Архитектон: известия вузов. №4 (28) Декабрь, 2009
Теория архитектуры
Бурцев Александр Геннадьевич
кандидат архитектуры, доцент кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",
Россия, Екатеринбург, e-mail: alexander.g.burtsev@gmail.com
«ПОГРАНИЧНАЯ» АРХИТЕКТУРА РОССИИ
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
Аннотация
Ключевые слова: непрофессиональная архитектура; самострой; садовая архитектура; стихийная застройка; коттеджное строительство
Архитекторы всех времен и народов в поисках вдохновения и новой формы зачастую обращались к народной архитектуре. Используя современные конструкции и технологии, они часто на её основе создавали постройки значительные по своей образной структуре, настоящие произведения искусства. Один из ярких примеров такого подхода в архитектуре «фолк-тек» – известный культурный центр, спроектированный Ренцо Пиано (рис. 1). Чайные мастера Японии в эпоху Эдо, такие как Кобори Эншу или Ода Ураку, строили свои павильоны стиля «сукийа» на манер простой крестьянской хижины [11, с. 138], хотя официальная архитектура сёгуната в то время была торжественна и богата декором (рис. 2,3).
Рис. 1. Культурный центр Жана-Мари Джибау, 1998 г., Нумеа, Новая Каледония. Построенный на земле народа канаков и носящий имя их лидера, комплекс зданий в своих формах повторяет облик традиционных канакских деревень. Изогнутые конструкции каркаса напоминают хижины, построенные из деревянных брусьев.
http://www.archi.ru/foreign/guide/object_current.html?oid=5804&fl=2&sl=3
Рис. 2. Павильон Дзёан построен в начале 17 века мастером чайной церемонии Ода Ураку (1547-1621), младшим братом знаменитого Ода Нобунага, правившего Японией в середине шестнадцатого столетия. Эта чайная комната является национальным сокровищем Японии и сегодня находится в парке Уракуен замка Ояма, префектура Аичи. Есть сведения, что это фрагмент уединенной резиденции в стиле сукийа, которую Ода Ураку построил в Соденъин, в Киото. Название павильона происходит от христианского имени Ода – Хуан, которое он получил при крещении. http://en.wikipedia.org/wiki/Inuyama,_Aichi
Рис. 3. Храм Тосёгу, 17 в., Никко, префектура Точиги. Один из храмов синто, в которых под именем Тосё Дайгонген почитается Токугава Иеасу, основатель сёгуната Токугава (1603-1868). Построен по заказу второго сёгуна, Хидетада, сына Иеасу. Позже третий сёгун, Иемитсу, значительно расширил и богато украсил храм.
http://en.wikipedia.org/wiki/Toshogu_Shrine
Народная архитектура России, прежде всего «русская» её часть, давно и подробно исследована. На основе её принципов были созданы в свое время такие значительные постройки как Исторический Музей (рис. 4) и Ярославский вокзал (рис. 5) в Москве. Но к концу ХХ века собственно народная, традиционная архитектура жилища, не говоря уже о подобных зданиях общественного или культового назначения, на наш взгляд, потеряла связь с самим народом. Все меньше остается носителей этой традиции, а если и возникает необходимость в подобной постройке, то архитекторы обращаются к учебникам, к чертежам обмеров наиболее ярких образчиков этого направления.
Рис. 4. Исторический музей, арх. В. О. Шервуд, 1883 г. Построенный «по мотивам» русской архитектуры, он напоминает архитектурные формы Кремля и многобашенного города вообще, отражает «государственную» сторону истории. Любопытно, что историк и основатель музея И. Е. Забелин настаивал на ином понимании народной истории. «Эпохи расцвета самобытного искусства совпадают со временем ослабления опеки со стороны государства… Первоэлементом нашего национального зодчества была изба, клеть, сруб – исходная ячейка, составляющая основу жилища и крестьянина и князя» [3]. Он считал формы Собора Василия Блаженного более подходящим прототипом для Исторического Музея.
