Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (30) Июнь, 2010

Архитектурная критика

Мифтакова Елена Альбертовна

магистрант.
Научные руководители: кандидат архитектуры, профессор Е.В. Конева;
кандидат архитектуры, доцент И.В. Тарасова;
доктор филологических наук, профессор Э.А. Лазарева
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург

АРХИТЕКТУРА "БОЛЬШОГО БРАТА". Взаимодействие нового архитектурного объекта с исторической средой города на примере ТЦ "Лимеранс" в Екатеринбурге

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

Статья освещает проблему заимствования элементов в новом сооружении из окружающей застройки. Через заимствование элементов рассматривается привязанность современного объекта к архитектурной традиции стиля конструктивизм.

Ключевые слова: Лимеранс (архитектурное сооружение); конструктивизм; неоконструктивизм; заимствование элементов

В настоящее время в Екатеринбурге распространено строительство торговых центров. Можно сказать, что они определяют «лицо» города, «заставляют» людей обращать на себя внимание, играют важную общественную роль, являясь средоточием людских масс и формирующим окружающую среду элементом.

С точки зрения формирования городской среды, в том числе и с помощью торговых центров, в Екатеринбурге встречаются различные примеры взаимодействия нового объекта с уже сложившейся архитектурной ситуацией.

Одним из способов гармоничной согласованности новых и ранее построенных сооружений можно назвать «сотрудничество» современных стилевых направлений с архитектурными традициями прошлого. Такое сотрудничество может осуществляться через заимствование в новом сооружении элементов окружающей застройки. Одним из недавно построенных сооружений является «Лимеранс» (арх. компания «АрхСтройПроект») – торговый центр премиум-класса с административно-офисной частью. Он расположен в наиболее оживленной части города, на пересечении улиц Малышева – Воеводина. На примере этого торгового центра нами сделана попытка определить принципы «цитирования» в новом – старого, понять, как сложившийся образ влияет на восприятие людьми современной архитектуры.

«Лимеранс» построен с применением самых современных средств, материалов и технологий. В торговом центре, например, естьфункция, отвечающая за то, чтобы температурный режим, воздухообмен, степень освещённости, системы безопасности управлялись с компьютера в диспетчерском пункте. За счет этого достигается высокая степень управляемости зданием. Отделка здания выполнена с применением вентилируемых фасадов Ю-кон, АТС-102i, облицовка – композитным материалом [4], в оформлении помещений используются изысканные флористические композиции. Цветовое решение экстерьера вызывает у людей благоприятные ощущения, особенно в ночное время суток, когда ясный синий цвет неба контрастирует с основным белым покрытием фасада и гармонирует с темным остеклением. Удобно осуществлен подъезд к зданию за счет организации пандусов и комфортабельного подземного паркинга. Есть и наружная автостоянка на оптимальное количество машин, что также отвечает необходимым современным требованиям. В целом, объект производит положительное впечатление, «подкупая» горожан своим оригинальным архитектурным решением. А по мнению риэлтерской компании «Тим», «Лимеранс» входит в состав лучших торговых центров Екатеринбурга [5].

Все это говорит, очевидно, о том, что создатели торгового центра «Лимеранс» стремились учесть потребности людей в комфорте, практичности, качестве и эстетичности. Потребность людей с высоким уровнем дохода в новых торговых площадях повлияла на появление объекта с функцией торгового центра. У состоятельной части современного екатеринбургского общества есть финансовые возможности для осуществления покупок уникальных брэндов одежды и обуви, и именно для этой части общества был создан торговый центр премиум-класса. Необходимость сооружения центра притяжения платежеспособных граждан города повлекла за собой размещение объекта в престижном месте: деловом и географическом центре города.

«Лимеранс» располагается на важном участке города, в зоне прохождения основных транспортных потоков, поэтому он автоматически становится объектом пристального внимания прохожих и проезжающих граждан и принимает непосредственное участие в формировании облика города. Несомненно, что «Лимеранс» является яркой доминантой на улице Малышева. Рядом с торговым центром находится памятник архитектуры – комплекс ДОСААФ (Дом обороны) – невысокое, тем не менее, играющее далеко не последнюю роль в контексте градостроительной среды, четырехэтажное здание, выполненное в стиле конструктивизма. Также рядом ведется строительство православного храма-колокольни – «Большой Златоуст». В перспективе улицы Малышева видна часть комплекса «Антей». Все перечисленные здания накладывают отпечаток на восприятие людьми улицы в целом. В связи с тем, что эти здания имеют разную функциональную направленность (памятник архитектуры, церковь, офисное здание, торговый центр), при этом стилистически выполнены разными средствами, не поддерживающими друг друга, и в абсолютно разных масштабах, можно выделить характерный для многих современных построек города недостаток – здание торгового центра не вписывается в окружающую среду.

