№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ ГОРОДОВ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)


УДК: 771.435(470.324)

Рассматриваются роль малых городов и городских поселений в системе расселения Воронежской области, проблемы и потенциал их трансформации под новые социально-экономические требования региона.

Ключевые слова: малые города, система расселения, устойчивое развитие, пространственное развитие


Качество среды расселения и эффективность использования территории во многом зависят от целостности ее пространственного развития. Комплексный подход к оценке, анализу и выбору путей трансформации во многом определяет успешность устойчивого развития всей пространственной структуры региона и каждого ее элемента в отдельности.

На сегодняшний день существует неопределенность в понимании дальнейших путей формирования агломераций и развития крупнейших городов, вместе с этим продолжается постепенное исчезновение многих сельских поселений в связи с уменьшением количества жителей и непривлекательности занятия сельским хозяйством; хаотичное развитие коттеджных поселков вблизи крупных городов на свободных территориях, не предназначенных для поселений. Комплекс этих проблем и противоречий выдвинул на первый план вопрос о роли и путях развития малых городов в системе расселения [1].

Воронежская область имеет в своем составе пятнадцать городов и двадцать один городской поселок. Из них, не считая самого Воронежа, три (Россошь, Лиски и Борисоглебск) считаются средними городами, хотя фактически их население немногим превышает 50 тысяч жителей и качественно их можно отнести к малым городам; одиннадцать малых городов и двадцать один поселок городского типа, многие из которых по своему развитию и количеству жителей близки к малым городам [2]. Сеть городских населенных пунктов размещена по территории области достаточно равномерно, с небольшим повышение плотности в северной части и снижением в южной и юго-восточной. В процентном отношении в средних и малых городах проживают 26% населения области, или около 560 тысяч человек. Именно они вместе с областным центром должны стать основой расселенческого каркаса Воронежской области и гармонично развиваться, давая стимулы для социально-экономического и культурного возрождения сельских поселений в зоне своего влияния.

pesh1.jpg

Рис. 1. Схема системы расселения Воронежской области

Типологически городские поселения Воронежской области весьма разнообразны и их можно дифференцировать по многим характеристикам: административному статусу, величине, функциональному типу, количеству и качеству историко-культурного наследия, роли в структуре расселения. Большинство городские поселения являются центрами административных районов (24 городских поселений), кроме того, районного подчинения – 6 городских поселений, в подчинении Воронежа – 4 городских поселения . По количеству жителей: свыше 50 тыс. человек – три города, 20-50 тыс. человек – восемь, 10-20 тыс. человек – восемь, 5-10 тыс. человек – одиннадцать, меньше 5 тыс. человек – пять [2]. В связи с неблагоприятными демографическими условиями и миграцией в областной центр и другие крупные города количество жителей во многих городских поселениях снижается. В основном рост численности населения идет в зоне влияния Воронежской агломерации.

По своему функциональному назначению малые города подразделяются на: промышленные (6 городских поселений), агропромышленные (14 городских поселений) и аграрные (4 городских поселений). При этом в промышленных городах преобладают монопроизводства, что ведет к зависимости их экономической и социальной структуры от градообразующего предприятия. Агропромышленные городские поселения являются административными, экономическими, культурными и хозяйственными центрами сельских районов. Предприятия в них, как правило, ориентированы на переработку сельскохозяйственного сырья, производимого в зоне их влияния, и обслуживание сельского хозяйства.

Большинство из городов и поселков городского типа Воронежского края сложились как поселения в XVIII-XIX вв., и приобрели за это время важное значение в жизни области, что дает основание говорить о них как о каркасе системы исторического расселения, играющего важную роль в устойчивом развитии региона [3]. Шесть городов имеют статус «исторические» (Борисоглебск, Бобров, Острогожск, Богучар, Новохоперск, Павловск), три города с ценным историческим наследием (Бутурлиновка, Калач, Россошь) и некоторые поселки городского типа с богатым историко-культурным наследием (Анна, Рамонь и др.)

pesh2.jpg

Рис. 2. Схема транспортного каркаса Воронежской области

По месту в системе расселения подразделяются на: городские поселения, входящие или имеющие потенциал для вхождения в Воронежскую агломерацию (9 городских поселений); поселения находящиеся в зоне влияния коммуникационных транспортных коридоров – межгосударственного, национального и регионального значения (16 городских поселений) и находящиеся вне основных осей и полюсов развития (11 городских поселений).

В ходе анализа и оценки существующей ситуации в малых городах и поселках городского типа были выявлены основные проблемы и преимущества, основываясь на которых возможно разработать рекомендации для их дальнейшей трансформации.

