Архитектон: известия вузов. №4 (28) Декабрь, 2009
Теория архитектуры
Худяков Илья Николаевич
аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.В. Винницкий.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Россия, Екатеринбург
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ КРУПНЕЙШИХ ГОСТИНИЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ
УДК: 728.4
Шифр научной специальности: 85.110
Аннотация
Ключевые слова: отель, гостиница, гостиничная корпорация, бренд
В настоящее время в мире насчитывается свыше 100 международных гостиничных сетей. Это как небольшие, включающие в себя несколько десятков, так и огромные компании с тысячами отелей.
Практически все крупные гостиничные сети включают в себя несколько брендов, каждый из которых имеет свои особенности. Существующие отели можно классифицировать по функциональному назначению и уровню комфорта.
1) По функциональному назначению гостиницы делятся на три типа:
- отели для деловых людей;
- отели для отдыхающих;
- отели смешанного типа.
Гостиницы делового назначения расположены преимущественно в крупных городах, деловых и центральных районах, нередко вблизи аэропорта. Основные особенности таких гостиниц – это, в первую очередь, класс 4-5* и наличие помещений для деловых встреч, конференций, совещаний, симпозиумов, выставок, презентаций продукции, а также услуги для активного отдыха – фитнес-центры, тренажерные залы, бассейны и т.п. По сути, гостиницы для деловых людей являются многофункциональными комплексами с практически отсутствующей прилегающей гостиничной территорией. Архитектура и дизайн отличаются современным стилем, элегантностью, роскошью.
Гостиницы для отдыха располагаются в курортных зонах, а также в городах, исторических и культурных центрах. Класс таких гостиниц может быть как самым низким, так и самым высоким. В архитектуре и дизайне могут быть воплощены местные традиции, а набор дополнительных помещений и услуг для отдыха и развлечений зависит от уровня отеля. Отличаются довольно большой территорией (по сравнению с первым типом гостиниц), где располагаются бассейны, спортивные площадки или же просто рекреационные зоны.
Отели смешанного типа предоставляют услуги как отдыхающим, так и деловым людям. Расположены в городах, исторических и культурных центрах. Объединяют в себе оба типа гостиниц, являются многофункциональными комплексами с деловыми и развлекательными функциями.
2) По уровню комфорта гостиницы классифицируются на основании общепринятых систем классификации.
Как описано во многих источниках, гостиницы классифицируются на основании их аттестации, которая, в свою очередь, может проводиться как на национальном, так и на международном уровнях. В настоящее время в мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц. В каждой стране приняты свои национальные стандарты. Наиболее распространена французская национальная система, в основе которой лежит деление гостиниц на категории по одной из пяти звезд. Уровень звездности прямо пропорционален максимальному уровню комфорта, который отель способен предоставить своим клиентам. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России, Бразилии и ряде других стран.
- Пятизвездочный отель – это город со всей необходимой для жизни инфраструктурой. В отелях есть несколько ресторанов (с европейской и национальной кухней), баров, ночной клуб и магазины, а также парикмахерские и прачечные, фитнес- и бизнес-центры, бассейны и косметические кабинеты. Номера в них бывают самые разные: от одноместных, с одной кроватью, до многокомнатных апартаментов. Самый скромный номер в пятизвездочной гостинице – одноместный, с одной двуспальной кроватью. Далее следуют двухместные, они бывают двух разновидностей: с двумя кроватями или с одной большой. Выше по рангу стоит двухместный номер, который может быть и двухэтажный, обычно со спальней или спальнями наверху. Есть двухъярусные номера, включающие в себя 2-3 спальни, пару гостиных и кабинетов и комнаты для прислуги или охраны. Для деловых людей в некоторых пятизвездочных отелях есть бизнес-номера – с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В любом номере пятизвездочного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт.
- Четырехзвездочный отель. Это отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским стандартам средние и выше среднего. Четырехзвездочную гостиницу отличает повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение, она может располагаться в центре города или на первой линии пляжа. Обязательно должна быть охраняемая автостоянка. У больших отелей есть свои такси и микроавтобусы. Эта категория предполагает множество дополнительных бесплатных услуг, возможность пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и различными отельными шоу, например, дискотеками. В четырехзвездочном отеле номер меблирован как обычная жилая комната, со стандартной бытовой техникой: цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород. В некоторых отелях предоставляют термопресс для глажения и есть система дистанционного управления светом. В таких отелях можно заказать как стандартный одноместный или двухместный номер, так и номера с улучшенной планировкой, которая предполагает не только спальню, но и гостиную или кухню.