http://www.meet-moscow.ru/istoricheskij-muzej/
Рис. 5. Ярославский вокзал, Москва, арх. Ф. О. Шехтель, 1904 г. Проектируя здание вокзала, Шехтель вдохновлялся архитектурой русского севера, Ярославской, Костромской и Архангельской губерний, с которыми новая ветка железной дороги объединила столицу. Асимметричная композиция, характерная для нового стиля модерн, объединяет здесь традиционные «русские» формы. http://ru.wikipedia.org
На сегодня единственным живым, подлинно народным течением в отечественной архитектуре остается архитектура малоэтажного жилья, возникающая на садовых участках, в коттеджных поселках и деревнях (рис. 6). Мы смеемся над этими странными косенькими строениями, поражаемся их абсурдности, но в этом-то как раз и состоит ценность данного феномена архитектуры, для изучения которого необходимо обозначить несколько аспектов. Дальнейшие исследования в обозначенных ниже направлениях, на наш взгляд, помогут скорректировать пути развития отечественной архитектуры, по крайней мере, в области малоэтажного строительства.
Рис. 6. Жилой дом в пос. Калиново, Невьянского р-на, Свердловской области. В постройке явно прочитывается несколько последовательных модернизаций. Традиционный срубный дом с пристроенной к нему верандой объединен с некогда открытым хозяйственным двором. Намеренное использование профилированного листа в качестве отделочного слоя наружных стен и в качестве покрытия кровли придает сложному объему постройки вид монолита. (Фото автора)
Терминологический аспект. Сегодня чаще всего это явление называют «непрофессиональной» архитектурой. Предлагаемый нами термин «пограничная» более точно отражает суть явления, поскольку эта архитектура расположена на границе народной (традиционной, многовековой) и профессиональной архитектуры, элементы которых в ней тесно переплетены.
Разнообразная и многоликая масса пограничных построек: жилых домов и хозяйственных построек, маленьких предприятий общепита, голубятен во дворах многоэтажек [8] была создана «самодельно», то есть не архитекторами и строителями, а людьми, не получавшими специального образования. К такой архитектуре можно отнести также и те случаи, когда заказчик брал на себя роль архитектора и диктовал строителям проектные решения.
Временной аспект. Всплеск активности отечественной пограничной архитектуры приходится на отрезок времени с середины 90-х гг. ХХ века по настоящее время. Как мы уже говорили, по типологии – это, прежде всего, садовые домики и часть малоэтажных жилых домов в деревнях и коттеджных поселках. С самого появления садовых товариществ правительство СССР ограничивало строительство домиков на садовых участках, и гражданам разрешалось возводить лишь сарайчики для хранения инвентаря. Позже такое строительство было разрешено, но было ограничено проектами типовых домов (рис. 7). Только с начала восьмидесятых годов одновременно с ухудшением экономической ситуации и ослаблением государственного контроля в стране пограничная архитектура стала «множиться» на садовых участках.
Рис.7. Типовой проект садового домика 181-115-144.86, выполненный ВНПО "Гипролеспром" и выпущенный в альбоме с другими проектами в 1989 г. Нормами того времени мансардный этаж уже был разрешен. (Садовые домики: альбом ЦНИИЭПграждансельстрой. – М.:Стройиздат, 1989 – 95 с.)
Частное же строительство малоэтажного жилья с начала 90-х годов также мало регламентировалось государственными нормами, а теперь с вводом нового Градостроительного Кодекса [1] – и вовсе отдана в руки непрофессионалов, что способствует возникновению объектов пограничной архитектуры.
Утверждая существование описанного явления в нашей стране в указанные временные рамки, мы, разумеется, не отрицаем того, что пограничная архитектура появлялась в разные эпохи у разных народов (рис. 8). В наше время пограничная архитектура процветает в курортных зонах полуострова Крым, где с начала 90-х годов практически отсутствует государственное регулирование застройки, а спрос на недвижимость по-прежнему большой. Надо сказать, что в данном случае частными застройщиками был даже выработан особый тип жилого здания для расселения отдыхающих, который тиражируется тысячами. К сожалению, автор статьи не располагает соответствующей иллюстрацией, но тот, кто был за последние пять-десять лет в Крыму, видел это. Как правило, это здание по фасаду небольшой ширины (4 – 6 метров), но достаточно глубокое. На первом этаже размещен гараж с подсобными помещениями, а на втором – гостиная, кухня и спальная. Главный фасад на втором этаже украшен балконом. Стихийная застройка пригородов таких мегаполисов, как Мехико или Рио-де-Жанейро, также несет в себе черты пограничной архитектуры. Можно было бы привести ещё массу примеров.
