№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Недоступов Роман Александрович

аспирант Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн» Фурсова Т.Н.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МИНИМАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ И АРХИТЕКТОРОВ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Минимализм (англ. minimalism) как стиль сформировался в США в первой половине 60-х гг., а термин «минимализм» получил широкое распространение для определения идеологии демократического искусства. Впервые термин был введен в обиход Д.Бурлюком (David Burlyuk) во введении (содержании) каталога для выставки живописных картин Джона Грэма (John Graham's) в Галерее «Dudensing» в Нью-Йорке в 1929 году. «Минимализм, – писал Д.Бурлюк, – получил своё определение исходя из минимума использованных средств. Минималистская живопись является просто реалистическим предметом, являющимся живописью непосредственно (безотносительно, априорно)» [17]. Трактовка и общий смысл термина в 60-е гг. значительно изменились, также как и диапазон использования, в контексте которого он употреблялся.

В профессиональной практике первое использование термина «минимализм» принадлежит Р.Уолхейму, во второй половине 60-х гг. применившего его к анализу творчества дадаиста М.Дюшана и деятелей искусства «поп-арта», сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду.

Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф.Стелла, представивший в 1959-1960 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии [12].

“Less is more” («меньше – значит больше») – так сформулировал основную идею минимализма американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Истоки минимализма лежат, главным образом, в конструктивизме 1920-х годов, а также супрематизме, дадаизме, абстракционизме, американской живописи конца 50-х гг. ХХ в., «поп-арте», а духовные начала – в японском традиционализме, «дзенских» интерьерах Японии [14], и, как отмечает П.Овери [10], концептуальные истоки минимализма берут начало в неопластицизме, живописи голландского художника П.Мондриана (рис.30) и группе «De Stijl».

В искусстве 1960–1980-х гг. ХХ в. минимализм, как отмечает М.Морозова, – это концептуальное направление, «декларировавшее и реализовывавшее на практике принципы предельной экономии «изобразительно-выразительных» средств» [15]. Концепция художников-минималистов о «пространственной свободе» получила свое развитие в дизайне предметно-пространственной среды, в создании минималистских интерьеров, минималистской мебели. Создаваемые арт-объекты в этом стиле организованы из минимального количества деталей, имеют простую и лаконичную форму. В цветовых решениях используются монохромные сочетания и как новое проявление в этом стиле – использование дополнительных цветов в одном или двух объектах ансамбля, формирующих объёмно-пространственную среду. Матовое и прозрачное стекло, подвешенные полки, минимум глухих плоскостей, раздвижные перегородки, гладкие и ровные стены, оттенки белого, серого, синего цветов делают минималистский интерьер легким, прозрачным, открытым. Мебель выполняется в виде простых, «чистых» геометрических форм. В формообразовании светильников прослеживается геометризм, а также сочетание криволинейных и геометрических форм (рис.11,13,15,17,20).

В период возникновения этого стиля к нему относили работы художников и скульпторов Р.Морриса, Д.Флэвина, Д.Джадда. Д.Флэвин один из первых сочетал простые формы и промышленные материалы, выполнял инсталляции из неоновых трубок. Незаполненное пространство, простота и чистота линий, минимум выразительных средств свойственно дизайну и архитектуре этого стиля. Эти тенденции нашли свое выражение в работах дизайнера Д.Паусона, архитекторов Т.Андо и К.Сильвестрина.

Среди наиболее репрезентативных минималистов можно назвать: К.Андре, М.Бочнера, У. Де Мариа, Д.Флэвина, С.Ле Витта, Д.Джадда, Р.Мэнголда, Б.Мэрдена, Р.Морриса, Р.Раймэна. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов [16].

Такие художники и дизайнеры как Й.Альберс (Josef Albers), Э.Брендель (Erich Brendel), М.Брейер (Marcel Breuer), П.Келер (Peter Keler), М.Брандт (Marianna Brandt), Й.Хартвиг (Josef Hartwig), М.Билл (Max Bill) формировали представление о стиле: единство характера форм, их геометризм, использование «естественных» материалов. Вышеперечисленных архитекторов и дизайнеров нельзя считать минималистами, как это отражено в современных источниках о стиле «минимализм» [3,5,7], их работы были прообразами будущего направления.

