№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Хабибуллина Резеда Хакимовна

студентка Научный руководитель: И.И.Ахтямов Казанский государственный архитектурно-строительный университет г.Казань, Россия

МОДУЛЯТОР. СВЯЗЕВОЙ КАРКАС ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА


УДК: 711.4.01

Современный город, находящийся «на пороге перемен», нуждается в новом концептуальном предложении принципов организации его пространства. Предлагается принцип формирования городской структуры – концепция «Модулятор. Связевой каркас линейного города». Это ключевой элемент линейного города будущего. Механизм работы Модулятора базируется на физическом принципе «модуляции сигнала». Внедрение и развитие предложенной структуры подарит городам будущее!

Ключевые слова: урбанизация, коммуникации, каркас города, активность города


 «Настает момент, когда требуется решительное переосмысление
всей структуры городского плана. Город должен получить новую форму,
найти органическое соответствие своему изменившемуся содержанию…
одним словом, родиться заново».
А.Э. Гутнов, В.Л.Глазычев

Где место человека в современном городе? Где он может найти себя? Выразить? Быть самим собой, свободным, энергичным, настоящим? К сожалению, современные города представляют собой скопление негатива и сосредоточение массы проблем, порождающих лишь стресс у человека, вместо предложения «истинной» городской комфортной жизни, в которую он так стремился.

С профессиональной точки зрения архитектор способен оценить состояние города, проанализировать его и целостно понять причины упадка городов. Среда, в которой находится человек – житель города, формирует его сознание, образ жизни. В свою очередь, человек, как часть социума, формирует социальное пространство, часть психологической обстановки города [1]. Современная структура городов не отвечает потребностям развивающегося общества, не хватает энергичности, направленности, города застыли в своем развитии, не содержательно, а «эмоционально». Город, горожанин на пороге перемен, которые необходимы для жизни, а не «поточного» существования.

Мы, архитекторы, можем предложить системный подход к переустройству города, вывести на «здоровую» линию, полную перспектив на будущее.

Казань – город с большой историей и колоссальным потенциалом «энергии развития». Исторически город сложился по радиально-кольцевой системе планировки, вся активность города сосредоточилась в одной точке – историческом центре. Для потока этой активности необходимо найти направление, вектор. Вектор развития города – это тема «линейного города». Город развивается линейно, у него прекрасные перспективы развития, он «не загнан» в кольца, которые препятствуют его росту. У города есть жесткая линейная структура, логичное построение и многоплановое заполнение. Человек в такой структуре «свободен» для жизни.

История теории архитектуры богата концепциями «линейных городов», в особенности с 20-х по 70-е годы прошлого столетия [2]. Активные разработки данной идеи подтверждают соответствие линейной структуры образу нового «креативного общества» [3]. В Казанском государственном архитектурно-строительном университете коллективом студентов (Вильданова Л.В., Ганина Т.С., Хабибуллина Р.Х.) под руководством Ахтямова И.И. предложена концепция «линейного города» (рис.1).

 hab1.jpg

Рис.1. Связевой каркас в структуре "линейного города" (авторы: Вильданова Л.В., Ганина Т.С., Хабибуллина Р.Х.,  рук. Ахтямов И.И.)

Структура «линейного города» состоит из трех базовых элементов: связевой каркас, био-социальная ткань (социальная инфраструктура в единой ткани с зелеными, рекреационными территориями), плазма (жилые образования с развитой инфраструктурой). Терминология совпадает с концепцией «НЭР» [4], но имеет иную трактовку, трансформировавшуюся под объективным воздействием фактора времени.

 Связевой каркас – это базовый градообразующий элемент, являющийся сосредоточением активной жизни города. Полифункциональная структура, основывающаяся на «связях» города всех уровней. Это административно-деловой центр, это система управления и контроля всем городом.

