№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Штин Ольга Владимировна

аспирант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Дектерев С. А. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ЖИЛИЩА В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ


УДК: 728.03(470.5)
ББК: 85.113(2)

В статье дан анализ особенностей стиля конструктивизм, его развитие и влияние на облик промышленного города Нижний Тагил

Ключевые слова: памятники жилой архитектуры, конструктивизм, охрана памятников архитектуры


Горнорудная и металлургическая промышленность, получившая развитие на Урале в XVIII веке, дала жизнь поселениям, ставшим впоследствии городами. Такова судьба крупного промышленного центра Нижнего Тагила. Вокруг рудника и металлургического завода селились потомки Ермака, бывшие крестьяне, привезенные Демидовыми, беглые каторжники и кержаки. Окружавшая со всех сторон тайга, суровые климатические условия вынуждали поселенцев строить прочные и удобные жилища. Таковыми стали крепкие деревенские дома из могучих уральских бревен и столь же мощные, обширные крытые дворы, в которых скрытно от чужого глаза создавалось и множилось семейное состояние. Такие жилища лучше всего подходили к определению «мой дом – моя крепость», они позволяли хранить домостроевский уклад жизни и обеспечивали безопасность людей [1].

До 1919 года, когда три поселения, объединившись, получили статус города, Нижний Тагил представлял собой на 90 процентов деревянный жилой фонд и на 82 процента – одноэтажный. Лишь с 1931 года, когда началось одновременно в разных концах города строительство двух больших заводов, возникла насущная потребность в строительстве капитального многоквартирного жилья, который мог бы вместить тысячи приехавших людей.

Старт этому строительству дал XVI съезд ВКП(б), объявивший главной задачей молодой советской республики глобальную индустриализацию. Важнейшей составной частью проекта стало возведение Урало-Кузбасского комбината – системы мощных предприятий металлургии, машиностроения, химии. В него должен был войти крупнейший в мире Уральский вагоностроительный завод, запроектированный на выпуск 54 тысяч грузовых вагонов в год для того, чтобы обогнать Америку. При заводе первоначально планировалось построить самостоятельный город – Дзержинск, полностью освобожденный от традиций прошлого.

Новая власть потребовала от архитектуры иных, чем прежде, подходов. Вместе с проектами заводов создавались генпланы целых городов – социалистических городов будущего. Задача архитекторов облегчалась тем, что поселения победившего пролетариата планировалось строить на незаселенной ранее площадке, в случае с Нижним Тагилом – в глухой тайге. Заводу-гиганту, олицетворяющему индустриальный облик советского государства, должен был соответствовать столь же масштабный город нового типа – город-коммуна, город-мечта, где людей объединяет не только общность труда, но и новая жизнь, новый быт и новые социальные отношения.

Каким представляли его создатели Вагонки? Проект был разработан московским институтом «Горстройпроект», популярное его описание дал в газете «Уралвагонстрой» от 1932 года инженер М. Михайлов:

«В будущем городе будет жить 80 тыс. человек населения. Основой, на которой зиждется вся жизнь города, является принцип социалистической организации труда и быта всего коллектива.

Женщина будет раскрепощена от забот о домашнем хозяйстве и воспитании детей. Организация общественного воспитания и обучения детей, общественного обслуживания бытовых нужд, культурно-политических потребностей населения, социального обеспечения престарелых и инвалидов положена в основу будущего города. Главной предпосылкой для организации всей работы и жизни нового города является максимальное вовлечение трудоспособного населения в разрешение производственных задач. Женский труд в производство будет внедряться в самых широких масштабах…

Первичной единицей соцгорода является жилой дом, группа жилых домов составит комплекс, в системе которого образуются ясли, детсад, столовая, клуб и т.д. Комплекс охватит до 900 чел. Группа комплексов составит жилой квартал. Основным показателем, определяющим квартал, является школа, которая охватит до 960 учащихся. Продовольственное снабжение будет сконцентрировано в кварталах, там же гаражи, прачечные. Группа жилых кварталов объединяется в район. В районе создается большой клуб – центр культурно-просветительской работы. Административные управления – почты, телеграфы, аптеки, бани, диспансеры – будут созданы в каждом районе.