Одним из первых деятелей искусства, работы которого содержали основные принципы минимализма, являлся Й.Альберс, художник-экспериментатор, который занимался исследованием теории восприятия; его работы оказали существенное влияние на направление модернизма «поп-арт». В своих многочисленных графических работах он пытался постичь амбивалентность линейной геометрии. Основные элементы рисунка, линии той или иной кривизны оказались вытеснены его прямыми линиями и «чистыми» геометрическими фигурами. Как преемник американского дизайнера М.Брейера, он осуществлял руководство мебельной мастерской и в 1930 г. стал заместителем директора немецкой школы дизайна «Bauhaus». Мебель, созданная Й.Альберсом, обладала чётким геометризмом, выраженной конструкцией и функциональностью, была выполнена из натурального материала.

Среди современных дизайнеров-минималистов необходимо выделить наиболее известных, в частности, А.Астори (Antonia Astori). Мебель, созданная А.Астори, отличается особой простотой и геометризмом. А.Квинц (Arne Quinze) – бельгийский дизайнер-минималист, скульптор и художник. В основе формообразования серии геометрической мягкой уличной мебели, скамеек, диванов, табуретов и стульев использовал геометрические структуры, такие как прямоугольник и квадрат (рис.1). Итальянский дизайнер Б.Фатторини (Bruno Fattorini) является арт-директором миланской фирмы «MDF Italia», которая производит минималистскую мебель и аксессуары (рис.2).

Среди известных европейских дизайнеров, работавших в стиле «минимализм», необходимо выделить Дональда Джадда (Donald Judd) (рис.6,7). Художник, чертежник, скульптор, архитектор, критик-искусствовед и философ Д.Джадд дал новое определение соотношению искусства и пространства. Д.Джадда по праву можно считать «классиком минимализма», его работы соответствуют всем основным особенностям стиля: чёткий геометризм форм и функциональность. Некоторые объекты, выполненные Д.Джаддом, относятся только к концептуальному направлению «minimal art» и не несут функциональной нагрузки, являясь чисто презентативными объектами, «работающими» исключительно в различного рода пространственных инсталляциях; сюда же можно отнести и архитектурные структуры.

Карим Рашид (Karim Rashid) – один из известных современных дизайнеров-минималистов США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Он не только практик индустриального дизайна, но и автор книг, статей, лекций. Только на первый взгляд кажется, что он, как и другие, занимается созданием предметов и дизайном помещений, однако, на самом деле, его интересы гораздо шире: он моделирует среду, образ жизни и мыслей, меняет отношения человека к вещи. Простые органические формы, обтекаемые линии, многофункциональность, новые материалы и суперсовременные технологии – таковы качества, которыми обладают все объекты, созданные К.Рашидом. Он определяет свой персонифицированный дизайн как «чувственный минимализм», и тем самым его творчество выделяется среди последователей минимализма (рис.9,10,11).

Работы еще одного представителя минимализма Маартена ван Северена (Maarten Van Severen) отражают поиски совершенствования в форме, деталях и изготовлении. М.Северен также часто упоминался как декоратор и проектировщик мебели для частных проектов (рис.13).

Большое влияние на формообразование многих объектов промышленного дизайна М.Вандерса (Marcel Wanders), несомненно, оказал минимализм. Строгость и «чистота формы» – основные формообразующие качества, влияющие на формирование проектной концепции, что можно проследить в его работах (рис.15).

Маурисио Перегалли (Maurizio Peregalli) – современный дизайнер-минималист, чьи работы отличаются исключительной простотой и лаконичность формы, отсутствием декора. Ряд работ наглядно отображает эстетику минимализма. Отличительной особенностью мебели, спроектированной этим дизайнером, является отполированные до идеальной чистоты поверхности, что порождает иллюзию «растворения» объекта в среде (рис.17).

