№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

Архитектура


 Макаренков Антон Сергеевич

Магистрант УралГАХА. Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Холодова Л.П.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА БУДУЩЕГО


УДК: 711.7
ББК: 38.74

Город Екатеринбург имеет важное экономико-географическое расположение в Российской Федерации. Через него проходят огромные объемы грузов и пассажироперевозок, в регион привлекаются значительные инвестиции, интеллектуальный и культурный потенциал города велик. При этом Екатеринбург имеет слабую транспортную инфраструктуру, что выражается в ежедневных транспортных заторах.

Для усиления позиций города и его всестороннего развития разработан стратегический план. Одним из его важнейших направлений является развитие транспортной системы города.

В данный момент транспортная система неадекватна потребностям социума и экономики. Что необходимо здесь преобразовать, чтобы она работала? Известное решение – нужно построить многоуровневые развязки. Но они должны быть построены уже сейчас, между тем, их строительство ещё только заложено. Когда они будут построены – появятся новые транспортные проблемы. Бессистемное решение транспортных проблем сродни «ямочному» ремонту, практикуемому дорожными службами, когда вместо замены покрытия дороги лишь на время заделываются выбоины. Необходим комплексный подход к решению проблемы.

Становится очевидно, что возникла потребность в новом виде транспортной инфраструктуры. Новый вид транспорта должен:

  • отвечать требованиям полной мобильности, т.е. его инфраструктура должна быть повсеместной;
  • обеспечивать более эффективное использование земли и материалов для построения его инфраструктуры;
  • максимально использовать существующую капиллярную автодорожную структуру для уменьшения стоимости последнего километра при перевозках «от двери к двери».

Удобство доставки «от двери к двери» и отсутствие пересадок делает личные автомобили конкурентоспособными. Это положение может быть переформулировано следующим образом: транспорт будущего должен одновременно соответствовать двум видам, а не одному виду [1] (наземному и надземному).

Многие сегодняшние проекты новых видов общественного транспорта являются одновидовыми, что говорит об их полной бесперспективности в качестве транспорта будущего. Потребитель хочет иметь собственный экипаж, подъезжающий прямо к дому и находящийся около дома сколько угодно времени. Пользоваться общественным транспортом потребитель не хочет, если есть возможность иметь свое собственное средство передвижения и гарантируется отсутствие пробок. И задача рынка – удовлетворить эту его потребность [1].

Двувидовой транспорт предполагает как возможность скоростного (200-300км/час) движения в режиме динамических составляемых поездов на подвесных направляющих новой транспортной инфраструктуры, так и езду по обычным автодорогам [1].

Новизна данного исследования состоит в том, что впервые система двувидового транспорта предлагается для города Екатеринбурга.

В качестве передвижного модуля предлагается использовать разработанный на кафедре индустриального дизайна уральской государственной архитектурно-художественной академии проект двухместного экипажа «Modul», который предназначен для эксплуатации в системе двувидового транспорта (автор - Андрей Ходыкин, руководитель - доц. Борис Федотов). Для перемещения по дорогам «Modul» использует большие колеса по бокам. Путевая инфраструктура состоит из вакуумных трубопроводов. Несколько модулей могут объединяться внутри трубы в поезда (подвижные составы) для синхронизации скорости. Такой вид транспорта может выполнять функции как общественного, так и личного.

Очевидно, что сразу и повсеместно так кардинально изменить транспортную систему города невозможно. Поэтому внедрение новой инфраструктуры предлагается провести поэтапно.

В рамках первого этапа необходимо модифицировать существующую автодорожную сеть и схему движения.

Идеальной транспортной системой с точки зрения оптимальной доставки элемента из пункта А в пункт Б является кровеносная система человеческого организма. Главными её качествами являются чёткая иерархичность, одностороннее движение и отсутствие пересечений путей. К такому же виду необходимо привести и городскую транспортную сеть. В качестве решения существующих проблем предлагается повсеместное внедрение односторонней схемы движения. Эта реорганизация значительно облегчит передвижение по городу.

Но число автомобилей неуклонно растет. Поэтому необходимо, не дожидаясь стопроцентной загруженности новой сети, приступать к дальнейшей её модернизации – начинать строительство второго уровня.

Вторым этапом предлагается дополнить существующую дорожную сеть надземными путепроводами, перемещаться по которым сможет лишь общественный транспорт. Разделение ткани города и транспорта осуществимо путём внедрения принципиально новой надземной транспортной инфраструктуры, являющейся как обособленной системой скоростных путепроводов, так и частью уже существующей улично-дорожной сети. Сеть линий магистральных путепроводов будет проложена в городе над уже существующими дорогами также по принципу кровеносной системы. Первое время новая инфраструктура может работать в режиме общественного транспорта. Постепенно дешевые и экономичные средства передвижения, подобные «Modul», будут внедряться на рынок и вытеснят автомобили.

Заключительным этапом станет переход всего движения на путепроводы и освобождение дорожной сети. Активное использование надземного пространства повлечет за собой неизбежное преобразование привычных элементов среды, таких как жилые и общественные здания, рекреации, промышленные предприятия. Перед архитектурой откроются новые возможности и пути развития.

На первом этапе развития транспортной инфраструктуры повсеместное изменение схемы движения повлечет за собой множество преобразований. Например, строительство новых улиц в совершенно неожиданных местах города или освобождение от транспорта некоторых существующих проезжих частей. Где-то необходимо будет расширить проезжую часть, а где-то можно будет отдать часть дороги пешеходам и велосипедистам, должны быть построены многоэтажные паркинги. Появляется возможность качественно преобразить облик города путем устройства дополнительных пешеходных путей и автомобильных дорог. Как наземных, так и подвесных.

Транспортная инфраструктура второго уровня также не может не оказать воздействия на облик города. Ведь инфраструктура – это не только путепроводы и их опоры, но и множество новых типов зданий и сооружений: узловые элементы сети, развилки, ветвления; маршрутизаторы – автоматические устройства распределения транспортного потока; станции общественного сегмента; автоматизированные парковки – более компактные и менее материалоемкие, чем автомобильные; центры управления системой и множество других элементов. А в случае использования сжатого воздуха для передвижения по сети – это еще и вакуумные генераторы и нагнетатели сжатого воздуха – элементы сети, отвечающие за ее функционирование, как сердце у кровеносной системы.

Все эти элементы новой типологии, требующие разработки функциональных схем и образных решений, безусловно, наполнят собой город и изменят его образ в глазах жителей. Постепенно, с развитием транспортной системы второго уровня, изменится силуэт города, т.к. путепроводы порой будут располагаться на большой высоте.

 


Библиография

1. Левенчук А. Перспективные транспортные технологии [Электронный ресурс] / А.Левенчук // Горизонты промышленной политики. – Режим доступа: http://www.prompolit.ru /

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017