№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Мамаева Анна Дмитриевна

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ЧЕРЕЗ ПРАГМАТИКУ К МЕЧТЕ


УДК: 378.1
ББК: 30.18

Лучшее в мире образование дается в борьбе за выживание.
Уэнделл Филлипс

 

Российское дизайн-образование сегодня представляет собой весьма противоречивый феномен. Славные традиции времен расцвета дизайна в советское время с их методиками проектирования, целевыми программами и подготовкой дизайнеров для производства сейчас сложно, если почти невозможно, вписать в реалии современного рынка.

В настоящее время на этапе получения диплома дизайнера выпускник часто оказывается в растерянности относительно продолжения своего творческого пути – а именно, где, и главное, как найти работу по специальности? Исследование показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских творческих вузов работают по специальности. Остальные устраиваются там, где придется. Часть из них стремится получить дополнительное высшее образование по совершенно иной специальности. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда [1, с. 55].

Объективное несоответствие существующего творческого дизайн-образования и реальной практической экономической ситуации затрудняет процесс постижения сути профессии «индустриальный дизайн». Парадоксально, но факт: дизайн практически полностью изолирован от индустрии как таковой. На сегодня очевидна необходимость смены вектора развития дизайн-образования, а для этого предлагается взглянуть на него с точки зрения практики и одновременно на практику – с точки зрения образования.

В период формирования отечественных дизайн-школ была актуальна задача подготовки конкретного специалиста для конкретного производства, т.е. формировалась узкая ячейка большой системы.

Во времена рождения профессии «художник-конструктор» существовала мощнейшая организация – ВНИИТЭ (Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Технической Эстетики), которая основала филиалы в различных регионах Советского Союза. В зависимости от курируемых такими филиалами министерств и определялись направления подготовки дизайнеров (в то время – художников-конструкторов) для конкретных предприятий. Таким образом, судьба каждого отдельного дизайнера была заведомо решена: выпускник был обеспечен работой по специальности.

Что касается Уральской школы дизайна, то ее специфика определилась геоэкономическим положением – в центре одного из крупнейших производственных районов страны. Этот район специализировался на тяжелой индустрии и машиностроении. Для обеспечения таких индустриальных гигантов как Уралмаш и Южуралмаш, крупных предприятий химического машиностроения – Уралхиммаш и Глазовский завод, крупных заводов электротехнической промышленности электрооборудования – турбомоторный завод и Уралэлектротяжмаш и других необходимо было подготовить немалое количество рабочих и инженерно-технических кадров различных специальностей, в том числе и дизайнерских [2, с. 13].

Соответствие образования требованиям времени было идеальным. Стоит также упомянуть социально-культурные условия профессии советского художника-конструктора, где «польза – прочность – красота» вписывались в верхнюю строку манифеста дизайнеров.

В начале 90-х гг. налаженная система была разрушена, и многие специалисты дизайнеры оказались без работы. Застой отечественной промышленности и практическая приостановка госзаказа на спецтехнику, отсутствие разработок по гражданской тематике повлияли на уход специалистов в совсем иные области. Российский промышленный дизайн с тех пор находился в состоянии переходного этапа. Если раньше успех дизайна оценивался экспертными бюро, то сегодня этой оценки не достаточно, так как рынок предъявляет иные требования к продуктам дизайна и собственно дизайнерам. Стал цениться дизайн, быстро приносящий прибыль, что вызвало потерю былого интереса к индустриальному дизайну и взлет спроса на средовой и графический дизайн. Такая ситуация, по мнению Ю. Назарова1, «стала причиной определенной деформации всей сложившейся структуры профессиональной дизайнерской деятельности» [3, с. 252].

Таким образом, понимание дизайна в России оставалось пока на уровне декораторства и, в лучшем случае, повышения эстетических свойств изделия. В системе деятельности по разработке нового продукта дизайнеры выполняли только определенную, узко ограниченную, функцию собственно дизайна – создания графики, моделей, макетов. В процесс концептуальной разработки идеи продукта дизайнер не допускался и выполнял вспомогательную «художественно-эстетическую» роль.