Одним из известнейших японских дизайнеров-минималистов является Наото Фукасава (Naoto Fukasawa). Можно выделить ряд знаковых объектов его творчества (рис.18,19,20,).

Также необходимо выделить ряд современных дизайнеров, работы которых отражают стилистику минимализма: Г.Фронзони (G. Fronzoni) (рис.3,4), Г.Папавойне (Gijs Papavoine) (рис.5), Д.Моррисон (Jasper Morrison), Д.Гудон (Denis Guidone) (рис.8), К.Луст (Xavier Lust) (рис.12), М.Саито (Makoto Saito) (рис.14), М.Такахаши (Masami Takahashi) (рис.16), М.Нунзати (Matteo Nunziati), П.Пива (Paolo Piva) (рис.21), Т.Йошиока (Tokujin Yoshioka) (рис.22), Ф.Аллаез (Philippe Alleys) (рис.23,24) и др.

Дизайнер интерьеров и архитектор Филипп Майнзер (Philipp Mainzer) в настоящее время работает как креативный директор в компании «Oberursel». Множество его проектов выполнены в стиле «минимализм». Основной материал, используемый автором в проектах – древесина. Экологичность формирует основную минималистскую концепцию его проектов (рис.25,26).

Наиболее показательным для рассмотрения стилистических особенностей минимализма в архитектуре является творчество японского архитектора Тадао Андо (Tadao Ando). Архитектор является профессором-консультантом Школы архитектуры Йельского университета, основателем «Архитектурной ассоциации Тадао Андо», лауреатом Притцкеровской премии 1995 года. С того момента, как Т.Андо впервые реализовал свое увлечение комбинациями бетона, стекла и идеализированной природы, он явно стремился развить этот подход, находя для этого все более утонченную творческую методику. Самым характерным в работах Т.Андо является то, что пространство, которое он создает, визуально не отрицает жестких конструкций, оно наполнено живой и утверждающей себя пустотой. Объемы его архитектурных объектов доводятся до простейших форм. Постоянное совершенствование утонченности решений архитектурных форм можно наблюдать в его ранних работах и заканчивая дизайном комплекса «Сад искусств» (“Garden of Fine Arts”).

Архитектурная практика Т.Андо, несомненно, несёт в себе два основных эстетических начала: японский традиционализм и эстетику модернизма, которые, в свою очередь, формируют художественно-образные особенности минимализм. По утверждению Т.Андо, в проектировании он следует трем основным принципам: первый – использование естественных материалов: бетона, дерева и стекла, без окрашивания или декорирования их другими материалами (штукатуркой, пленкой и т.д.); вторым принципом является использование четкого пространственного каркаса, помогающего гармонизировать размещение необходимых ограждений; третий принцип – привнесение в искусственную среду естественной природы. Свет, воздух и вода имеют в доме свое, особое назначение и выполняют новые, важные для человеческого существования функции, направленные на гармоничное его единение с естественными факторами окружающей природной среды. По мнению Т.Андо, архитектура жилья только тогда соответствует своему прямому назначению, когда архитектору удается объединить в единое целое материалы, геометрию и природу.

В объектах архитектуры Т.Андо всегда используются элементы, которые нарушают повторяющийся ритм: это или изогнутая плавным полукругом стена, или узкая щель в потолке, дающая неожиданную тень на вертикальной поверхности, или «вырастающие» прямо из стен не огражденные ступени. Т.Андо не ограничивается в своей проектной деятельности лишь композиционными решениями или манипулированием формой. Архитектор стремится преобразовать пространство в обитаемую среду, не конфликтующую с природным окружением, и единственным средством такой интерпретации может быть геометрия и её интеграция с искусственной и естественной средами.

Творчество Т.Андо не поддается тиражированию, а копирование его проектов невозможно в других странах в силу их органического единства с японским ландшафтом и «культурной средой» [1, с.9], необходимой для духовной, нравственной жизни, для «духовной оседлости», для нравственной самодисциплины и социальности. Его смелая демонстрация естественных материалов, возврат к традиционным приемам проектирования, стремление показать, что современное жилище можно создать в любых условиях, заслуживают самого серьезного внимания и вдумчивого осмысления для формирования эстетических парадигм минимализма (рис.27,28,29).