Рис. 8. «Домик Тома» в Дигнити Виллидж, в Портленде. Деревня бездомных. В 2001 году городской совет Портленда принял решение придать самодельному населённому пункту (www.dignityvillage.org) официальный статус "лагеря". Сообщество деревни имеет ряд внутренних законов, официальные должности. Проживание там накладывает на человека обязанность трудиться для колонии от 4 до 10 часов в неделю. Для некоторых деревенских построек даже разрабатывался проект с указанием размеров.
http://www.membrana.ru/articles/global/2008/02/19/182400.html
Социально-мировоззренческий аспект наиболее интересен для изучения, поскольку это основа каждого более-менее серьёзного направления архитектуры, отражающего определенные представления на происходящее в этом мире, свою «картину мира». Не является исключением и пограничная архитектура. Специфика данной архитектуры в том, что она в большей степени, нежели другие стили и течения, завязана на личность отдельного человека, она отражает взгляды миллионов отдельных творцов этого направления. Пытаясь описать это мировоззрение, мы неизбежно придем к систематизации личностей по экономическим, профессиональным, культурным и психологическим качествам. Не углубляясь в этот многотрудный и бесполезный анализ, можно быть уверенным, что картина получится очень пёстрой, отражающей невероятное разнообразие человечества. Такой прорыв творческой активности человека в архитектуру становится возможен только в момент нестабильности государственной системы или отсутствия таковой. В любой другой момент власть разными методами оказывает свое влияние на эту область деятельности человека.
Для пограничной архитектуры, также как для профессиональной и народной, при решении объемно-планировочных задач имеют большое значение социальные, экономические, функциональные вопросы. В зависимости от предполагаемых сценариев использования здания (сад, дача для летнего отдыха, «второй дом», «родовое гнездо», фермерское хозяйство, коммерческое предприятие, мастерская) в дальнейших исследованиях можно будет вычленить различные устойчивые типы комплексов пограничной архитектуры, сравнить их с аналогичной типологией профессиональной и народной архитектуры.
Утверждая бесперспективность классификации застройщиков по профессиональному и другим признакам мы не можем не отметить, что эти качества непрофессионального автора – источник нестандартных строительных решений. Только главному садовнику графа Девонширского Джозефу Пэкстону в свое время (1850 г.) пришло в голову таким образом использовать железо и стекло, что получился Кристал Пэлас. Люди, сталкиваясь с необходимостью строить дом, с выдумкой используют все свои возможности (рис. 9). Пожалуй, наиболее известный пример пограничной архитектуры в России – «деревянный небоскреб» Николая Сутягина в пос. Кемский под Архангельском (рис. 10). Насколько известно, как предприниматель начинал он, кроме всего прочего, со строительной артели и обработки древесины [7].
Рис.9а. Дом в п. Тарасково, МО Новоуральск, Свердловской области. В кладке стен явно прослеживается три этапа с использованием различного материала: рваного камня, керамзитобетона, бутылок. (Фото автора)
Рис.9б. Дом в д. Щелкун, Сысертского р-на, Свердловской обл. В конструкции кровли вместо фабричной гидроизоляции использован полиграфический банер. Этот материал также находит применение в качестве ветрозащиты, заполнения проемов в парниках. (Фото автора)
Рис. 9в. Жилой дом в д. Шайдуриха, Невьянского р-на, Свердловской обл. Характерный пример «растущего дома». Основной теплый объем выполнен на основе панелей многоэтажных домов. Бетонный элемент балконного ограждения – также стандартный и широко встречается в многоэтажной застройке р-на ЖБИ в г. Екатеринбурге. (Фото автора)
В большинстве случаев, создавая свой дом своими руками и следуя задуманному плану, человек не стремится к особой тщательности в примыкании элементов или отделке: «И так сойдёт!» Это роднит пограничную архитектуру с народной, но отличает от профессиональной, где такие элементы считаются браком (рис. 11). Причина их появления – наличие непрофессиональных рабочих на многих современных стройках. Сталкиваясь с определенной строительной задачей, они решают её, как правило, в первый раз, «выдумывают велосипед».
