№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Андросова Александра Олеговна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Салмин Л.Ю.
Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.
ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ПЕРИПЕТИИ ПРОФЕССИИ. ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК В ДИЗАЙНЕ


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

Невозможно решить проблему
на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы,
поднявшись на следующий уровень.
А.Эйнштейн

 

Наверное, каждому доводилось слышать выражение «хороший теоретик – плохой практик», и наоборот. Спор теоретиков и практиков ведется давно, а извечный вопрос: «что важнее – теория или практика?» – в дизайне актуален как никогда.

При обращении к истории отечественного дизайна становится ясно, что в разное время доминировали определенные условия, выдвигающие на первое место, попеременно то теоретиков, то практиков дизайна. Предполагается, что смена парадигм как раз задает это соотношение.

В рамках «модернистской парадигмы», отмечает Серов С. И, «конструктивисты, «пионеры советского дизайна», оказали, как известно, колоссальное влияние на развитие мирового дизайна в ХХ веке» [3]. Именно на 20-е годы XX века приходится баланс между теорией и практикой. В 60-80-х годах в связи с «дефицитом» практической деятельности в отечественном дизайне возрастает роль теории и методологии дизайна. Постмодернистская парадигма в 90-е годы, напротив, выдвигает вперед практиков дизайна.

На сегодняшний день расстановка приоритетов остается в пользу практиков, что серьезно отражается на дизайн-деятельности. Достаточно выделить ряд проблем, чтобы показать, насколько серьезны последствия недостаточного внимания к теории.

В теории и практике происходит следующее:

  • Размытие профессионального сообщества дизайнеров (изнутри и извне) и, как следствие, размытие профессии дизайна.
  • Расплывчатость, неопределенность высказываемых суждений, подмена понятий в области дизайна. Неустойчивость терминологического языка.
  • Отсутствие прочных связей дизайна с другими научными сообществами.
  • Превращение «изобретателя» в «штамповщика».
  • Замещение дизайна «с большой буквы» множеством дизайнов «с маленькой буквы» [3].

В связи с этим появление в системе образования выпускников-магистров в области дизайна не случайно. Тем самым происходит развенчание наметившегося мифа об исключительно прикладном значении профессии. Однако неготовность воспринимать магистра как нового специалиста очевидна. Работодатель, заказчик, потребитель, включая самого «нового дизайнера», стали частью разомкнутой цепочки, где не ясны цели, задачи, не определен конечный продукт при взаимодействии с магистром-ученым. При приеме на работу по-прежнему отдается предпочтение узкопрофильной модели специалиста дизайна, заточенного под определенный вид деятельности. Но это лишь вопрос времени.

Перемена ценностных ориентаций в дизайне послужила причиной постановки главного вопроса в профессиональной среде: «зачем я?». Найти свою нишу во всем многообразии дизайна нелегко, особенно дизайнеру-магистру, вкусившему «плод науки». Осознание смысла профессии, поиск профессиональной идентичности, «осмысление проблем личности новых категорий работников, появившихся в современном обществе» [2], выходит на первый план и представляется чрезвычайно интересным и важным.

Все вышеперечисленное наводит на мысль о поиске взаимосвязей с первоисточником проблем. Фактическое положение дизайна говорит о необходимости исследовать некую составлюющую, ответственную за «пульс» дизайна. Очевидно что первоисточник проблемы находится гораздо глубже, нежели проблемы профессиональной идентичности. Причиной доминирования практика над теоретиком в дизайне является не только историческая особенность самой профессии, гораздо важнее понимать, что теория отодвинута на второй план в связи с проблемой методологического аппарата в дизайне.

Дизайн везде и во всем находит поле деятельности, решая важные задачи, поставленные другими и для других, при этом забывает обращать внимание на себя. Важно само осознание, что применение проектного мышления к внутрипрофессиональной проблеме позволит наметить пути выхода из этой ситуации. Стать участником водоворота научных событий гораздо интереснее, чем следовать экономической закономерности. Нащупать как бы само собой разумеющееся, но несформулированное, невысказанное, понять перипетии профессии, характер движения и угол наклона плоскости, в котором разворачивается действие дизайна, – все это является первым шагом на пути к осознанию профессиональной идентичности.

 


Библиография

  1. Серов С.И. Опыт Высшей академической школы графического дизайна / С.И.Серов // Как. – 2001. – №3 (17). – С.50-63
  2. Серов С.И. Здесь и сейчас [Электронный ресурс] / С.И.Серов. – Режим доступа: http://kak.ru/columns/serov/a3225/
  3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. … д-ра. психолог. наук / Л.Б. Шнейдер. – М., 2001.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017