№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


Солонина Надежда Сергеевна

преподаватель кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: saydan86@gmail.com  

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


Автором статьи выдвигается идея презентационного проекта памятников индустриального наследия. Предлагается методика составления сценария презентации.

Ключевые слова: промышленная архитектура, индустриальное наследие


Уральские промышленные памятники, благодаря частоте расположения и особенностям организации поселений-заводов, образуют собой некую ткань культурного наследия, где каждый элемент несет в себе определенную уникальную информацию и должен работать на поддержание жизни всей системы, как это было во времена основания и бурного развития уральской горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Но только теперь эта функция должна измениться, чтобы соответствовать времени, культурным и экологическим факторам, определяющим образ жизни современного человека.

Сегодня состояние памятников промышленной архитектуры в уральском регионе варьируется от «утрачен полностью» до «законсервирован и превращен в музейный комплекс». Тем не менее, смысловая структура уральского культурного и промышленного наследия существует уже независимо от своего физического тела. Она живет не только в генетической памяти самих уральцев, но также запечатлена в литературных произведениях, в архивных делах, в легендах и народных традициях, в исторических картинах и фотографиях [1]. Словосочетание «уральская металлургическая промышленность» давно стало знаком конкретной географической территории на границе Европы и Азии.

Проблема сохранения старинных промышленных сооружений, заводского оборудования и техники уже неоднократно поднималась на научных конференциях, как в России, так и за рубежом. В Европе уже созданы и успешно функционируют организации, занимающиеся сохранением индустриального наследия. На Урале множество старинных заводов, представляющих не только историческую и техническую, но также архитектурно-художественную и социальную ценность, находятся в очень плохом состоянии, далеко не безопасны и непривлекательны для большинства людей [2].

Такая ситуация прослеживается сегодня во многих малых уральских городах и поселениях-заводах. При современном экономическом положении в регионе малые города не могут развиваться, памятники архитектуры ветшают, разрушаются, а жители вынуждены уезжать в крупные города в поисках возможностей для самореализации. Поэтому необходимым шагом в процессе эффективного развития Уральского региона является реабилитация культурного наследия.

В процессе продвижения идеи презентационного проекта памятника индустриального наследия немаловажную роль играет психология его восприятия человеком. Успешные западные проекты подтверждают этот факт [3]. Внедряя новые, актуальные для современного человека функции в создаваемый (преобразуемый) объект, архитекторы сохраняют то, что отмечено временем, то есть ту культурную составляющую, которая несет в себе информационное сообщение и связывает нас с прошлым. При этом «старое» воспринимается как неотъемлемая часть, а в большинстве случаев – как основа нового объекта, который становится популярным среди населения, центром притяжения молодежи, туристов и почетных гостей, а также широкого круга деятелей культуры.

Сегодня есть возможность интегрировать в историческую среду уральских заводов-памятников новые архитектурные и дизайнерские решения в сочетании с новыми технологиями для повышения презентационных качеств пространства. Это необходимо как для сохранения исторического наследия и повышения статуса памятников прошлого, так и для восстановления и дальнейшего эффективного развития культуры общества. Подход, связанный с интеграцией современных решений по благоустройству, художественному оформлению и перепрофилированию промышленных зданий и территорий, сделает презентуемый объект понятным человеку и поможет создать для него новые условия жизни, работы или отдыха, в большей степени соответствующие времени, уровню жизни, менталитету и другим (актуальным на момент внедрения проекта) культурным и экологическим факторам.

Одним из аспектов интеграции является разработка презентационных принципов и приемов для адаптации промышленных объектов к среде обитания человека и его различным культурным потребностям. Известно, что каждый вид презентации организуется при помощи сценария. В основу теоретической базы для создания сценария презентации промышленной архитектуры, инженерных сооружений и постиндустриальных ландшафтов положено понятие «презентация объектов индустриального наследия», полученное в ходе научного исследования, а также разработанная методика создания сценария презентации.