Рис. 10. Дом Сутягина в п. Кемский, Архангельской обл., 1990-2009 гг. Изначально здание задумывалось как гостиница для приезжающих в Архангельск иностранцев, даже существовал проект, но в процессе строительства застройщик неоднократно вносил изменения в свой замысел. В 1996 г. из-за финансовых трудностей строительство было остановлено, а после многочисленных судебных разбирательств снесено в феврале 2009 г. Здание было занесено в российскую книгу Гиннеса и привлекало многочисленных туристов. http://www.kp.ru/daily/24349/537600/
Можно сказать, что исследуемая нами архитектура более правдива, по сравнению с профессиональной, поскольку здесь реже применяется имитация материалов или конструкций. По крайней мере, её создатели «искренни в своих заблуждениях». Они строят дом как вместилище собственной личности и меньше беспокоятся об общественных (и, в частности, строительных) нормах и правилах. На самом деле, для пограничной архитектуры нельзя выделить некое свойство, явление, которое не было бы в той или иной мере свойственно архитектуре народной или профессиональной, поскольку первая сочетает в себе качества последних.
Рис. 11. Многоэтажный жилой дом на ул. Чайковского в г. Екатеринбурге. Явный брак, непрофессионализм, как проектного решения – архитектор явно не сразу догадался, что в полукруглую стену ему придется вставить прямые перемычки над окнами, а затем прямые же подоконные сливы, так и исполнения – плиты утеплителя смонтированы не в одной плоскости, поверхность фасада напоминает домик-мазанку. (Фото автора)
Рис. 12. Дом на бочках. Металлическая тара использована в качестве несъемной опалубки для колонн. Композиция фасада чем-то напоминает творения Николя Леду.
http://bsk.kpgs.ru/2009/110509/Page2.html
Новички глядят на вещи непосредственно. Любой предмет может быть использован не по его прямому назначению (рис. 12). Они не ставят перед собой какой-либо сверхзадачи, как это делают архитекторы «больших» стилей: модернисты, постмодернисты, творцы хай-тека или бионической архитектуры, не пытаются направить мировую архитектуру по некому руслу в соответствии с намечающимися немаловажными тенденциями, скажем, в потреблении зерна населением Китая или в разрушении озонового слоя. Именно эту разницу в подходах имели в виду Ильф и Петров, когда писали о двух мирах. «В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода» [2, с.???].
Маленькая архитектура дает свой маленький ответ на вопросы, которые ставит перед ней большой мир, заполняет пустоту, оставшуюся после большой архитектуры. Последнее десятилетие в большом мире люди заняты почти исключительно возведением одних многоквартирных домов разной степени комфортности, офисных и торгово-развлекательных центров. В ответ на это маленький мир ищет свой островок стабильности, уходит из городов и строит за высоким забором свою маленькую частную собственность, где он сам себе хозяин.
Большой профессиональной архитектуре каждый человек внутренне говорит «Вы», она до некоторой степени ему чужда и непонятна, пусть даже он пользуется ей каждый день, а народной и пограничной – всегда «Ты». Пограничная проста и бесхитростна, сделана «на коленке». В ней редко встретишь сложное инженерное или конструктивное, пропорциональное решение, какое не смог бы повторить практически любой.
Одним словом, пограничная архитектура – это обширный источник наглядных примеров взаимоотношений современного человека с обществом и вселенной.
Семиотический аспект. С точки зрения этой науки, описанное явление идеально укладывается в концепцию «дограмматического языка», предложенную ещё в 1908 году одним из представителей Женевской лингвистической школы А. Сеше («Программа и методы теоретической лингвистики»). До того как Фердинанд де Соссюр начал читать его знаменитый курс лекций, А. Сеше обратился к изучению соотношения социального и индивидуального в языке. Дограмматический язык, по мнению Сеше, характерен, в частности, для детей, учащихся говорить. «В этот период ребенок широко использует звукоподражательные слова, жесты; мысль выражается односложными словами или простым соположением слов» [5, с. 19]. Эта стадия развития языка, в отличие от грамматически организованного языка, характеризуется следующими качествами: индивидуальность, существование явления в развитии, несистемность, имплицитность выражения, неконвенциональность, аффективность.