Принцип работы каркаса можно сравнить с физическим процессом «модуляции сигнала» (рис. 2), по этой причине его название – «Модулятор». Модуляция – процесс изменения одного или нескольких параметров высокочастотного модулируемого колебания по закону информационного низкочастотного сигнала [5].

hab2.jpg

Рис.2. Принципы работы  Модулятора – связевого каркаса линейного города

Информационный низкочастотный сигнал в концепции «Модулятор. Связевой каркас линейного города» – это «энергия города». «Энергия города» – это энергия жителей города, энергия потоков города, пешеходных, транспортных, информационных, это жизнь города.

Модулятор как сердце города питает его, перегоняя и распределяя энергию, как кровь во все части организма. Каркас собирает город в единую целостную структуру. В данной концепции связевой каркас – материальная структура, где потоки города, как колебательные сигналы, ускоряются, усиливаются, выходя на новый уровень. Транспорт уходит на второй план, главным является человек. Пешеходные связи и их инфраструктура являются основополагающими факторами.

В концепцию «Модулятор. Связевой каркас линейного города» заложены следующие основные принципиальные позиции его организации:

Земля – человеку! Земля – природе! Прекращение агрессивного воздействия на верхние слои почвы, рекультивация территорий, «освобождение» Земли от подземных объектов, площадей асфальта и застройки. Дать возможность человеку общаться с природой.

Пешеходу – дорогу! Плоскость Земли предоставляется пешеходу, пешеходным коммуникациям для свободных прогулок и возможности множества вариаций траектории пути.

Общественный транспорт и пешеход! Отказ от личного транспорта. Согласно концепции, в «городе будущего» потребности и ценности общества будут переориентированы, поэтому человек будет только рад пройти 5-10 минут до остановки общественного транспорта по благоустроенным территориям города. Поэтому нет необходимости «доставки до порога», а более активная социальная жизнь будущего города обратит современный негативный фактор общественного транспорта в элемент структуры общения и коммуникабельности человека.

Управление городом – непрерывная сеть. Каркас объединяет городское пространство в единое целое непрерывно связанными объектами административного управления.

Все под контролем. Система наблюдения и безопасности.

Широкие возможности для полноценной жизни в активной части города, в Каркасе.

Больше времени для работы и отдыха креативному человеку!

Описанные принципы отражены в теоретической модели Модулятора (рис.3).

hab3.jpg

Рис.3. Теоорретическая модель организации Модулятора

Принципы теоретической модели предлагается реализовать следующими архитектурно-планировочными приемами:

«Отрыв от земли». Сокращение площади «соприкосновения» поверхности Земли и зданий (поднять первый уровень над землей, освободив место для озеленения), проведение всех видов коммуникаций над землей.

Система пешеходных коммуникаций – это совокупность горизонтальных многоуровневых сетей пешеходных коммуникаций и вертикальные коммуникации, необходимые для связей разных уровней.

Разведение транспортных и пешеходных потоков, формирование многоуровневой системы.

Развитая система общественного транспорта, состоящая из нескольких видов транспорта, для обеспечения максимального проникновения в жилые кластеры и био-социальную ткань города.

В концепции «линейного города» (авторы Вильданова Л.В., Ганина Т.С., Хабибуллина Р.Х., рук. Ахтямов И.И.) приоритет в системе транспорта отдан общественному городскому транспорту, это здоровая альтернатива личному транспорту, породившему множество проблем высокоурбанизированных пространств. Городская система состоит из двух основных видов общественного транспорта: скоростного внутри каркаса города и кольцевого (среднескоростного), охватывающего все территории города (рис.4). Такая система позволяет обеспечить все территории города шаговой доступностью до транспортных узлов общественного транспорта, комфортное передвижении до пункта назначения, а также вариативностью траекторий пути следования, что не позволит обратить ежедневные передвижения в отягощающую рутину. Принцип «полифункциональности» всех территорий города позволит населению, не желающему ежедневных путешествий до работы, найти места приложения труда недалеко от дома.

hab4.jpg

Рис.4. Принципиальная схема организации общественного наземного транспорта в стуктуре "линейного города" (авторы: Вильданова Л.В., Ганина Т.С., Хабибуллина Р.Х.,  рук. Ахтямов И.И.)

