№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Копанева Наталья Эдуардовна

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

НУЖЕН ЛИ ДИЗАЙН В ПРОДВИЖЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ?


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

В современном обществе очень актуальна проблема успешного продвижения социальных проектов. На данном этапе еще не сформировались определенные каноны и правила, поэтому необходимо разрабатывать новые коммуникативные стратегии для увеличения социального эффекта при реализации проектов. К продвижению социальных проектов невозможно применить стандартные маркетинговые приемы, потому что в них заложены моральные принципы общества.

Чтобы вести разговор о проблемах продвижения социальных проектов, нужно дать им четкое определение, ответить на вопрос: «Для чего они создаются?»

«Социальный проект – это четко спланированная программа действий, направленная на улучшение социального положения определенной категории людей, в которой участники проекта видят результаты своего труда и пользу, которую они несут обществу» [3].

Продвижение проектов осуществляется средствами визуальных коммуникаций через многочисленные информационные каналы.

Цели социальных проектов:

1. «Внедрять или закреплять конкретные правила и нормы.

2. Легитимизировать уже существующие или же только предлагающиеся моральные и поведенческие нормы» [4].

«Социальная реклама – вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества» [4].

Социальные проекты реализуются через государственные социальные программы или при поддержке коммерческих организаций.

Социальные проблемы: забота о детях, поддержка юношеского спорта, помощь больным очень актуальны в современном обществе, и исследовав этот рынок, коммерческие организации активно принимают участие в благотворительных проектах, тем самым продвигают свой бренд. Акции привлекают внимание СМИ, делают бренд более узнаваемым, и это положительно отражается на имидже компании. Коммерческие благотворительные проекты проходят успешнее, чем государственные, несмотря на то, что ими преследуются одни цели. Например: «Вместе сможем все» (Телекомпания «Четвертый канал»), «Газпром – детям» (Газпром), «Государственная программа развития добровольного донорства» (Служба крови и партнеры) – эту программу продвигают коммерческие организации, формируя волонтерские коллективы на своих предприятиях и организуя дополнительные средства коммуникации проекту.

Совершенно естественно то, что государство занимается общественными проблемами и призывает общество к их пониманию. Однако многие считают социальные проекты исключительно инструментом государственной политики, тем самым, отстраняясь от решения социальных вопросов. Зачастую идет неоправданное отторжение обществом социальных проектов, несмотря на то, что они преследуют высокие цели – формирование нравственных ценностей, изменение поведенческих стереотипов общества. Коммерческая реклама, пропагандирующая потребительские ценности и независимость индивида от общества, полностью затмевает социальную рекламу моральных норм, потому что инструментарий, используемый государством, не способен выдержать конкуренцию. Можно сделать вывод, что государство является слабым оратором и не может донести до социума идеи, которые оно продвигает.

Необходимо ярко и точно формулировать то, что хочет адресовать правительство своим согражданам, и рекламный слоган должен играть наиважнейшую роль в технологиях визуальных коммуникаций. Необходимо разделить общество на целевые группы, потому что стиль текста рекламного обращения должен отражать вкусы и ценности конкретной группы потребителей, чтобы заинтересовать их. Обобщенные призывы неубедительны: «Москва – город реальных прав и открытых возможностей». «Реальные права», «открытые возможности» – это абстрактные понятия, потребителю нужна конкретная информация, чтобы приступить к реальным действиям, сформировать свое отношение к предлагаемой позиции и понять, принимает он ее или нет. Текст рекламы весьма важен, но еще важнее аргументация. Чтобы повлиять на общество, нужно использовать современные приемы пиара.

Самая главная проблема проектов – информационный вакуум; чтобы оценить социальную направленность программы, надо познакомиться с целями и задачами, проанализировать рекламный материал. В ходе поисков информации о коммерческих благотворительных проектах складывается более четкое представление о концепции мероприятия. Для пропаганды государственных программ издается мало информационного материала, наиболее популярные носители бренда – логотип и сайт. Инструментарий коммерческих акций более разнообразен: фотоотчеты, передачи, телепередачи, флешмобы, автопробеги, форумы, информационные бюллетени. Отсюда можно сделать вывод, что проблемой муниципальных проектов является нехватка визуальных коммуникаций и устаревший подход к продвижению проектов.

