№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Глушкова Ольга Михайловна

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СУБКУЛЬТУРЫ


УДК: 13.07
ББК: 71.0

Культура — это стремление к совершенству
посредством познания того, что более всего
нас заботит, того, о чем думают и говорят...
Арнолд М.

 

Исследования различных субкультур стало модным занятием в последние годы. Это вполне логично. Единое поле современной культуры распадается на множество ценностно-нормативных подсистем благодаря все большему усложнению социальной структуры. У каждого человека есть список своих личных субкультур, в которых он существует в реальном или виртуальном мире. Человек идет на работу и попадает в профессиональную субкультуру; участвует в анкетировании и понимает, что безнадежно застрял в своей возрастной группе, которая тоже является субкультурой; влюбляется и остро ощущает принадлежность к половой или сексуально-ориентированной субкультуре.

Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Особое место среди разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемом в особом молодежном образе жизни.

Влияние субкультуры хоть не вызывает немедленных изменений в обществе, но существенно влияет в дальнейшем на различные аспекты нашей жизни – культуру, моду, поведенческие тенденции, взаимоотношения с миром и самим собой. Что впоследствии и формирует восприятие того или иного временного периода или даже целой эпохи в наших умах.

Молодежная субкультура проектирует жизненные ситуации, которые учат подростков адаптироваться к жизни в обществе. В современном мире успешность реформ во многом зависит от активного участия в них молодых. При этом очень важно адекватно оценивать молодежь, понимать, какие ценности превалируют в их сознании, какие особенности характеризуют ту или иную субкультуру.

Также здесь встает вопрос: как это можно сделать методами, например, дизайна? Ведь сегодня именно дизайн может влиять на людей и формировать образы субкультуры безболезненно, легко и естественно, так как именно дизайн дает реальные проекты, которые можно растиражировать и применить к разным слоям населения, и именно дизайн имеет большое влияние на молодежь. Дизайн помогает создать коммуникацию между глобальным обществом и субкультурой значительно быстрее и с выверенными интонациями, так как происходит это естественно, в естественном режиме. Необходимо раскрыть весь дизайнерский потенциал субкультуры и использовать его при построении данной коммуникации, дабы избежать смысловых потерь.

«Научный дизайн» имеет возможность внутри такой коммуникации черпать новые идеи, рассматривать контент субкультуры как средство пополнения проектного багажа, обогащения новыми визуальными и графическими методами. Ведь с проектной точки зрения субкультура может рассматриваться как набор новых приемов, как источник вдохновения. Так что дизайн в системе взаимодействия субкультуры и общества играет несколько ролей. Например, с одной стороны, субкультура может быть источником вдохновения для дизайнера и «поставщиком» дизайна, с другой стороны, субкультура – это специфическая целевая аудитория с узкой направленностью, на которой дизайнер может оттачивать методы воздействия на потенциального получателя.

Что скрывает в себе термин «субкультура»?

«Тинейджеры» – английское слово, вошедшее в наш повседневный обиход сравнительно недавно, означает молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Здесь стоит уточнить, что под этим термином подразумевается, что этот индивидуум является подростком потребляющим или подростком, взятым в его досугово-потребительском измерении. Начиная с работ Марка Абрамса, этот термин применяется именно в рамках молодежного потребления.

Стоит рассматривать субкультуру с позиции социального конструктивизма и его концепции мира как совокупности интерпретаций, смыслов и идей думающих и действующих индивидов [3, с.153]. При этом сохраняется акцент на субъективной природе восприятия социального явления, процесса или феномена, то есть на интерпретациях и смыслах, вкладываемых в них социальными субъектами. С таких позиций подчеркивается, что возрастные группы являются не объективными феноменами, а результатом классификации со стороны общества и приписывания им определенных культурных смыслов и характеристик. В таком случае при отнесении человека к той или иной возрастной группе более значимой будет самоидентификация.

Отрицая существование «объективной» реальности, конструктивизм отстаивает идею «реальности» интерпретаций [3, с.154]. Люди видят мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким они его воспринимают, и действуют не на основе того, что происходит в действительности, а на основе их представлений о происходящем. Человеку вообще свойственно видеть лишь то, что он хочет видеть. Соответственно, рассмотрение возрастных групп в качестве социальных конструктов актуализирует проблему самоидентификации как основного принципа отнесения индивида к той или иной возрастной группе. Однако встает проблема источников интерпретаций: являются ли они действительно индивидуальными или же задаются различными дискурсами? Современная философская традиция склоняется ко второй точке зрения, при этом наши представления о действительности, в том числе и о возрасте, зависят от различных форм распространяемых социальных конструктов, в ряду которых особое место занимает мадиадискурс.

Сама молодежь не рассматривает себя как однородную группу (ни по взглядам, ни по стилю жизни, ни по возрасту). Вся эта масса людей дробится на свои субкультуры. Они создают свои стили и свою моду, свою культуру.

