№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Орешко Александр Николаевич

магистрант  УралГАХА
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор Ю.С.Янковская,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия
г. Екатеринбург, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В АРХИТЕКТУРЕ КАК СПОСОБ ГУМАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ


УДК: 72
ББК: 383

Для меня дерево не нейтральная субстанция,
для меня это живой материал, по своему
строению похожий на человеческие мышцы.
А.Аалто[1, с. 130]

 

Современный высокотехнологичный город является, пожалуй, наиболее ярким примером того, как сильно среда, созданная человеком, может отличаться от естественной. Очень часто эта среда враждебна человеку, недаром в тестах факт проживания в крупном городе уменьшает возможную продолжительность жизни на пять лет. Городская среда испытывает человека «на прочность»: ускоренный ритм жизни, шумы, загрязненный воздух, яркий свет и большой масштаб окружающих зданий формируют постоянный враждебный фон, ответственный за значительную часть стрессовых ситуаций. Расхожий эпитет «каменные джунгли» до сих пор является точной характеристикой большинства крупных городов, и к промышленным мегаполисам это относится в первую очередь. В Уральском регионе при относительно суровом климате и агрессивных техногенных воздействиях проблема создания комфортной архитектурной среды стоит чрезвычайно остро. Одним из методов гуманизации искусственной среды является применение натуральных материалов, в особенности древесины, наиболее близкой человеку психологически. Суть гуманизации среды заключается в создании максимального комфорта и единении человека с природой, как на уровне квартиры, так и на уровне жилого двора, района или всего населенного пункта.

 

Дерево в истории городской архитектуры Урала

Дерево стало одним из первых материалов, использованных человеком в строительстве и изготовлении утвари и элементов интерьера. На протяжении веков человек жил рядом с деревом и использовал изделия из него. Неудивительно, что дерево как живое существо и предметы, изготовленные из него, обрело широкую гамму символических значений и ассоциаций.

Разумеется, в Екатеринбурге в XVIII – XIX веках никто специально не задумывался над психологическими качествами древесины, в эпоху массовой деревянной застройки символом достатка и престижа являлся каменный дом. Тем не менее, сохранилось небольшое число памятников деревянной архитектуры, преимущественно относящихся к концу XIX – началу XX века (усадьба Агафуровых, дом Филитц, дома Лебедева и др.). В городе расположено довольно много полукаменных зданий, таких, как дом врача Сяно.

Особую роль древесина стала играть в постройках стиля модерн в связи с его общим тяготением к природным формам, материалам и стремлением к синтезу искусств. Однако подлинное перерождение ожидало древесину в XX веке. Особые качества живого материала обеспечили дереву почетное место в концепции органической архитектуры.

 

Дерево как материал XX века в органической архитектуре

Наиболее показателен пример применения дерева как материала в финской органической архитектуре. Здесь нельзя не упомянуть творчество Алвара Аалто, для которого одной из важнейших целей являлась, по сути, именно гуманизация городской среды. Финляндия, страна, климатически близкая к Уральскому региону, на момент начала работы Аалто мало отличалась от России по уровню жизни. Тем не менее, там были достигнуты выдающиеся успехи в деле создания комфортной городской среды, гармонично объединяющей архитектурные объекты и природный ландшафт. Богатый опыт, накопленный финскими архитекторами за последние полвека, позволил стране стать одним из лидеров в области ландшафтной архитектуры и в сфере гармонизации отношений человека со средой.

Работы Аалто демонстрируют виртуозное владение деревом. Архитектор применяет дерево как основной конструктивный материал (перекрытие зала городского совета в Сяюнатсало и спортивного манежа в Отаниеми), как облицовочный материал, выявляя его богатые пластические, декоративные и акустические свойства, и, наконец, как средство сближения построек с лесным ландшафтом Финляндии. Он рассматривал дерево как живой материал, наиболее комфортный по своим параметрам для человека. Поэтому особое внимание архитектор уделял поиску новых решений, выявлявших пластические качества древесины. Деревянная мебель, изготовленная из гнутой фанеры и специально обработанных прутков («деревянные макароны»), оригинальные элементы и способы отделки, крупные неразрывно связанные с архитектурой декоративные панно – все это явилось новым шагом на пути превращения дерева в материал современной архитектуры и дизайна.

Использование дерева – один из важных инструментов выявления региональных черт в архитектуре. На Урале существует мощный пласт традиций народного зодчества, который архитекторы просто обязаны использовать для введения в концепцию здания региональных черт, создающих неповторимый облик объекта. Во времена, когда глобализованный мир начинает вновь возвращаться к национальным традициям, впору и нам быть бережливыми.

 

Дерево в настоящем и будущем

Не следует думать, что древесина, материал с такой долгой историей, ныне отжила свой век и не может конкурировать с новыми индустриальными материалами – железобетоном, металлом и полимерами. Совершенствование технологий обработки, изобретение клеёной и гнутоклееной древесины, пропитка огнезащитными и биозащитными составами вывели древесину на новый уровень, что раскрыло перед архитекторами недоступное ранее богатство современных конструктивных и эстетических решений. В зданиях, выполненных из дерева в сочетании с другими материалами, декоративные качества материалов дополняют друг друга и создают композиционное единство.