«Приоритетные национальные проекты» существуют с 2000 года, но до сих пор возникает проблема коммуникаций между государством и обществом. Проекты вызывают негатив, хотя с их помощью правительство пытается решить социальные проблемы и улучшить условия жизни, привлечь людей к соучастию. В коммуникациях национальных проектов существуют такие проблемы:

1. Информационный вакуум (людям необходимо больше доступной и понятной информации).

2. Обобщение социальных групп (необходимы индивидуальные пути решения проблем).

3. Негативное отношение (нужно показать положительные стороны «Приоритетных национальных проектов»).

4. Социальная апатия (человек хочет чувствовать свою значимость и участвовать в процессе реализации проектов).

5. Недоверие (человек должен верить в то, что ему предлагают).

Продвижение и брендинг национальных проектов должны быть направлены на решение этих проблем, для этого нужно понять современную ситуацию и предпосылки актуальности правительственных программ.

Уже 18 лет Россия живет в эпоху перестройки и постепенно формирует свое «лицо», но только сейчас начали задумываться о позитивном имидже страны и «России» как бренде для других стран. «Приоритетные национальные проекты» – это реформы, которые являются курсом в будущее России, поэтому они должны грамотно продвигаться средствами дизайна. Правительство проводит разные социальные программы, которые должны способствовать формированию национальных идей: «Национальные проекты», «Год молодежи», «Год семьи», «Год ребенка», эти проекты должны выходить на более высокий уровень. Проблема продвижения государственных проектов очень актуальна, потому что результат проведения этих программ влияет на еще формирующийся имидж страны. Цели проектов – формирование базовых ценностей социума, идеологии, патриотизма. Они направлены на общество, которое плохо реагирует на подобные мероприятия, потому что не имеет информации. Названия проектов затрагивают огромное количество потребителей, но непонятно, к чему призывает невыразительная реклама. Правительство выделяет финансы на разработку программ поддержки населения, но из-за слабого пиара все эти проекты проходят незамеченными, потому что для ощущения социального эффекта нужна ответная реакция общества, его заинтересованность, вызванная средствами визуальных коммуникаций.

За последние несколько лет сложно найти примеры успешного продвижения государственных социальных программ. Организаторы должны стремиться к наибольшей эффективности, для этого необходимо разрабатывать новые стратегии успешного продвижения проектов. «Социальный брендинг – это брендинг, присущий социально ответственному бизнесу. Это продвижение на рынке такого бренда, который приносит максимальную пользу социуму, с такими аргументами и механизмами, которые также апеллируют к общественной пользе» [3, c.13].

В современном потребительском мире бренды имеют возможность манипуляции сознанием. Успешность социальной программы включает в себя: создание устойчивого бренда, влияние его на потребителя, формирование позитивного отношения к нему. Мы живем в информационную эпоху, поэтому самым разнообразным каналом коммуникаций являются СМИ. Телевидение – это наиболее распространенный и самый влиятельный источник информации. Создав глобальный информационный поток, возможно получить необходимый социальный эффект от проектов. В телерекламе используются яркие персонажи, символы и слоганы, такая информация более запоминающаяся и простая для понимания. Короткие позитивные рекламные сообщения своим напором и агрессивностью способны повлиять и произвести изменения в поведении человека, особенно ребенка. Детская психика больше подвержена внешнему влиянию пропаганды, из-за этого с детства необходимо закладывать в сознание молодого поколения жизненные ценности.

Рис.1. Коммуникативные стратегии в продвижении социальных проектов.

 


Библиография

  1. Бурякова Л. Проект Россия: документально-историческое издание / Л.Бурякова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
  2. Мудров А.Н. Аксиомы рекламы: практич. пособие / А.Н.Мудров. – М.: Магистр, 2008.– 436 с.
  3. Мышковская О. Индекс бренда: сборник кейсов / О.Мышковская. – М.: Индекс Дизайн & Паблишинг, 2004.– 126 с.
  4. Социальная реклама [Электронный ресурс]: сайт Социальная реклама.ru. – 2003. – Режим доступа: http://www.socreklama.ru.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017