№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Виноградова Евгения Игоревна

аспирант УралГАХА. Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Барабанов А.А. Уральская государственная архитектурно-худоржественная академия г. Екатеринбург, Россия

РОЛЬ АНАЛОГОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРОВ


УДК: 72.01

В статье рассматривается роль аналогов в творческой деятельности современных архитекторов на примере работ С.Калатравы. Выдвигается новая типология архитектурных объектов, связанная с их геометрической формой, с одной стороны, используемыми аналогами и психологическими особенностями их создателей, с другой стороны.

Ключевые слова: архитектура, психология, творческая деятельность, аналоги


Архитектура сегодня переживает своеобразный подъем. Новые, все более совершенные технологии позволяют воплощать в реальность объекты, которые еще несколько десятилетий назад навсегда остались бы лишь на стадии набросков. Однако такое богатое разнообразие всевозможных идей и форм архитектурных объектов заставляет разработать новую систематизацию архитектурных произведений. Для этого представляется необходимым обратиться к самому процессу их создания – к творческой деятельности архитекторов [7].

На сегодня существует много работ, посвященных изучению процесса творческой деятельности. Большинство из них содержит идею о том, что одну из определяющих ролей в этом процессе играет воображение архитектора. Суть воображения состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует. Основой такого создания является прошлый опыт человека, который он получил, взаимодействуя с реальностью. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. Другими словами, происходит своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется изолированным от других объектов, при этом так же происходит абстрагирование частей объектов. Далее с этими образами происходят преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами происходят операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез [1,4,9].
С точки зрения раскрытия механизма творчества архитекторов, особый интерес представляет начальный период проектной деятельности. Его реальные следы остаются в виде эскизов, раскрывающих движение мысли архитектора от замысла к исполнению. Именно эскизы показывают, какие представления человека подвергаются анализу, т.е. образ какого предмета или явления послужил отправной точкой создания определенного проекта, явившись аналогами будущего строения.
Проиллюстрируем все выше сказанное на примере творческой деятельности Сантьяго Калатравы. Яркая, неординарная, выдающаяся деятельность С. Калатравы является, как это не кажется парадоксальным, прекрасным подтверждением предположения З. Фрейда о том, что творческое воображение не способно изобрести что-либо новое, а может лишь образовывать новые сочетания уже существующих объектов или делать их преобразование [9,10].
Просматривая многочисленные эскизные наброски будущих творений, сравнивая их с воплощенными в реальность объектами, читая оставленные автором заметки на полях рисунков, можно раскрыть тайну загадочных форм архитектурных объектов С. Калатравы. Как видно из набросков для различных объектов, большинство произведений С. Калатравы имеют определенные аналоги, изучению которых архитектор уделяет много внимания. В качестве аналогов для произведений С. Калатравы выступают объекты никак не связанные с архитектурой. Так, одной из интересных работ, с данной точки зрения, является его проект Ernstings factory, построенный на аналоге с китом (рис.1). В данном проекте можно увидеть результаты агглютинации – простейшей формы синтеза в процессе воображения, заключающейся в создании нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому [4,10, 13].
vin1.jpg
Рис.1. Проект Ernstings factory. Наброски к проекту и реализованное здание
Особенностью набросков С. Калатравы является несоблюдение масштаба и размера. Нежные цветы и элегантные птички ассоциируются с огромными структурами зданий. «Оживающие», анимированные, тела связываются с абстрактными структурами, как в проекте Turning Torso (рис.2). Такое уменьшение или увеличение объекта или его частей также является в принципе одним из наиболее распространенных способов переработки образов [10, 13].
vin2.jpg
