№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Дизайн


 Ворошилова Галина Сергеевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е. Э.

ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА


«Возрождение национальной культуры
не вошло в национальные проекты
т.к. это больше, чем проект,
это наше прошлое, настоящее и будущее» [1]

 С 2005 года в России началась программа реализации приоритетных национальных проектов. Она включает четыре направления: здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс и доступное жильё. Национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Культурная сфера не вошла в проекты, однако, идёт обсуждение о ее включении. Нельзя недооценивать роль культуры в развитии любого государства, ведь в ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности людей, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки.

Сохранение традиций как способ выживания в современном мире

Язык, обряды, ритуалы, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; умения и навыки, связанные с традиционными ремёслами; национальные особенности; костюмы – всё это очень важно сохранить и вернуть к ним интерес. Имеются в виду уходящие вглубь веков народно-культурные традиции России. Они неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи. Этот пласт народной культуры ЮНЕСКО относит к нематериальному наследию, подчеркивая необходимость уважения и сохранения народных традиций и творчества. Крупнейший ученый, культуролог и искусствовед Д. С. Лихачёв рассматривал культуру как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего [2].

В 1995 г. Лихачёв разработал проект “Декларации прав культуры”. В введении этого проекта Дмитрий Сергеевич раскрыл понятие культурных ценностей, под которым подразумевал не только отдельные объекты – памятники архитектуры, скульптуры, живописи; письма, печати археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и такие явления как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д. В своих трудах Д. С. Лихачёв активно выступал против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенно молодежи [2].

Всё большее давление поп-культуры приводит к потере самобытности, забыванию собственных традиций и обращению к иностранным праздникам и обрядам. Унификация культуры, внедрение глобальных культурных стандартов, приводит к потере национальных особенностей. Наиболее часто это проявляется в молодёжной среде. Проблемы, связанные с глобализацией, погоня за инновациями, приводят к забвению старого. Человек отрывается от прошлого, считая это прогрессом. Современное общество вызывает перманентное чувство непостоянства и нестабильности, так как перед человеком возникает проблема сверхвыбора. Это связано с тем, что центр культурной динамики перемещается из духовной в технологическую сферу. Потребление становится защитным механизмом, которым человек защищается от стрессов. При этом он перестаёт развиваться, удовлетворяя лишь основные потребности. Таким образом, разрыв с традициями прошлого приводит к тому, что человек теряет способность чувствовать мир и ограничивает себя в развитии.

Однако, несмотря на негативные стороны массовой культуры, очевидно, что она оказывает сильнейшее влияние на общество, технологии массовой культуры позволяют охватить широкие слои людей. Следовательно, массовая культура – это основная среда, через которую можно осуществить распространение народных традиций. С другой стороны, «высокая проба» народной культуры (ее духовность, многообразие и самобытность), способна культурно и социально развивать и обогащать как общество в целом, так и отдельного человека. Исходя из необходимости связи культурных традиций и массовой культуры, следует искать новые пути, по которым современный человек сможет вживаться в традицию и традиционную культуру. Следует понять, что превалирует в сознании молодого современного человека, что может вызвать его интерес. Дизайн может стать хорошим коммуникатором между современным человеком и традициями прошлого. Дизайн оказывает значительное влияние на молодёжь и позволяет безболезненно менять отношение ко многим вопросам, формировать группы лояльных потребителей. С проектной точки зрения, дизайнер может черпать вдохновение в традициях прошлого, находить новые проектные решения. В настоящее время интерес к народному творчеству разных стран возрождается и даёт новую жизнь забытым вещам.

Народная культура во времена глобализации

Рассмотрим, как обстоят дела в настоящий период, что делается для продвижения и сохранения традиций сейчас и каков результат. Где можно встретить отголоски народных традиций в современной жизни? В настоящее время существует много литературы, посвященной народным традициям: это и научная литература, ориентированная, в основном, на культурологов и этнографов, и литература развлекательного характера (сказки, гадания, рецепты блюд и т. п.). Последние пользуются популярностью и не залёживаются на книжных полках, однако, художественная, историческая ценность и достоверность, изложенной в них информации, сомнительны.

На государственном уровне обсуждаются вопросы не только финансирования, но и способы сохранения народной культуры. Так, было предложено создание центров народной культуры в селе, т.к. село – это единственное место, где старинные традиции ещё могли сохраниться. Однако, очевидно, что таких сёл практически не осталось, а молодёжи в них тем более нет.

