№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Бакшеева Елена Евгеньевна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Янковская Ю.С.

БИОПОЗИТИВНЫЙ АСПЕКТ В АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ АКВАПАРКОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА


УДК: 72.01

В статье освещаются вопросы создания аквапарков как «оазисов» массовой городской и внегородской культуры, решаемые в рамках принципов биоклиматического проектирования – направления, использующего архитектурные формы с целью имитации живой природы. Особое внимание при этом уделяется поиску компенсаторных механизмов, в частности, натуральных растительных компонентов, инициирующих обращение к рекреационным качествам среды.

Ключевые слова: аквапарк, биопозитивный объект, объемно-планировочная структура, устойчивое развитие


В процессе реализации различного рода сооружений, перед специалистами – архитекторами и строителями – на первый план выходят две важнейшие задачи: создать объект с постоянным уровнем потребительского спроса и одновременно повысить туристическую привлекательность города; снизить поступление загрязнений в среду, достичь экологического и эстетического равновесия между материальным окружением и природой.

Аквапарк – это искусственная среда обитания человека, созданная для его оздоровления, поэтому его функциональность и привлекательность во многом зависят именно от качества ландшафтного благоустройства внешней и насыщения внутренней территорий.

С позиции устойчивого функционирования архитектурной среды аквапарки следует рассматривать как принципиально новые биопозитивные объекты, родственные природе (не отторгаемые ею) и включаемые в естественные экосистемы. Но чтобы они действительно стали таковыми, необходима оптимизация устойчивых архитектурно-градостроительных, конструкторских, технологических решений, с учетом исключения негативных воздействий на окружающую природу и восстановления ранее нарушенной среды путем реставрации антропогенных ландшафтов.

Начнем с эколого-функционального аспекта, который подразумевает наличие «системы адаптации» [1, С.3] объекта в целом и его инженерно-строительного и эксплуатационного потенциала, в частности.

Основная функция аквапарка – предоставление посетителям определенного набора развлекательных, оздоровительных и спортивных услуг. Для ее осуществления требуется прокладка мощных подземных систем очистки воды и разветвленной системы сопутствующих инженерных коммуникаций. Но, несмотря на огромное количество и сложность рабочих сетей, аквапарк не несет негативного влияния на экологию окружающей среды, при условии правильного решения последних. То есть отсутствует конфликт между характером использования территории и ее природным потенциалом.

Концепция бережного отношения к естественной среде при включении в ее структуру элементов материальной искусственной составляющей, в том числе и аквасооружений, заключается в сохранении самобытного ландшафта – применении существующих элементов природы с целью повышения экологической устойчивости и образной выразительности архитектурного объекта. В. А. Нефедов в этом ключе советует проектировать ландшафты таким образом, чтобы возрастала доля натуральных компонентов среды и, собственно, уменьшался процент затратного украшательства [3]. Так, к ранее известным приемам имитации характерных форм рельефа в виде насыпных холмов, валов живописных очертаний и разноуровневых газонов в современной практике аквастроения прибавилось создание микрорельефа с явно выраженной геометричностью – искусственного рельефа, обладающего «легко читаемой» пространственной структурой.

bak1.jpg
Рис.1. Трнасвааль-парк, Москва

На базе подобных принципов был сформирован теперь уже печально известный московский «Трансвааль-парк»: учтены перспективные градостроительные решения участка застройки, трассировки пешеходных прогулочных зон, идущих в лесной массив, предусмотрено компенсационное благоустройство и озеленение. Архитектура аквацентра формировалась на основе образной трактовки естественных конфигураций ландшафта, воспроизводя в увеличенном масштабе бионические формы, копируя элементы построения флоры и фауны (рис. 1).

Подобный прием ландшафтного благоустройства приобъектной территории можно охарактеризовать как минимальное вмешательство в имеющуюся среду. В ходе его реализации основная задача – создать искусственный микрорельеф: постараться максимально учесть природные факторы, обыграв их в ландшафтном проекте. А именно, подчеркнуть и приумножить достоинства последних, сделав их тематической базой для архитектурной композиции.

