№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Фёдоров Арсений Андреевич

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Бурцев А.Г. Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, Россия

ЛАНДШАФТЫ СРЕДНЕГО УРАЛА КАК ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА


УДК: 72.01

Статья посвящена вопросу возникновения промышленного предприятия в структуре пригородной зоны крупного города. В системе пригорода рассматриваются архитектурно-планировочные элементы, организующие его среду, и взаимосвязи между ними. Для организации промышленного предприятия в пригородной зоне г. Екатеринбурга применяется концепция ландформ, основанная на идее заимствования принципов геологии характерных для Среднего Урала горных ландшафтов, и трансформации их в объемно-планировочное строение промышленного объекта.

Ключевые слова: пригородная зона, структура, ландформы, горные ландшафты, трансформация


На сегодняшний день одним из характерных явлений в развитии крупных городов России является перенос промышленных предприятий, находящихся в их историческом центре, в пригородную зону – территорию, изначально предназначенную для стратегического развития городов. Такая необходимость вызвана не только несоответствием внешнего облика предприятий эстетическим качествам исторической среды города и процессам её активной реконструкции, но и санитарно-защитными нормами, установленными для них.

Казалось бы, ситуация простая; взять здание, раз оно не подходит по каким-либо параметрам, вынести его за пределы города и будет у него сколько угодно санитарно-защитной зоны. В результате таких действий может сложиться впечатление, что пригород получит сооружение-одиночку, стоящее “посреди поля”, спрятанное за высокими деревьями вдоль трассы, на подъездах к городу. Однако это не так – пригород по своей природе состоит из множества архитектурно-планировочных элементов, организующих его среду, и перенос промышленного предприятия в пригород оказывает серьезное влияние на его сложившуюся структуру, насыщенную различными видами взаимосвязей между уже существующими в нем объектами. Проблема заключается в том, что появившееся предприятие влечет за собой существенную перестройку сложившейся системы. Чтобы правильно подойти к решению поставленной проблемы, необходимо структурировать архитектурно-планировочную среду пригорода крупного города, выявить элементы, из которых она состоит. На основе литературных источников [1;4] была создана следующая классификация этих элементов:

- населенные пункты (деревни, садово-дачные кооперативы, станционные поселки, поселки городского типа, коттеджные поселки);

- транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги различного назначения, остановочные пункты, путепроводы, развязки, мосты);

- общественные сооружения, (торгово-развлекательные центры, медицинские, образовательные учреждения);

- промышленные сооружения (малые, средние, крупные производственные предприятия, технопарки, земли сельскохозяйственного назначения);

- элементы рекреационной зоны (лесопарки, санатории, базы отдыха, лыжные трассы, озера, исторические и природные памятники, заповедники, спортивные базы);

- резервные территории для стратегического развития города, а также заболоченные территории и верховья рек;

- особые элементы (логистические центры, аэропорт, свалки, кладбища, водные ресурсы городов, ЛЭП) (рис.1).

fed1.jpg

Рис.1. Элементы архитектурно-планировочной среды пригородной зоны крупного города

Характеристики вышеперечисленных архитектурно-планировочных элементов пригорода определяют следующие виды их взаимосвязей:

- транспортные;

- исторические (в том числе, туристические);

- культурные (информационно-образовательные);

- экономические (в том числе производственные);

- рекреационные;

- экологические;

- смысловые;

- общественно-правовые (в том числе юридические).

При анализе возможности внедрения нового промышленного предприятия внутрь этой сложной системы необходимо выявить его воздействие на описанные выше взаимосвязи между элементами пригородной зоны, а также рассмотреть возможные варианты появления новых видов связей.

Возникновение “нового” промышленного предприятия в среде пригорода оказывает влияние на следующие виды связей.

Транспортный вид взаимосвязи: создаются новые схемы транспортного обслуживания, к предприятию осуществляется подвод инженерных коммуникаций, организовываются остановочные комплексы, появляются проезды, улицы-нити, связывающие крупные транспортные артерии города и элементы пригорода с промышленным объектом, посредством которых с ним осуществляется взаимосвязь, в том числе и экономическая. Ввиду загрязнения окружающей среды, на промышленные сооружения распространяются нормы санитарно-защитной зоны – предприятие оказывает влияние на экологический и общественно-правовой виды взаимосвязей. Ограничивается свобода передвижения человека вблизи промышленного объекта, регламентируется строительство жилых и общественных сооружений. Появление рабочих мест создает пешеходную и транспортную связку “дом-работа”. Потребность в реализации произведенного товара влияет на создание точек для торгового сообщения с городом и элементами пригорода, которые организуются при помощи экономической взаимосвязи. Изменяется социальный состав населения. Размещение предприятия оказывает влияние на природные ресурсы территории – сельскохозяйственные, рекреационные и другие.

Положительное влияние промышленного сооружения на пригородную среду будет заключаться в его размещении близ родственных по виду производства или процесса предприятий. А также универсальное использование элементов рекреационных взаимосвязей в структуре промышленного объекта, при условии сведения к минимуму его санитарно-защитной зоны.

Кроме влияния на архитектурно-планировочное решение зоны пригорода, промышленное предприятие, размещаясь вблизи крупных транспортных артерий, невольно начинает участвовать в формировании образа самого города в сознании человека, презентуя город, являясь своего рода визитной карточкой. Так же как значимые городские объекты формируют образ города, так и промышленные объекты пригорода напрямую влияют на восприятие города в целом.