- Трехзвездочный отель. Это самая распространенная во всем мире разновидность отелей. В номере такой гостиницы должны быть все удобства: телефон, телевизор, возможно, мини-бар. Номера бывают одноместные и двухместные – как с одной большой кроватью, так и с раздельными. Есть трехместные номера для родителей с ребенком: обычно это двухместный номер с дополнительной кроватью или с раскладывающимся диваном. Сервис гостиниц различных стран мира может значительно отличаться друг от друга. Например, в Европе в отеле три звезды меньше услуг, чем в греческих трехзвездочных отелях. У них существуют определенные закономерности: обычно, чем выше комфорт и чем больше предоставляемых дополнительных услуг, тем дальше от центра располагается гостиница.
- Двухзвездочный отель. Турфирмы предлагают размещение в таких отелях чаще всего на экскурсионных маршрутах, когда туристу нужны только постель и завтрак. Обстановка в номере – кровать, стол, стул, возможно, раковина. Иногда уровень двух звезд подразумевает наличие удобств в виде душа и телевизор, за пульт от которого придется заплатить. Ограничений на вход в ночное время нет. Завтрак обычно присутствует.
- Однозвездочный отель. Расположены такие гостиницы обычно на окраине или рядом с центром, но в неприглядном месте. Как правило, это очень маленький отель, на 6-10 номеров, который обслуживает одна семья. Питание здесь не предполагается, вход после часа ночи запрещен. В маленьком номере – две кровати, тумбочка и стул. [1]
Также есть несколько гостиниц обозначенных как 6* и 7*, например, широко известный отель Burj Al Arab и планируемые построить в скором времени отели в Милане, Стамбуле, Праге, Дарджилингe и Дубаях. Но в международной системе классификации отелей пока нет такого уровня звездности, поэтому это является скорее маркетинговым ходом.
Подразделение гостиничной сети на бренды дает возможность каждому из них, независимо друг от друга, занимать свой сегмент рынка, а также воплощать в себе индивидуальные особенности, как во внешнем, так и во внутреннем оформлении, иметь свой неповторимый фирменный стиль, продиктованный направленностью отеля.
Некоторые крупные гостиничные корпорации, их бренды и примеры гостиниц:
- Global Hyatt Corporation (на март 2009 управлял отелями в 45 странах) – Hyatt Regency, Grand Hyatt, Park Hyatt, Hyatt Place, Hyatt Summerfield Suites и Andaz. [2]
Рис. 1. Hyatt Place Dallas North
http://img-fotki.yandex.ru/get/7/almazey2007.0/0_2daa_cb180396_L
Все гостиницы сети Hyatt Place расположены на территории Соединенных Штатов и выполнены в стиле традиционной американской архитектуры. Одним из наиболее типичных представителей этого бренда является отель Hyatt Place Dallas North (рис.1). Цельный прямоугольный объем здания выглядит соразмерно и сомасштабно человеку. Композиция здания представляет собой центрально-осевую структуру, с вынесенным вперед элементом входной группы и расположенным над ним треугольным фронтоном. Скатная кровля, невысокая этажность и ландшафтное расположение на свободной, озелененной территории, с большими рекреационными зонами создают образ загородного дома. Основные членения фасада подчеркнуты центральным входным элементом, цветовым выделением первого этажа и угловых блоков окон, отличным от остальных стен здания. Прямоугольные по форме окна создают спокойную упорядоченную структуру. Все отели бренда Hyatt Place решены в едином стиле, схожем описанному, что придает этим объектам узнаваемость.