Например, перепад рельефа может подсказать наиболее рациональный принцип зонирования территории по функциям, что мы и наблюдаем в аквапарках «Серена» (Финляндия) и «Аквариум» (Абзаково), где развлекательная акватория поставлена на наивысшую часть участка, с сохранением франкирующего естественного скального рельефа (рис. 2, 3). За счет этого упрощается задача монтажа водных горок: финишные бассейны оборудуются на пониженных площадках (средний перепад порядка 10 метров), поэтому нет необходимости в искусственном создании конструкций высоких стартовых площадок.

bak2.jpg bak3.jpg
Рис.2. Аквапарк "Серена", Финляндия Рис.3. Аквапарк "Аквариум", Абзаково, Россия

 

Практикуется и другой вариант ландшафтного благоустройства, называемый «радикальным преобразованием» [2]. Он непосредственно связан с общей тенденцией архитектуры аквапарков, опирающейся на современные технологии и разнообразие стилистической трактовки: также, как и в первом варианте создается микрорельеф, но уже на базе искусственных водоемов, групп деревьев, кустарников или цветов. Этот вариант актуален, если в распоряжении у проектировщика находится невыразительный плоский участок, на котором отсутствуют какие-либо природные элементы. В этом случае пожелания заказчика и творческая фантазия специалиста неровностями земной поверхности не ограничены и подчинены только концептуальному замыслу и финансовым возможностям.

bak4.jpg
Рис.4. Аквапарк "Виктория", Самара, Россия

Следовательно, при проектировании необходимо применять такой принцип архитектурно-ландшафтной организации пространства как экологическая преемственность. Данный принцип основывается на использовании наиболее устойчивых компонентов природы, отвечающих региональным особенностям, национальным традициям и «духу места», что, в свою очередь, позволит сохранить уникальность пространства.Наглядным примером может послужить аквапарк «Виктория» в Самаре.

Прилегающая территория сооружения решена по принципу организации площадей, относящихся к зданиям общественного назначения с доминирующей досугово-развлекательной функцией: устройство подъездов, автостоянок, пешеходных аллей, включение в общую композицию декоративного мощения, цветников и других зеленных насаждений. Все довольно сдержано и лаконично, построено на базе типовых геометрических сочетаний. Компенсируется природная простота участка динамичным объемом аквацентра, наделенного художественно-образной связью с бионическими формами. Его внешний облик вполне можно воспринимать и как каскад водопада, и как многоступенчатый горный склон (рис. 4).

После определения критериев гармоничного взаимодействия акваобъекта с его конкретными функциональными характеристиками и окружающей среды с условием ее экологичности можно перейти к следующему композиционно-планировочному аспекту ландшафтного проектирования.

В современном подходе к трактовке рельефа складывается представление о пространственном каркасе из искусственных форм поверхности, позволяющем зафиксировать выбранные доминирующие точки и желательные направления визуального раскрытия. Так, гряды искусственных холмов, круговая насыпь вокруг уличных бассейнов с необходимой защитой от ветра в виде групп деревьев и кустарников создают на участке систему переменных по глубине восприятия пространств, обладающих индивидуальным композиционным характером.

В частности, такой своеобразный материал архитектуры как растения может успешно способствовать выявлению индивидуальности зданий аквапарков. Но для того, чтобы грамотно разместить по территории участка элементы озеленения, необходимо отзонировать пространство по значимости и эффектности природного наполнения. А именно, выделить зоны с гармоничным и достаточно индивидуальным включением зеленых насаждений в контекст застройки; зоны, где дисгармония возведенного объекта и планировки прилегающей территории может быть смягчена растительными формами; и зоны, требующие серьезных архитектурно-ландшафтных преобразований.

Далее, принимая во внимание тот факт, что аквапарк – как объект, относящийся к разряду биоклиматической архитектуры, немыслим без функционально-визуальной связи с природным окружением, следующим этапом в процессе озеленения участка его постановки должно стать выделение уровней фрагментарного восприятия среды посредством включения растительности в структуру ее архитектурно-пространственной организации.

bak5.jpg bak6.jpg
Рис.5. Аквапарк "Аквабульвар", Франция Рис.6. Аквапарк "Союз", Москва

 

