№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Липина Алиса Владимировна

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ЭКОУПАКОВКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ДИЗАЙНА В ЕЕ РЕШЕНИИ


УДК: 62:7.05
ББК: 30.18

Одной из наиболее серьёзных экологических проблем, стоящих перед промышленно-развитыми странами, является загрязнение окружающей среды бытовыми и техногенными отходами, которые, в большинстве случаев, токсичны, химически активны, содержат концерагенные и мутагенные компоненты. Размещение непереработанных опасных отходов на свалках и полигонах, захоронения в земле и морских глубинах не может быть надёжным способом нейтрализации их воздействия на окружающую среду.

По информации различных экологических служб, только в Европе ежегодно производится несколько миллионов тонн различной упаковки. Из них перерабатывается только 29% с получением различного вида продукции, а около 30% – направляется на сжигание [1]. Особенно проблематичен рециклинг полимерных отходов, так как они (отходы) чаще всего представляют собой композиционные материалы, а производство качественных изделий из вторичного полимера возможно из чистых материалов (например, бутылки, некоторые плёнки, некоторые виды профиля). Несмотря на это, в целом по Европе 50% полимерных отходов утилизируется с применением различных технологий, в том числе и упаковки «ТетраПак». При переработке этого многослойного материала в производство возвращается только целлюлоза, а металлизированный полиэтилен подвергают сжиганию либо захоронению. Целлюлозно-бумажный полуфабрикат используется повторно для изготовления картона, бумаги, салфеток, форм для яиц и других бумажных изделий [1]. Другие виды упаковки из комбинированных материалов на сегодняшний день накапливаются на свалках и полигонах, преумножая долю экологически опасных отходов.

Что касается положения дел по утилизации полимерных отходов в России и странах СНГ, то в официальной прессе сведений практически нет. Отсутствует информация о количестве образующихся отходов, не освоена в достаточной степени технология их сбора и разделения.

А вот с алюминиевой тарой дела обстоят намного лучше, поскольку по сравнению с переработкой стеклотары рециклинг алюминиевых отходов экономически гораздо выгоднее. Алюминиевая банка считается самой рециклируемой упаковкой в мире: она может подвергаться переработке неограниченное количество раз, что не влияет на качество вновь произведенных банок. На сегодня алюминиевая банка – это самая цивилизованная упаковка.

Между тем, динамичный рост спроса на натуральные продукты и широкий интерес потребителей к здоровому питанию набирает обороты. Эти тенденции неразрывно связаны с необходимостью использования для такой продукции экологичной безопасной упаковки. В идеале она должна изготовляться из натурального природного сырья (восстанавливаемого ресурса) и легко перерабатываться для повторного применения, как, например, картон. В современном мире на долю картона и бумаги приходится порядка 45-50 % от суммарного объема производимой упаковки. Бесспорный лидер здесь – упаковка из гофрокартона [2]. Картон, конечно, постепенно сдает свои позиции на рынке упаковки, но в некоторых сферах он по-прежнему остается основным тарным материалом. И это понятно, потому что при должной организации достигается многократный возврат использованной при производстве картона первичной целлюлозы, что существенно экономит материальные ресурсы производителей. Следует отметить, что в нашей стране это единственный упаковочный материал, который подвергается рециклингу.

Особый класс современных упаковочных материалов, способных в будущем конкурировать с целлюлозно-бумажной продукцией, составляют дешевые, экологичные, «нефтенезависимые» пластики – биоразлагаемые полимеры, которые внедряются в производство и постепенно начинают вытеснять неорганичные пластики. Биоразлагаемые полимеры получают из возобновляемого растительного сырья — кукурузы, картофеля, бобовых, пшеницы, свеклы, тапиоки, древесины тополя и осины, которое можно использовать практически непрерывно. Например, упаковка из PLA-полимера (polylactide) способна полностью разлагаться в течение 45 дней при условии создания соответствующей структуры компостирования. PLA-упаковка уже завоевала свой сегмент на рынке Европы. Например, во Франции сеть гипермаркетов «Ашан» стала расфасовывать свежие салаты в PLA упаковку, а не в полиэтилен (ПЭТ). А вот более поздний биоразлагаемый материал Lean потребляет на 70% меньше энергии, «съедая» вместо нефти и газа натуральные минералы. Воздействие новой упаковки на окружающую среду оценивается показателями, которые на 30-70% меньше, чем для конкурентных упаковок. Например, разница с картонной упаковкой по выделению аммиака составляет 22000% [3].

