№1(61)
Март 2018
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 Июнь 2010

Урбанистика


 Устелемова Мария Сергеевна

студент УрФУ

 Ленский Сергей Валентинович

кандидат математических наук, доцент кафедры архитектуры.
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЕАНИМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ БОЛЬНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МЕГАПОЛИСЕ


УДК: 711.7
ББК: 85.118.205
Идентификационный номер Информрегистра: 0421000020\0033


В статье приведены требования, которые необходимо учитывать при размещении реанимационных учреждений, рассматривается ситуация, сложившаяся на дорогах, и данные, отражающие положение наиболее загруженных больниц на сегодняшний день.

Ключевые слова: транспортная логистика, медицинские комплексы


В настоящий момент широкое развитие получает логистика – наука о грамотном распределении потоков и ресурсов. Логистический подход заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления товародвижением и относящимся к нему потоком информации.[6] Необходимо это учитывать при расположении больниц, доступ к которым должен быть наикратчайшим и самым быстрым. Под реанимационным учреждениями мы понимаем медицинский объект, имеющий значительные реанимационные мощности, потому что именно реанимация тянет за собой остальные отделения. Скорая медицинская помощь (СМП) является особым элементом, не требуя больших затрат, её реорганизация приводит к значительным сокращениям расходов.

Объект исследования статьи – размещение реанимационных учреждений в мегаполисе, за пример взят г. Екатеринбург. Цель данной статьи – изучить и собрать в целое интегральную картину происходящего с точки зрения транспортной логистики Большое значение в плане оптимизации имеет построение измерительных оценочных шкал.

Логистическая система обладает качествами, которыми не обладает ни один элемент в отдельности. С точки зрения логистики, перевозимые пациенты могут быть рассмотрены как входной поток, то есть внешний материальный поток, поступающий в данную систему из внешней среды. В рассматриваемом случае задача транспортной логистики – решить проблему транспортировки человека в крайне тяжелом состоянии в рамках ограниченного времени. Следовательно, нужно разместить ресурсы реанимации так, чтобы обеспечить своевременной помощью все население. Расположение реанимационных отделений в пространстве больницы, основанное на законах муниципальной логистики, также ускоряет процесс транспортировки пациента.

Транспортные услуги имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при применении логистических принципов, а именно:

  • услуга существует только в процессе ее производства, а значит, не может накапливаться;
  • качество услуги определяется качеством процесса оказания услуги;
  • существует неравномерность спроса на услуги, как временная, так и пространственная [4, 16].

В свое время один из основоположников- идеологов скорой помощи А.С. Пучков говорил: « Скорая – это кадры, транспорт и связь» . Проблемой для бригады часто становится то, что водители не пропускают карету скорой помощи, несмотря на включенные сигналы. Сейчас штраф за непредоставление преимущества в движении транспортному средству со специальными цветографическими схемами и с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом составляет от 300 до 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.

По мнению, сформировавшемуся в мэрии г. Екатеринбурга, эта проблема не может быть решена тем же путем, что и в других странах, то есть созданием отдельной полосы для общественного транспорта или скорой, в силу российского менталитета. А значит, единственный путь решения сложившейся проблемы – расположение многопрофильных стационаров в соответствии с законами транспортной логистики.

По словам водителей скорой помощи, доступ к больным часто невозможен из-за перегороженных въездов, несанкционированных стоянок и шлагбаумов. Следовательно, врачи вынуждены нести носилки сами, что увеличивает время их прибытия. Такую же ситуацию можно наблюдать и возле больниц, где часто не предусмотрены парковки для медицинского персонала.

Анализируя ситуацию в целом, можно составить список требований к площадкам для данных объектов. Приоритеты выделены в соответствии с весовыми коэффициентами (К):

1. K1= 1,0. Удобство расположения. Быстрый доступ из любого места. Немаловажным фактором будет являться наличие альтернативных путей подъезда и их загруженность.

ust1.jpg

Рис. 1. Схема расположения больничных комплексов в г. Екатеринбурге
1) Областная больница № 1 и  городская больница №40;
2) Окружной Военный Госпиталь № 354 и Областной кардиологический центр;
3) Городская больница № 24;
4) Городская больница № 36;
5) Детская Городская больница № 9.

В настоящее время, когда квалификация врачей, укомплектованность бригад СМП и техника достигли высокого уровня, транспортная доступность стала основной проблемой. Отличительной чертой города Екатеринбурга является его компактность (рис.1), но проблема пробок возникает постоянно. По данным Министерства экономики и труда Свердловской области, средняя скорость движения в городе – 7 километров в час. На сегодня среднее время прибытия скорой помощи к пациенту – 23 минуты.

2. K2 = 0,6. Достаточная площадь для расположения всех объектов. На территории должны размещаться несколько корпусов больницы, зоны отдыха, удобная парковка.

3. K3 = 0,5. Требование к экологии, чтобы пациенты не подвергались вредному воздействию со стороны окружающей среды.

4. K4 = 0,4. Развитая инфраструктура. Налаженная система общественного транспорта, различные коммуникации.

5. K5 = 0,3. Подходящие условия для строительства.

6. K6 = 0,2. Требование к сейсмике. Больница не должна находиться в опасной зоне. Не все пациенты могут сами перемещаться и выбежать из здания в случае опасности.