Понятие «презентация» в переводе с латинского означает «общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного» [4]. Оно распространено во всем мире и применяется в различных сферах человеческой деятельности. Также необходимо отметить, что данное понятие встречается исключительно в новейших источниках информации, в том числе русскоязычных или переведенных на русский язык, а также в электронных информационных базах.

Обзор значений данного понятия помог определить основные виды презентаций, состав и особенности, характерные для того или иного вида презентации (рис.1). Было выявлено семь основных видов презентаций:

  • Рекламная презентация.
  • Презентация – визитная карточка.
  • Презентация – оболочка доступа к информации.
  • Презентация – обучающая программа.
  • Презентация – галерея (слайд-шоу).
  • Презентация – шоу.
  • Бизнес-презентация.

Существует также качественно иной вид презентации – мультимедийная презентация. Она является объединяющей для всех вышеперечисленных видов и играет роль как бы совершенствующего модуля, который может быть «подключен» к тому или иному виду презентации (к нескольким или ко всем одновременно). Такой модуль (инструмент) делает процесс презентации наиболее эффективным в современных условиях.

Изучение понятий и видов презентаций помогло определить смысловое наполнение нового для научного исследования понятия – «презентация архитектурного объекта», а именно: это представление здания, сооружения, архитектурно-ландшафтного или промышленного комплекса с использованием различных презентационных подходов, которые помогают раскрыть культурно-эстетические качества объекта, его социальную и смысловую значимость, а также повысить инвестиционную привлекательность и экономическую рентабельность презентуемого архитектурного объекта.

Анализ западного опыта презентации объектов индустриального наследия способствовал уточнению выявленных ранее подходов к презентации промышленных объектов, что привело к конкретизации названного понятия и формированию следующего – «презентация индустриального наследия». Полученное понятие означает представление комплекса промышленных зданий, оборудования, технологий и индустриальных ландшафтов с использованием презентационных подходов, которые помогают раскрывать культурно-эстетические качества, социальную и смысловую значимость презентуемых объектов для различных групп интерпретаторов, а также повышают инвестиционную привлекательность и экономическую рентабельность таких объектов.

Понятие «сценарий» определяется, подобно понятию «презентация», с помощью анализа различных источников, где представлены необходимые определения и характеристики (рис. 2). Таким образом, было найдено четыре вида сценария:

  • Сценарий кинофильма или театрального действия.
  • Сценарий мероприятия.
  • Программный сценарий.
  • Сценарий поведения системы.

Каждый вид сценария имеет свой характерный состав. Например, киносценарий ориентирован на будущую экранизацию и учитывает психологию зрительского восприятия. Сценарий мероприятия призван упорядочивать определенные события для достижения необходимого результата. Он также учитывает психологию зрителя и направлен на определенную аудиторию. Программный сценарий используется в работе с вычислительной техникой и создается для автоматизации задач, необходимых пользователю программного обеспечения для достижения определенных результатов. Сценарий поведения системы используется в научных исследованиях и разработках, может быть основой для различных прогнозов и определяет тенденции развития событий.

На основе полученных результатов анализа, а также изученной литературы [5, 6] сформировано определение понятия «сценарий презентации архитектурного пространства». Это подобранная в зависимости от особенностей презентуемого объекта, среды и воспринимающей аудитории последовательность визуальных картин и возможный алгоритм действий, которые наполняют и оживляют данное архитектурное пространство, связывают его с жизнью и интересами человека.

Далее, путем комбинирования сформированных и описанных выше понятий было получено понятие «сценарий презентации индустриального наследия».

Сценарий презентации является базовым и в некотором смысле типовым и становится исходным элементом для презентационного проекта реабилитации индустриального памятника или комплекса памятников. Он имеет характерный состав и особенности, соответствующие презентуемому объекту.