Также необходимо выделить таких современных архитекторов-минималистов как А.Сакамото (Akira Sakamoto), Ш.Бэн (Shigeru Ban), К.Седжима (Kazuyo Sejima), Х.Арима (Hiroyuki Arima), А.Кришаниц (Adolf Krischanitz), Ж.Тарраго (Jose Tarrago), К.Кубота (Katsufumi Kubota), У.Форс (Urban Fourth) и др.

Источником вдохновения при формировании эстетической парадигмы минимализма, как отмечают исследователи этого стиля Д.Майер (James Meyer) [9], Э.Кастилло (Encarna Castillo) [6], М.Фуруяма (Masao Furuyama) [8], Ф.Джодидио (Philip Jodidio), Т.Андо (Tadao Ando) [4], является японский традиционализм. Дизайнер берет за основу одну форму или цвет, работает с ними очень осторожно для достижения совершенной гармонии объекта проектирования в целом. Материальное, физическое качество воплощения минималистских проектов должно быть идеальным, камень безупречно отшлифован, дерево – великолепно обработано, формы лаконичны; белые стены, деревянные полы, минимум мебели. Один из приёмов, который используют дизайнеры, – это стремление к миниминизации «швов» как соединительных элементов [13].

Теоретик и исследователь современного дизайна Л.Бхаскаран, выделяет следующие основные качества, присущие минимализму: «отсутствие иерархии в отношениях между составными частями объекта, упор на сокращение выразительных средств, использование незаполненных пространств; архитектурные концепции строятся на свойствах пространства, света и материалов…» [2, с. 200], что даёт объективное видение основных приёмов, используемых в процессе дизайнерского и архитектурного проектирования.

Для объектов минимализма характерен «аскетический» дизайн (рис.3,4), максимальная рациональность и предельная лаконичность форм (рис.5,9,15). Количество предметов и цветовых отношений строго ограничено. Это пространство пустоты и света, геометрически правильных форм, в нём нет ничего лишнего. В мебели доминируют подиумы (рис.23,25), закрытые шкафы [11]. В минимализме не столько форма следует функции, сколько функция приспосабливается к форме; это и делает минимализм одним из самых универсальных современных стилей.

Минимализм – это стиль самодостаточной индивидуальности с богатой внутренней жизнью. Стиль, который плохо сочетается с другими стилями, даже один элемент другого стиля может разрушить композиционную гармонию. Основные черты минимализма заключаются в том, что в нём отсутствует декор, не применяются рисунки, узоры и предпочтение отдаётся монохромным цветам. Для минимализма важна «ясность» композиции и подчеркивание естественных фактур материала. Минимализм – это не просто стиль, а «философия» отношения к жизни.

Рис.1. Арне Квинц (Arne Quinze) Уличная скамейка. Рис.2. Бруно Фатторини (Bruno Fattorini) Интерьер. Рис.3. Г.Фронзони (G.Fronzoni)Стол и стул.

Рис.4. Г.Фронзони (G.Fronzoni) Кресло. Рис.5. Гейс Папавойне (Gijs Papavoine) Табуреты из дерева. Рис.6. Дональд Джадд (Donald Judd) Стол с двумя стульями.

Рис.7. Дональд Джадд (Donald Judd) Кровать. Рис.8. Дэнис Гудон (Denis Guidone) Часы. Рис.9. Карим Рашид (Karim Rashid) Пылесос.

Рис.10. Карим Рашид (Karim Rashid) Стул «Scoop». Рис.11. Карим Рашид (Karim Rashid) Светильник. Рис.12. Ксавьер Луст (Xavier Lust) Стол.

Рис.13. Маартен ван Северен (Maarten Van Severen) Настольная лампа. Рис.14. Макото Саито
(Makoto Saito) Мобильный телефон.
Рис.15. Марсель Вандерс (Marcel Wanders ) Светильник.

