№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Мифтакова Елена Альбертовна

магистрант УралГАХА
Научные руководители: кандидат архитектуры, профессор Конева Е.В.;
кандидат архитектуры, доцент Тарасова И.В.;
доктор филологических наук, профессор Лазарева Э.А.

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО УРАЛА НАЧАЛА ХХI ВЕКА


УДК: 72.01
ББК: 85.110

В статье освещается явление непрофессиональной архитектуры на Среднем Урале; анализируются психологические свойства непрофессиональной строительной деятельности человека; описывается трансформация объектов профессиональной и традиционной архитектуры в ходе непрофессиональной строительной деятельности; систематизируются характеристики явления непрофессиональной архитектуры.

Ключевые слова: непрофессиональная архитектура, психология творческой деятельности, малоэтажное жилище, типология жтилища


Для российского человека всегда было важно жить на собственном участке земли, где бы он чувствовал себя полноправным хозяином. В России в начале ХХ века развитие крупных индустриальных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Киев, происходило одновременно с их бесконтрольным «обрастанием» густонаселенными жилыми кварталами. Именно в этот период по России велось активное строительство жилья для бедных, а также для среднего класса, когда проектировщикам ставилась задача максимальной экономичности жилья. «В 1914 году выходит в свет первый выпуск книги «Дешевые постройки» под редакцией Владимира Стори, где были представлены типовые проекты жилых домов для среднего класса» [8, С.30].

Однако традиционная для Урала деревянная и каменно-деревянная архитектура в своем историческом виде сегодня более не пользуется спросом наряду с типовыми или авторскими постройками. Все чаще стали встречаться на территориях малых населенных пунктов и пригородов постройки, поражающие несуразными, но часто выразительными чертами. Здесь владелец дома и строитель чаще всего – одно лицо. Застройщик стремится создать свой дом без затрат на архитектора и строителей, полагаясь в работе на свои силы и знания. Как отмечает А.М. Сидорин, говоря о типологической доступности жилья, «диапазон оптимальных типов жилья, наиболее подходящих для осуществления государственных жилищно-строительных программ, в которых основным исполнителем будет не строительный комплекс, а граждане», распространяется на традиционную архитектуру с элементами индустриальных конструкций и оборудования [6, С. 32].

Можно предположить, что в ходе развития архитектурного процесса непрофессиональные постройки образовывались наряду с профессиональными и традиционными. Непрофессиональная архитектура возникает тогда, когда комплекс строительных навыков в обществе утерян, в нашем случае – традиции деревянного зодчества, а общество по-прежнему нуждается в доступном жилье. Так, постепенно пригороды «обрастают» разнородными поселениями, с не сочетающимися между собой постройками. Даже спроектированный архитекторами коттеджный поселок рано или поздно приобретает облик хозяев домов, несколько утрачивая заданный в проекте чистовой вариант.

На Урале, как и в России вообще, явление непрофессиональной архитектуры достаточно новое, ему примерно 50 лет, и на сегодня оно крайне мало изучено. Одним из факторов, способствовавших развитию непрофессиональной архитектуры, стало устройство коллективных садов. С середины ХХ века советское государство рядом законодательных актов регламентировало их развитие. Интересно отметить, что первый коллективный сад площадью 6,6 га был заложен в 1938 году на берегу Серебряного ручья в Красноярском крае [4].

В Свердловске ситуация складывалась иначе. В начале 60-х гг. большим недостатком застройки Свердловска считалось нерациональное использование (около 70 %) территории города под одноэтажное индивидуальное строительство (Октябрьский поселок, самовольные застройки и огороды близ трассы на Шарташ и так далее), при котором расходовалось в 6-7 раз больше площади, чем при многоэтажной застройке. Хотя на тот период государством ставилась задача направлять средства индивидуальных застройщиков по линии кооперативного строительства многоэтажных жилых домов [5].

В начале 1990-х гг. вслед за сменой политического режима в стране произошли коренные перемены в области архитектуры. Одновременно с резким спадом качества строительства, появился доступ к использованию новых строительных материалов, техники; возможность выезжать за пределы государства; был ослаблен контроль за землепользованием. Эти факторы неизбежно способствовали расцвету разнообразных выразительных решений, иногда не совсем удачных с точки зрения художественных критериев, не отвечающих устоявшимся представлениям общества об эстетичности архитектурного произведения (рис. 1).

mif1.jpg

В начале ХХI в. интерес к сфере малоэтажного строительства остается по-прежнему высоким. Более того, многие проектировщики, исследователи (А.М. Сидорин), государственные организации и деятели (Фонд РЖС, президент НАМИКС Е.Л. Николаева и др.) видят в малоэтажной архитектуре, и в непрофессиональной, в частности, решение проблемы доступности жилья, отмечая также, что необходимо поощрять желание людей строить самостоятельно.