Рис. 1. Экобутылки Tap Top, представленные промышленным дизайнером Neil Barron (фестиваль экологичного дизайна “London on Tap”)

 

В Европе и Америке активно пропагандируются успехи в решении экологических проблем, проводятся фестивали и конкурсы, посвященные экологичной упаковке, государство и общественные организации призывают дизайнеров очищать прилавки магазинов от вредной продукции. Так, в Великобритании промышленный дизайнер Нейл Бэррон представил на фестивале экологичного дизайна “London on Tap” свой вариант экобутылки под названием Tap Top [4]. Цель проекта – отказ экосознательного потребителя от бутилированной минеральной воды в пластиковых бутылках (рис. 1).

Анализ доступной информации указывает на отсутствие в России системы переработки полимерных отходов. Причин несколько и главная – пассивная государственная политика в вопросах утилизации пластиковых отходов: нет соответствующих федеральных законов и программ, отсутствует финансовая поддержка бизнеса, занятого в этом секторе, и совершенно не развита инфраструктура сбора и сортировки бытовых отходов. Одним из основных аспектов решения проблемы должна быть работа с населением, потребителями пластиковой упаковки, без организации которой нельзя ожидать серьезного прогресса в борьбе с пластмассовым «мусором». В этом отношении наличие законодательной базы на уровне ЕС, развитая инфраструктура, понимание европейцами важности борьбы с загрязнениями окружающей среды сделали Европу ведущим регионом мировой индустрии рециклинга. Самая «благополучная» с точки зрения переработки пластмассы страна – Германия. Здесь 9 из 10 жителей производят сортировку бытовых отходов дома [1].

Таким образом, процесс разработки и использования новых экологичных материалов за рубежом находится на начальном этапе и, к сожалению, лишь в зачаточном состоянии у нас в России. Помимо внедрения технологий производства безотходных упаковочных материалов, необходим поиск и других решений экопроблемы. Утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) необходимо развивать по одному из трех направлений, которые можно выделить как наиболее перспективные: Recycle (рециклинг), Reduce (сокращение «массы» упаковки) и Reuse (повторное использование).

В «рециклинге» основная роль принадлежит химикам, биологам и технологам. Деятельность дизайнера, в основном, востребована в двух других направлениях.

Reduce. Как показывает практика, дизайнеры весьма активно вовлечены в решение экологических проблем, поскольку по роду своей деятельности нередко являются их причиной и несут ответственность за произведенные неэкологичные продукты, а также за «чрезмерно упакованные» (пусть даже в безвредные материалы) продукты массового потребления. Руководствуясь экологичностью материала, некоторые дизайнеры создают упаковку большую по массе, чем сам продукт, за который, разумеется, потребитель переплачивает, например, покупая картон, как в случае с M&J Cookie Mix (рис. 2).

Рис.2. Дизайн упаковки печенья M&J Cookie Mix, разработанный Allie Packard (Сан-Франциско).

Дизайнер должен стремиться к сокращению расхода упаковочных материалов, а не только заботиться о возможности их рециклинга. Правительство Великобритании объявило о намерениях начать борьбу с «чрезмерными и ненужными» упаковками, применяемыми в сфере пищевой индустрии. Министр Департамента по вопросам окружающей среды призвал население обращать особое внимание на пищевую продукцию и при необходимости сдирать ненужные упаковочные материалы, оставляя их на контрольно-кассовых пунктах супермаркетов. В судебном порядке будут преследоваться производители «избыточной» упаковки за бесполезную трату ресурсов. В качестве примеров министр указал на компанию Pizza Express, которая выпускает пиццу в двойной упаковке, а также компанию Jackson, поставляющую на рынок картонные коробки с чайными пакетиками в индивидуальной обертке [4].