Первый уровень панорамный: растения совместно с рельефом, внешними акваториями, виражами водных спусков воспринимаются в массе, являясь для развлекательного комплекса фоном – недетализированной пространственной составляющей. На этом уровне для зеленых насаждений важны гиперболический масштаб, общие композиционные особенности и колористическая подчиненность архитектурному объему. Обширные лесопосадки франкируют участки таких аквапарков как «Аквабульвар» (Франция) и «Союз» (Москва), выполняя двойную функцию «живой» декоративно-защитной стены (рис. 5, 6). В этом же ключе задуманы и проекты многих перспективных аквацентров: «НЛО» (Москва), аквапарк в Завидово (Московская область), «Морской прибой» (Екатеринбург) (рис. 7, 8, 9).

bak7.jpg bak8.jpg bak9.jpg
 Рис.7. Аквапарк, "НЛО", Москва  Рис.8. Аквапарк в Завидово, Москва  Рис.9. Аквапарк "Морской прибой", Екатеринбург, Россия

 

Второй уровеньфрагментарно-обобщенный: внимание фокусируется на структуре, деталях и цветовом оформлении сооружений досугово-развлекательных водных комплексов. Растительные атрибуты, выявляя особенности архитектурного решения здания (входы, козырьки, террасы), визуально не детализируются; читаются лишь их силуэты, общая форма и акцентные цветовые пятна, что мы и наблюдаем в украинских аквапарках «Посейдон» и «Водолей». Подобный прием целесообразно использовать, если основному объему комплекса недостает динамики и пластической фрагментации фасадов.

И третий – уровень «детализированной визуальной картины», при котором выявляются структурные составляющие архитектурно-флористической композиции с подключением малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства, что характерно для рассматриваемых сооружений открытого и совмещенного типов. Наиболее яркие его представители – это «АкваЛОО» (Сочи), «Park Wodny» (Польша) (рис. 10, 11).

bak10.jpg bak11.jpg
Рис.10. Аквапарк "АкваЛОО", Сочи, Россия Рис.11. "ParkWodny", Польша 

 

Помимо соответствия экологическим, структурно-планировочным функциональным и технологическим требованиям, здание аквапарка должно быть концептуальным, ярким, пластичным, узнаваемым и подчеркивать своим внешним видом непосредственную функциональную связь с природным контекстом. Для достижения обозначенного эффекта необходимо учесть еще один аспект ландшафтного проектирования – художественно-образный. Он базируется на бионических принципах и внедрении модульных планировочных элементов, позволяющих максимально корректно «вживляться» в природную среду, сводить к минимуму площади нарушаемых строительством территории, сохранять существующую флору. То есть, образная концепция аквакомплекса должна изначально выстраиваться таким образом, чтобы его объемно-планировочная структура являла собой воплощение форм, близких к природным по их конфигурации и трактовке, а благоустройство прилегающей территории органично это подчеркивало, дополняя выбранную идейную тематику.

В зарубежной практике аквастроения довольно много удачных примеров, иллюстрирующих результат применения данного подхода. Это уже и неоднократно упоминаемый в исследовании водный развлекательный центр «Серена» в Финляндии, ступенчатый объем которого является логичным продолжением неординарного натурального склона горного хребта. И «Ocean Dome» в Японии: обтекаемую купольную форму его строения вполне можно рассматривать как «возвышенность, образованную скальными породами». Окружающий аквапарк естественный ландшафт поддерживает данную концептуальную установку, отвечая образу океанского побережья: динамичные контуры «волн» в рисунке участка (чередование лесопосадок с оголенными участками поверхности), плавные изгибы побережья, размытые контуры облаков на голубом небосводе. Обращение к активной геометрии рельефа в сочетании с береговой линией водоема усиливает эстетическую выразительность сооружения (рис. 12). В аналогичном ключе решен и аквапарк «Holyday Club» (Финляндия). Возможность использования находящегося на участке природного окружения реализуется через создание новой геометрии архитектурного объема с закреплением основных композиционных осей и узлов пространства (рис. 13).

bak12.jpg bak13.jpg
 Рис.12. Аквапарк "Ocean Dom", Япония  Рис.13. Аквапарк "Holyday Clab", Финляндия

 

Среди отечественных аквацентров, к сожалению, пока нет реализованных объектов, которые иллюстрировали бы удачный пример того, что внешний облик сооружения и участок его постановки решены бы в рамках единого идейного замысла. Если даже объекту и присваивается конкретный концептуальный образ, то прилегающая к нему территория все равно оформляется как типовая для зданий общественного назначения. Так, в архитектуре екатеринбургского «Лимпопо» предложен образ трансатлантического лайнера, но отсутствует предполагаемый остров-причал, создать имитацию которого необходимо за счет ландшафтного благоустройства участка (рис. 14).