Между тем, международный опыт показал, что возможности современного дизайна как для частного бизнеса, так и для экономики страны в целом гораздо шире. Сегодня президент Design Council Великобритании делает ежегодные доклады премьер-министру на тему дизайна как «единственного инструмента конкурентоспособности британской экономики», а в Давосе проводится Всемирный экономический форум под лозунгом «Почему для выживания нам необходимо дизайнерское мышление»[4].

Таким образом, аналитического мышления, базирующегося на обработке уже существующей информации, становится недостаточно. Для инноваций и качественных преобразований стал необходим принципиально иной тип мышления, его обязательная творческая составляющая – умение синтезировать и создавать новое. Дизайнер – это прирожденный «синтезатор» информации, всегда занимавший уникальное положение между миром замысла, образа и его воплощением. Его навыки синтеза пригодились там, где не справились другие специалисты и где потребовалось увязать воедино противоречивые и неявно сформулированные требования к новому продукту.

За рубежом инструменты дизайна используются компаниями для оптимизации всех процессов создания нового успешного продукта. По сути, это мощный инструмент менеджмента. За пределами компаний ведущие производители прибегают к помощи дизайна для выявления потребительских предпочтений и формулирования концепций новых продуктов, которые могут стать основой для создания новых рынков, новых потребительских ниш. Так формируется инновационное направление в дизайне – «дизайн-менеджмент».

Впервые термин «дизайн-менеджмент» был представлен на заседании Королевского Общества Искусств в Лондоне в 1965 году. С этого момента начинается официальная история развития новой дисциплины.

Что такое современный дизайн-менеджмент? По словам Марии Сташенко2, дизайн-менеждмент это «переводчик с «дизайнерского» языка на «бизнесовый» — и наоборот. Дизайн-менеджмент разбирает креатив «по косточкам» и дает ответ на вопросы, сколько надо вложить в дизайн, чтобы получить эффективный продукт. Дизайн-менеджмент разрабатывает индекс возврата инвестиций в дизайн3, этот индекс рассчитывает прибыль относительно вложенных в проект средств. Он же срывает покров таинственности с «креативной кухни», упаковывая ее в ультрасовременную прозрачную оболочку дизайн-стратегии, которую можно посчитать, измерить и оценить. А также помогает управлять дизайн-командой на предприятии и налаживать работу собственной дизайн-студии. Основные функции дизайн-менеджмента – организация дизайн-процесса, разработка дизайн-стратегии и воплощение дизайна в жизнь, а точнее – в бизнес и в рынок» [5].

Необходимость дизайн-менежджмента в современной России отрицать невозможно так же, как отрицать статистику. В 2006 году по инициативе ORGANICA design consultancy и при поддержке кафедры «Коммуникативный дизайн» СПбГХПА4 был проведен экспертный опрос топ-менеджеров 150 предприятий на тему «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн». Выяснилось, что 61.1% из них считают наиболее важным создание системы оценки качества дизайн-проектов, а 20.8% считают приоритетом стандартизацию взаимоотношений «агентство-клиент». И что они бы «дорого заплатили профессионалу, который объяснит им, какой дизайн нужно сделать, чтобы не потерять инвестиции, например, в производственную линию, стоимостью 5 млн. евро» (цитата из экспертного интервью «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», СПб, 2006) [6].

Вопросы оценки эффективности дизайна, а также организации системы управления дизайном на предприятии как раз находятся в сфере компетенции дизайн-менеджмента. Если опираться на данные исследования, то получается, что большинство российских предприятий нуждаются в услугах дизайн-менеджмента, но пока либо не осознают эту потребность, либо не имеют возможности воспользоваться – сервисы в этой области пока никак не представлены в России.

Новая профессия как нельзя более востребована сегодня в мире бизнеса. В ближайшее время предприятиям понадобятся люди с умением разрабатывать дизайн-стратегии и управлять ими, потому что будущее 21 века называется «Дизайн», как сказал Брюс Нуссбаум (Bruce Nussbaum), подводя итоги Дня Дизайна (Innovation, Creativity and Design Strategy), проходившего в рамках Всемирного Экономического Форума 2006 в Давосе.

