№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Линьфей Хань

Пекинский ЦзяоТун Университет г. Пекин, Китай

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ В КИТАЕ


До XVIII века китайская культура являлась важной частью культуры мира. Она долго влияла на культуру других стран. А сегодня? Архитекторы Запада пытаются занять господствующие позиции на строительном рынке страны, в результате чего утрачивается национальный характер китайской архитектуры.

Ключевые слова: архитектурная практика, архитектурная критика, современная архитектура Китая


Современные здания, которые по существу несовременные.

С точки зрения сегодняшних тенденции мировой архитектуры, большинство зданий в крупных городах Китая являются несовременными. Тогда как во всём мире возобладало движение "новое мышление", в архитектуре нашей страны ничего не изменилось. Не понимая сущность классического стиля, наши архитекторы механически подражали внешней форме зданий классического стиля на Западе. Сегодня китайцы забывают эту историю, они неправомерно оценивают ценность зданий и даже гордятся ими.

hl1.jpg

Рис.1. Бунд Шанхая.

Правительственные здания, которые по сущности неправительственные.

Раньше, до демократической революции, правительственные здания всегда располагались по центральной оси города. Обычно их архитектурные образы – самые авторитетные. А теперь внешная форма правительственных зданий многих стран становится более открытой и простой. В новых правительственных зданиях Запада жестких симметричных форм очень мало. Однако в Китае большинство правительственных зданий по-прежнему строится по центральной оси Народной площади в строгой симметричной форме – это очень важно, для создания закрытой атмосферы. Но сегодня симметричная форма более не является основным образом правительственных зданий. Такие здания должны быть открыты и близки к народу. Так что можно сказать: архитектурный принцип, который соблюдают в процессе проектирования китайские архитекторы, давно устарел.

hl2.jpg hl3.jpg

Рис.2. Правительственные здания в разных городах Китая

Продолжение ошибок.

Так называемый стиль"большая крыша", рожденный национализмом, является типичным архитектурным образом в середине прошлого века. После образования КНР в 1949 году, появляются «важные» здания с несоизмеримо большой крышей, в данный момент этот "красивый" пейзаж представлял собой символичный ландшафт крупных городов Китая. В самом деле, стиль"функционализм" в период становления США соответствует нашим зданиям периода революционного Китая. К большому сожалению, в социалистических странах новый стиль"интернационализм" бросили. В связи с тем, что архитектура нашей страны не совпала с мировым развитием промышленности, архитектура Китая зашла в тупик. Даже известный китайский теоретик Лян Сычэн поддержал традиционный стиль "большая крыша", что отрицательно влияло на наших молодых архитекторов. Дух в зданиях Китая и Восточной Азии является их самой ценной составной частью. В процессе проектирования первое место обычно занимают проблемы соотношения между зданием и зданием, зданием и природой, зданием и человечеством. Таким образом, китайская современная архитектура должна забыть старый стиль "большая крыша" и обдумать внутреннее значение духа во внешнем пространстве зданий.

hl4.jpg hl5.jpg hl6.jpg
Рис.4.
Пекинская библиотека
Рис.5.
Шанхайская библиотека
Рис.6.
СеХэ Медицинский Институт

 

Архитектурная политика на основании визуальных эффектов

Всем известно, Китай имеет давнюю историю и древнюю культуру. Как одна из четырёх стран древних цивилизаций, он не должен стремиться делать здания очень высокими, масштабными и великолепными. Ведь самое главное – это внутренний дух, а не внешная форма. Однако сегодня подавляющее большинство городов нашей страны страшно конкурирует друг с другом: каждый хочет, чтобы в его городе было построено самое высокое, самое большое и длинное здание. Архитектурная идея на основе размеров зданий представляется особо опасной и глупой. Она не ведет к улучшению уровня человеческой жизни.

hl7.jpg

Рис.7. Самые высокие здания в мире

Туристические исторические здания

По причине войн и других факторов многочисленные памятники в Китае были уничтожены. По мере осуществления политики реформы и открытости Китай привлекает к себе всё больше и больше иностранных туристов. Однако в некоторых туристических местах прибыльных коммерческих зданий больше чем памятников старины, что говорит о непонимании особого значения и культурной ценности исторических зданий. В современное время нам нужны жизнеспособные здания, имеющие гармоничные отношения с историей и содержащие "дух нового времени".

hl8.jpg

"Импортные" здания в Китае.

Несомненно, Китай превосходит другие страны мира по масштабу и количеству зданий. Большая часть важных зданий создаётся знаменитыми архитекторами Запада. В эпоху глобализации это будет избежной новой тенденцией. В некотором смысле их творчество играет движущую роль в развитии архитектуры нашей страны. Однако в Китае по проектам некоторых иностранных архитекторов строится много странных и не гармонирующих с окружающей средой зданий. На наш взгляд, все они – мусор. Это результат безответственности застройщиков и лицемерных руководителей. В связи с тем, что у нас недостаёт правильных оценок архитектуры и тщательного анализа способностей иностранных архитекторов, мы часто слепо хвалим их «великое» творчество. Таким образом, делать правильный выбор и отстаивать свою позицию является исключительно важным звеном в процессе культурной интеграции.

hl9.jpg

Рис.9. Символичное здание ССТV

Историческая ответственность китайских архитекторов

За 30 лет политики реформы и открытости архитектурное образование в Китае добилось больших успехов. Много студентов получают высшее архитектурное образование в вузах, средний возраст руководителей в сфере архитектуры и строительства моложе чем раньше. Кроме того, местное правительство вкладывает огромный капитал в городское строительство. Но в действительности значимых зданий, известных всему миру в Китае мало. Как обычно, опираясь на архитектурное мышление Запада, мы подражаем внешной форме зданий Запада, совсем не понимая их сущности. Китайской архитектуре не обойтись без глубокого анализа и тщательного исследования.

В эпоху экономической глобализации интеграция разных культур и их взаймодействие являются неизбежной тенденцией. С повышением уровня жизни населения, внимание китайцев сосредоточено на возрождении национального духа и культуры. Приходится только сожалеть о, большом разрыве, который существует между архитектурой Китая и других стран. Вот и причина, почему нам необходимо усилить культурные и научно-технические связи с миром. Как страна с давней историей, Китай должен найти своё место на мировой архитектурной арене. Это не только желание нации, это необходимо для дальнейшего для развития нашего общества. Накопление опыта в сотрудничестве и конкуренции с иностранными архитекторами, повышение творческой активности и развитие творческих способностей лежат на плечах китайских архитекторов.


Библиография

  1. Цуй Фудэ "Критика о современной архитектуре Китая" // ХуаЧжун Архитектура. – 2005. – №5
  2. Ши Мэнлян, Вэй Цзюнь, Вань Минь Родной язык современной архитектурной культуры Китая // ХуаЧжун Архитектура. – 2003. – №2.
  3. Ма Госинь Развивать современную архитектурную культуру Китая – ответственность китайских архитекторов //Архитектурный журнал. – 2002.– №1
  4.  Цинь Юго Метод выражения современной архитектуры Китая //Архитектурный журнал. – 2004. – №6.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017