Именно гармоничность проекта в целом и полное соответствие природному контексту местности являются гарантией устойчивого развития.

bak14.jpg
Рис.14. Аквапарк "Лимпопо", Екатеринбург, Россия

Также следует отметить, что в рамках рассматриваемого аспекта проектирования приветствуется применение не только наиболее распространенных приемов ландшафтного дизайна, таких как сохранение участков искусственного рельефа максимально открытыми для их лучшего обзора и восприятия морфологии поверхности и, напротив, устройства газонов на естественном рельефе с целью придания композиции целостности на основе однородности колористки и фактуры, но и современных технологий вертикального озеленения и создания «зеленых» кровель. В архитектуре аквапарков данный прием используется крайне редко, а ведь это очень актуально сегодня с точки зрения увеличения площади зеленных насаждений без отведения дополнительных пространств.

Соответствие декоративного оформления прилегающей к аквакомплексу территории обозначенным аспектам ландшафтного проектирования позволит не только подчеркнуть особенности местности, но и дополнит пространство новыми растительными элементами, подчеркивающими композиционно-художественные нюансы архитектурной формы. В итоге, полученная картина становится чем-то средним между пейзажем, городским дизайном и архитектурой.

Необходимо лишь помнить, что в климатических условиях северных регионов для озеленения уличных пространств лучше выбирать адаптированную растительность, способную переносить заморозки и частые изменения метеорологических характеристик воздуха. Садовые композиции,по составу включенных в них растений должны быть «архитектурными». В эту группу представителей флоры входят наиболее интересные по габитусу виды растений, менее других подверженные сезонным изменениям: они сохраняют первоначальную форму в любую погоду, независимо от времени года.

Однако, как стало известно в ходе нашего диссертационного исследования, включение в архитектуру аквапарка биопозитивного аспекта не ограничивается только внешним пространством. В интерьере развлекательного аквацентра также обязательно должны присутствовать элементы ландшафтного дизайна, которые в связи с развитием строительных технологий находят все больше возможностей для проникновения внутрь здания. Но они, скорее, участвуют в формировании образа, чем в организации планировочной структуры, поэтому логично их поместить в рамки художественно-образного аспекта.

Принципиальное отличие художественно-образной организации аквапарков открытого и закрытого типов заключается в том, что открытый аквапарк формируется в рамках существующих условий природной среды, а закрытый – требует создания искусственных микроклимата и ландшафта.

bak15.jpg
Рис.15. Аквапарк "Tropical Island Resort", Германия

Если в открытых сооружениях используется исключительно натуральный ландшафт, то в закрытых – приходится работать не только с природным окружением (благоустройство прилегающей территории), но и с его искусственной имитацией в процессе организации внутреннего пространства. При воплощении заложенной идеи следует подбирать виды растений с близкими характеристиками по экологическим условиям произрастания, температуре зимнего содержания, высоте, колористике, фактуре, а также устойчивые к хлорсодержащей среде. В плане активного использования фитодизайна при создании интерьера лидирует аквацентр «Tropical Island Resort» (Германия). Включение в оформление его различных функциональных зон живых и искусственных растений позволяет довольно реалистично воссоздать уголок дикой природы под стеклянной крышей (рис. 15).

Таким образом, грамотно насыщая здание развлекательного водного комплекса элементами флоры, можно не только увеличить качество строения, интерес к нему со стороны потребителей и степень коммуникации, но и повлиять на окружение, «провоцируя» реновацию городской среды.


Библиография

  1. Башкатов А. Н. Ландшафтно-экологический подход при оценке функциональной структуры долинных комплексов территории города: на примере г. Саратова : дис. … канд. геогр. наук : 25.00.23 : защищена 04 .11. 98 / А.Н. Башкатов. – Саратов, 2003 – 147 с
  2. Клочкова О. Н., Рейд Н. Особенности преподавания ландшафтного дизайна архитектурной специальности / О. Н. Клочкова, Н. Рейд // материалы междунар. конф. – Саратов, 2006.
  3. Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды : учеб. пособие для вузов / В. А. Нефедов. – СПб.: Полиграфист, 2002. – 295 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017