Рис.2. Проект Turning Torso. Наброски к проекту и реализованное здание
В произведениях С. Калатравы часто видна не только схожесть с аналогом по форме, но и по характерным для него свойствам, потому как переработка аналогов для преобразования их в архитектурные объекты может идти не только по пути агглютинации, но схематизации и акцентировки [2]. Так, аналогом для двигающихся элементов проектов Swissbau pavilion и Shadow machine выступили объекты, для которых характерно движение – пальцы и крылья. Пальмовые листья или снова переплетающиеся руки появляются как компоненты крыши в проекте Kuwait pavilion (рис.3) [10, 13].
vin3.jpg
Рис.3. Kuwait pavilion
В качестве объектов, служащих аналогами для своих произведений, С. Калатрава выбирал такие объекты как кит, глаз, дерево, торс человека, руки, крылья и т.д. Такое многообразие аналогов порождает в творчестве архитектора множество, на первый взгляд, неповторимых, различных произведений. Однако, если всмотреться в произведения архитектора более внимательно, то во всех его архитектурных объектах можно увидеть плавность линий, округлость форм, часто встречающиеся формы сферы или полусферы (рис.4). И это не удивительно, ведь аналогами для всех произведений служат объекты, для которых характерны именно эти формы и свойства. Кроме того, все аналоги, используемые С. Калатравой, можно объединить в группу «органические объекты» [10, 13].
vin4.jpg
Рис.4. Архитектурные произведения С. Калатравы: Palau de les Arts Reina Sofía, TGV Station, Auditorio de Tenerife, Atlanta Symphony center
Изучение набросков и эскизов профессиональных архитекторов и студентов-архитекторов позволило выделить восемь групп аналогов, полностью соответствующих восьми типам рисунков на свободную тему, описанных Г. Ридом еще в 1951 году. Органический тип рисунков содержит изображение органических форм: растений, животных, человека. Ритмические рисунки характеризуются изображением движения в различных формах: движение машины, полет птиц, взлет ракеты и т.д Имажинарные рисунки отличаются тем, что в них изображен некий сюжет или сказочный персонаж. Декоративные рисунки богаты изображением цветов, орнаментов, узоров и других предметов украшения. Эмфатический рисунок характеризуется передачей атмосферы, стихии, природного пейзажа – восхода или заката солнца, горы, моря. Перечисляющий рисунок включает в себя изображение нескольких различных объектов, предметов, которые не объединены какой-либо связью. Структурный рисунок отличается изображением структуры целого – от элементарной точки до сложных конструкций. Гаптический рисунок, по Г. Риду, характеризуется изображением внутренних болезненных ощущений, например, «болит горло» [2,3,5,6].
Каждый из данных типов-аналогов ложится в основу определенного типа зданий (табл.1). Например, на основе аналогов органического типа рождаются архитектурные объекты органического типа, имеющие широкое хорошее основание, округлые формы, мягкость линий. Важно отметить тот факт, что на протяжении всей творческой деятельности С. Калатрава, как и большинство других архитекторов, использует аналоги одного и того же типа. Это объяснятся тем, что еще Г. Рид выявил, что каждый из восьми типов рисунков на свободную тему характерен для определенного типа личности, по К.Г. Юнгу. В основу своей типологии К.Г. Юнг положил понятия, введенные им еще в начале ХХ века: установки - экстраверсия, интроверсия – и функции – ощущения, интуиция, мышление и чувство.
Комбинируясь в своем разнообразии, данные понятия образуют систему из восьми психологических типов: четыре из которых являются экстравертными, а остальные четыре интровертными. Со времени разработки данной типологии было доказано, что каждый человек имеет врожденную склонность к развитию определенных функций, но культура, семья и в целом окружающая среда в раннем возрасте играют значительную роль в формировании и развитии или, наоборот, в подавлении и угнетении каждой функции. И уже будучи сформированной, принадлежность к определенному типу чаще всего не изменяется в течение всей жизни человека [3]. Другими словами, тип личности, не меняющийся в течение жизни, связан с выбираемыми человеком аналогами, а поскольку в основу архитектурных объектов ложатся аналоги одного и того же типа, все произведения определенного автора имеют схожесть.