- Starwood Hotels & Resorts Worldwide (на 1 мая 2007 года компания имела в собственности, управляла или предоставляла лицензию-франшизы больше чем в 860 гостиницах, расположенных в 95 странах, приблизительно с 232 000 комнат, во всем мире) – W Hotels, Four Points by Sheraton, Le Meridien, The Luxury Collection, Sheraton Hotels and Resorts, St. Regis, Westin Hotels & Resorts и Aloft Hotels[3]
Рис. 2. The St. Regis Shanghai http://www.turizmir.ru/images/hotel/3251_2.jpg
Гостиница The St. Regis Shanghai (рис.2) расположена в деловом центре Шанхая. Современный строгий интернациональный стиль соответствует образу городской среды крупного мегаполиса. Объемно-пространственное решение отеля представляет собой два соединенных параллелепипеда, дополненных объемом входной группы. Плоскости объемов решены сплошными витражами одинаковыми по всем фасадным площадям, что характерно для архитектуры центров большинства современных городов. Завершается здание лаконичными закруглениями основных объемов. Цельная форма объемно-пространственного решения ориентирована на восприятие издалека в градостроительном масштабе. Фасады выполнены в виде равномерной метрической сетки оконных переплетов. В темное время суток контуры здания озаряются светом иллюминации, подчеркивающей его форму. Высокий статус, роскошь и элегантность гостиницы The St. Regis Shanghai определяется современным архитектурным решением и материалами отделки.
- Hilton Worldwide (управляет около 3300 отелями) – Hilton hotels and resorts, Conrad Hotels & Resorts, Doubletree, Embassy Suites, Hampton hotels, Hilton Garden Inn, Hilton Grand Vacations, Homewood Suites, Waldorf Astoria Collection и совсем новый бренд – Home2 Suites by Hilton. [4]
Рис. 3. Hilton Dublin Airport
http://booking-nl.orangesmile.com/images/hotel/org/372/372368.jpg
Гостиница Hilton вблизи аэропорта Дублина (рис.3) относится к отелю для деловых людей. Это современное здание имеет в плане Г-образную форму. Объемная композиция здания строится на угловом решении, состоящем из основного центрального композиционного ядра, представляющего группу из трех вертикальных элементов и двух примыкающих к нему крыльев корпусов. Движение вверх подчеркнуто цельным остеклением и сплошными стеновыми плоскостями на трех центральных частях, цветовым объединением окон на боковых частях, и лишь только козырьки зрительно завершают это 5-этажное здание, на образ которого, безусловно, повлиял образ аэропорта. Ведь центральный, более всех вытянутый, объем напоминает не что иное, как вышку управления движением в аэропорту. Масштаб композиционных фасадных членений ориентирован на восприятие со среднего расстояния, позволяющего видеть как основные объемы, из которых состоит здание, так и архитектурно-художественные приемы в отделке и композиции.
- InterContinental Hotels Group (в управлении компании 3 650 гостиниц в более чем 100 странах мира) – InterContinental, Crowne Plaza, Hotel Indigo, Holiday Inn, Holiday Inn Express, Staybridge Suites, Candlewood Suites. [5]
Рис. 4. Holiday Inn Berlin Schönefeld Airport
http://booking-nl.orangesmile.com/images/hotel/org/553/553840.jpg
Отель Holiday Inn Berlin Schönefeld Airport (рис.4), как и Hilton Dublin Airport (рис.3), ориентирован на деловых людей. Архитектура здания, выполненная в стиле конструктивизма, проста, сдержана и ненавязчива. Центральный элемент – выступающий витражный объем, от которого расходятся два корпуса. Фасады представляют собой крупные цельные плоскости, которые придают упорядоченность и статичность всему объему здания. Композиция строится на сетке прямоугольных осей. Но, в отличие от отеля Hilton в Дублине, гостиница Holiday Inn имеет в плане П-образную форму с главным входом посередине и по своей структуре не симметрично. Основное восприятие здания происходит именно на акцентный угол. Напротив проходит крупная магистраль, а окружающая застройка практически отсутствует. Таким образом, неброская архитектура здания вполне оправдывает его замысел. В образе гостиницы так же прослеживается связь с образом аэропорта.
- Accor Group (имеет в собственности и в управлении более 4000 отелей по всему миру) – Sofitel, Novotel, Pullman, Mercure, Suite Hotel, All Seasons, Ibis, Etap, Motel 6, Formula 1. [6]
Рис. 5. Novotel Peace Beijing
http://booking-nl.orangesmile.com/images/hotel/org/677/677695.jpg
Отель Novotel Peace Beijing (рис.5) был открыт в 1989 году и отреставрирован в 2007 году. Здание имеет 19 этажей и большую двухэтажную стилобатную часть. Основной объем в виде квадратного в плане параллелепипеда подчеркнут вертикально направленным витражным остеклением балконов, заканчивающимся скошенными выступающими элементами, чем-то напоминающими элементы завершений традиционной китайской архитектуры. Цельные плоскости стен и вертикальные членения витражей зрительно удлиняют здание. Форма гостиницы позволяет воспринимать ее со всех сторон. Все её фасады решены равнозначно. Основанный в 1952 году, отель Novotel Peace Beijing – один из старейших отелей в Пекине. В нем удачно сочетаются традиции и современность.
