№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Шарова Екатерина Валерьевна

магистрантУралГАХА Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Ю.С. Янковская Уральская государственная архитектурно-художественная академия г. Екатеринбург, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ


УДК: 72.01

В данной статье исследуется структура и характерные особенности формирования архитектурных объектов во взаимодействии с водными пространствами, проводится комплексный анализ факторов, влияющих на принципы объемно-планировочных и композиционно-пространственных решений данного типа архитектурных объектов.

Ключевые слова: архитектурные объекты, благоустройство, водное пространство, набережная, панорама


«Человеческая эволюция обусловлена адаптируемостью и определенными свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиска условий, наиболее соответствующих его внутренним потребностям. Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выражающиеся в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Ему приходится стремиться к переживанию единства и общности во всех сферах бытия, чтобы найти новое равновесие. Поэтому всякая удовлетворительная система ориентации подразумевает, что во всех сферах человеческих усилий действия слагаются не только из интеллектуальных элементов, но и из элементов чувств и ощущений» (Эрих Фром). Законы гармонии живой природы могут помочь вскрыть и законы гармонического равновесия между архитектурными комплексами, обогащающимися различием построения форм – полиморфизмом, в возникновении которого большую роль сыграла новая техника. Именно живая природа обладает «умением» приводить к единоoбразию самые разнохарактерные формы. Появление объектов вблизи водоемов способно преодолеть однообразие, придать живописность, красочность, жизнерадостность архитектурной среде, наполнить ее гармонией форм живой природы.

Строительство архитектурных объектов во взаимодействии с водой становится все более актуальным и интересным, нужны новые идеи и пути развития такой архитектуры как отдельного направления. Исходя из этого, можно выделить следующие формы взаимодействия архитектуры и воды:

  • объект в непосредственной близости от воды – у воды (рис.1);

shar1.jpg

Рис.1. Застройка в Норвегии

  • нависание объектов над водой, касание объекта воды;
  • перекидывание через водное пространство (рис.2);

shar2.jpg

Рис.2. Мост трех стран

  • объект под водой;
  • на воде (рис.3, 3а);

shar31.jpg shar32.jpg

Рис.3. Отель-парус, Города-лилии

  • вода в структуре архитектурного объекта (рис. 4);

shar4.jpg\

Рис.4. Бассейн в Чили

  • плавное перетекание одной структуры в другую (рис.5);

shar5.jpg
Рис.5. Дом-орхидея

  • контрастное решение – противопоставление.

Проблема заключается в том, что отсутствует системный, комплексный подход к строительству архитектурных объектов во взаимодействии с водой, способствующий реализации принципов экологической устойчивости, поддержанию баланса природных и антропогенных компонентов городского ландшафта, реализации рекреационных потребностей городского населения, решению эстетических задач. Нет достаточно ясных принципов композиционных решений и связи между объектом и водным пространством.

 

shar6.jpg
Рис.6. Храм Покрова на Нерли

При размещении застройки необходимо, прежде всего, предусмотреть и максимально сохранить все положительные природные качества территории. При формировании объемно-пространственных композиций на береговых территориях следует учитывать возможности наилучшей видимости проектируемого объекта в целом, а также видовые точки, наиболее выгодные для осмотра архитектурно-ландшафтной композиции. Величина акваторий – важный фактор при определении масштабного соотношения береговой системы построения и композиционной взаимосвязи застройки с водой и рельефом. В зонах активного воздействия обширных водных поверхностей все архитектурные объекты необходимо ориентировать на водоемы, усиливая значение и подчеркивая пространственную роль этой главной ландшафтной доминанты. Очень важно не потерять эти выгодные композиционно-ландшафтные качества территории в архитектурно-планировочном решении застройки. Развитию пространственного влияния водоема в глубину территории способствуют, кроме непосредственных визуальных раскрытий, коридоры зрительной взаимосвязи. Они обеспечивают раскрытие видов на водоемы, способствуют художественной выразительности, индивидуальности внешнего облика жилых районов, общественных центров [4].Но водоемы — это не только эффектный природный элемент в архитектуре города. Они являются серьезными препятствиями в реализации тех или иных замыслов по его строительству и развитию. К примеру, проблемы, связанные с обводненными грунтами. Архитекторам и строителям это значительно усложняет задачу.Водное благоустройство городов включает широкий арсенал приемов и средств. Можно выделить декоративно-художественные, композиционно-пространственные, экологические и климаторегулирующие свойства воды, используемые в архитектуре и градостроительстве. Имеющиеся в городах водоемы влияют на композиции будущих застроек. Раскрытие архитектурных объектов на водные пространства является средством повышения архитектурно- художественной выразительности облика городов. Вдоль акваторий образуются разнообразные перспективы и панорамы с видами на застройку и на воду. Сильное композиционное средство — эффект отражения в воде: застройка в таком случае композиционно объединяется с природным окружением. Его часто использовали строители храмов на Руси (рис.6).