 

 
экстраверт
интроверт
мыслительный
v4.jpg
v44.jpg 
перечисляющий
v5.jpg
v55.jpg  
органический
сенсорный
 v3.jpg
v33.jpg  
эмфатический
 v6.jpg
v66.jpg  
гаптический
эмоциональный
v2.jpg
v22.jpg    
декоративный 
v7.jpg
v77.jpg 
имажинарный
интуитивный
v1.jpg
v11.jpg   
ритмический
         v8.jpg
v88.jpg
структурный

 

Табл.1. Рисунки восьми типов зданий, характерных для различных психологических типов.экстраверт интроверт мыслительный перечисляющий органический сенсорный эмфатический гаптический эмоциональный декоративный имажинарный интуитивный ритмический структурный
Одни и те же характерные черты органического типа зданий можно увидеть в произведениях всех авторов, использующих органические аналоги, начиная от С. Калатравы и заканчивая студентами-архитекторами (рис. 5) [2, 10, 13]. Но, если на стадии набросков очевидны схожие черты по форме и идеям в рисунках студентов и С. Калатравы, то, безусловно, реализованные работы С. Калатравы находятся на недосягаемой высоте благодаря многочисленным знаниям в смежных областях, огромному опыту и более развитой творческой интуиции.
vin5.jpg
Рис.5. Рисунки органического типа. Верхний ряд – наброски С. Калатравы, нижний ряд – наброски студентов-архитекторов Заключение
Таким образом, рассматривая произведения архитектора и первоначальные наброски, можно увидеть, что творчество С. Калатравы сводится к новому видению определенных объектов, которые автор использует как аналоги. В целом это же можно сказать и о творчестве всех других архитекторов. Потому именно аналогам, на чьей основе создаются архитектурные произведения, отдается ведущая роль в процессе творческой работы и можно проследить следующую закономерность: тип личности архитектора связан с предпочитаемыми рисунками на свободную тему, которые используются архитекторами как аналоги в работе и тем самым влияют на характеристики проектируемого объекта, определяя его тип. Следовательно, можно подразделить объекты архитектуры на восемь типов по преобладающим геометрическим формам – с одной стороны, а с другой – по используемым аналогам и психологическим особенностям их создателей. Но, несмотря на тип личности архитектора, чем более он талантлив и опытней, тем более умело и искусней он работает с возникающими в его фантазии образами и аналогами и тем успешнее создает на их основе яркие и интересные архитектурные объекты своего типа.

Библиография

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проекитрования : учеб.- метод. пособие / Б. Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1993. – 438 с.: ил.
  2. Виноградова Е.И., Барабанов А.А.Типологии архитектурных объектов: психоаналитический подход : Научные труды XVI Уральской международной конференции молодых ученых по приоритетным направлениям развития науки и техники: сборник статей. В 3 ч. Ч. 2. – Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2009. – 257 с.: ил.
  3. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. : сб. ст. / под ред. В.Шестакова. – М.: Искусство, 1969. – 272 с.: ил.
  4. Маклаков А.Г.Общая психология. / А. Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2001.– 592 с.: ил.
  5. Потемкина О.Ф. Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. / О. Ф. Потемкина – СПб.: Речь, 2006. – 524 с.: ил.
  6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. / Е. С. Романова.– СПб.: Речь, 2001. – 416 с.: ил.
  7. Соловьев Н.К. История современного интерьера. / Н. К. Соловьев.– М.: Сварог и К, 2004. – 399 с.: ил.
  8. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг – СПб.: Азбука, 2001. – 602 c.
  9. Фрейд 3. Художник и фантазирование : пер с нем.: под ред. Р. Ф. Додельцева / З. Фрейд. – М.: Республика, 1995. — 400 с.: ил.
  10. Santiago Calatrava’s creative process: in 2 vol. vol 2: sketch books / A.Tzonis, L. Lefaivre.– Basel, Boston, Berlin: Birkhauser, 2001 – 367 p.: ill.
  11. Новое высотное здание по проекту Сантьяго Калатравы сдано в Мальмё [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/news/news_current.html?nid=200&fl=3&sl=2  
  12. Закрученный дом выставляет наружу стальной скелет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.membrana.ru/articles/global/2006/05/05/125200.html  
  13. Официальный сайт компании С. Калатравы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calatrava.com


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017