- Marriott International (сеть из 2741 гостиницы с общим номерным фондом в 499165 номеров в 70 странах мира, и корпорация ежегодно открывает около 200 новых отелей, осваивая все новые регионы) – Marriott Hotels & Resorts, JW Marriott Hotels & Resorts, Renaissance Hotels & Resorts, Courtyard by Marriott, Residence Inn by Marriott, Fairfield Inn by Marriott, Marriott Conference Centers, TownePlace Suites by Marriott, SpringHill Suites by Marriott, Marriott Vacation Club International, Horizons by Marriott, The Ritz-Carlton Hotel Company, L.L.C., The Ritz-Carlton Club, Marriott ExecuStay, Marriott Executive Apartments, Marriott Grand Residence Club. [7]
Рис. 6. Marriott Moscow Grand Hotel
http://www.midlandconsult.ru/graphics/conference_2009-10-30/large/Photo001.jpg
Гостиница Marriott Moscow Grand Hotel (рис.6) открылась в 1997 году в одном из самых престижных районов Москвы – на Тверской улице. Десятиэтажное здание построено в эклектичном стиле, характерном для архитектуры рубежа XIX–XX веков. Создается впечатление, что это здание не современное, а историческое, что объясняется пропорциональными членениями фасадов горизонтальными и вертикальными ритмическими элементами, соответствующими масштабу архитектуры окружающих кварталов. По вертикали здание создает трехчастную структуру: выделенный более темным цветом высокий первый этаж, центральная основная светлая часть и бельэтаж, плавно перетекающий в кровлю, составляя единый объем. Фасадное решение выполнено с применением таких архитектурных элементов как протяженные карнизы, ризалиты, портики, пилястры, руст, обрамление окон наличниками. Образ гостиницы ориентирован на восприятие с достаточно небольшого расстояния, где есть возможность разглядеть все архитектурно-художественные приемы на основном цельном объеме здания. Световая архитектура подчеркивает выразительную пластику фасадов. Отели бренда Grand корпорации Marriott International отличаются изысканным архитектурным стилем, фешенебельными номерами и рассчитаны на деловых людей и высокопоставленных гостей.
Как видно из приведенных примеров, архитектура выражает не только функциональную направленность отеля, но и подчеркивает его статус, а также другие характеристики, заключенные в корпоративном стиле. Рассмотрение и анализ отелей различных брендов гостиничных корпораций интересно как с точки зрения архитектуры и дизайна, так и для информирования и лучшей ориентации в гостиничных услугах людей, находящихся в отпуске или деловой поездке.
Библиография
1. Мировые системы [Электронный ресурс] // Гостиничный бизнес – Индустрия гостеприимства. – URL: http://www.new-hotel.ru/site/bild/classification/world-systems/
2. About Hyatt [Электронный ресурс] // Hyatt. – Режим доступа: http://www.hyatt.com/hyatt/about/index.jsp
3. Starwood brands [Электронный ресурс] // Starwood. – Режим доступа: http://development.starwoodhotels.com/
4. Our brands [Электронный ресурс] // HHonors Hilton Worldwide. – Режим доступа: http://hhonors1.hilton.com/en_US/hh/about/brands.do
5. Our brands [Электронный ресурс] // InterContinental Hotels Group. – Режим доступа: http://www.ihgplc.com/index.asp?pageid=280
6. Brand portfolio [Электронный ресурс] // Accor. – Режим доступа: http://www.accor.com/en/press/brand-portfolio.html
7. Our brands [Электронный ресурс] // Marriott. – Режим доступа: http://www.marriott.com/corporateinfo/glance.mi
Ссылка для цитирования статьи
Худяков И.Н. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ КРУПНЕЙШИХ ГОСТИНИЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ [Электронный ресурс] /И.Н. Худяков //Архитектон: известия вузов. – 2009. – №4(28). – URL: http://archvuz.ru/2009_4/7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная