№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Землянова Татьяна Витальевна

магистрант НГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор АТиК и МСА Сазонов В.И. Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, г. Новосибирск, Россия

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА


Автоматизированная механическая трансформация помещений и оборудования – одна из многообещающих предпосылок динамичной архитектуры. В статье рассматриваются проблемы формирования универсального трансформируемого театрального пространства по широкому спектру его организации и динамической вариативности, что позволит дать большую свободу театральным сценариям, спектаклям и различным культурно-массовым мероприятиям городского значения, более интенсивному и эффективному использованию зального фонда театрального сооружения по всей плотности эксплуатационного времени.

Ключевые слова: театральное пространство, трансформация, вариативность


В суровых резко континентальных условиях Сибири (как и в других подобных местах) существует естественная необходимость в таких архитектурных зданиях и сооружениях, при строительстве которых кромен качества надо учитывать ещё и "полезность".

В случае с театрами к затратам на само строительство и отделку прибавляются затраты на оснащение театрального пространства дорогостоящей техникой и оборудованием. Все эти затраты на фоне социально-культурных и экономических реалий рубежа ХХ – XXI веков диктуют необходимость изучать и решать проблему более эффективного использования столь едино затратных архитектурных сооружений.

К этому списку можно прибавить еще одну проблему. После распада СССР многие театры остались без государственных дотаций. А театральное руководство столкнулось с условиями жесткой рыночной экономики и вынуждено в процессе выстраивания своего репертуара учитывать необходимость своей самоокупаемости. В этой ситуации возникает трудная дилемма между свободой творчества и зависимостью от коммерческого спроса. Нельзя не учесть тот факт, что на рынке развлечений появились и набирают обороты «… телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и более популярны у массового зрителя сегодня и серьёзно потеснившие театр» [3]. Но ведь для живого (не опосредованного виртуальностью) человеческого общения театр является традиционно важнейшим видом искусства. У театра всегда останется свой зритель и нынешняя, к счастью, вновь постоянно возрастающая посещаемость театров – тому подтверждение. А значит для того, чтобы театр мог полноценно выполнять все свои социальные функции, необходимо искать новые возможные пути его благосуществования.

Мы предлагаем не ждать театру поддержки извне, а пытаться найти решение автономного самостоятельного функционирования. И в качестве такого решения предлагаем повышать эффективность эксплуатации зального фонда театра путем создания универсального трансформирующегося театрального пространства с гибкой системой эксплуатации. Идея трансформации пространств-помещений и их функций заключается в том, чтобы увеличить многообразие и повысить эффективность удовлетворения культурных и социальных потребностей за счет сокращения простоев пустующих или неполностью используемых в дневное время зрительных залов. Это позволит театрам трансформировать часть зрительного зала в небольшие локальные залы и сдавать их под часовую аренду. Такие хорошо оборудованные залы сейчас пользуются спросом, ведь в них возможно проведение различных культурно-массовых мероприятий городского значения или частных мероприятий (форумы, семинары, обучающие тренинги, презентации, показы, концерты). Это принесет новый поток доходов для содержания и развития основной функции театра (театрально-зрелищной). Также эти пространства могут быть использованы как локальные репетиционные залы. Функциональные и декоративно-художественные возможности благодаря трансформации самого сценического пространства и оборудования также значительно расширяются. Примем этот вариант решения автономного самостоятельного функционирования театра за рабочую гипотезу.

Изучив материал по данной теме в архивах ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека) г. Новосибирска и библиотеке Новосибирского государственного театрального института, мы делаем выводы, что идея универсальности архитектурно-планировочного решения театрального пространства активно применялась и ранее. «Архитекторы и строители издавна стремились к расширению эксплуатационных возможностей сооружений за счет универсального использования помещений. Универсальность зальных и других помещений обеспечивалась архитектурно-планировочными решениями…» [2, с.11]. В России идея универсальности была реализована еще в конце XVIII века в Останкинском дворце (театральное помещение). Крепостные мастера и строители под руководством архитектора и художника Аргунова создали специальные машины, с помощью которых партер мог подниматься до уровня сцены, образуя общую площадку для танцев и маскарадов.

«Трансформация зальных помещений выступает не только как способ решения важных архитектурных задач, но и как более общий принцип повышения эффективности многих процессов. На фактуре планировочных решений авторы раскрывают перспективный социально-экономический замысел многофункционального использования основных фондов…» [2, с.5]

В советское время данный тип планировочного решения применялся как способ предотвращения потери важнейшего ресурса – общественного труда. «И в этом смысле пустующие по утрам клубы… свободные по вечерам классы школы и многие другие недостаточно используемые общественные учреждения можно было рассматривать как непроизводительную и невосполнимую растрату общественного труда» [2, c.5]. Сейчас, во времена рыночных экономических отношений, важнейшим ресурсом является экономическая рентабельность, и принятая нами рабочая гипотеза за счет повременной аренды трансформирующихся локальных залов повышает производительность данного ресурса.