Следующим звеном и последним служит город. В городе будут сосредоточены руководящие жизнью и работой районов централизованные учреждения. Их работа будет основана на четком плане и идти по строгой линии: с одной стороны – связи с заводоуправлением и с другой – районами. Дом Советов, банковские и кредитные учреждения, гостиницы, типография, Дом книги, Дом культуры и отдыха, стадион, группа учебно-воспитательных единиц, коммунально-хозяйственные учреждения (пищекомбинат, гараж, трамвайное депо и т.д.) – все это будет определять лицо социалистического города. Город будет опоясан со всех сторон лесными массивами.

Соцгород будет состоять преимущественно из трехэтажных каменных домов и частично, в центре, из пятиэтажных. Каждый жилой дом обслуживается умывальной с душем, уборной и т.д. К каждому дому подводится водопровод. ТЭЦ вместе с комбинатом будет обслуживать и город» [3].

Но впоследствии, как водится, планы были скорректированы, и из-за отсутствия финансирования размах жилого строительства был весьма скромным. Вместо амбициозных планов строителям пришлось осуществлять временные варианты барачных поселков. Именно по этой банальной причине не был построен отдельный город, а в Нижнем Тагиле появились два района – Дзержинский при УВЗ и Тагилстроевский при НТМК. Однако одновременно с неизбежными бараками воздвигались кварталы современных каменных зданий. Крепкие, толстостенные, они повторяли идеологию первых уральских поселенцев, находивших защиту от суровых природных условий в своих жилищах.

На основе проекта института «Горстройпроект», выполненного в 1932 году, в кварталах между улицей Ильича и проспектом Вагоностроителей удалось возвести 23 капитальных 3-х, 4-х, 5-этажных дома, детские ясли, детский сад и три школы. В силу своих архитектурных особенностей они до сих пор являются украшением города. Эти старые монументальные здания построены в стиле конструктивизма, для которого характерны лаконичность, динамизм и асимметрия. Он зародился в первые годы советской власти, и отличительной особенностью этого влиятельного стилевого направления являлось сочетание традиционных и новаторских форм, опирающихся на прогресс в строительной технике. Это течение не только стало господствующим в СССР, но и оказало воздействие на развитие европейского функционализма. В основе новаторских архитектурных решений лежала мечта о новых формах организации быта, спровоцированная происходящими в стране переменами.

Развивая стиль конструктивизма, новая власть утверждала себя в сознании людей, укрепляя постулат о вечности и нерушимости социалистических ценностей. Монументальные, функциональные, геометрически четкие объемы, динамичные по композиции, простые по конструкции, здания словно олицетворяли эпоху победившего социализма. Большие площади квартир позволяли реализовать и новаторские идеи того времени. Дух коллективизма, царивший на заводах, проникал в быт. В коммунальных квартирах с общими кухнями и санузлами жили по несколько семей. Эти типовые квартиры были рассчитаны на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей, дома были выполнены из недорогих строительных материалов.

Тем не менее, индивидуальность домов, построенных в 20–30-е годы прошлого столетия, ответственный подход строителей к их возведению делает их «штучной» продукцией архитектуры и строительства, в отличие от безликих штамповочных зданий 60–70-х годов. Почти век спустя они по-прежнему служат людям в качестве жилья.

Одним из самых интересных довоенных сооружений является построенный в 1935 году и ставший памятником архитектуры регионального значения Дом инженерно-технических работников (табл.1). Он был построен по приказу С. Орджоникидзе для закрепления инженерных кадров на Уралвагонзаводе и является одним из последних в городе памятников эпохи конструктивизма, искореняемого позже как «чуждого» новой формирующейся сталинской социально-архитектурной идее. Строгий силуэт здания оживляют вынос углового балкона на консолях, невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход, и возвышающиеся над ним две арки с ленточным членением. По проекту 1934 года пилоны должны были венчать две атлетические фигуры рабочих, но авторы декоративной отделки дома скульпторы Донские заменили их двумя большими шарами. К сожалению, это здание не сохранено в первоначальном виде: с пилонов сняты огромные шары, а также нарушена прежняя система вентиляции дома. До сих пор квартиры в этом здании – большие, удобные – считаются самыми престижными и дорогими в районе

Несмотря на политическое давление на архитектуру, что приводило к смене ведущего стиля, конструктивизм сохранил свою привлекательность. Он возвращался в 70-е годы, его элементы эклектически входили в проекты со смешанными стилями. И сегодня архитекторы все чаще обращают на него пристальное внимание, разрабатывая оригинальные проекты жилых и офисных зданий.