Таким образом, в терминах лингвистики и семиотики пограничная архитектура – это ещё не сформировавшийся язык, постоянно изменяющаяся сущность на манер «ризомы» (одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма, означающее структуру без начала, без конца, без центра), единичные проявления индивидуальностей, стихия, которая потенциально способна «самоорганизовываться» и порождать новые течения в архитектуре. Люди, её создающие, «учатся говорить» и с детской непосредственностью находят такие решения, о которых не получается подумать у грамотно владеющих тем или иным «наречием».
В рамках последующих исследований будет любопытно узнать, какие «слова» современных стилей архитектуры лучше (или хуже) всего усваиваются и воспроизводятся людьми, которых специально никто не учил говорить на языке архитектуры.
Другой ряд вопросов, подлежащих изучению в рамках семиотики применительно к пограничной архитектуре, традиционно связывается с проблемой архитектурного образа. На наш взгляд это понятие в рамках семиотики должно трактоваться как некое устойчивое сочетание значений, связанное в сознании культурной ячейки (определенной группы интерпретаторов, потребителей архитектуры) с устойчивым набором архитектурных форм.
Застройщик может изначально задумывать свое здание подобно какой-либо существующей постройке, либо сочетать в нём отдельные элементы здания-прототипа, намереваясь таким образом вызвать у зрителя вполне определенные образные ассоциации. Собственно, именно так поступает и профессиональный архитектор, цитируя предшественников. Отличие состоит в том, что в нашем случае цитата эта сильно упрощена в отношении конструкции и материалов, нарушены её смысловые связи (рис. 13).
Рис. 13. Дом в садовой застройке у п. Калиново, Свердловской обл. Строитель явно пытался изобразить здание с апсидой (храм?). Наличие стрельчатых окон и уклон кровли позволяют нам предположить, что прототипом был готический собор. При этом апсида расположена на западном фасаде, а стрельчатые окна насильственно устроены в срубных стенах. (Фото автора)
Рис. 14. Дом - розовое яйцо в садовом массиве. Фото из материалов электронного ресурса. http://bsk.kpgs.ru/2009/101009/Page.html
Пограничной архитектуре свойственно невероятное количество образов, обусловленное разнообразием человеческих личностей. Дом-церковь, дом-ангар, дом-сарай-небоскреб (рис. 10), дом-башмак, дом - розовое яйцо (рис. 14). Необходимо признать, что эти же образы или иные, не менее эффектные, присутствуют и в профессиональной архитектуре. Нельзя сказать, что фантазия профессиональных архитекторов ущербнее фантазии непрофессионалов. Стоит вспомнить хотя бы творения Гауди, Хундертвассера, Гэри или череду зданий-достопримечательностей конца ХХ века (рис. 15).
Рис.15а. Музей Гугенхейма в Бильбао, Испания, 1997 г., арх. Фрэнк О. Гэри.
http://ru.wikipedia.org
Рис.15б. Дом Хундертвассера, Вена, Австрия, 1986 г., арх. Фриденсрайх Хундертвассер.
http://www.hundertwasser.ru/
Рис.15в. Каза Мила, Барселона, Испания, 1910., арх. Антонио Гауди. Здание имеет народное название Ла Педрера, («Каменоломня»).
http://www.catalan.ru/index.php?name=Album&file=index&do=showgall&gid=32
Ценность и отличие образов пограничной архитектуры в том, что зачастую они возникают не намеренно, спонтанно, случайно. Автор не ставит себе задачи формой постройки вызвать у людей какую-либо определенную ассоциацию. Скорее наоборот, архитектурный образ получается здесь как побочный продукт попытки решения конструктивных, инженерных или хозяйственных задач. Зачастую получившаяся форма не находит в сознании наблюдателей никаких ассоциаций и ей прикрепляется некое «описательное» значение (рис. 12). Такие здания стоят особняком как памятник человеческому гению, их окружает смысловая пустота, их просто не с чем сравнивать. И в этом смысле у пограничной архитектуры есть чему поучиться.
Конструктивный аспект. В отличие от профессиональной и народной архитектуры, пограничной свойственно смешение строительных материалов и техник. То есть, в одной постройке могут быть использованы различные конструктивные схемы для смежных частей здания (рис. 16). Часто это происходит в случае достройки дома при смене хозяина. Наиболее характерный пример – многочисленные реконструкции традиционного сельского жилого дома (рис. 17). Кроме того, смешение материалов в границах одного конструктивного элемента происходит в случае долгостроя (рис. 18). Грубо говоря, что есть – из того и строят. Например, срубный дом обшивается фасадными панелями, окна делаются из пластикового профиля со стеклопакетом, а наличники при этом оставлены старые (рис. 19). Получается своеобразная эклектика. Так проявляется стремление пограничной архитектуры к формированию растущего дома, что характерно и для народной, в частности, фермерской архитектуры [6].
