№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Соколов Алексей Михайлович

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

ТРАНСПОРТ ДЛЯ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

В 1953 году началась промышленная эксплуатация нефтяных месторождений Югры [1], с тех пор российский Север стал источником дешевых ресурсов для страны. Возможности округа измерялись исключительно в показателях добычи нефти и газа. В последние десятилетия к оценке потенциала региона добавилась молодая отрасль экономики – туризм. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Италия) [2, с. 9]. По прогнозам Всемирной туристской организации, дальнейшее развитие туризма в России выглядит вполне оптимистично: «к 2020 г. Россия будет принимать 58 млн. туристов»[3, с. 3]. Что касается российского Севера, то развитие туризма в Югре не такая уж далекая перспектива. «Через пять-десять лет Югра станет центром международного туризма. Уверен, что компании, которые сегодня работают на туристическом рынке, сделают сферу туризма важнейшей отраслью экономики округа [1], – заявил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А.В.Филипенко.

И действительно, количество туристов, посетивших Ханты-Мансийский автономный округ в 2006 году составило, более 480 тыс. человек, в том числе более 12 тыс. иностранцев. Эти цифры превосходят в 1,5 раза аналогичные показатели регионов со схожими климатическими условиями, таких как Архангельская, Мурманская области, республика Коми. Туристов привлекает уникальность ландшафтов, экстремальность условий существования и, как главная ценность, реликтовая, исчезающая культура.

Разнообразие туристских ресурсов само по себе не является залогом успеха туриндустрии. Существенным недостатком территории ХМАО является его транспортная закрытость для туристов, а также дисперсность туристского ресурса: все источники туристского интереса разбросаны по огромной территории Ханты-Мансийского автономного округа, а транспортная инфраструктура развита лишь в качестве прикладной отрасли нефтедобывающей промышленности.

Ключевое условие превращения сырья в продукт – доступность, досягаемость [4, с. 36]. Арктический туризм характеризуется труднодоступностью. Применительно к нему, дорога к источникам туристского интереса составляет значимую часть в общей массе элементов тура. Именно поэтому путь и способ движения к туристическому товару сами становятся товаром. Из всего сказанного можно заключить, что мы имеем ценный туристский ресурс, но не имеем возможности к нему добраться. Специальный туристский транспорт для Севера отсутствует как таковой.

Дело в том, что особенностью региональной транспортной инфраструктуры является узкая, «технологическая» трактовка предназначения транспорта: прежде всего, обеспечение мобильности товаров – доставка ресурсов к месту переработки. Высокомеханизированные и моторизованные колонны – так выглядит северный промышленный транспорт; при его проектировании были поставлены лишь цели освоения как территории, так и подземных богатств, нефтяных и газовых месторождений. Ни экологичностью, ни эстетической привлекательностью данный транспорт не отличается, следовательно, не может подойти для индустрии арктического туризма.

К тому же существует опасность, что из-за экстремальности процесса знакомства с экзотикой Севера турист может не почувствовать всей уникальности предлагаемого ему товара. Система «турист – товар», являясь сложной динамической системой, характеризуется непредсказуемостью и индивидуальностью. Таким образом, согласно Пановой М.В. [6, 13], требуется индивидуальный подход к каждому маршруту в регионе (кастомизация).

Индустрия туризма, являясь индустрией производства и потребления мифов, историй, нуждается в совсем ином, нежели промышленность, транспорте, через который должно обеспечиваться богатство эмоций и впечатлений. «Мифы и ритуалы снова в цене»[8, с. 22], а значит, дизайнер должен наполнить туристский транспорт мифами, которыми изобилует Югорская Земля. «Ориентация на приобретение все большего количества материальных благ заканчивается. Вместо этого наблюдается растущий интерес к эмоциональной стороне жизни» [8, с.20].

В объектах дизайна, предназначенных для передачи настроения, роль художественного образа выступает на первый план. То же можно сказать и об объектах, создающихся для специально отведенного пространства и играющих роль доминанты в средовом пространстве. «В качестве образа здесь выступают и ощущения, и понятия, и представление, и теория»[7, с. 66]. Специально отведенным пространством в системе арктического экстремального туризма является маршрут, а транспорт должен стать образной доминантой, созданной искусственно, не считая «естественной» доминанты уникальной природы и реликтовой культуры.

При создании туристского транспорта для региона с экзотической культурной средой, полной мифов, легенд, сказок, обращение к образу, как к ключевой характеристике транспорта, было бы вполне логичным. Что как не образ окружающей предметно-пространственной среды может погрузить туриста в таинственную атмосферу северной экзотики в маршруте по сакральным местам. Именно принцип трансформации образа должен являться ключевым в проектировании транспорта для арктического туризма (по исследованию в рамках кандидатской диссертации С.Г.Усенюк). Суть трансформации образа заключается в превращении транспортного средства в «друга», «родственника», а в случае с туризмом – в полноценный туристский товар, живого участника «северного приключения».

 


Библиография

  1. Гельман М. Станет ли Югорский край краем международного туризма? [Электронный ресурс] / М. Гельман // Промышленные ведомости № 12, декабрь 2008. – Режим доступа:
    http://www.promved.ru/articles/?nomer=55
  2. Программа развития туризма муниципального образования «Сельское поселение Саранпауль до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Саранпауль, 2008.– Режим доступа:
    www.saranpaul.ru/tour/docs/program.doc
  3. Горшенин Ю.В. Механизм обеспечения конкурентоспособности Российской туриндустрии: автореф. дис. … кандидата экономических наук / В.Ю.Горшени. – СПб, 2007
  4. Усенюк С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. … магистра дизайна / С.Г. Усенюк. – Екатеринбург, 2007
  5. Кириллов А. Не вреди / А. Кириллов // журнал УрФО. – 2005.– № 12
  6. Панова М.В. Системный подход в разработке принципов проектирования туристского снаряжения (На примере горного маршрута по Полярному Уралу): автореф. дис. магистра дизайна / М.В.Панова. – Екатеринбург, 2007
  7. Чепурова О.Б. Теоретические определения понятий «образ» и «художественный образ» в дизайне как ценностные ориентиры в проектной деятельности дизайнера / О.Б.Чепурова, Г.П.Аксенов //Вестник ОГУ (Оренбургский Государственный Университет). – 2005. – № 6
  8. Йенсен Р. Общество мечты / Р.Йенсен. – СПб: стокгольмская школа экономики, 2004. – 267 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017