Тем важнее задача сохранения зданий, доставшихся нам от прежних поколений. Эта часть культурного наследия позволяет оставить узнаваемым и индивидуальным облик города. Часть старых домов дожила до сегодняшнего дня благодаря тому, что образцы архитектуры начала прошлого века на Урале получили статус памятников различного уровня. И как все памятники, они требуют к себе бережного и ответственного отношения. Долговечность их не беспредельна.На сегодняшний день они потеряли первозданный вид – фасады в неудовлетворительном состоянии, наблюдается отслоение окрасочного слоя; заменены оконные рамы на не соответствующие первоначальному проекту; выполнено остекление балконов.

Для сохранения объекта историко-культурного наследия необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы, чтобы и наши потомки могли любоваться зданиями, несущими на себе отпечаток целой исторической эпохи. Бережное отношение к прошлому, тем более к памятникам архитектуры, принято во всем мире, это одна из нерушимых заповедей цивилизации. Поэтому так важно разъяснять жителям историческую ценность зданий начала XX века, и это одна из обязанностей властей города наряду с поддержанием технического состояния зданий. Как будут счастливы люди зримо увидеть прошлое, сохраненное нами.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ЖИЛИЩА В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ [2]

Таблица 1

 

Фасад, план 1 этажа Месторасположение Характеристика

 sht01.jpg

sht02.jpg

Жуковского, 8, 20. Район Красный Камень. Архитекторы – Н. Гриневич, Э. Розенбаум. Проект планировки жилого района выполнен М. Я. Гинзбург. Дома спроектированы в 30-е годы ХХ века в комплексе жилой застройки микрорайона, осуществленные в натуре на десятилетие позднее 1948-1952 годах (рис.1). Многочисленное наличие балконов и лоджий. Естественное освещение с/у, большие по площади кухни. Отличие – в доме №20 три группы балконов выступают, а не выполнены в нишах. Памятники Федерального значения.
 sht03.jpg Дзержинского, 34. Дзержинский район. Построен в комплексе жилой застройки мкр в 1940 году (рис. 2). Многообразие оконных проемов и входов с архитектурными элементами обрамления в стиле «модерн». Мемориальный памятник, связанный с пребыванием в 1941-1944 гг. в г. Н. Тагиле выдающегося советского ученого академика Евгения Оскаровича Патона (1870-1953).

 sht04.jpg

sht05.jpg

Ильича, 2. Дзержинский район (рис. 3). Архитекторы – Н. Смирнов, Остроумов, под рук. А. М. Мастакова. Жилые дома построены в комплексе жилой застройки мкр в 1940 году. Строчная застройка.
Жилой дом для инженерно-технических работников (Дом дирекции). Вынос углового балкона на консолях. Невысокие тяжеловесные пилоны около главного входа. Северный фасад – членение плоскостей стен на группы с разной фактурой и введению арочных элементов.

 sht06.jpg

sht07.jpg

Ильича, 4, 6, 8. Дзержинский район (рис. 4).

 Квартиры сквозные. Динамику придает небольшой угловой объем с длинными балконами и ритм окон.

 

Таблица 2

 

sht1.jpg

Таблица 3

sht2.jpg

Таблица 4

sht3.jpg

Таблица 5

sht4.jpg


Библиография

  1. Нижний Тагил. На перекрестках веков: альбом. – Независимый Ин-т истории материальной культуры, 2002. – 175 с.
  2. Акт осмотра объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), территории и охранной зоны объекта культурного наследия. – Обл. гос. учреждение культуры. Научно-производственный центр по охране и использованию истории и культуры Свердловской области.– Екатеринбург, 2009.
  3. Михайлов М. Гигант второй пятилетки Уральский вагоностроительный комбинат / М. Михайлов. – Тагил, 1932 . – С. 32-35.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017