Водоем становится центром притяжения всей архитектурно-планировочной организации дома, а обеспечение видовых панорам и отдельных эффектных «кадровых» видов — основной композиционной задачей.

Наиболее частой формой взаимодействия архитектуры с водным пространством, используемой архитекторами, является «объект у воды». Поэтому рассмотрим его основные пути развития, принципы и приемы.

Преимущество домов у воды очевидно: вода всегда успокаивает, снимает напряжение и усталость. В случае постройки дома у водоема соединение жилого пространства с окружающей природой происходит более органично. Вода благоприятно воздействует на психику человека, на его мировосприятие. Дома у воды зачастую могут по¬хвастаться просторными террасами, большими окнами, «смотрящими» на воду, рядом находятся пляж и пристань. На сегодняшний день дома у воды чаще строятся для постоянного проживания, нежели для временного отдыха (рис.7). Сомневаться в том, что в будущем формат жилища у воды будет пользоваться все большей популярностью, не приходится.

shar7.jpg

Рис.7. Дом у воды, Новгородская область

Принципиальное отличие дома у воды от обычного традиционного дома в том, что последний в большинстве случаев замкнут в себе, его центр, смысловой и пространственный, находится внутри него. В случае же дома у воды центр лежит за пределами здания, и дом становится открытым окружению. В этом, возможно, и кроется основной принцип единения с природой – то, может быть, самое важное, что дает современному человеку дом у воды. Когда дом отходит на второй план, он становится, по сути, благоустроенной видовой площадкой. И таким образом к общей функционально-пространственной программе индивидуального жилого дома добавляется еще одна важная составляющая, которую можно назвать визуально-экологической.

В мировой архитектурной практике накопился уже целый ряд приемов организации пространственной и композиционной структуры, характерных для дома у воды. Самый эффектный и наиболее используемый в современной архитектуре прием — максимальная развернутость помещений дома в сторону водного пейзажа. При этом, естественно, в первую очередь в сторону водоема выносятся помещения общей зоны и спальни; однако, в идеале практически все комнаты, включая ванные, могут иметь вид на воду. Лишь подсобные помещения вроде кладовых, гаража или топочной уходят к задней стене дома. И вот здесь возникает характерный для дома у воды парадокс: его «задний» фасад (т.е. тот, который расположен дальше всего от воды) чаще всего является главным фасадом дома по улице. Дом стоит «спиной» к улице, и зачастую этот фасад нейтрален и невыразителен. Или вовсе выглядит как неприступная стена с окошками-бойницами. Это идет вразрез с традиционной схемой, когда главный фасад является лицом дома, его парадной, представительной частью, однако, служит некоторой психологической защитой жильцам, закрывая хотя бы с одной стороны их «открытую» жизнь от чужих взглядов.

Есть еще одна планировочная особенность у дома на воде. Чтобы максимально развернуться навстречу пейзажу, дом часто в плане развивается в ширину, вдоль основного вида, а в глубину, наоборот, сужается, иногда до размеров одного помещения и проходящей вдоль задней стены коммуникационной зоны (включающей коридор или лестницу). Кроме того, помещения общей зоны максимально объединяются, что также призвано обеспечить панорамный обзор. Панорамное остекление, отсутствие наружных несущих стен и каркас в качестве несущего остова здания, многосветные пространства общей зоны — все эти приемы также служат одной цели: сделать максимально обозримым вид, растворить границу между природой и интерьером дома.

