№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Хасанов Руслан Салаватович

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ДИЗАЙН ДЕНЕГ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗА СТРАНЫ


УДК: 76
ББК: 85.158

В современной России все больше разговоров о создании государственного бренда, нацеленного на укрепление внешних и внутренних позиций страны и продвижение идеологических принципов. Необходимо создание нового образа денег как мощного атрибута государственности, поддерживающий заложенные идеи.

Дизайн денег – не просто декоративное дополнение, это овеществленный носитель государственности, который формирует экономический имидж и образ страны в визуальной плоскости. Средства дизайна – мощное идеологическое, символическое орудие, способное вызывать необходимый отклик у населения. «Визуальный язык формирует среду обитания современного человека, он давно вошел в информационное и предметное содержание повседневной жизни. Этот язык наиболее понятен всем социальным слоям населения»[6].

 

Деньги – идеальный носитель для пропаганды культуры страны и декларации идеологических принципов. «Агрессивная внешняя политика Соединённых Штатов не могла не отразиться на их деньгах. Практически на всех когда бы то ни было выпущенных купюрах долларов фигурирует кто-то из величайших деятелей американской истории. Такой дизайн купюр является частью внутренней политики патриотизма и внешней активной политики. США очень много внимания посвящает продвижению своих денег, как части американской культуры»[11].

Основной же лейтмотив евро – открытость Евросоюза для новых стран. «На всех купюрах изображены окна и двери на лицевой стороне и мосты на оборотной, а также карта всей Европы, с намёком для других европейских стран, мол, и остальные там будут… На всех купюрах и монетах изображены 12 звёзд — символ Евросоюза»[12].

Образ банкноты времен Российской империи связан с портретами самодержцев. В советские годы на рублях закрепился образ Ленина. В новой России использовался образ российского триколора как символа новой власти. На смену постперестроечному образу пришла концепция территориального оформления денег, которая сохранилась и по сей день. Также в разное время на российских рублях присутствовали: геральдика России, образы советского солдата, рабочего, крестьянина. Как мы видим, традиции формируются и развиваются вместе с историей страны.

Визуальные и знаковые коммуникации, заложенные в современном дизайне денег, были сформированы более десяти лет назад. Они морально устарели и уже не соответствуют новым смысловым реалиям. Происходит замещение времен. Деньги должны «описывать» настоящие и будущие приоритеты страны. Эпоха 90-х прошла, Россия 21 века, нуждается в кардинальном обновлении образа. Необходимо перескочить на новую стадию развития.

Манипулятивная сила семиотических свойств дизайна денег заключается в ежедневном, массовом, бессознательном закреплении смысловых образов. Мы каждый день сталкиваемся с этой системой знаков. «Однако российскому политическому классу и управленческой элите комфортнее действовать в привычном вербальном пространстве, они по-прежнему не воспринимают визуальные коммуникации как реальный инструмент политической практики»[6].

Яркий пример этому – знак рубля, который до сих пор не принят. И до сих пор вся страна обозначает национальную валюту как «руб.» или «р.» Практически у всех экономически развитых стран присутствует денежный знак. Он участвует в формировании образа политики государства. К примеру, знак украинской гривны, схожий со знаком доллара, ясно указывает какой вектор развития приняло правительство.

Новый визуальный образ денег должен быть поддержан созданием знака рубля. Людям нужно знать как обозначается национальная валюта. Знак национальной валюты формирует национальную идентичность, проведение эффективной экономической, социальной политики.

Использование новых высоких технологий в качестве элементов защиты банкнот. В настоящее время использование дополнительных материалов (металлические флуоресцентные нити, оптическая краска, переливающаяся под разными углами и прочие), вносит не только защитные свойства, но и визуальные. При разработке дизайна денег необходимо органичное вписывание технических разработок защиты в визуальный образ денег. Помимо технических элементов защиты банкнот существуют визуальные признаки защиты. Они наиболее востребованы потребителями, т.к. позволяют определить подлинность купюр без помощи приборов.