Специалисты по дизайн-менеджменту в России могут рассчитывать на широкую клиентскую базу и полное отсутствие конкуренции. Работать в дизайн-менеджменте можно как самостоятельно, так и в рамках своей студии или мини-консалтингового бюро. Важным условием, конечно, остается профессионализм – без специализированного образования в этой области вряд ли можно разобраться в специфике качественного дизайн-менеджмента для предприятий [5].

Обозначенная необходимость формирования нового направления «Дизайн-менеждмент» в дизайн-образовании Уральского региона обращает внимание к известной Школе. Уральская школа дизайна всегда отличалась, по словам Ю.Назарова, «самобытностью, уникальностью авторских методик преподавания», тщательностью подхода к исследованию региональных проблем дизайна, что к настоящему моменту сформировало ее революционный характер и стремление к переменам. Инновационная составляющая должна стать основной в образовании уральских промышленных дизайнеров.

В рамках магистерского исследования был проведен опрос среди выпускников кафедры «промышленный дизайн» УралГАХА. Результатом явились следующие данные: 80% опрошенных хотели бы получить дополнительные знания в области дизайн-исследований и маркетинга; 74% выпускников и учащихся не хватает знаний в профессиональном английском языке; 67% считают, что дизайн-менеджмент – это новое и интересное направление, открывающее перспективы для профессиональной реализации дизайнера в сфере управления и бизнеса.

В наших интересах – интересах будущих дизайнеров повысить имидж профессии. В наших силах изменить понимание дизайна в бизнес-среде как исключительно «декораторство» или, как сказано выше, «улучшение эстетических свойств изделия». Нельзя стоять на месте в стремительно меняющемся мире. Дизайн-менеджмент – профессия завтрашнего дня. И готовиться к ней нужно сейчас.

«Что бы вы ни могли сделать или о чем бы вы ни мечтали, приступайте. В дерзости есть гений, и сила, и волшебство. Приступайте немедленно!» (Гете).

 


1 Юрий Владимирович Назаров, с 1992 г. Президент Союза Дизайнеров России.

2 Мария Сташенко, академический член Design Management Institute (Boston, USA), управляющий партнер ORGANICA design consultancy (первая в России компания по разработке дизайн стратегий и консультированию по дизайн мененеджменту).

3 Индекс возврата инвестиций в дизайн [1] - ROI (Return-On-Investment).

4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия.

5 Опрос проводился среди выпускников кафедры «Промышленный Дизайн», получивших диплом специалиста, магистра или бакалавра в период 2003-2008 гг. и среди работающих студентов старших курсов, обучающихся по специальности «дизайн».

 


Библиография

  1. Галиуллина Д.М. Проблемы трудоустройства выпускников вузов изобразительного искусства / Д.М.Галиуллина // Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства – Ханты-Мансийск, 2007. – C. 54-57.
  2. Плашевский В.Н. Взгляд на школу в целом / В.Н.Плашевский, В.Ф.Сидоренко, А.Г.Устинов // Уральская школа дизайна: метод. материалы. – М., 1989.
  3. Назаров Ю.В. Особенностями развития промышленного дизайна в постсоветский период / Ю.В.Назаров // Служить Российскому дизайну : избр. ст. и выступления. – М.: Союз Дизайнеров России, 2008. – 334 с.
  4. Храмкова Е. Разработка инновационного продукта: семь поводов задуматься о будущем еще раз [Электронный ресурс] / Е.Храмкова. // E-xecutive. Международное сообщество менеджеров. – Режим доступа:
    http://www.e-xecutive.ru/community/articles/836102/?phrase_id=3162438
  5. Сташенко М. Моя профессия — дизайн-менеджер [Электронный ресурс] / М.Сташенко // Organica. –Режим доступа: http://www.organica-design.ru/news/showtext.html?id=193
  6. Аналитический отчет по итогам экспертного исследования «Роль дизайна в бизнесе: эффективный дизайн» [Электронный ресурс] / Кафедра коммуникативного дизайна СПбГХПА // Organica.– Режим доступа: http://www.rosdesign.com/design_materials/seminar.htm

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017