На этой границе часто возникает своеобразная «переходная зона» — при устройстве разнообразных открытых и крытых террас, широких свесов крыш, пергол, внутренних полуоткрытых двориков, зимних садов. Эта зона (в которой чаще всего организуются площадки для отдыха, летние столовые) также призвана создать ощущение плавного перехода из внутреннего пространства дома к природному окружению.

Иногда значительный визуальный эффект достигается не сплошным панорамным, а «кадрированным» остеклением, когда архитектор специально просчитывает будущие видовые картины, строя на этом и интерьер, и внешний вид дома. Этот прием также эффективен в окружении относительно плотной застройки, когда нужно «поймать» такой вид водоема, в который не попали бы, например, соседский гараж или забор. Устройство дополнительных видовых площадок на верхнем уровне — балконов, лоджий, террас — тоже обеспечивает богатство панорамных видов и очень часто используется.

Если попытаться определить, когда сформировался тот набор архитектурно-пространственных характеристик, который определяет сегодня внутреннюю структуру индивидуального жилого дома у воды, и каковы были социальные предпосылки возникновения его как типа, выяснится, что «современному» дому у воды уже около семидесяти лет. А первым и одним из самых ярких его примеров следует признать «Дом над водопадом» (рис. 8), построенный в 1935–1939 годах Ф.Л. Райтом. Обладавший к тому времени значительным опытом в строительстве частных домов и резиденций, 68-летний архитектор очень тонко чувствовал и смог гениально точно выразить потребности эпохи, ровесником которой он был.

shar8.jpg

Рис.8. Дом над водопадом

Дом, построенный Райтом, стал наглядным и точным воплощением этих принципов: максимальная близость к воде (даже не рядом — над водопадом), максимальное раскрытие видовых перспектив (почти полное отсутствие несущих стен, панорамное остекление большинства помещений дома), изолированность от посторонних взглядов (глухой и неприметный фасад со стороны въезда), переходные пространства на границе дома и природы (террасы и перголы), технологическая инновационность (использование преднапряженного железобетона в конструкции консольных террас) [1].

shar9.jpg
Рис.9. Театр Альдо Росси, Венеция

Проектирование сооружений на воде — особый вид зодчества. Он выходит за пределы традиционной градостроительной практики, предполагающей заботу о благоустройстве земной тверди. Именно в рамках этого особого направления архитекторы могут решиться на смелые эксперименты и более радикальные художественные высказывания. Как правило, строения на воде — это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры. Среди реализованных проектов плавучих сооружений немало подлинных шедевров мирового значения, например, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции (рис. 9).

Однако в нашей стране этому уникальному виду архитектурной практики до сих пор не уделялось должного внимания. Главная задача — поиск оригинальных идей по взаимодействию архитектуры и водных пространств. Архитектурные решения должны содержать как концептуальные идеи, так и инновационные планировочные решения по созданию комфортной и предельно функциональной водной инфраструктуры.

Таким образом, решится и вопрос возвращения человека к воде как среде активной жизнедеятельности. Количество преобразований береговых пространств определяет перспективу архитектурно-планировочного формирования линейного многофункционального центра города вдоль акваторий и создания системы взаимосвязей между городской застройкой и водой.

Любой водоем — это эффектное экспозиционное пространство, обеспечивающее едва ли не наилучшие условия восприятия. Не зря визитной карточкой многих городов становились их панорамные виды с воды (рис.10). Поэтому дом, возводимый на берегу водоема, становится значимой частью ландшафта, и то как изменится этот ландшафт: приобретет он или потеряет — за это несет ответственность архитектор.

shar10.jpg

Рис.10. Женевское озеро, Швейцария


Библиография

  1. Агулина О. Жизнь на берегу / О. Агулина // Современный дом. – 2004. – № 4(57).
  2. Габрусь Т. Граница земли и воды в историко-социальном контексте [Электронный ресурс] / Т. Габрусь // Архитектура и строительство. – 2009. – №6 (205) – Режим доступа: http://www.ais.by/node/2692
  3. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма / В.И. Иовлев. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. – 304 с.: ил.
  4. Николаевская З.А. Водоемы в ландшафте города / З.А. Николаевская. – М.: Стройиздат, 1975. – 199 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017