Можно предположить, что торговый центр «Лимеранс» выполнен в стиле неоконструктивизм и таким образом является новым прочтением стиля. Для доказательства этого в контексте формообразования и стилевого направления конструктивизма, можно рассмотреть следующие выразительные средства объекта, предложенные А.М. Волковым: план, масса, пластические членения, соотношение проемов и массы, соотношение проемов между собой, материал и цвет [1].

Рассматривая архитектурный объем торгового центра "Лимеранс", можно допустить, что в плане «Лимеранса» выделяются простые фигуры: прямоугольник и круг, затем происходит членение на более мелкие фигуры и их варьирование. Это соответствует требованиям построения планов в стиле конструктивизм: использование в плане простых геометрических фигур, смещенных и трансформируемых относительно друг друга.

С точки зрения объемов здания, постройка имеет немного тяжеловесный вид за счет использования крупных выступающих либо заглубленных лаконичных объемов. Некоторые достаточно массивные части отрываются от земли путем постановки их на колонны.

Пластические членения включают в себя: ритмическое нарастание формы, прослеживающееся по бокам главного фасада; ленточное остекление, проходящее на уровне третьего этажа постройки; выступающие перед плоскостью фасада балконы специфической угловатой формы (рис. 3).

В здании торгового центра «Лимеранс» соотношение массы и проемов приблизительно равное, лишь на первом уровне и в боковом полукруглом пространстве ограждающие конструкции выполнены практически полностью из стекла.

В соотношении проемов между собой наблюдается преобладание крупных проемов, основу составляют большие остекленные поверхности (рис. 3). Дворовой фасад прорезается мелкими прямоугольными проемами разных размеров.

Бесспорно, что истинной чертой конструктивизма является обильное использование остекленных поверхностей ограждающих конструкций. В торговом центре «Лимеранс» эта черта прослеживается.

Цветовое решение также отвечает сложившимся традициям конструктивизма – это светлые, сдержанные, «чистые» поверхности.

«Лимеранс» стал новой «социальной доминантой» города, предназначенной для людей с высоким уровнем доходов. Четко выявлено функциональное назначение здания (бросается в глаза, что это именно общественное здание); показано социальное содержание (за счет высокого качества исполнения объекта, использования дорогостоящих материалов и архитектурного решения в целом). Это также «выдает» присутствие элементов стиля конструктивизм в постройке, поскольку основными принципами этого стиля считаются выделение во внешнем облике здания его функционального назначения и социального содержания [6].

Для большего подтверждения того, что «Лимеранс» продолжает архитектурные традиции прошлого, можно провести параллель между торговым центром и «эталоном» стиля конструктивизм, представленным уникальным зданием Москвы: Клуб (Дом культуры) имени Зуева, архитектор Илья Голосов (1927-1929 гг.) (рис. 1).

Композиция здания клуба имени Зуева представлена доминирующим стеклянным цилиндром. В этот цилиндр «врезан» протяженный через весь фасад прямоугольный в плане объем, что придает облику здания подчеркнутую динамичность.

И действительно, при сопоставлении этих зданий с точки зрения формообразования, так и напрашивается вывод об их «похожести». Выделяются следующие схожие элементы: угловой стеклянный цилиндр, доминирующий в композиции здания; использование крупных объемных элементов; ритм горизонталей и вертикалей, «протягивающихся» по всему фасаду. Также выделяются: нарастающий к цилиндру, одновременно и к месту пересечения дорог, объем, позволяющий еще больше выявить доминантность угла здания; врезающийся в цилиндр объем, при этом проходящий по всей линии главного фасада; боковой параллелепипедный объем, примерно равный по высоте цилиндру; остекление (рис. 1).

Безусловно, «Лимеранс» уступает клубу имени Зуева в «чистоте» стиля, в идейном содержании, в смысловом наполнении, поскольку архитектор торгового центра, очевидно, преследовал несколько иные цели при проектировании своего объекта, нежели Илья Голосов. Сейчас архитекторы не борются за идею так, как это делали архитекторы 20-30-х гг. Тогда, в начале ХХ века, формулировался новый метод, новый «язык» архитектуры, носящий название «формальный метод». Тогда была важна сама идея, к тому же архитектор был привязан к серийному производству зданий, так как происходила стандартизация, типизация архитектуры. В наше время, когда проектировщики вольны в выборе средств, когда проекты существуют не только на бумаге (как это было при конструктивизме – «бумажная архитектура»), архитекторы зачастую поднимают менее общезначимые вопросы и используют чисто внешние, «формальные» проявления стиля. И, если судить с позиции именно внешних условных стилевых проявлений конструктивизма, сходства между «Лимерансом» и клубом имени Зуева все же есть, и это говорит о преемственности современными архитекторами традиций прошлого в области архитектуры, но только лишь со стороны формального использования проявлений стиля.

Торгово-офисный центр "Лимеранс" находится в окружении таких представителей конструктивизма, как комплекс ДОСААФ, Дом контор, Административное здание на улице Воеводина, 6. Между этими зданиями и проведено сравнение заимствованных элементов.