Существуют театры национальной культуры, они появились в России уже в начале XVII века. Чаще всего это были народные театры кукол, пользовавшиеся успехом у простого зрителя и вызывавшие неприятие властей. Судя по тому, что спектакли эти показывались в программе скоморошьих игр, они были непродолжительны и состояли из одной или нескольких сцен. Сейчас театры национальной культуры существуют в основном за пределами России, например, в странах бывшего СССР. В России же, как правило, идут отдельные театральные постановки. Если учесть, что культура посещения театров исчезает (в основном люди ходят на постановки с известными актёрами), то можно сказать, что эта форма существования традиций неэффективна. Наравне с театром существуют народные коллективы, они меньше всего привлекает к себе зрителей, с одной стороны, потому что существует информационный вакуум (мало людей знает об их существовании), с другой стороны, у многих современных людей сформировано негативное отношение ко всему, что связано с фольклором.

Ярмарки издревле были неотъемлемой частью народной культуры, сегодня они модифицировались в специализированные выставки-продажи. Подобные мероприятия позволяют собрать вместе людей, связанных с изучением народных традиций, носителей этих традиций и обычных граждан. Недостаток таких мероприятий, с одной стороны, в отсутствии рекламы, часто они проходят незамеченными из-за слабого промоушена. А с другой стороны, в большинстве случаев посещение подобных выставок осуществляется не ради интереса к народному творчеству, а ради возможности сделать покупку по дешевой цене.

Музеи являются одними из главных хранителей народных традиций, практика создания музеев существует давно. Однако интерес к ним проявляют либо туристы, либо люди, интересующиеся традициями своего народа. Это связано с тем, что музейные коммуникации не соответствуют требованиям современного времени. Посетитель музея ждёт интерактивности и динамики, а вместо этого он попадает на кладбище народных традиций. Подобным образом обстоят дела и с центрами народных промыслов, они перестают быть хранителями традиций и совершенно неинтересны потенциальным посетителям.

Перечисленные формы продвижения народной культуры, несмотря на своё долгое существование, малоэффективны в современном обществе. Они не соответствуют динамике сегодняшнего времени. Это приводит к появлению новых форм представления традиций.

Популярными становятся ролевые игры живого действия. Игроки действуют за вымышленных или реальных персонажей в различных сюжетных обстоятельствах, разыгрывают их в форме свободной импровизации и совместно создают сюжет игры. При этом главный аспект ролевых игр – наличие игровой атрибутики (костюмов, оружия, доспехов, крепостей и прочих объектов материальной культуры игры). В подобных мероприятиях происходит полная или частичная реконструкция определенного прошедшего события в реальном времени в виде игры со свойственными ей ограничениями и условностями. Игры, которые проводятся опытными группами мастеров и игроков, временами ярче, чем спектакли государственных театров, эффективнее, чем профессиональные тренинги, увлекательнее, чем хорошие книги, и слаженнее, чем военные учения и маневры [3].

Безусловно, у ролевых игр живого действия большие перспективы – в организации досуга детей, подростков и взрослы;, они могут проникнуть в СМИ как реалити-шоу нового поколения. Ролевые игры могут быть интересны широкому кругу людей, в тоже время они могут безболезненно погрузить современного человека в среду старинных обрядов и ритуалов, в увлекательной форме показать народные традиции.

Визуальные формы существования народной культуры приобретают всё большую популярность в мире. Массовая культура, которая может позволить более эффективно продвинуть народные традиции, во многом завязана на визуальных коммуникациях, соответственно, необходима вербализация традиций. Визуализация различных форм существования народной культуры может стать новым шагом в их продвижении. Одним из наиболее эффективных направлений, которое действительно может вызвать интерес у молодёжи, стала визуальная антропология – создание интерактивных видео- и аудиоработ, связанных с традиционной культурой России и других стран. Это документальные фильмы, фотоработы и т.п. Самым эффективным способом представления визуальной антропологии считаются фестивали, где есть возможность не только посмотреть фильмы, но и пообщаться с их создателями. Во многих странах фестивали визуальной антропологии имеют достаточно длительную историю. Только в Европе постоянно работают около 30 фестивалей. Московский международный фестиваль - бьеннале визуальной антропологии начал работать с 2002 года. В отличие от фестивалей, имеющих длительную историю существования, молодой московский фестиваль ставит задачу знакомства массовой аудитории с относительно новым для России направлением культурной деятельности. Поэтому помимо собственно профессиональных проблем большое внимание уделяется популяризации идей и материалов визуальной антропологии, рассмотрению ее социокультурных перспектив [4].

За последнее время визуальными антропологами накоплен значительный материал, который может быть предоставлен не только в этнографических музеях и исследовательских организациях, но и в СМИ. Сами антропологи отмечают, что широкое продвижение идей и продуктов визуальной антропологии – это одна из важных целей. На сегодняшний день интерес к этим видам коммуникации ограничен в основном людьми, связанными с антропологией, фотографией и режиссурой. Фестивали ориентированы, прежде всего, на людей этих сфер деятельности и никак не соприкасаются с широким кругом молодёжи. Таким образом, требуется найти новые формы представления продуктов визуальной антропологии, которые бы расширили круг зрителей, стали бы массовыми мероприятиями. Следует расширить границы фестиваля, связав его тематику с тем, что интересно молодёжи.

