№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Устинченко Екатерина Владимировна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Курочкин В.А.

РОЛЬ ДИЗАЙНА В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ГОРОДА


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

В настоящее время мы живем в материальном окружении, где активной трансформации подвержены многие аспекты человеческой жизни, тенденции развития сознания, нравов, технических и научных достижений, а во главе данных изменений становятся технология и коммуникация.

Современная технология, не являясь социально нейтральной, использует свою социогенную функцию, активно меняет структуру общества и влияет на его духовно-культурное развитие. Становится ясно, что все большее проникновение информационных структур в пространство жизни основывает все новые проблемные сферы, актуализируя необходимость их изучения. Понимание технологии как отдельной сущности мирового развития сегодня меняется на ее трактовку, с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных процессов, с другой – как особой среды обитания человека. Феномен технологии диктует нам свои ритмы (производственные, транспортные, коммуникационные), рождает новые потребности, а также меняет саму структуру среды обитания. Именно поэтому информационно-технологическая проблематика является особо острой в контексте организации городской (урбанистической) среды.

Сегодня город находится на сложном и противоречивом этапе своей эволюции. «Современный город – это своеобразное отражение информационного общества, его кризисов, тупиков и его возрождений» [5]. Мобильная телефония, беспроводной доступ к Интернету, многослойные цифровые инфраструктуры обеспечивают городу непрерывное движение и изменение, трансформируют многочисленные процессы его метаболизма, добавляя к урбанистической структуре дополнительный пласт – информационный.

Парадокс развития современной урбанистической среды заключается в том, что физический город, схема планирования и организации городского пространства, устаревает, а его содержание, восприятие и опыт его пользования человеком обновляется. Так, на данном этапе своего развития урбанистическая среда как никогда нуждается в адаптации своих метаболических процессов, а также внешних проявлений (форм, образов, пространственных образований, визуальной грамматики) к развитию информационно-технологической системы.

Обращение к дизайну в этом случае обусловлено его теоретико-методологическими особенностями экстраполировать уже существующие проблемы и противоречия материального окружения и поиска новых, требующих осмысления. По одному из определений, «дизайн это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом» [2]. Именно это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий и позволяет переопределить и зафиксировать человеческие ценности, соответствующие определенному этапу развития социума. Он, в его значении «первичной базовой матрицы жизни» [3], призван преобразовать ее условия, гармонизировать отношение между человеком и технологией. В теоретическом смысле основным вопросом данной тематики остается то, каким образом современная практика дизайна организует техносферу, ту технологическую среду, в которой во многом трансформируются социально-культурные процессы.

«Традиционными средствами формирования городской среды являются планировочно-пространственные архитектурные средства. Однако при ее рассмотрении как сложного комплексного образования выделяют не только основной каркас – архитектурные объекты, но и все ее предметное наполнение» [1]. Роль дизайна в формировании города менялась в зависимости от конкретного исторического и технологического этапа его развития. Например, в 20-е годы она заключалась лишь в управлении стилеобразующими процессами, а в последующем тенденции стилистических изменений стала определять архитектура [4]. В наше время, соединяясь в междисциплинарном теоретическом пространстве, дизайн и архитектура пытаются активно обнажить сущностную картину нашего времени, используя его новейшую метафору – цифровую сеть.

Цифровая сеть как базовая организационная форма коммуникационной технологии являет собой совокупность узлов и импульсов, где ядром коммуникации является код. Город, как сложный гибридный организм, имеет способность впитывать в себя всевозможные коды: культурные, социальные, генетический код человека, код ключевой технологии. Сегодня все больше стабильный, исторически сложившийся город, приобретает эфемерный характер, открывая свои новые измерения и пространства, видимые через карту маршрутов GPS, web-камеры, соединенные в сеть, через наш личный опыт: цифровое фото и видео. Отныне наше эмерджентное восприятие городского пространства влияет на его репрезентацию посредством современной проектной практики архитектуры, дизайна и урбанизма. Задачей проектной практики здесь является визуализация неощутимых сложносоставных данных городского пространства в режиме реального времени. (рис. 1,2)

Рис. 1 Проект SENSEable City Lab, 3D-симуляция в реальном времени активности мобильных сетей и их интенсивности использования, 2005.

Рис. 2 Визуализация процессов социокультурного развития города Сан-Диего (США), цифровая аналитическая система, 2008.

 

Так, описывая опыт индивидуального перемещения, сети транспорта и городских коммуникаций, потоки информации и другие динамические процессы в арсенале средств репрезентации городского пространства мы находим цифровые таблицы, диаграммы, фото изображения и видеоряд, проекционные схемы и средства 3D объемного моделирования, средства программирования и информационного кодирования. С помощью данных средств мы можем не просто изобразить физические характеристики окружения, но и смоделировать его возможное развитие в будущем, генерируя при этом его пространственную модель на основе климатических изменений, мобильной активности населения, динамики процесса атмосферного загрязнения и других сложносоставных данных. (рис. 3)


 

Рис. 3 Симуляция пространственного развития городской структуры (предполагаемый период времени – 30 лет), генерируемая 3D модель, Заха Хадид, 2002.

