная информация (конечный продукт), на выходе выступает как «товар».

Дизайн в этом случае решает, какими способами и в каком виде будет представлена эта «специфическая форма социального потребления». При этом «…социальная информация носит коммуникативные, управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и пропагандистские функции» [5].

Телевизор предназначен, прежде всего, чтобы его смотреть, а не слушать, поэтому в современном мире новостей различных национальных каналов исключительной доминантой ТВ является графическое и визуальное оформление информационных программ: не только их содержательный аспект, достоверность, своевременность, но и качество подачи самого телеканала вещания (рис. 2).

Рис.2. Заставки телеканалов.

 

Еще «в 70-е и, в особенности, в 80-е гг., когда произошло вторжение цвета, увеличение размеров экрана, улучшение разрешающей способности, возникло стремление во всех тележанрах отдавать предпочтение «картинке». На данный момент существует огромное количество телевизионных продуктов дизайна, а именно информационных программ: все они обладают отличительными друг от друга чертами – каждый придерживается своей проектной концепции (замыслу), имеет определенный визуальный ряд, используя графические приемы и анимацию.

Но в условиях увеличивающихся компьютеризации, программирования и Интернет-технологий на рынке ТВ информационных услуг возникла конкурентная ситуация. Имея в запасе почти одинаковые графические и анимационные средства, каналы приобретают некий шаблонный вид, очень мало остается «индивидуального дизайна» на телеканале. Культура экранного слова — дикторов и ведущих новостей стремительно упала. Если раньше лицом канала можно было назвать ведущего, к которому зритель прислушивался и доверял, то сейчас ситуация предполагает и отсутствие такового. Информационные программы существуют обезличенными (EuroNews – связано с необходимостью давать разный аудиоряд при общем видеоряде), с чередующимися ведущими ОРТ и авторскими НТВ (здесь каждый сюжет основателен, занимает больше времени, меньше поверхностной информации).

Отсутствие взаимосвязи и движения мысли в подаче непосредственно новостей влечет за собой движение изобразительных композиций как внутри одного кадра, так и в процессе их соединений, рождая лишь хаос. Канал, не выдерживающий конкуренции, теряя зрителя из-за неспособности его привлечь, «живет за счет рекламной мишуры».

Уделяя много внимания трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, И. Масуда, глава Института информационного общества, выдвинул концепцию, согласно которой «изменится и само производство – продукт станет более "информационно емким", что означает увеличение инноваций, дизайна и маркетинга;…производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [1].

Информация в современном обществе приобретает функцию ведущего механизма его развития. При этом важное значение предполагает научная разработка новой специфики телевизионного воздействия в различных разновидностях телепрограмм, что является на данный момент наиболее актуальным. Прежде всего, устарела природа информационного, в том числе и телевизионного воздействия в новостийных, игровых и аналитических программах. Необходим новый комплексный подход, который выступил бы одновременно и способом коммуникации, и средством достижения поставленных целей и задач, охватывая широкий спектр человеческих и межличностных отношений.

 


Библиография

  1. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества [Электронный ресурс] / И.Ю.Алексеева // Информационное общество. – 1999.– Вып. 1. / сайт История Интернета в России. – Режим доступа: http://http://www.nethistory.ru/biblio/1043171700.
  2. Вашкевич В.Р. Новейшие коммуникационные технологии: учеб. метод. комплекс для студентов /В.Р.Вашкевич, И.П.Шибут. – Минск: БГУ, 2003.
  3. Кривошеев М. И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания / М.И.Кривошеев. — М.: НИИР, 2006. — 928 с.: ил.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок 57.000 слов / С.И.Ожегов. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус Яз., 1986. – 797 с.
  5. Эванс Д. Р. Маркетин / Д.Р.Эванс, Б.Берман. – М.: Экономика, 1990. – С.322.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017