По коэффициенту конструктивного качества дерево мало уступает стали, при наличии необходимых технологий и материальной базы его цена также не намного выше. Использование клееных конструкций сняло естественное ограничение древесины – длину ствола. Это позволило перекрывать деревянными конструкциями пролеты до 100 м - такие же, как стальными и железобетонными. Массивные деревянные конструкции достаточно огнестойки и превосходят незащищенные стальные.

Разумеется, два главных недостатка древесины – способность к гниению и горючесть – требуют специальной обработки материала антипиренами и антисептиками, после которой дерево все же должно оставаться экологически чистым, что создает дополнительные проблемы для технологов. Перспективным является нагревание хвойных строительных материалов до температур, при которых происходит спекание смол, содержащихся в древесине, что сводит к минимуму синтетические добавки. Обработка позволяет также сохранить и выявить естественную неповторимую текстуру древесины.

С другой стороны, способность к горению и гниению является отражением вовлеченности дерева в мировой круговорот веществ и свидетельствует о легкости его утилизации. Ведь древесина – единственный полноценный и широко распространенный возобновляемый строительный материал, заготовка которого, при строгом соблюдении норм вырубки и лесовосстановления, наносит меньший экологический вред, нежели, например, выплавка стали или изготовление полимерных материалов. Использование дерева превосходно вписывается в известную ныне концепцию устойчивого развития городов.

Одно из главных преимуществ дерева на Урале – в том, что это местный материал, запасы которого еще очень значительны. К сожалению, в России недоразвитость сферы качественной обработки древесины вынуждает закупать готовую продукцию за рубежом, в частности, в Финляндии, зачастую эти изделия произведены из российского же сырья. Разумеется, это сказывается и на цене, и зачастую на качестве материалов из-за повреждений и нарушения условий транспортировки.

Разумеется, каждый материал имеет собственные границы применимости и свою наиболее подходящую область архитектуры. Для дерева эту область составляет все, что близко человеку по масштабу или призвано создавать его комфорт: интерьерное решение и фасадная отделка жилых и общественных зданий, визуально воспринимаемые конструкции, индивидуальная и малоэтажная застройка, малые архитектурные формы и элементы благоустройства, в особенности на жилых территориях и пешеходных улицах и многое другое. Однако в нашей стране огромный потенциал дерева в данной области используется явно недостаточно. Его областями применения в основном остаются отделка интерьеров, индивидуальные дома «в русском стиле» либо просто непрофессиональные и временные постройки.

При всех своих положительных качествах в России, стране с огромными лесными запасами и внушительным историческим опытом деревянного зодчества, древесина используется далеко не так широко, как достойна. Многие московские архитекторы, такие как А.Асадов, жалуются, что главным препятствием является пожарная экспертиза, которая не позволяет применять дерево в фасадной облицовке и очень предвзято относится к деревянным конструкциям капитальных зданий. Однако, правильно пропитав дерево, можно получить негорючий материал, который сохранит натуральную текстуру, но при этом будет удовлетворять пожарным требованиям.

Качественная обработка необходима и для древесных материалов, использующихся в фасадной отделке зданий, испытывающей воздействие агрессивной городской среды. Не следует забывать и о применении в архитектуре дерева как живого существа, являющегося одним из главных элементов создания благоустроенной, комфортной среды.

 

Отечественные и зарубежные аналоги

Несмотря на указанные проблемы, в последнее время древесина довольно активно возвращается в российскую городскую среду. Клееные деревянные конструкции повышают зрительный комфорт в зданиях общественного, и в особенности спортивного назначения. Примером могут являться конькобежный центр в Крылатском, аквапарки в Москве, Санкт – Петербурге и Абзаково в Башкортостане, а также целый комплекс деревянных построек для яхтспорта на Клязминском водохранилище. Примером использования дерева для компенсации негативного воздействия техногенной среды и противопоставления ей человека можно считать два пешеходных моста над МКАД, спроектированные в мастерской А.Асадова.

В городах Среднего Урала современных деревянных зданий практически нет.

Анализ иностранных периодических изданий и других источников показывает, что в скандинавских странах, близких к Уралу по климатическим условиям, древесина гораздо активнее использовалась и используется в конструкциях общественных зданий, фасадной отделке и внешнем благоустройстве. Наиболее часто встречающимися примерами использования дерева в наружном облике зданий в западной архитектуре являются панели, жалюзи, решетки и ограждения террас и лоджий, покрытия террас и пешеходных пространств. Существуют интереснейшие и красивейшие примеры совмещения деревянных конструкций с остеклением (здание Selberd Arkitektkontor AS), что позволяет воспринимать деревянную ажурную вязь из экстерьера, не подвергая ее воздействиям внешней среды. Деревянные конструкции в этом здании крепятся к основным металлическим колоннам и образуют второй слой фасада на относе от стены здания. Также есть примеры с деревянной скатной кровлей, эффектная обрешетка которой видна снаружи через прозрачное покрытие, что применимо на Урале при должном уклоне скатов. Широко распространены клееные деревянные конструкции, в том числе даже в навесах станций железной дороги и наземных линий метрополитена. Перспективной является концепция здания с открытыми во двор деревянными конструкциями и отделкой, в то время как фасад, обращенный к транспортной магистрали, имеет более долговечную облицовку. В Норвегии есть примеры деревянных покрытий набережных, элементов благоустройства из березовых жердей и других экологических материалов. Особый интерес представляет пешеходный мост Леонардо в норвежской провинции Akershus с пластичными клееными арками пролетом 45 м.