 

Отсюда видно, что первостепенной задачей дизайна здесь становится не проектирование непосредственно городского оборудования, а изучение города в его потенциальном развитии, переосмысление его природы с целью создания новых свойств и характеристик городского пространства. Так, дизайну предстоит воплотить мобильные и динамические свойства городской среды, найти гармоничную связь между информационной и физической составляющей урбанистической структуры, реализовать в своей сущности информационный код города. Роль дизайна в формировании городской среды смещается от преобразования ее материального наполнения и формирования ее стилистической окраски к осмыслению ее цифрового аспекта, выявлению коммуникационного потенциала и приведению ее к согласию с современной моделью мира, где доминирующей материей оказывается информация. Общей целью проектной практики, несомненно, остается оптимизация городского пространства, гармонизация связи «человек – городская среда», однако, сегодня нам будет трудно спроектировать оптимальную жизненную среду города без учета ее нового технологического измерения.

Современная проектная практика отныне провозглашает своим материалом информацию, с помощью которой будут создаваться новые способы взаимодействия человека и его физического окружения. Интерактивные интерфейсы, динамические процессы и городские сценарии могут стать основной формой городской организации. Задействовать информационный слой города и создать сетевую структуру в его пространстве – задача не из легких, но решает многие проблемы городской жизни. Так, наполняя урбанистическую среду интерактивными объектами и системами, мы освобождаем необходимое нам свободное пространство, оптимизируем управление городским организмом и его комплексами, повышаем коммуникационные характеристики среды и социальную активность, не забывая об удобстве пользования городским окружением в связи с его адаптивными возможностями и соответствием современным пространственно-временным ощущениям человека.

Таким образом, одной из основных задач проектной практики может явиться создание динамических сценариев городской среды, где она призвана воплотить в конкретной городской форме гибридную (имеющее как цифровое, так и физическое наполнение) природу окружения (рис. 4).

Рис. 4. Цифровое городское оборудование / остановочный комплекс, Испания, 2006.

 

В этом случае дизайнеру становится уже недостаточно обладать композиционным чувством и методикой проектирования – важно научиться думать в рамках сетевых структур. Ведь именно дизайну, как интегратору комплексных идей и замыслов, отводится роль связующего звена между решениями в отдельных областях городского функционирования и обеспечением комфортного пребывания человека в урбанистическом пространстве в соответствии с его потребностями и уровнем научно-технологического развития общества.

Городской дизайн, отрицая свою предметность, расширяет сегодня свои проектные границы, рассматривая город как пространственную форму и как процесс, как сформированное целостное образование и как пульсирующую изменчивую материю, как физическое пространство и ментальный организм. Используя средства и методы цифрового проектирования, дизайн выявляет свою роль в формировании искусственной среды обитания человека через создание новых свойств городского пространства, адекватных его сложной и изменчивой структуре: гибридность, динамичность, адаптивность.

Для создания оптимального диалога между человеком и урбанистической средой 21 века современная проектная практика вырабатывает единую методологическую базу, стратегию и логику организации города, опираясь на возможности реализации цифровых интерактивных систем. Для приведения городской среды в соответствие с актуальными социо-культурными процессами важно также понимать имманентность связи «информационная технология – городская организация».

Неоспоримо то, что современный город, является огромной сложной инфраструктурой, где можно действовать, реагировать, жить, развиваться и эволюционировать. Тема города и современных информационных технологий ставит определенные вопросы, над которыми в скором времени нужно будет серьезно задуматься. Каким образом город может вступить с нами в диалог и стать интерактивным? Как сделать так, чтобы он был принят своими жителями в данном амплуа? Нужно отметить, что сегодня все еще недостаточно разработок, в которых бы информационные технологии применялись в пользу городского жителя, гораздо чаще мы выступаем как пассивные пользователи городского пространства. В контексте преобразования городского пространства важно отметить ключевое место человека в проектной концепции «динамического окружения». Городской житель отныне сможет находиться не в оппозиции к новому городу, к его технологическому содержанию, а являться его основным образующим фактором и гармонично существовать в его технических ритмах. Поэтому наиболее значимыми станут как теоретические, так и практические изыскания дизайна, в частности его междисциплинарных связей с архитектурой, урбанизмом и информатикой.

 


Библиография

  1. Беляева Е.Л. Дизайн в визуальной среде современного город / Е.Л.Беляева // Техническая эстетика. – 1980. – № 6
  2. Воронов Н.В.Дизайн: русская версия / Н.В.Воронов; под ред. Г.В.Вершинина.– Тюмень, 2003
  3. Папанек В. Дизайн для реального мира / В.Папанек. – М.: издатель Д. Аронов, 2004
  4. Хан – Магомедов С.О. О роли элементов дизайна в формировании художественного облика городской среды / С.О.Хан – Магомедов // Техническая эстетика. – 1980. – №6.
  5. Sophie Tasma-Anargyros, Frédéric Loeb, sous la direction de Gérard Laizé, Et si on remettait les compteurs à zéro? Les éditions de l’imprimeur, 1998

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017