Главными заимствуемыми элементами у здания ДОСААФ являются: элементы остекления, форма проемов, их соразмерность; выступающий цилиндрический объем; выделяющийся полуциркульный объем, проходящий вдоль фасада; выделение уровня этажа здания путем выдвигания его вперед; общая лаконичность форм (рис. 2).

Между Домом контор и «Лимеранс» выявились такие схожие элементы, как: доминирование полуцилиндрического объема; нарастание объема к пересечению дорог; ленточное остекление; равное соотношение массы и проемов; параллелепипедные вставки и заглубления (рис. 2).

Административное здание на улице Воеводина, 6 – самый близкий «сосед» торгового центра, они стоят буквально плечом к плечу друг друга. Поэтому здесь изначально было особенно важно со стороны проектировщиков соблюсти «тактичное» заимствование элементов, дабы аккуратно вписать «Лимеранс» в застройку улицы. Что и было предпринято, но не доведено «до ума». Видно сочетание на стыке двух зданий высоких параллелепипедных объемов. Хотя бросается в глаза несостыковка оконных проемов по высоте, что является «минусом» торговому центру. Но при этом, что важно, соблюдены общие пропорции окон. Таким образом, боковой фасад «Лимеранс» достаточно органично, но не полностью вписался в застройку (рис. 2).

Из проведенного сравнения зданий комплекса ДОСААФ, Дома контор и Административного здания на улице Воеводина, 6 со зданием торгового центра «Лимеранс» следует, что архитекторов «Лимеранс» заботило то, как их объект будет сочетаться со средой. Однако идеального сочетания со сложившейся ситуацией добиться не удалось, потому что, прежде всего не соблюдена масштабность; ко всему прочему, в некоторых деталях зданий можно было бы точнее проводить заимствование: ниже опустить уровень этажа, соблюсти пропорции.

Сооружение выполнено в достаточно укрупненном масштабе. Масштабность торгового центра не выявляет для зрителя действительный размер здания. Быть может, авторы проекта стремились придать своему произведению большую значимость, однако, добились лишь эффекта подавления человека и несоразмерности элементов здания с элементами окружения. Это наблюдается в размерах колонн, усиленных в высоте по отношению к росту человека; в заданных членениях окон, пропорции которых также увеличены, что особенно заметно на боковом фасаде постройки, примыкающем к пятиэтажному зданию на улице Воеводина; в размере нерасчлененной на главном фасаде стены в целом.

Кроме этого, было выявлено несоответствие «цитируемых» элементов окружающей среде в целом, но это, скорее всего, следствие использования укрупненного масштаба. В то же время, «Лимеранс» всё-таки имеет связь с окружением именно благодаря использованию «цитат» из среды, что, несомненно, является положительным моментом в сложившемся городском пространстве.

Таким образом, предположение, что торговый центр «Лимеранс» выполнен в стиле неоконструктивизм, оказалось верно. Выявлена преемственность современными архитекторами традиций прошлого. Однако из-за несоразмерности некоторых элементов и укрупненного масштаба, стиль выдержан не в полной мере.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что торговый центр «Лимеранс» стал новым ярким акцентом в городской среде, пусть и не идеальным в некоторых аспектах, кричащим, но заявляющим о себе уверенно как о произведении архитектуры высокого класса. Считать ли его достойным представителем архитектуры высокого класса? Да, если учитывать качество исполнения объекта. Нет, если рассматривать объект в контексте окружающей среды. За счет укрупненного масштаба и стилевой преемственности, «Лимеранс» – не более чем «большой брат» в окружении маленьких братьев – объектов конструктивизма: комплекса ДОСААФ, Дома контор, Административного здания на улице Воеводина, 6.

Библиография

1. Волков А. Неоконструктивизм [Электронный ресурс] / А. Волков // Архитектурный альманах Корпус. – Режим доступа: http://cih.ru/k2/neocon1.html  (Дата обращения 05.05.2010)

2. Иконников А. В. Основы архитектурной композиции / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. – М.: Искусство, 1971. – 228 с.

3. Иконников А. В. Архитектура Советской России / А. В. Иконников, А. М. Журавлев. – М.: Стройиздат, 1987. – 447 с.

4. Вентилируемые фасады [Электронный ресурс] // Новый Фасад. Фасадные технологии. – Режим доступа: http://www.nfas.ru/nf/projects/ventilated  (Дата обращения 05.05.2010)

5. Лучшие торговые центры Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Риэлтерская компания "ТИМ". – Режим доступа: http://www.rk-tim.ru/partners/tc  (Дата обращения 05.05.2010)

6. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм – концепция формообразования / С. О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 2003. – 580 с.

Ссылка для цитирования статьи

Мифтакова Е.А. АРХИТЕКТУРА "БОЛЬШОГО БРАТА". Взаимодействие нового архитектурного объекта с исторической средой города на примере ТЦ "Лимеранс" в Екатеринбурге [Электронный ресурс] /Е.А. Мифтакова //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/19 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2010
Просмотров: 93