К проблемам, препятствующим гармоничному развитию городов, можно отнести:

- нестабильность экономики, обусловленной ограниченностью экономической структуры, неконкурентоспособность для привлечения высококвалифицированных кадров и большого объема инвестиций;

- технологическую отсталость промышленных предприятий, физический износ их фондов, что ведет в итоге к низкой производительности труда и, как следствие, неспособность конкурировать на рынке;

- наличие монопроизводств во многих малых городах и поселках городского типа и высокая степень зависимости экономической и социальной ситуации от их ликвидности и степени развития;

- неблагоприятную демографическую ситуацию, связанную с низким уровнем рождаемости, меньшей продолжительностью жизни, несовершенством и моральным износом системы здравоохранения, трудовой миграцией в крупные и крупнейшие города;

- низкий уровень среды обитания, значительно отстающий по уровню своего развития от областного центра по качеству и разнообразию; необходимость реконструкции и развития инженерной инфраструктуры, которая давно морально и физически устарела;

- недостаточный уровень внимания к развитию социально-культурной составляющей жизни городов и сельских поселений находящихся в зоне их влияния;

- плохое состояние в пределах границ территорий городов и поселков городского типа транспортной инфраструктуры: низкое качество дорожного покрытия, неудовлетворительный уровень благоустройства территорий, нехватка или отсутствие общественного транспорта, прямой транзит через городские территории федеральных и региональных автомобильных дорог;

- во многих городских поселениях низкий уровень развития межселенных связей с областным центром и оторванность от коммуникативных путей с экономически, культурно, научно развитыми центрами соседних регионов;

- обострение экологической ситуации, вследствие низкой технологической развитости производств, транспорта, коммунального хозяйства, которые не обеспечивают должной очистки выбросов и загрязнений;

- потеря, в особенности историческими городами и поселениями с богатым историко-архитектурным наследием, своего своеобразия. Активно применяемая практика типового строительства в 60–70-х годах повлекла за собой уничтожение объемно-пространственной и планировочной структуры многих городов и, как следствие, их уникальности.

Для грамотного решения этих и других проблем малых населенных пунктов необходимо создать условия для устойчивого развития всех сфер жизни: экономической, социальной, культурной. Для повышения интереса и привлечения инвестиций в малые города необходимо определить преимущества, способные решить эту задачу.

К ним относятся:

- намного больший, по сравнению с областным центром, резерв территорий для размещения новых и модернизации существующих функций;

- более привлекательная стоимость земли и объектов недвижимости, низкая цена рабочей силы, зачастую более низкие налоговые ставки могут привлечь инвестиции для развития старых производств и переноса новых или отдельных их функций из областного центра;

- здоровая среда обитания за счет меньшего негативного воздействия на экологический каркас региона, наличие уникальных природно-ландшафтных объектов: рек, озер, лесов и др. для развития привлекательной среды обитания и развития региональных рекреационных центров;

- в некоторых городах имеется высокий потенциал историко-культурного наследия, что дает им возможность развития как туристических центров регионального и российского масштаба;

- высокая степень административного, социального, культурного влияния малого города на прилегающие к нему сельские поселения и уклад их жизни; -на фоне деградации традиционной деревни возможен переход к малому городу сельскохозяйственных функций и развития качественного нового типа сельскохозяйственной деятельности;

- достаточная равномерность покрытия малыми городами территории Воронежской области, что дает возможность при определенных условиях гармоничного развития и эффективного управления всей пространственной структуры области.

Стратегия развития малых городов и поселков городского типа на территории Воронежской области включает в себя активизацию развития положительных тенденций и преимуществ: нейтрализацию негативных факторов и проблем, использование местных трудовых, экономических, культурных, производственных, экологических ресурсов максимально эффективно, стимулирование привлечение инвестиций и развитие социальной и инженерно-коммунальной инфраструктур для создания привлекательной жизненной среды, поиска и развития своеобразия и специфики экономических факторов. В зависимости от местоположения в структуре областного расселения и потенциала, можно определить основные направления их развития:

- в зоне влияния Воронежа гармоничная интеграция в Воронежскую агломерацию и размещение в них различных функций города-центра: производственных, селитебных, рекреационных, научных и др.;

- в зоне влияния федеральных и региональных транспортных коридоров; - в городских поселениях с богатым историко-культурным наследием и наличием уникальных природно-ландшафтных объектов развитие туристско-рекреационных функций;

- развитие малых поселений в районах с высоким агроресурсным потенциалом как центров сельскохозяйственной деятельности. Устойчивое развитие и трансформация под новые социально-экономические условия малых городов и поселков городского типа, их экономической, производственной, культурной, социальной, административно-хозяйственной в центрах аграрной деятельности роли способствуют равномерному и гармоничному функционированию системы расселения области и усилению значимости ее роли в региональном, российском и общеевропейском масштабе.


Библиография

  1. В. Глазычев Урбанистика / В. Глазычев – М.: Европа, 2008
  2. Документы территориального планирования Воронежской области. Том V – положения о территориальном планировании. ФГУП РосНИПИ Урбанистики
  3. Проблемы градостроительства в Российской Федерации. Материалы конференции Союза Архитекторов России, 2009.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017