№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


Пьянкова Надежда Сергеевна

преподаватель кафедры графического дизайна,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия, e-mail: mashanadya@gmail.com

ДЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

Дерационализация современной предметно-пространственной среды проявляется в создании иллюзорной среды, в которой элементы композиции растворяются, и влияние среды на человека уменьшается. Таким образом, в новом направлении потенциал, заложенный в архитектуре, не раскрывается. Более того, уход от рационального подхода сопровождается появлением проблемы новизны формообразования, поэтому возникает потребность в формировании идейной основы нового направления в средовом дизайне, ядром которого может стать рационалистическая модель предметно-пространственной среды.

Дерационализация предметно-пространственной среды является реакцией на рационалистический подход к формированию предметно-пространственной среды. В XX веке развитие рационалистических моделей происходило волнообразно: хронологической смене модели всегда предшествовал упадок рационалистических идей. Упадок сопровождался возвратом к прошлым формам, помещенным в новый контекст (посмодернизм), или уходом от проблемы формообразования путём развеществления среды (создание иллюзорной среды). Таким образом, в периоды упадка рационалистических идей качественных изменений в формообразовании не происходило. Сами рационалистические модели разных периодов претерпевали крайние изменения: от простого (модернизм) к сложному (деконструктивизм и нелинейная парадигма), от статики (модернизм) к динамике (деконструктивизм и нелинейная парадигма).

Рис.1.Waterglass. Арх. Кенго Кума

 

Анализ современных тенденций в средовом дизайне показывает, что рационалистические идеи нелинейной парадигмы приходят в упадок, создаётся иллюзорная неупорядоченная среда. Новая модель формируется методом «от обратного» при сохранении существующих композиционных приёмов и принципов организации пространства. Так, иллюзорная среда предполагает использование открытого пространства, как, например, в проекте Waterglass Кенго Кума (рис.1), где архитектура растворяется во внешнем пространстве. При этом фасад здания может просто иметь зеркальную поверхность или растр, позволяющий дому «мимикрировать» в окружающей среде (Дом на острове Х. Мурмана и У. Альбертса). (Рис.2).


 

Рис.2. Дом на острове. Арх. Х.Мурман и У.Альбертс.

 

Этот приём предполагает игру с текстом объекта, при этом, «иллюзорность» может не влиять на организацию внутренней среды. Отношение к среде как к своего рода тексту было заложено в постмодернизме и получило развитие в более поздних направлениях. При этом сильное влияние на восприятие предметно-пространственной среды оказало развитие компьютерных технологий: начала стираться граница между реальным и иллюзорным. Так, стало возможным появление иллюзорной предметно-пространственной среды, которая создаёт ощущение нереальной архитектуры.

Рис.3. Немецкие обои Marburg с переливающимся геометрическим орнаментом

 

Отдельно стоит отметить вновь ставшую актуальной игру с оптическими иллюзиями, которая была популярна в оп-арте. Оптические эффекты (достигаемые за счёт сочетания разных фактур или свойств материала) и фотографии (как способ создания иллюзии) получили широкое распространение в обоях. В качестве примера можно привести немецкие обои Marburg с переливающимся геометрическим орнаментом, напоминающим правильные линии графиков.

Использование сеток в композиции было введено ещё Питом Мандрианом в начале XX века, однако, сетка в нелинейной парадигме стала условным обозначением поверхности. Более того, использование сеток подчёркивало рациональность формы. Дерационализация предметно-пространственной среды привела к тому, что сетка стала восприниматься как координационная в новом измерении. Примером может являться проект верхнего этажа здания SoHo в Нью-Йорке Пьеро Лиссони, в котором ритм балок начинает ассоциироваться с координационными сетками, а мебель – с объектами, выстроенными по ним. Кажущаяся рациональность данного проекта связана с тем, что ещё в нелинейной парадигме научные достижения начали использоваться метафорически и поэтому новую среду вполне можно считать иррациональной.

Рис.4. Проект верхнего этажа здания SoHo в Нью-Йорке. Арх. Пьеро Лиссони.

 

Пластика объектов иллюзорной среды зависит от существующих форм. Так, например, дома-камни архитектурного бюро Jarmund Vigsnaes Architects напоминают рельеф окружающих скал. Проект команды Triptyque имитирует горный ландшафт с помощью деревянных реек, которые одновременно воспринимаются как изолинии, являющиеся своего рода координационной сеткой ландшафта. В отличие от проектов нелинейной парадигмы, в новых средовых объектах используются не плотные оболочки и сферы, а прозрачные или зеркальные поверхности и сетки.

Рис.5. Дома-камни архитектурного бюро Jarmund Vigsnaes Architects.

 

Однако создание иллюзорной среды обуславливает обезличивание предметно-пространственной среды. Другими словами, идеи создания иллюзорной среды не формируют принципиально новую модель предметно-пространственной среды. Иллюзия параллельного мира, характерная для нелинейной среды, сохраняется, однако, формальная сложность нивелируется прозрачностью и лёгкостью, и упорядоченность исчезает. Таким образом, создание иллюзорной среды знаменует упадок рационалистических идей. Модель иллюзорной предметно-пространственной среды не даёт раскрыться потенциалу, заложенному в предметно-пространственной среде, она просто уходит от решения проектных проблем.

 


Библиография

  1. Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х гг. XX в. / И.А.Добрицына. – М.: Научная книга, 2001. – 416 с.
  2. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура / А.В.Иконников. – М.: Архитектура-С, 2004. – 400 с.
  3. Семиотика пространства: сб. науч. тр. международной ассоциации семиотики пространства; под ред. А.А.Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999.
  4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда в 2-х томах: Т. 2. / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с.
  5. Хан-Магомедов С.О. Рационализм – «формализм» / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Архитектура-С, 2007. – 496 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017