В направлении «редуцирования» упаковки можно отметить такие нестандартные дизайнерские решения как формовка овощей и бахчевых культур (рис. 3). Арбузы не нуждаются в упаковке, зато их естественный покров – это самая что ни на есть экологичная упаковка, которую можно формировать, не отделяя от «продукта». Придавая кубическую форму арбузу, дизайнер делает его «упаковку» удобной и еще более экологичной для перевозки и хранения, сокращая при этом топливные расходы и, как следствие, снижая выбросы выхлопных газов в атмосферу. С другой стороны, полезность этого дизайна, на наш взгляд, спорная, ведь в таком арбузе, в отличие от его круглого аналога, больше отходов (поверхность «упаковки» увеличивается), нарушена нормальная вентиляции арбузов на полях и при хранении, да и вряд ли можно назвать насильственный способ выращивания продукта (заданной формы) гуманным и экологически безопасным. Ведь тем самым мы нарушаем естественный рост продукта, заложенный на клеточном уровне, что может привести к образованию в нем вредных веществ.

Рис.3. Нестандартное дизайнерское решение «редуцирования» упаковки – формовка овощей и бахчевых культур.

 

Reuse. На наш взгляд, целесообразнее изменять форму и (или) функцию объектов неживой природы – техногенного происхождения. Известно, что использованная упаковка может получить вторую жизнь. Уже не раз было доказано, что упаковка в современном мире начинает приобретать самостоятельный статус и может жить своей жизнью отдельно от продукта, для которого она изначально предназначалась. Деятельность многих дизайнеров связана с этим направлением «повторного использования» упаковок. Примером может служить «вторая жизнь» пластиковой бутылки в Tertium Non Data (в переводе с латыни означает «третьего не дано») — дизайнерском магазине художницы Gulnur Zdaglar Guvenc, превращающей старые пластиковые бутылки в изысканные украшения интерьера и бижутерию (рис. 4).

Рис.4. Изысканная бижутерия из старой пластиковой бутылки (дизайнерский магазин Tertium Non Data художницы Gulnur Zdaglar Guvenc).

 

«Мусор не может сравниться по ценности с золотом и серебром, но он лучше отображает социальные «ценности», уверена автор [4]. В этом вопросе с ней полностью согласны дизайнеры студии Contexture Design (Канада), разработавшие браслет из обрезков архитектурной фанеры «These Coffee Cuffs» [5]. Браслет имеет двойное предназначение: кроме того, что его можно носить на руке как украшение, он легко превращается при необходимости в манжету для горячего стакана с кофе или чаем. А вот в проекте британского дизайнера Дэвида Гарденера нашли отражение все три направления в развитии эко-упаковки (рис. 5) [5]. В концепции Гарденера основная часть лампы-ночника представляет собой упаковку для электрических деталей. Сама лампа изготовлена из бумажной пульпы, что делает ее перерабатываемой, а утилитарность подчеркивается самими формами, ориентированными на габариты электрической оснастки.

Подобные проекты вдохновляют дизайнеров в поисках оригинальных решений при разработке упаковки, соответствующей требованиям экологии, отвечающей экономическим интересам производителя и эстетическим предпочтениям потребителей.

Рис.5. Эколампа (ночник) британского дизайнера Дэвида Гарденера представляет собой упаковку электрических деталей.

 

В понятии идеальной экоупаковки соединяются все три представленные направления решения проблемы. В дизайнерских разработках должно присутствовать стремление дать не только вторую жизнь упаковке, но и использовать как можно меньше материала, причем этот материал должен быть экологически безопасным. Но дизайн решает не только задачу объединения этих 3R. Одной из основных задач дизайна остается роль визуального коммуникатора между товаром и потребителем, роль носителя передовой информации об экологически безопасных продуктах.

 


Библиография

  1. Экологические проблемы производства, использования и утилизации пластмасс [Электронный ресурс] / Polimery.ru : новые технологии переработки пластмасс. – Режим доступа: http://www.polymery.ru/letter.php?n_id=2960&cat_id=10
  2. Тетерин В. Картон держит оборону [Электронный ресурс] В.Тетерин // Pakkograff: аналитический журнал упаковочной индустрии.– 2004. – № 6 – Режим доступа: http://www.pakkograff.ru/reader/articles/materials/paper/547.ph
  3. Экологичная упаковка [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство Cleandex. – Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2008/06/10/ecofriendly_materials13
  4. Упаковка как искусство [Электронный ресурс] / Popsop.ru : ресурс о брендинге и дизайне упаковки. – Режим доступа: http://popsop.ru/16631
  5. Лучшие упаковочные экоидеи [Электронный ресурс] / Отраслевой портал Unipack.ru. — Режим доступа: http://news.unipack.ru/24249/

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017