Варианты трансформации универсального театрального пространства могут быть разнообразными. «Например, передвигается задняя стенка зала, уменьшая или увеличивая его длину... Открываются или закрываются боковые стенки. Помещение членится не только в горизонтальной, но и в вертикальной проекции. Выдвигается или задвигается балкон... Полу придают различный профиль — от горизонтального партера до единого амфитеатра с полого поднимающимися рядами. Сцену то объединяют со зрительным залом, то отделяют от него...» [2, с.7]. Трансформация сцены позволяет расширить диапазон театральных представлений: драма, опера, симфония, музкомедия и т.д. Это весьма актуально в наше время, когда наблюдается «…раскрепощение театральных форм, антрепризное движение и рассвет проектного театра, фестивализация театральной жизни, внедрение мюзикловых технологий, появление открытых площадок — одним словом, свобода театрального делопроизводства требует альтернативные театральные системы…» [3]. Трансформируемый просцениум может быть сильно вытянут в зрительный зал и окружен с трех сторон зрителями, либо вообще превращен в центральный тип сцены. Таков далеко не полный перечень возможных приемов модификации залов, причем перечень этот постоянно расширяется по мере развития техники и накопления опыта эксплуатации трансформируемых зданий и сооружений.

Метод трансформации помещений впервые применили выдающиеся советские зодчие К. Мельников, братья Веснины, А. Буров и другие. Примером такого типа здания является клуб Союза коммунальщиков им. Русакова в Москве (1027-1929 гг.) [прил. 1]. Над этими проблемами работали такие специалисты в области архитектуры и строительства как Г. А. Градов, А. Т. Полянский, Б. Р. Рубаненко, Е. Быков, В. А. Красильников, Е. Э. Юргенсон, Ю. П. Гнедовский, В. Куйбышев и многие другие.

Вопросы использования трансформации зальных помещений находили отражение в творчестве многих зарубежных архитекторов и строителей. Можно упомянуть, например, о специальном международном симпозиуме в 1971 году в Праге, посвященном вопросам трансформации залов.

Многоцелевым залом современной конструкции (с музыкальными возможностями) является зал конгрессов (концертов) в Абиджане (Республика Берег Слоновой Кости). Представляет интерес многоцелевой (трансформируемый) городской театр в Мальме (Швеция). В качестве примера ярко выраженного трансформируемого зала можно назвать учебный центр в Фениксе (шт. Аризона, США) [прил. 2]. «Где вокруг зала вместимостью 600 мест расположены четыре поворотные платформы-аудитории на 200 мест каждая. Ведущая функция зала театрально-зрелищная; для подвижных аудиторий учебно-лекционная» [2, с.46]. Приведенная трансформация аудитории, разработанная архитектором В.Е. Росманом, получила название АТ (аудитория, разделяемая и вращающаяся). Она дает возможность различных объемно-планировочных решений. Большая аудитория может представлять собой в плане полукруг или часть его. Малые аудитории располагаются по периметру большой. Число малых аудиторий и соотношение их вместимости могут быть разными. Этот вариант трансформации очень хорошо подходит для подтверждения нашей гипотезы, так как приведенный подход позволит значительно интенсифицировать использование зального фонда театрального сооружения. И при этом получить большой экономический и социальный эффект. Что еще немаловажно – конструкции платформ совершенно независимы от конструкции здания и, по мнению автора, могут устанавливаться в существующих зданиях. Это позволит применить поворотные платформы в реконструируемых театральных зданиях.

Также есть пример совершенного нового объекта с применением идеи трансформации, построенного в России. В 2005 году в городе Ханты-Мансийске был построен один из лучших концертно-театральных комплексов в Европе – «Югра-Классик». Это совершенно новый уровень организации театрального пространства и по планировочному решению, и по техническому оснащению. Артистам и музыкантам обеспечено высокое качество репетиций и выступлений: прекрасная акустика, сцена-трансформер, системы климат-контроля для хранения музыкальных инструментов и т.д.

Несмотря на широкое использование идеи трансформирующегося пространства универсального зала, взаимосвязи трансформации зальных помещений их функциональной и экономической эффективности изучены недостаточно. И мы делаем выводы, что преобразование театрального пространства, позволяющее более интенсивно и эффективно использовать зальный фонд театрального сооружения по всей плотности эксплуатационного времени, является весьма актуальным и будет востребованным в будущем. К тому же, «автоматизированная механическая трансформация помещений и оборудования – одна из многообещающих предпосылок динамичной архитектуры» [1]. Она открывает большие возможности для вариантных архитектурных композиций и придает динамичность сооружению, позволяя изменять габариты помещений в соответствии с требованиями эксплуатации. И, что немаловажно, такие здания и сооружения будет менее подвержены моральному износу.

zem1.jpg

zem2.jpg


Библиография

  1. Градов Г.А. Город и быт / Г.А. Градов.– М.: Стройиздат, 1968.
  2. Светликов А.А. Методы оптимальных планировочных решений (на примере трансформирующихся залов) / А.А. Светликов. – М., 1975. – 222с.
  3. Руднев П. Реинжиниринг бизнес-процессов в театре [Электронный ресурс] / П. Руднев // MAGAZINES.RUSS.RU: сервер Журнальный зал.– 2008.– Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/3/ru19.html (дата обращения 26.03.2010)

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017