Структура сценария презентации организуется с помощью набора приемов презентации, которые наилучшим образом могут отразить специфику реабилитируемого объекта. В качестве примера можно рассматривать следующие приемы:

  • Консервация архитектурного памятника.
  • Воссоздание утраченного объекта с помощью современных материалов.
  • Благоустройство территории для удобства посещения объекта.
  • Создание и размещение игровых элементов и объектов искусства на территории объекта.
  • Организация пространства объекта с учетом потребностей посетителей для достижения оптимального комфорта (кафе, гостиницы, игровые детские комнаты и т.п.).
  • Использование эффектной подсветки, лазерного шоу, мультимедийных панелей и экранов.
  • Размещение рекламы различных частей презентуемого комплекса при входе на объект и в местах скопления людей.
  • Выпуск сувенирной продукции.

Возможен подбор большого количество презентационных приемов для любого реабилитируемого объекта, однако наибольший интерес для человека всегда будут представлять какие-либо уникальные элементы, становящиеся идентификаторами места, которые запоминаются и оставляют у посетителя самые яркие впечатления.

Так как комплекс индустриальных памятников – это сложное явление, находящееся во взаимодействии с окружающим его поселением, действующими промышленными предприятиями и природной средой, эффективное преобразование промышленного объекта в культурный требует разработки определенной методики. Здесь необходим комплексный подход и тщательное изучение объекта для дальнейшего подбора подходящих принципов и приемов презентации и создания сценария презентации, способных наиболее эффективно преобразовать заброшенный объект в культурную среду.

Для обеспечения рационального и качественного процесса проектирования при работе с презентацией индустриального наследия была создана методика выбора презентационных приемов и создания сценария презентации. Методика включает в себя следующие три этапа.

Первый этап – исследование объекта будущей презентации. Здесь проводится натурное обследование, сопровождающееся фотофиксацией, необходимые архивные исследования, ретроспективный анализ генерального плана поселения-завода, изучение применявшегося в технологическом процессе оборудования, а также анализ динамики развития поселения и промышленного предприятия с учетом внешних и внутренних факторов влияния. Важной составляющей первого этапа является социологическое исследование, основанное на изучении общественного мнения для выявления чувств и эмоций, вызываемых промышленными объектами; ценностей, обеспечиваемых индустриальным наследием и необходимых современному человеку; и социальных групп, способных воспринимать подобные явления.

Второй этап – определение возможных ценностных качеств объекта. Здесь при помощи анализа аналогов выявляются возможные презентационные качества, которыми может обладать промышленный объект, и после систематизации собранного материала на основе выявленных качеств выбираются подходящие или формируются новые презентационные приемы, направленные на эффективное представление объекта презентации.Презентационные приемы в этом случае становятся основными элементами будущего сценария презентации.

Третий этап – создание сценария презентации индустриального наследия. На данном этапе составляется матрица соответствия ценностных презентационных качеств объекта индустриального наследия определенным презентационным приемам. Далее проводится поиск ценностных качеств непосредственно в исследуемом объекте и уже на их основе организуется последовательность визуальных картин и возможный алгоритм действий в рамках создания сценария. При этом последовательность, то есть положение элемента в сценарии, определяется типом воспринимающей аудитории, значимостью этого элемента, его функцией и целью самой презентации.

Таким образом, с помощью данной методики возможно составление актуального сценария презентации индустриального памятника, в том числе и действующего промышленного объекта. Сценарий будет учитывать необходимые культурно-исторические, социальные, эстетические и экономические факторы, а разработка презентационного проекта получит качественно сформированную основу для дальнейшего моделирования и прогнозирования развития системы, созданной в рамках концептуального проекта.

sol1.jpg

 

sol2.jpg


Библиография

  1. Иванов А.В. Уральская матрица [www document] Цикл очерков Алексея Иванова "Уральская матрица". – Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/Uralskajamatrica/
  2. Солонина Н.С. Принципы презентации памятников индустриального наследия в малых городах Урала [Электронный ресурс] / Н.С. Солонина //Архитектон: известия вузов. №26 (Приложение). – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2009_22/k52
  3. Шульц Б. Вторая жизнь / Б. Шульц //Speech. – 2008. –№ 2. – С. 8-17
  4. Презентация [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия.– Режим доступа к ресурсу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Презентация_(способ_представления_информации)
  5. Глазычев В.Л. Урбанистика / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2008. – 220 с.
  6. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник / В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2006. – 384 с.; ил.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017