Рис. 16. Дом в садовой застройке у п. Калиново, Свердловской обл. Одной кровлей перекрыты два отличных по конструкции объема. В профессиональной архитектуре такое решение является спорным из-за высокого риска неравномерной осадки. (Фото автора)
Рис. 17. Жилой дом на ул. Бахчиванджи в г. Билимбай. Реконструкция традиционного дома. Последовательное наслоение объемов мансардного этажа и надворных построек на первичное срубное здание. (Фото автора)
Рис. 18. Дом по ул. Ленина в г. Билимбай Свердловской обл. Здание находится в историческом центре города в двух кварталах от собора. Стены цокольного этажа сложены из плитняка аналогично другим старым зданиям города, оконные проемы обложены кирпичом и имеют кирпичные же перемычки, имитирующие пологие арки. Вероятно, какая-то часть здания существовала ещё в XIX веке, а кирпичные и шлакоблочные части стен 1 этажа достроены в наше время. Перекрытия над 1-м этажом бетонные, а на них, внутри кирпичного объема положен перевезенный с другого места сруб. (Фото автора)
Непосредственный взгляд на мир авторов пограничной архитектуры способствует тому, что конструкции и материалы не всегда используются по прямому назначению (рис. 12). Материалу и предмету всегда можно подыскать дополнительную функцию в зависимости от ситуации. Разумеется, такое использование ведет к тому, что в пограничной архитектуре зачастую не на высоте качество у несущих конструкций или сопротивление теплопередаче у ограждающих, (рис. 20), чему всегда уделяется должное внимание при профессиональном проектировании. Но таким образом обогащается пластическое решение и образная составляющая.
Пограничная архитектура активнее, нежели профессиональная или традиционная, ассимилирует «неархитектурные» объекты из смежных областей дизайна, из мебели и техники… (рис. 21). Происходит так просто потому, что человеку не приходит в голову задуматься, что можно в архитектуре, а чего нельзя.
Рис.19. Дом в д. Елани МО Новоуральск Свердловской обл. Явно прослеживается несколько этапов строительства. Сначала был срубный дом с холодными сенями, потом кровля была заменена на мансарду, затем деревянные окна заменили на пластиковые и обшили сруб фасадной системой типа ФАССТ. (Фото автора)
Рис.20. Дом по ул. Ленина в г. Билимбай Свердловской обл. В качестве внутренней несущей стены использован некий крупнопанельный элемент, часть которого из теплой зоны выходит в холодную, создавая мостик холода. (Фото автора)
Рис. 21. Дом на ул. Ленина в п. Приозерный Невьянского р-на Свердловской обл. Владелец дома нашел оригинальный выход из сложной ситуации и организовал въезд в гараж по специальным откидным пандусам. (Фото автора)
Для конструктивных решений пограничных зданий немалое значение имеет то, что проекта здания чаще всего не существует. В лучшем случае строитель изначально представляет себе размеры в плане и основные строительные материалы. Все узлы и сопряжения придумываются «по ходу пьесы».
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что непрофессиональная, «пограничная» архитектура как явление мало изучена в рамках отечественной и мировой теории архитектуры и нуждается в дальнейшем исследовании ее социальных, образных, конструктивных, хозяйственных и других аспектов.
Очевидно, что непрофессиональный подход к малоэтажному индивидуальному строительству необходимо учитывать в ходе проектирования аналогичной застройки пригородов больших мегаполисов и сельских поселений. Народный опыт освоения новейших строительных материалов возможно с успехом применить и в рамках программы по строительству комфортного и доступного жилья. То, что люди в данный момент строят для себя – это и есть доступная и комфортная архитектура. Эти критерии смыкаются в тот момент, когда из-за недостатка средств или времени человек ограничивает свою постройку самым необходимым и оставляет многое «на потом». Сегодня в крупных российских городах стоимость трехкомнатной квартиры на вторичном рынке жилья вплотную приблизилась к стоимости строительства одноквартирного дома площадью до 150 м [9, c.10], что делает его более доступным.