В научной литературе есть множество разных трактовок термина субкультура. Стоит рассмотреть четыре основных трактовки этого понятия:

1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура) [8, с.350].

2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [7, с.336].

3. Субкультура – в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически, это определение ограничивает понятие «субкультура» и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур» [5, с.401].

4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и так далее какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Подобное разнообразие объясняется во многом тем, что за время своего существования термин претерпел определенную смысловую эволюцию. Как отмечает Т.Б.Щепанская, «само понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе» [11]. Термин же появился в научной литературе только в 30-х годах двадцатого века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые и семидесятые годы. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи. Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культура» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие ставилось в один ряд с понятиями «андеграунд» и «контркультура».

Безусловно, спустя некоторое время понятие субкультура приобрело иной смысл. С одной стороны, эстетика, этика и идеология молодежных сообществ получила признание со стороны общества как особая «молодежная культура», с другой – было открыто существование и других культур (например, детской). Это придало новое значение понятию, которое стало применяться для обозначения «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества [3, с.156].

При этом постмодернистская мысль ставит под сомнение адекватность использования термина «субкультура» при исследовании современных течений. Дело в том, что рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры. Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек находится в «супермаркете идентичностей», он имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение и свою социальную роль. Набор его саморепрезентаций почти бесконечен. Безусловно, это наиболее характерно для клубных культур и виртуальных сообществ. Ведь в Интернете границ для выбора своей роли вообще нет. Здесь можно поменять социальный статус, пол, возраст, внешность, словом, абсолютно все. «Субкультуры в таком прочтении являются «дискурсивными группами», которые концентрируются вокруг «своих» знаков, символических практик и ценностей. Они соединяются лишь на короткое время, а затем трансформируются, переходя во что-то новое» [6, с.118].

Подобная трансформация понятия шла в русле более широкой дискуссии о содержании и специфике любых форм идентичности. Р. Брубейкер и Ф. Купер отмечают, что произошел переход от «сильной» к «слабой» трактовке идентичности. В первом случае подразумевается высокая степень групповой сплоченности, четкая граница между «своими» и «чужими» и однородность группы. Слабое же понимание идентичности исходит из представления о ее многогранности, нестабильности, подвижности, неоднородности, фрагментированности и сконструированности [2, с.80].

Тут стоит понять систему формирования методов организации субкультур и то, как происходит формирование коммуникативной связи между этими подгруппами. То есть, как происходит формирование на уровне горизонтальной связи, на уровне «равный – равному»; как эта связь влияет на дальнейшее их развитие. Сейчас в культурном пространстве (а также в социальном) формируется совершенно новая, доселе не виданная обстановка. Происходит наполнение единого пространства большим количеством оппозиций господствующей культуре (точкой отсчета стоит считать появление культуры хиппи). Раньше ничего подобного не происходило: была одна официальная позиция и одна оппозиция. Сейчас же появилось множество оппозиций, каждая из которых считает себя наиболее ценной и истинной, предлагая свои культуру, ценности, свое мировоззрение и даже свой язык.

Термин «субкультура» на данный момент еще не до конца сформирован. Он еще будет претерпевать изменения. Само понятие и его смысловое наполнение будет определяться тем, как будут развиваться субкультуры. Эти изменения будут связаны не только с расширением понятия, но и с развитием культуры (как культуры господствующей, так и подкультур), с расширением медиапространства, в котором эти подкультуры/субкультуры находятся и развиваются, и с трансформацией общества, идущего по пути дробления одного большого культурного пространства на множества мелких.

 


Библиография

  1. Алпатова П.С. Некоторые проблемы социологического анализа молодежной субкультуры [Электронный ресурс] / П.С.Алпатова // Sociology holl / Харьковский нац. ун-т им. В.Н. Каразина. Режим доступа: http://www.sociology.kharkov.ua/rus/chten_01.php
  2. Брубейкер Р. За пределами «идентичности» / Р.Брубейкер, Ф.Купер// Ab Imperio. – 2000. – №3. – С.76-94.
  3. Епанова Ю.В. Субкультура тинейджеров как феномен современной культуры: теоретические аспекты анализа /Ю.В.Епанова //Вестник СамГУ. – 2007. – №5/2 (55).– С. 152-158.
  4. Зеланд В. Трансерфинг реальности. 1-5 ступени / В.Зеланд. – М.: Весь, 2007.– 554 с.
  5. Краткий словарь по социологии. – М., 1981.
  6. Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос / Е.Л.Омельченко. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004.
  7. Современная западная социология: словарь. – М., 1990.
  8. Социологический энциклопедический словарь. – М., 1998.
  9. Теплов Б.М. Психология / Б.М.Теплов.– М.: Учпедгиз, 1950. – 216 с.
  10. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с. – сер. Мастера психологии
  11. Щепанская Т.Б. Субкультуры/ Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2003. – С. 12-24

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017