Для качественной оценки явления непрофессиональной архитектуры выделяются следующие направления исследования:

-  социальные факторы (законодательство в области малоэтажного жилья);

-  типология жилища (традиционная архитектура Среднего Урала ХХ в., типология проектов садовых домов Средней полосы России 1960-2010 гг.);

-  психологические свойства непрофессиональной строительной деятельности.

Прежде всего, необходимо разграничить понятия профессиональной, традиционной и непрофессиональной архитектуры.

В профессиональном творчестве «проектная идея рождается в результате творческого переосмысления архитектором различных сторон и аспектов проектируемого сооружения, охватывающих как композиционные, собственно образно-символические аспекты, так и функциональные, ландшафтно-климатические, инженерно-конструктивные, технологические, экономические и др.» [7, С.167]. То есть архитектор творит комплексно, охватывая многие области знаний, благодаря полученным профессиональным навыкам. Тогда как непрофессионал лишен этого, следовательно, ему приходится творить по догадке, пользуясь «обрывочными» знаниями.

Традиционная архитектура подразумевает коллективную творческую деятельность народа, отражающую его жизнь, воззрения. В традиционной архитектуре знание передается от старших к младшим, когда последующие поколения строят по законам, определенным их предшественниками: пользуются определенными конструктивными схемами, объемно-пространственными композициями, материалами. Для России в целом традиционной архитектурой является деревянная архитектура, в основе которой лежит конструкция сруба.

Для профессиональной архитектуры важным аспектом является роль авторской личности, воплощающей в своем творчестве ту или иную идею, тогда как в традиционной архитектуре автор зачастую остается неизвестен.

Под термином «непрофессиональная архитектура» в литературных источниках понимается возведение малоэтажных зданий и сооружений за счет собственных средств и сил индивидуального застройщика. А.В. Долгов отмечает, что деревянная архитектура Свердловской области имеет три «родовых» источника: традиционное зодчество; профессиональная архитектура и самодеятельное строительство [3]. В рамках нашего исследования термин «самодеятельное строительство» будет использоваться наряду с термином «непрофессиональная архитектура».

Непрофессиональная архитектура рождается на границе профессиональной и традиционной. Определенные черты профессиональной и традиционной деятельности находят свое отражение в непрофессиональной. В профессиональной архитектуре можно выделить следующие смежные с непрофессиональной категории: проект дома, конструктивные узлы, материалы, частично оборудование. В традиционной архитектуре – это конструкция дома в целом (сруб, устройство кровли), использование традиционного материала (дерево), исполнение работы коллективом родственников или соседей.

А.В. Долгов акцентирует внимание на том, что развитие типового проектирования в конце 1940-х – начале 1950-х гг. привело в итоге к переносу сферы народного искусства в самодеятельное строительство. «Сначала небольшие частные дома, затем – строения в частных товариществах, загородные дачи продолжили линию развития деревянной архитектуры, использующей богатейший арсенал форм прошлого, модернизируя их на современный манер и согласно собственному видению и вкусу строителя» [3, С. 94].

Безусловно, на развитие непрофессиональной архитектуры влияют социальные аспекты, в том числе, большую роль оказывает развитие законодательных актов в области малоэтажного строительства. Корректировка законодательных актов, естественно, находит свое отражение в непрофессиональной архитектуре. В дальнейшем предполагается более подробно исследовать данный аспект.

Существует множество факторов, влияющих на развитие явления архитектуры, в том числе непрофессиональной. Среди таких факторов можно выделить: основные занятия населения, бытовой уклад, демография; строительные материалы и техника строительства; природно-климатические условия; общественные обычаи и традиции, эстетические представления народа, психический склад нации, мировоззренческие истоки; социально-экономические условия, исторические особенности, политические предпосылки [2]. На границе различных факторов рождается феномен непрофессиональной архитектуры.

Для того, чтобы проследить истоки становления непрофессиональной архитектуры, обобщаются данные по типологическим особенностям жилища в целом, а также по типологическим особенностям традиционной уральской архитектуры и типовых проектов садовых домов. Сопоставление данных категорий позволяет понять, как из объектов традиционного архитектурного творчества и типовых профессиональных построек образуется непрофессиональное жилище.