Автор не призывает строить дома с нарушением элементарных строительных норм и обшивать фасады необрезной доской. Градостроительные вопросы нельзя полностью решить за счет самоорганизующихся систем. Административный контроль необходим. Но именно свободное народное творчество и породило все архитектурные стили мира. Они именно «самоорганизовались». Фахверк, сруб и ордер никто специально не придумывал.
Пограничная архитектура в принципе иначе смотрит на объект строительства, у неё иная парадигма. Она не знает таких вещей как рабочий проект и завершение строительства – детали этих зданий определяются «по месту», а сама постройка может бесконечно достраиваться и переделываться. Градостроительный кодекс РФ теперь не требует от застройщиков индивидуальных жилых домов высотой до 3-х этажей согласования проекта. «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства» [1, с. 48, п. 3].
Это официальное послабление, надо сказать, и приводит зачастую к сложностям при согласовании, вводе в эксплуатацию систем отопления, электроснабжения и водоотведения. Застройщики трактуют это как полную свободу действий. Тем более, если строительство ведется вдали от административного центра. Вероятно, есть необходимость на базе СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов» подготовить набор обязательных требований к этим системам, которые застройщик получал бы в пакете документов градостроительного плана вместе с ограничениями по высотности, площади застройки и расположению здания на приобретённом участке.
Что касается объемно-планировочного и отделочного решения здания, архитектурные власти населенного пункта вправе выдавать лишь определенные рекомендации. Кроме того, они могут регулироваться юридическими отношениями между соседними застройщиками по принципу «адвокатской планировки» [4, с. 19], давно применяемой в США.
Более детальные рекомендации касательно объектов пограничной архитектуры и применения характерных для неё приемов в рамках профессионального градостроительства можно будет сделать на основе дальнейших исследований.
Библиография
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/noframe/LegRFsearch?navigator&spack=110listid%3D010000000300%26listpos%3D3%26lsz%3D25%26nd%3D747415681%26nh%3D0%26prevdoc%3D747400001%26 (дата обращения 21 октября 2009).
2. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок /И. Ильф, Е. Петров – М.: Художественная литература, 1959. – 655 с.
3. Кириченко Е. И. Москва. Памятники архитектуры 1830 – 1910-х годов / Е. И. Кириченко. – М.: Искусство, 1975. – 126 с.
4. Коуэн П. Будущее планировки / П. Коуэн – М.: Стройиздат, 1976. – 134 с.
5. Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа: от Соссюра к функционализму / В.Г. Кузнецов. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 184 с.
6. Лихачева А. Е. Пути совершенствования жилища крестьянских фермерских хозяйств Западной Сибири [Электронный ресурс] / А. Е. Лихачева. // Вестник томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2008. – №2. – Режим доступа: http://www.tsuab.ru/PUBLICATION/VESTNIK/2009/2/2-2009-02-lihacgeva.html (дата обращения 21 октября 2009).
7. Скойбеда У. Зачем в Архангельске снесли деревянный небоскреб [Электронный ресурс] / У. Скойбеда // Комсомольская правда. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24349/537600 (дата обращения 21 октября 2009).
8. Чернышова А. Архитектура голубятни /А. Чернышова // Дизайн и новая архитектура. – 2006. – № 22.
9. Вторичное жилье в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://upn.ru/index.aspx?page=realty_eburg_flat_sale&sid=865496&ag=0&vm=1&id=10&scn=6 (дата обращения 21 октября 2009).
10. Коттедж, продам [Электронный ресурс] /Информационный портал e1.ru. – Режим доступа: http://www.e1.ru/business/realty/index.php?ot=9&bt=5&nb=&rq=&sb=21&ob=1&p=10 (дата обращения 21 октября 2009).
11. Kurokava K. Each one a hero. The philosophy of symbiosis / K. Kurokava. – Tokyo: Kodansha International, 1997. – 543 p.
Ссылка для цитирования статьи
Бурцев А.Г. «ПОГРАНИЧНАЯ» АРХИТЕКТУРА РОССИИ [Электронный ресурс] /А.Г. Бурцев //Архитектон: известия вузов. – 2009. – №4(28). – URL: http://archvuz.ru/2009_4/1
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная