№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Медведев Михаил Александрович

Аспирант Урал ГАХА. Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Быстрова Т.Ю.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ИНТЕРАКТИВНОЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Фундаментальное определение эстетики, возникшее в XX веке, формулируется как неутилитарное отношение к миру, бытию, ярко звучащее в произведениях искусства. Благодаря этому отношению, предметная форма произведения и постижение мира художником (и реципиентом) воспринимаются цельно, гармонично. Цель нашей работы – выявить в интерактивной городской скульптуре (этим термином мы обозначим интерактивные арт-объекты, обладающие объемом) эстетическую составляющую, её роль в формировании стилистических особенностей.

Скульптура XX века, как и живопись, музыка, литература, развивалась и эволюционировала в такие направления как авангард, модернизм, постмодернизм. Экспрессионизм А.Джакометти и бионический символизм Г.Мура, абстрактный монументализм М. Хайнца и ироничный модернизм П.Пикассо – заполнены все тематические ниши, техники и материалы. Сознание сегодняшнего городского человека более воспринимает медиа, СМИ, кинематограф, интернет, поэтому интерактивная скульптура нова и актуальна. Отсутствие исследовательских работ на эту тему как в России, так и в других странах объясняется её малым возрастом.

Для начала необходимо: во-первых, определиться с понятием «интерактивность»; во-вторых, важно выявить, как эстетика проявляется в современной скульптуре.

Впервые понятие интерактивности стали исследовать и применять в зарубежной социологии и социальной психологии, во второй половине XX века (Дж. Мид). В настоящее время принцип интерактивности активно используется в информатике, социологии, дизайне, системных коммуникациях. Среди специалистов перечисленных областей нет устоявшегося определения значения этого термина, мы будем использовать этот термин в широком понимании. В арт-объекте интерактивностью можно назвать свойства провоцировать (через художественно-выразительные средства) творческие действия реципиентов, которые взаимосвязаны и проявляются в пространстве арт-объекта. Взаимодействия делятся на линейное (отсутствие интерактивности), реактивное или нелинейное (когда сообщение/действие немедленно связанно с предыдущим сообщением/действием), интерактивное (множественное или диалоговое взаимодействие). Множественная интерактивность отличается от реактивной сложными связями со всем контекстом сообщений, сотворцом является любой реципиент. «Исследователи обратили внимание на интересную особенность: креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат, – с одной стороны, законченный, с другой стороны, требующий в дальнейшем продолжения (например, озвучивания в музыке)» [1]. Для ясности мы предлагаем схемы № 1, № 2, № 3.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

 

Что же стоит за столь удивительно разными произведениями искусства, что заставляет преображаться, сплавлять в сознании образы и мысли по поводу увиденного? Мы видим путь автора, его мировоззрение, духовные искания, связи с обществом, миром. Происходит познание, проживание его эстетического опыта. «Мир проявляется, раскрывается не сам по себе, не помимо человека, а для человека, при его посредстве и помощи. Миропроявление как самопроявление бытия. Миропроявление является определённого рода отношением <…> настраивая художника и воспринимающего на одну волну, оно определяет собой и выстраивает все иные отношения в искусстве, задавая «отношение отношений», индивидуальное для отдельного художественного произведения» [2]. Только эстетика как наука способна охватить всю полноту миропроявления в творческом акте, что ещё раз подтверждает правильность выбранного нами исследовательского пути.

Мультимедийные технологии главенствуют в интерактивной скульптуре, с их помощью «площади и улицы – это наши холсты и палитры» (В. Маяковский). Однако как совместить интерактивность с объемом, ведь скульптура, обшитая мониторами, будет скорее подставкой для мониторов, а не целостным, органичным произведением искусства. Далее мы рассмотрим несколько примеров и концепций интерактивного ваяния.

Cityscope. Кельн, Германия. Дизайнер Марко Хеммерлинг

 

Германский дизайнер Марко Хеммерлинг (Marco Hemmerling) создал инсталляцию на площади Кельна, назвав ее Ситископ (Cityscope). Ночью отражающая цветная пленка, которой покрыта поверхность предмета, становится прозрачной, вся инсталляция подсвечивается изнутри. Городской калейдоскоп передает фрагментарное восприятие городского пространства, одновременно создавая трехмерные образы окружающих фасадов. Наблюдая изменчивые образы города, человек сам становится частью инсталляции, отражаясь в её кристаллических гранях. Акцент сделан на необычных ракурсах и видах уже привычного исторического места. Арт-объект расположен в центре главной станции в Кельне, на оживленной городской площади.

D-Tower. Дойтинхем, Голландия. Дизайнер Ларс Спайбрук

 

Инсталляция «Башня чувств» (D-Tower) Ларса Спайбрука (NOX) в голландском городе Дойтинхеме создает анимацию в городском пространстве. Кроме башни, проект включает в себя анкетирование и веб-сайт. Интерактивно связанные друг с другом части представляют единый объект-событие. На сайте в виде графиков видны ответы жителей на вопросы анкеты (потенциально все 50 000 жителей Дойтинхема являются сотворцами!). Вопросы касаются эмоций, таких как ненависть, любовь, счастье, страх. В свою очередь, ответы представлены четырьмя цветами: зеленый, красный, голубой и желтый, это цвета ламп, освещающих башню. Освещение напрямую связано с веб-сайтом, на котором выстраивается шкала ответов. Вечером башня загорается цветом той эмоции, которая превалировала в этот день, и каждый горожанин видит чувства целого города.

Таковы некоторые западные образцы интерактивной скульптуры. Это гармонично вписанные в структуру города арт-объекты, основанные на эстетических категориях символа, образа, множественном диалоге сотворцов, реципиентов, а также неутилитарном отношении, которое является ключевым определением эстетики. Формообразование и стилистические особенности данных арт-объектов прорастают из эстетического. В «Башне чувств» пластичные бионические формы отсылают нас к эмоциональным природным началам, использование цвета и света воспринимается интимно и личностно (ведь есть участие реципиентов). «Ситископ», напротив, имеет кристаллические формы, родственные строгому готическому окружению. Этот кристалл – дух места, в котором живет и отражается состояние культуры, истории, людей. В этом образе сплетено несколько философских мотивов – это Гераклитова идея о постоянной изменчивости и, одновременно, эволюционистская тема, через историю места, к современности. Не политизированность, не избыточность и не агрессивность мультимедийных форм улучшают восприятие, придают цельность арт-объектам.

Интерактивная скульптура является новым видом искусства, оперирующим более широким и сложным набором выразительных средств, нежели классическая скульптура, но, без сомнений, она основана на тех же законах эстетики , в нашей статье мы это наглядно показали.

 


Библиография

  1. Дубина И.Н. Телекоммуникационное искусство [Электронный ресурс] / И.Н.Дубина // сайт Библиотека RIN.RU – Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc/i/41909p.html
  2. Быстрова Т.Ю.. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учеб. пособ. / Т.Ю.Быстрова. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007.– С.34
  3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособ. / В.Б.Кашкин.– Воронеж: ВГТУ, 2000.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017