В традиционной архитектуре Урала за многие века сформировалась своя типология, отражающая выработанный поколениями опыт организации человеком своего жилища. На основе исследования Е.Н. Бубнова прослеживается распространение на Урале типов традиционного жилища (рис.2). Основные разновидности типов традиционного жилища, сложившихся на Северном и Среднем Урале к ХХ в., таковы: дома с открытыми дворами (четырехстенная изба, изба со связью, пятистенок, шестистенок); дома с крытыми дворами; двойной дом; тройной дом; дом кошелем. Также типы домов различаются по размещению избы по вертикали: на высоком подклете; на низком подклете; подсарайная изба; в двух уровнях; двухэтажная [1].

mif2.jpg

Типология проектов садовых домов в данном исследовании ограничивается временным периодом с 1960-х по 2010-е гг. По научным источникам отслеживаются типовые проекты и, в зависимости от даты публикации, классифицируются по периодам (рис.3). Прослеживается развитие типового проектирования в области малоэтажного индивидуального строительства в России. По полученным данным можно судить о трансформации объектов профессиональной и традиционной архитектуры в ходе непрофессиональной строительной деятельности.

mif3.jpg

Далее, одним из важнейших аспектов изучения непрофессиональной архитектуры является психологический подход, потому как коренные отличия непрофессиональной архитектуры от профессиональной и традиционной кроются именно в психологических особенностях этого вида деятельности. На данный момент непрофессиональная деятельность в целом мало изучена. Она, как правило, рассматривается с негативной точки зрения, как бесполезная в условиях хозяйственной деятельности.

Мы исходим из гипотезы о том, что основы непрофессиональной творческой деятельности берутся человеком из своего личного опыта, из детства, поскольку у непрофессионального строителя нет специальных архитектурных знаний. Можно обозначить некоторые свойства, характерные для непрофессиональной творческой и строительной деятельности: несистемность; индивидуализация; эгоцентризм; интуитивность; воспроизведение через пример, через повторение; архетипичность.

В отличие от профессионального проектировщика, непрофессионал принципиально иначе подходит к строительной деятельности: в профессиональной и традиционной архитектуре существуют определенные этапы подготовки, усвоения методов, средств, отдельных действий и операций. Вследствие отрыва от данных процессов, в деятельности непрофессионала возникает большая творческая подвижность, что помогает индивидуальности активнее проявляться. В традиционной архитектуре творческий процесс в целом менее индивидуализирован из-за соблюдения архитектурно-строительных традиций.

Несистемность можно легко наблюдать практически во всех непрофессиональных постройках. Если специалисту в области архитектуры в голову не придет применить определенное конструктивное или объемно-пространственное решение ввиду его нецелесообразности, крайней неэффективности или из-за соблюдения норм безопасности, то непрофессионал, скорее, не отследит подобные ограничения (рис.4).

mif4.jpg

Говоря об индивидуализации жилища, необходимо отметить такое свойство человеческого мышления, как эгоцентризм – взгляд личности на себя как на центр мироздания. В непрофессиональной архитектуре это свойство проявляется особо ярко: невозможно найти две тождественные постройки. Непрофессионал, ощущая себя хозяином участка земли, осуществляет самые разнообразные замыслы (рис.5). Этому способствуют и послабления в законодательной базе в области малоэтажного строительства, когда не создано определенных рамок для подобной деятельности. Однако так происходит не только потому, что хозяин дома стремится выделить свою постройку среди других подобных. В первую очередь, владелец дома хочет получить удобное жилье, а за счет того, что процесс строительства дома часто затягивается не на один год, а на достаточно длительный период, в течение которого естественно происходят изменения в сфере жизнедеятельности застройщика, дом наполняется индивидуальными чертами.

Формообразующая деятельность непрофессионального застройщика в некоторой степени подобна деятельности ребенка на основном этапе его познания мира (границы этого этапа примерно составляют от рождения до 6 лет ребенка).

В теории о коллективном бессознательном К.Г. Юнг выделяет три типа воспитания: воспитание через пример, сознательное коллективное воспитание, индивидуальное воспитание [9]. Согласно теории Юнга, коллективное бессознательное определяет реакции человека на окружающую действительность. Из коллективного бессознательного рождается и творческий процесс в целом.