Администрация ближе к узлам коммуникаций и нижней границе каркаса.

Система тотального контроля. Интеллектуальные транспортные системы, мониторинг состояния окружающей среды, обеспечение безопасности – большое единое информационное поле городского пространства.

Полифункциональная структура. Каждый фрагмент городской структуры насыщен всеми необходимыми функциями для человека, данный подход расширяет возможности человека и предопределяет массу современных городских проблем. Возможность жить и работать в активной части города – удел прогрессивных энергичных людей. Деловая активность характеризуется привлечением временных специалистов. А также и для развития туризма половина жилья в структуре Связевого каркаса ориентирована на временное пребывание. Проникновение биосоциальной ткани города в структуру Связевого каркаса в виде точечных объектов рекреационной, общественно-социальной зоны.

Повсеместная сеть объектов бытового обслуживания, в том числе и объектов общественного питания высокого уровня.

Данные принципы отражены в архитектурной модели Модулятора (рис.5).

hab5.jpg

Рис.5. Архитектурная модель пространственной организации Модулятора

В реализации, концепция Модулятор представляет собой сложную мегаструктуру с жесткой сеткой пешеходных коммуникаций, с развитой сетью вертикальных коммуникаций. Системой визуальных ориентиров городского масштаба станет система базовых узлов коммуникаций, акцентированных высотными доминантами (рис. 6).

Естественно, что в соответствии с современными тенденциями повсеместной экологизации жизнедеятельности человека предполагается под всеми видами транспорта использовать только экологически безвредные, новейшие технические разработки для нейтрализации негативного воздействия транспорта на человека, обеспечения энергетически автономной жизни города. И безусловно, постепенное изменение сознания человека от «потребительского» к созидающему и разумному.

hab6.jpg

Рис.6. Пространственная структура Модулятора  – связевого каркаса  "линейного города"

Концепция «Модулятор. Связевой каркас линейного города» в рамках дипломного проектирования предлагается для города Казани. Авторским коллективом (Вильданова Л.В., Ганина Т.С., Хабибуллина Р.Х., рук. Ахтямов И.И.) по результатам многофакторного анализа был определен основной вектор развития города Казани. Осью данного вектора стал связевой каркас. Концепция «линейного центра города Казани» предполагает постепенную реализацию, не затрагивая историческую часть города, поэтапное развитие предложено до 2200 года.

Пространство для действий, пространство возможностей для реализации своего потенциала, поиска принципиально новых идей и решений – такое пространство, город будущего, опережает время, соответствует прогрессивному обществу. В период быстрой урбанизации в глобальных масштабах благоприятная среда даст импульс всему человечеству для нового качественного скачка, на пороге которого находимся мы сейчас. Стремительно развивающееся общество не может быть ограничено замкнутой структурой, поэтому линейное строение города – наиболее перспективное предложение для интенсивно растущих городов. Таким может стать и Казань – городом бесконечных перспектив развития. Только таким способом мы можем «подарить» городу Будущее!


Библиография

  1. Зеленов Л.А. Социология города: учебное пособие / Л.А. Зеленов. – М. : Владос, 2000. – 192 с.
  2. Иконников А.В. Архитектура XX века : утопии и реальность: в 2 т. Т. 1. / А. В. Иконников. – М. : Прогресс-Традиция , 2001 – 656 с. : ил.
  3. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. – М. : Классика-XXI, 2006. – 399 с.
  4. Гутнов А. Э. Будущее города / А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава. – М. : Стройиздат, 1977. – 120 с.
  5. Модуляция [Электронный ресурс] : Википедия свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Модуляция.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017