7. K7 = 0,1. Положительная история места.

8. K8 = 0,1. Отсутствие вокруг площадок для другого возможного строительства, например, парков, парковок, муниципальных пустующих площадок, зданий под снос, пустырей, чтобы в будущем соседом учреждения не оказалось экологически-грязное предприятие.

Была разработана шкала, по которой оценены существующие функционирующие площадки города Екатеринбурга (территориальное расположение отмечено на рис. 1. В соответствии с выделенными требованиями, основными факторами оценки будут транспортная доступность, площадь, экологичность места, условия строительства и инженерные сети. Каждый из критериев может быть оценен максимум в 5 баллов.

К примеру:

1. 40 Городская больница – Первая Областная больница

Фактор K Оценка K*Оценку Комментарии
Транспортная доступность 1,0 4 4 + Альтернативные пути подъезда со
свободных в часы пик улиц.
+ Лесопарковая зона
- Удаленность от центра
Площадь 0,6 4 2,4 +Возможность для расширения.
Экология 0,5 3 1,5 +Удаленность от заводов
Условия строительства 0,3 3 0,9 + Походящие для строительства
больницы
Инж. сети  0,4 3 1,2  
 Σ     10  

 

2. 354 Окружной Военный госпиталь – Областной кардиологический центр

Фактор K Оценка K*Оценку Комментарии
Транспортная доступность 1,0 4 4 + Несколько путей подъезда
загруженные в часы пик
-Удаленность от центра 
Площадь 0,6 4 2,4 +Возможность для расширения.
Экология 0,5 0,5 - Крупнейшие артерии города окружают площадку
Условия строительства 0,3 3 0,9  
Инж. сети  0,4 2 0,8 Зачастую аварии
 Σ     7,4  

 3. 24 Городская больница

Фактор K Оценка K*Оценку Комментарии
Транспортная доступность 1,0 1 1 +Свободный путь подъезда
-Один путь подъезда
-Удаленность от центра  
Площадь 0,6 0 0 - Нет возможности для расширения
Экология 0,5 3 1,5 - Крупнейшие артерии города окружают площадку.
Условия строительства 0,3 3 0,9  
Инж. сети 0,4 2 0,8 Зачастую аварии
 Σ     4,2  

4. 36 Городская больница 

Фактор K Оценка K*Оценку Комментарии
Транспортная доступность 1,0 1 1 + Несколько путей подъезда,
 свободные в часы пик
-Удаленность от центра
Площадь 0,6 0 0 - Нет возможности для расширения
Экология 0,5 4 2,0 + Удалена от загрязнений
Условия строительства 0,3 2 0,6  
Инж. сети 0,4 1 0,4 Зачастую аварии
 Σ     4,0  

5. 9 Детская городская больница

Фактор K Оценка K*Оценку Комментарии
Транспортная доступность 1,0 0 0 -Один путь подъезда.
-Удаленность от центра.
Площадь 0,6 3 1,8 +Возможность для расширения.
Экология 0,5 3 1,5 + Удалена от загрязнений
Условия строительства 0,3 1 0,3  
Инж. сети 0,4 1 0,4  
 Σ     4,0  

Суммируя данные таблиц, можно отметить, что сейчас даже при наличии нескольких путей подъезда, близости к центру площадка не может быть легко доступна из-за пробок. Экологическая безопасность выше в местах удаленных от центра, но время, необходимое на путь, недопустимо велико.

Подведем итог. Исторически сложившиеся логистические центры могут быть грамотно расположены, что позволит значительно сократить время перевозки больного: к примеру, Городская больница № 40 – Первая Областная Больница и Кардиологический центр – 354 Окружной Военный Госпиталь. К категории неудачно расположенных следует отнести Детскую городскую больницу № 9. При возведении больничных реанимационных комплексов в первую очередь нужно учитывать их местоположение в рамках города. Размещать их так, чтобы они образовывали единую логистическую систему, которая позволит: скоординировать движение, наладить связь, упростить территориальное управление. Переходя от системы больниц к системе пожарных частей, отделений милиции, школ и т.д., мы сможем прийти к единой логистической системе всего города, то есть к созданию «умного города», в котором датчиками будут являться пробки, загрязненность, низкая рождаемость, преступность, криминогенность и т п.


Библиография

  1. Беспалов Р. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки /Р. Беспалов. – М.: Вершина, 2008. – 384с.
  2.  Бульба А.В. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / А.В. Бульба, В.А. Демин, Л.Б. Миротин Л.Б. – Нижний Новгород: Феникс, 2009. – 416 с.
  3. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров / Курганов В.М. – М.: Книжный мир, 2009. – 512 с
  4. Миротин Л.Б. Логистика: общественный пассажирский транспорт /Л.Б. Миротин. – М.: Экзамен, 2003. – 224 с.
  5. Миротин Л.Б. Транспортная логистика / Л.Б.Миротин. – М.: Экзамен, 2002 . – 512 с.
  6. Логистика / под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА_М, 2005. – 368 с.
  7. Степанов В.И. Логистика /В.И.Степанов. – М.: Проспект, 2009. – 488 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017