Использование в качестве главных элементов оформления образов, которые человеческий глаз лучше идентифицирует. Образ людей символизирует историческую и смысловую преемственность и стабильность и пользуется большим доверием у населения, чем абстракция и пейзажи.

Формат поливариантного восприятия одних и тех же символов. Символ способен пробудить в одном человеке собственные, бессознательные ассоциации. В массовом сознании символы зафиксированы в исторических, архетипичных представлениях.

Мутагенез символов, изменение представления о символе под воздействием изменения массового сознания. Мир вокруг нас постоянно изменяется, в инновационном обществе новые образы нужны для открытости к современным коммуникативным стандартам.

Перенесение опыта корпоративной система идентификации на государственный уровень, с целью укрепления доверительных отношений государственных коммуникаций с социальной средой. Геральдическая система символов является негибкой, закрытой, создает дистанцию между властью и обществом, перестает выполнять коммуникативную функцию. Возникает необходимость формирования бренда России, формирование происходит внутри страны, а развивается во внешней среде. «Бренд – это то, что представляют собой делающие его люди»[9, с. 47]. Государство, как владелец бренда, обязано воспринимать веяния текущего века.

 


Библиография

  1. Кагаров Э. Дизайн и деньги / Э.Кагаров // SmartMoney. – 2007. – № 14. – С. 10–12.
  2. Киселева Е. Таких денег мир еще не видел [Электронный ресурс] / Е.Киселева // Водяной знак. – 2003–2009. – Режим доступа: http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/33-34/634.htm
  3. Мареев С. Н. Философия XX века : учеб. пособие / С.Н.Мареев, Е.В.Мареева, В.Г.Арсланов. – М.: Академический Проект, 2001. – 464 с.
  4. Осмоловский А. Амузия, радикализм и Новые Деньги [Электронный ресурс] / А.Осмоловский // Арт-азбука. – 2000–2007. – Режим доступа: http://azbuka.gif.ru/critics/new-money/
  5. Родькин П. Визуальная политика. Фирменный стиль России : При фин. поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». – М.: Совпадение, 2007. – 160 с.
  6. Родькин П. Визуальная политика эпохи Путина Режим доступа: / П. Родькин // Павел Родькин: Визуальные коммуникации. – 2003 – 2009.– Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2008/visualpoliticsepohiputina.html
  7. Родькин П. Знак рубля – коммуникативная инициатива «снизу» [Электронный ресурс] / П. Родькин // Павел Родькин: Визуальные коммуникации. – 2003 – 2009.– Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2007/rubl.html
  8. Родькин П. Знак гривны создан при отсутствии образцового знака рубля [Электронный ресурс] / П.Родькин // Павел Родькин: Визуальные коммуникации. – 2003 – 2009.– Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2007/grivna.html
  9. Щульц Д. Брендология. Brand babble. Правда и вымыслы о брендинге / Д.Щульц, Ф.Хейди; пер с англ. В.В.Волкова. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 256 с.
  10. Шапошников Ю.И. Основные элементы защиты подлинных денежных знаков [Электронный ресурс] / Ю.И.Шапошников // Бюро научно – технической информации. – 1999–2009. – Режим доступа: http://www.bnti.ru/showart.asp?aid=777&lvl=02.09.
  11. Филимонов Ф. Деньги: Доллары США [Электронный ресурс] / Ф.Филимонов // Дизан студия Фёдора Филимонова. – 2001-2009. – Режим доступа: http://www.ffstudio.ru/pro/design/27.html
  • Филимонов Ф. Деньги: Евро[Электронный ресурс] / Ф. Филимонов // Дизан студия Фёдора Филимонова. – 2001-2009. – Режим доступа: http://www.ffstudio.ru/pro/design/26.html
  • Философия : Учебник / под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юристъ, 2007. – 506 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017