Рис.16. Масами Такахаши (Masami Takahashi)Календарь. Рис.17. Маурисио Перегалли (Maurizio Peregalli) Напольные светильники. Рис.18. Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) Скамейки.

Рис.19. Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) Дизайн ванной комнаты. Рис.20. Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) Настольная лампа «Аrtemide». Рис.21. Паоло Пива (Paolo Piva) Дизайн интерьера.

Рис.22. Токуджина Йошиока (Tokujin Yoshioka) Часы. Рис.23. Филипп Алаез (Philippe Alleys) Кровать. Рис.24. Филипп Алаез (Philippe Alleys) Табуреты.

Рис.25. Филипп Майнзер (Philipp Mainzer) Кровать. Рис.26. Филипп Майнзер (Philipp Mainzer) Напольная тумбочка. Рис.27. Тадао Андо Церковь Света (Church of the Light) (1988 г.)

Рис.28. Тадао Андо Павильон для медитации (meditation space) Париж штаб-квартира ЮНЕСКО (1995 г.) Рис.29. Тадао Андо Фабрика (Fabrica) Италия (2000 г.) Атриум. Рис.30. Пит Мондриан.Композиция с красным, желтым, синим и черным (1921 г.)

 


Библиография

  1. Кондратьева К. Дизайн и экология культуры /К. Кондратьева.– М.: МГХПУ им. С.Г.Строгонова, 2000.
  2. Лакшми Б. Дизайн и время / Б.Лакшми // Стили и направления в современном искусстве и архитектуре.– М.: АРТ-РОДНИК, 2006.
  3. Anderson L. Minimalism and Post-Minimalism: Drawing Distinctions /L.Anderson. – Publisher: Hood Museum of Art, 1990. – 104 p.
  4. Ando T. The Japan Architect: JA1: 1991 / T.Ando. – Tokyo, Japan Architect, 1991.– 215 p.
  5. Batchelor D. Minimalism (Movements in Modern Art) /D.Batchelor. – Publisher: Cambridge University Press, 1997. – 96 p.
  6. Castillo E. Minimalism Design Source /E.Castillo. – Publisher: Collins Design, 2004. – 650 p.
  7. Cheviakoff S. Minimalismo / S.Cheviakoff // Minimalism. – Publisher: Feierabend Verlag, Ohg; Multilingu edition, 2003. – 832 p.
  8. Furuyama M. Ando: Modern Minimalism with a Japanese Touch (Basic Architecture Series) / M.Furuyama. – Publisher: Taschen, 2006. – 96 p.
  9. Meyer J. Minimalism (Themes and Movements) /J.Meyer. – Publisher: Phaidon Press; New Ed edition, 2005. – 304 p.
  10. Overy P. De Stijl: Art, Architecture, Design / P.Overy. – N.Y., Publisher: Thames & Hudson Ltd, 1991. – 216 р.
  11. Интерьер в стиле минимализма [Электронный ресурс] / сайт Самстройдом. – Режим доступа: http://design.samstroydom.ru/minimalism_style/
  12. Минимализм. [Электронный ресурс] / сайт Основные направления в развитии изобразительного искусства с начала XX века. – Режим доступа: http://iskysstvoxxvek.narod.ru/minimalizm.htm
  13. Минимализм. [Электронный ресурс] / сайт студии Мего-стиль.– Режим доступа: http://www.mego-resoft.ru/mebel/art31.html
  14. Минималистский стиль. [Электронный ресурс] / сайт klob.ru. – Режим доступа: http://klob.ru/minimalisticheskij_stil.html
  15. Морозова М.А. Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.06. /М.А.Морозова. – СПб.: ГОУ ВПО, 2008. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
    http://www.sutd.ru/files/diss/2008/morozova.doc
  16. Minimalism. [Электронный ресурс] / Wikipedia: свободная электронная энциклопедия.– Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Minimalism
  17. Minimalism. About this term. Source: Oxford University Press. Christopher Want. (англоязычный) [Электронный ресурс] / сайт МОМА – Режим доступа:
    http://www.moma.org/collection/details.php?theme_id=10459&artistFilterInitial=X

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017