Пожалуй, наиболее раскрученным в области визуальных коммуникаций стал проект «Гора Самоцветов». Это крупнейший проект в истории отечественной анимации. Он создан по сказкам народов России. По меркам отечественного кинематографа, проект имеет поистине исполинские размеры: 52 мультфильма по 13 минут общей длительностью свыше 11 часов. Премьерный показ первых 11 фильмов из цикла «Гора Самоцветов» состоялся зимой 2005 года в рамках Х Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Эти фильмы заставили специалистов говорить о прорыве и возрождении в отечественной мультипликации, а господдержка проекта была оценена общественностью как один из самых удачных примеров государственных инвестиций в национальную культуру. Показ цикла "Гора Самоцветов" по главному государственному каналу телевидения привлек большое количество телезрителей. По данным компании TNS-Global (бывший Gallup Media), в разделе детских программ цикл "Гора Самоцветов" занял 1 место, обогнав традиционных лидеров – программы "Ералаш" и "Спокойной ночи, малыши!" [5]. Проект можно считать очень успешным, т.к. анимационные фильмы были выполнены на высоком уровне, а описание и анализ проекта в СМИ привлек большое количество зрителей. Цикл мультипликационных фильмов как способ продвижения народной культуры (в данном случае сказок) в широкие массы оказался очень удачным.

Элементы народного творчества проявляются в продуктах, продвигаемых не только на российском рынке, но и на Западе. Одной из основных тенденций на подиуме является так называемый "Русский стиль" : использование элементов русского костюма – типичных народных узоров в одежде. Интерес к русскому костюму присутствовал на подиумах мира давно. На самом деле народный стиль вписывается в более широкое направление – "этностиль" – заимствование деталей и предметов одежды у различных этнических групп мира, а также использование славянских мотивов восточной Европы. Появляется большое количество ресторанов, ориентированных именно на традиционные русские блюда, рецепты которых могли бы быть забыты. Также часто присутствуют элементы русского стиля и в упаковке.

Дизайн как коммуникатор

Проанализировав основные существующее формы проявления народной культуры в современном мире, можно прийти к выводу, что, несмотря на их разнообразие, в большей степени они привлекают культурологов, этнографов и носителей культуры. В то время как большинство людей, а в особенности молодое поколение, остаётся неохваченным. Проблема заключается в том, что все мероприятия, связанные с народной культурой, существуют отдельно, независимо друг от друга. Одновременно с этим происходит отторжение массовой культуры, которая может стать самой эффективной средой для продвижения традиций. Дизайн должен стать коммуникатором между различными сферами, в которые продвигается народная культура. Используя технологии массоой культуры, дизайн должен разрушить информационный вакум и тем самым пробудить интерес и любопытсво молодежи к народным традициям. С другой стороны, проблема есть и в том, что современному человеку могут быть не понятны многие традиции прошлого, дизайн в этом случае может расшифровать их и создать визуальные интерпретации на тему народных традиций, которые бы были адекватны современному восприятию.

Дальнейшая работа дизайнера в этой области может быть связана с поиском новых площадок для демонстрации работ визуальных антропологов, аниматоров, фотографов, продвижения ролевых игр и др. с целью расширения круга людей, интересующихся народной культурой. Сейчас традиции перестают быть достоянием нации, поэтому задача дизайнера – возродить интерес, сформировать положительное к ним отношение. При этом важно отметить, что ориентироваться необходимо в первую очередь на подрастающее поколение.


Библиография

  1. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России: стенографический отчет о заседании Государственного совета 26 декабря 2006 г. Москва, Кремль [Электронный ресурс] // Аудиозаписи выступлений В.В. Путина.– Режим доступа: http://putin.rpod.ru/18626.htm l
  2. Дягилева Т.Д. Вопросы теории культуры в творческом наследии Д.С.Лихачева [Электронный ресурс] / Т.Д. Дягилева // Российская библиотечная ассоциация. –. Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/12/mag4/1.html
  3. Ролевые игры живого действия [Электронный ресурс] //ludology.ru – Режим доступа: http://igrology.ru/larpg_intro
  4. Визуальная антропология [Электронный ресурс] // Центр визуальной антропологии Режим доступа: http://www.visant.etnos.ru/index.php
  5. Проект «Гора Самоцветов» [Электронный ресурс] // Проект «Гора Самоцветов». – Режим доступа: ttp://www.multiskazka.ru
  6. Российский фестиваль антропологических фильмов [Электронный ресурс] // Российский фестиваль антропологических фильмов. – Режим доступа: http://rfaf.ru/rus/contacts
  7. Этнографическое бюро [Электронный ресурс] // Этнографическое бюро.– Режим доступа http://ethnobs.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017