Сегодня одним из способов гуманного и гармоничного внедрения архитектурного объекта в окружающую природную среду пригорода является использование ландформ – архитектурной структуры, в основе которой лежат аналогии с ландшафтом пространства (рис.2). На основе этой идеи возможна интеграция промышленного объекта в структуру санаторной, лесопарковой среды пригородной зоны, с сохранением присущих ей в данное время рекреационных функций.

fed2.jpg

Рис.2. Примеры использования ландформ в архитектурных сооружениях различного назначения. Проекты и реализованные объекты

Концепция использования ландформ для организации промышленного предприятия в пригородной зоне г.Екатеринбурга основана на идее заимствования принципов геологии характерных для Среднего Урала горных ландшафтов и трансформации их в объемно-планировочное строение промышленного предприятия.

В качестве прообразов для проектирования промышленного предприятия в пригородной зоне г.Екатеринбурга взяты характерные горные ландшафты Среднего Урала:

- Чертово Городище (пригород Екатеринбурга), входящее в “гранитный комплекс Каменных Палаток”[2]. Своим образованием обязано так называемой “магматической линзе”, которая со временем под действием тектонико-климатических влияний оказалась на поверхности и приобрела матрацевидную форму. Внешний вид уступа обусловлен устойчивостью данной горной породы к денудационным процессам (совокупности тектонико-климатических влияний) (рис.3);

fed3.jpg

Рис.3. Горные ландшафты Среднего Урала. Чертово Городище. Пригород Екатеринбурга

- Тальков Камень (пригород Екатеринбурга). Озеро является затопленным карьером по добыче талька. Тальк в свое время добывали в качестве огнестойкого материала для нужд промышленных предприятий. Рубленные, диагональные, геометрически правильные формы обусловлены техногенным фактором воздействия на него, а прямые горизонтальные очертания сформированы осадочными горными породами (ОГП), так называемым сланцем (рис.4);

fed4.jpg

Рис.4. Горные ландшафты Среднего Урала. Тальков Камень. Пригород Екатеринбурга

- скальные выходы, сформировавшиеся по берегам вдоль рек и озер (пригороды Екатеринбурга, Челябинска, Перми. Уступы образованные ОГП, основа их формообразования сводится к сползанию так называемого “осадочного чехла” с более твердых пород, который даже при небольшом горном уклоне имеет движение (а что уж говорить об уклоне Уральских гор), тем самым образуя складки на поверхности земли. Форма скальных выходов обусловлена наслоением горных пород друг на друга, а также сильными денудационными и карстологическими (растворимые природными водами осадочные крупнозернистые породы) процессами (рис.5).

fed5.jpg

Рис.5. Горные ландшафты Среднего Урала. Скальные выходы, сформировавшиеся вдоль рек и озер. Пригороды Екатеринбурга, Челябинска, Перми

Результатом исследования процессов тектонико-климатического образования данных объектов стал ряд пентаграмм, графически раскрывающих сценарий образования горных ландшафтов Среднего Урала, отражающих их разное формообразование (рис.6). Также, наряду с этим, графический анализ построения объектов с выявлением сомасштабности объемов между собой, ритмов, направленности векторов позволил определить их характерную тектонику (рис.7).

fed6.jpg

Рис.6."Сценарии" образования горных ландшафтов Среднего Урала

Данные, полученные в ходе историко-геологического и графического анализов, можно положить в основу формулировки архитектурно-художественного и объемно-планировочного решений построения структуры промышленного предприятия.

Изученные в рамках исследования наиболее яркие и характерные ландшафты Среднего Урала объединяет то, что они представляют собой различные санаторные, лесопарковые и заповедные зоны регионального значения, что подтверждает актуальность использования идеи заимствования и применения принципов формообразования ландшафтов в родственной им среде пригорода Екатеринбурга.

fed7.jpg

Рис.7. Графический анализ горных ландшафтов Среднего Урала  с выявлением характерной тектоники объектов

С использованием предложенного принципа формирования промышленного предприятия на основе ландформ реализуется идея гуманного и гармоничного внедрения архитектурного объекта в окружающую природную среду пригорода. Принимая во внимание геологические особенности расположения города, ландформы не идут в разнобой с природным окружением пригодной зоны – как-будто так и должно быть. И в этом случае географическое расположение каждого города будет по-своему “диктовать” образ объекта. В пригороде Екатеринбурга ландформы, заключающие в природе своего образования аналогии с наиболее яркими и характерными ландшафтами Среднего Урала, будут являться эффектной архитектурной метафорой.


Библиография

  1. Строительные нормы и правила: СНиП 2.07.01-89*: Планировка и застройка городских сельских поселений: введ. 01.01.1990.– М.: Изд-во стандартов, 1994.
  2.  Исаков Н. С. Рельеф Урала: Морфоструктура и морфоскульптура / Н. С. Исаков – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999 – 54 с.
  3. Пиотровский В.В. Геоморфология с основами геологии/ В.В. Пиотровский – М.: Изд-во геодезической литературы, 1961. – 284с.
  4. Хауке М.О. Пригородная зона большого города / М.О. Хауке. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. – 168 с
  5. Руководство по совершенствованию эстетических качеств промышленных предприятий/ ЦНИИПромзданий Госстроя СССР. – М.: Стройиздат, 1981. – 87 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017