На практике теорию Юнга можно подтвердить анализом детских рисунков. При выдаче определенного задания (нарисовать дом для себя) и дальнейшем его выполнении группой детей младшего возраста (5-6 лет) ребенок невольно срисовывает у других форму, однако, при этом наполняет ее своим собственным содержанием (рис.5). Индивидуальность в данном случае выражается за счет различной окраски домиков (дома раскрашены в разные цвета), также за счет декорирования (появление мелких деталей). Таким образом, чаще всего форма домов одинакова, но конечные результаты, тем не менее, различны. Так проявляется воспитание через пример – базовая форма воспитания.

mif5.jpg

Непрофессиональный застройщик также копирует форму, однако, теперь он опирается на опыт предшествующих поколений или же наблюдает за строительным процессом своего соседа. Индивидуальность в данном случае проявляется так же, как у детей, в основном, через декорирование, либо через особенности конструктивных решений. В обоих случаях, в детском и непрофессиональном творчестве, наблюдается нешаблонность мышления, когда ребенок и непрофессионал еще не обременены «лишними» знаниями и комплексами. В то же время, возникает другая особенность: дети младшего возраста еще не знают многих средств выражения, следовательно, в этом плане они очень ограничены в своих творческих изысканиях. Также у непрофессионала: ему неподвластны многие технические возможности – отсюда происходит не такой высокий уровень исполнения, как у профессионального архитектора (за исключением декора), и опять же скованность и ограниченность в воплощении задуманного (рис.6).

mif6.jpg

Что характерно, ребенок и непрофессиональный архитектор зачастую используют в творчестве архетипичные формы (рис.6), существующие на подсознательном уровне: в задании нарисовать дом для себя дети за основу формы дома принимают сруб и двухскатную крышу. Разумеется, ребенок не осведомлен о существовании подобных технических терминов, однако, это не мешает ему ими пользоваться при рисовании. Также и индивидуальный застройщик: он может не знать, как называется конструктивная система построенного им дома, но пользоваться опытом поколений на бессознательном уровне он способен.

Обобщенные данные по психологическим, социальным аспектам, по типологии малоэтажного жилища послужили основой для обозначения характеристик явления непрофессиональной отечественной архитектуры. В результате, можно перечислить некоторые из них: непривязанность к долговременным традициям; ограниченность в техническом исполнении; несистемность; интуитивность; проявление индивидуальности; вписанность в местный культурный контекст.

Получение дополнительных сведений посредством проведения натурных обследований, а также за счет проведения анкетирования жителей Свердловской области даст возможность осуществить более глубокое изучение явления непрофессиональной архитектуры, выявить новые творческие приемы и методы, способные обогатить творчество архитекторов.

Выводы

- Необходимо признать целесообразность изучения явления непрофессиональной архитектуры на Среднем Урале, так как постройки такого рода все более проникают в городскую и около городскую среду, а также имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности архитекторов.

- Обобщены социальные и другие факторы, влияющие на развитие явления непрофессиональной архитектуры.

- Проведен анализ типологии жилища, открывающий путь к обозначению непрофессионального развития профессиональной и традиционной архитектуры. - Обобщены психологические свойства, обусловливающие непрофессиональную строительную деятельность человека.

- Зафиксировано, проанализировано и систематизировано большое число объектов исследования; выделен сложный процесс эволюции непрофессионального малоэтажного жилища Среднего Урала; установлена преемственность традиций жилищ и приемов профессионального архитектурного творчества.


Библиография

  1. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е.Н. Бубнов. – М.: Стройиздат, 1988. – 183 с.
  2. Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища / С.А. Дектерев. – Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. – 210 с.
  3. Долгов А.В. Деревянное зодчество Свердловской области / А.В. Долгов. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 148 с.
  4. Паращук А. Амнистия не принесла свободы [Электронный ресурс] / А. Паращук // Красноярская краевая организация КПРФ. – Режим доступа: http://kprfkrsk.ru/content/view/1166/1/ (Дата обращения 15.05.2010)
  5. Прения на пленарных заседаниях // Архитектура СССР. – 1960. – № 8. – С. 17-18.
  6. Сидорин А.М. Современное жилище, часть первая: Актуальные проблемы жилищной политики / А.М. Сидорин // Архитектура и строительство России. – 2008. – № 1. – С. 20-38.
  7. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
  8. Чуклова В. Некоторые факты из истории развития малоэтажного индивидуального жилья / В. Чуклова // Архитектура. Строительство. Дизайн. – 2009. – № 2.– С. 30-31.
  9. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/ К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1994. – 336 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017