 

Концепция применения дерева в Екатеринбурге

Хотелось бы кратко охарактеризовать возможную концепцию введения дерева в архитектуру Екатеринбурга на примере собственного проекта реконструкции участка городской среды в центральном планировочном районе (рис. 1). Этот участок ограничен улицами Р.Люксембург, К.Маркса, М.Горького и набережной реки Исети. На данной территории соседствует историческая малоэтажная застройка и современная застройка повышенной этажности, существующий ландшафт отличается дробностью и низким уровнем благоустройства. На ул. Розы Люксембург есть несколько памятников деревянной архитектуры, контрастирующих с современными зданиями, расположенными с отступом от «красной линии» улицы и составляющими фон этим памятникам. Развивая эту идею при проектировании многофункционального жилого комплекса, целесообразно применять деревянную отделку в нижних этажах, отведенных для общественных учреждений и имеющих большую ширину корпуса. В таком случае обеспечивается визуальный комфорт для идущих по тротуару людей, воспринимающих вблизи подробности отделки фасадов одного-двух нижних этажей, в то время как основной объем здания немного отодвинут от красной линии вглубь квартала. Смещение жилых этажей относительно общественных образует вдоль улицы террасу, которой могут пользоваться жители квартир, соответственно, деревянные ограждения террасы и шумозащитные экраны включаются в сферу близкого контакта с человеком.

Дерево может быть широко применено на фасадах и в дворовом пространстве жилого комплекса в виде ограждений и покрытий пола на лоджиях, террасах и участках эксплуатируемой кровли, в виде отделки стен и как материал для разнообразных элементов благоустройства.

Также является глубоко оправданным использование дерева в западной части комплекса, выходящей на набережную реки. При включении этого участка в систему озеленения поймы Исети здесь важно создать наиболее комфортное сочетание общественной функциональной насыщенности и паркового ландшафта. На территории проектируется культурно-досуговый центр, в котором предлагается использовать клееные конструкции, деревянную отделку, покрытия летнего театра и различные элементы благоустройства с применением древесины.

Рис.1.

 

Вывод

При изучении материалов о применении древесины в российской и зарубежной архитектуре бросается в глаза недостаточное внимание, уделяемое в России дереву как современному материалу. При должном развитии культуры обработки и соответственном усовершенствовании нормативов древесина во многих областях применения становится гораздо эффективнее других материалов. Дерево оптимально для создания комфортной среды как в интерьере, так и в экстерьере здания. Разнообразие архитектурных форм, создаваемых на основе современных деревянных изделий, поистине бесконечно. Особенно важным становится включение дерева как элемента гуманизации техногенной среды современных городов. Изучение мирового опыта показывает, что использование в пространстве города и полное раскрытие преимуществ дерева как материала и качественного озеленения позволяет значительно повысить уровень комфорта жителей. В Екатеринбурге, где проблема недостатка комфортной среды чрезвычайно актуальна, эта идея имеет большие перспективы, хотя ее реализация на данном этапе связана со значительными трудностями.

 


Библиография

  1. Гозак А.П. Алвар Аалто / А.П. Гозак. – М.: Стройиздат, 1976.
  2. Назарова Ю. Дерево в архитектуре Финляндии / Ю.Назарова. // Стройкомплекс Среднего Урала.– 2007.– № 4. – С. 36-39.
  3. Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре / Л.М. Лисенко. – М.: Стройиздат, 1984 – 176 с.
  4. Физкультурно-оздоровительные комплексы Москвы с деревянными стропильными системами покрытий // Современные материалы, оборудование, технологии XXI века.– 2008. № 6. – С. 70-72.
  5. Беркович А. Деревянное зодчество старого Екатеринбурга [Электронный ресурс] / А.Беркович // сайт Екатеринбург + Свердловск. – Режим доступа:
    http://www.1723.ru/read/dai/dai-17.htm
  6. Иванов В. Гуманизация жилой среды – что это такое? [Электронный ресурс] / В.Иванов // портал Строительный мир. – Режим доступа:
    http://www.stroi.ru/newspaper/1999/30_1999/30_12.asp
  7. Митяшин И. Дерево и архитектурный Интернет [Электронный ресурс] / И.Митяшин // Архитектурный вестник, 2006.– № 5 (92). – Режим доступа:
    http://archvestnik.ru/ru/magazine/287
  8. Ты дерево, твое место в саду? Московские архитекторы о месте и роли древесины в современной архитектуре [Электронный ресурс] // Кулиса, 2001. – №10 (69). – 15 июня. – Режим доступа:
    http://curtain.ng.ru/arch/2000-12-08/6_wood.html

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017