№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Кузнецова Всеслава Алексеевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Конева Е.В. Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА


УДК: 72.01
ББК: 85.110

В статье изложены причины, а также предполагаемые результаты применения методики выявления презентационного потенциала и совершенствования презентационных качеств символических пространств города, этапы и шаги данной методики.

Ключевые слова: символическое пространство; презентация; методика


Город – это особая организация архитектурно-символических пространств, каждое из которых имеет свое непосредственное предназначение. Как правило, оно выражено в индивидуальных предметах городского интерьера, заключающих в своем облике символ, который, в свою очередь, несет определенный историей смысл.

Архитектурное пространство является символическим, когда в его композиции, объемно-пространственном решении и архитектурно-художественных деталях свернуто смысловое содержание одного или нескольких презентационных пластов, разворачивающееся в процессе познания пространства. При этом к основным характеристикам городского символического пространства относятся индивидуальность и презентабельность значения.

В современных городах можно выделить несколько типов символических пространств: памятное, культурное, культовое, деловое, промышленное и жилое. К сожалению, в символических пространствах отмечается недостаток презентационной активности, и организованы они таким образом, что не способствуют качественной коммуникации участников презентационного действия. Кроме того, современное городское общественное пространство часто является коммерциализированым. Располагающиеся на территории символических пространств торговые точки и платные автостоянки дезориентируют горожанина, навязывая ему определенный вид действий, тем самым скрывая от него истинное значение символического пространства. Снижение популярности символических пространств может привести к печальным последствиям, таким как потеря уникальных исторических городских пространств, а следовательно, утрате культурных и духовных ценностей, приводящей к снижению творческой и познавательной активности горожан и туристов.

Порой одно пространство может заключать в себе несколько значений. Тогда оно включает в себя, как утверждает И. Митин [1], несколько пластов и представляет собой палимпсест места, на котором было исторически сформировано. Палимпсест как категория предполагает существование множественных реальностей каждого места. Именно такие реальности составляют фундамент для формирования презентации пространства, а их сумма называется презентационным потенциалом символического пространства.

В каждом символическом пространстве может совместно существовать несколько из семи презентационных пластов палимпсеста: научного, религиозного, политического, культурного, мифологического, памятного и делового (рис. 1).

1.jpg

Рис. 1. Пласты палимпсеста символического пространства

На основе одного или нескольких пластов может быть осуществлена презентация, а другие пласты могут залегать на уровне презентационного потенциала символического пространства. Проявление пластов в определенной презентационной форме – это способ рассказать историю пространства.

Презентация неудачна тогда, когда значение символического пространства не прочитывается, что говорит о том, что архитектурно-художественные средства презентации раскрывают значение пространства не в полной мере. Следовательно, чтобы сделать символическое пространство доступным для понимания, достаточно правильно организовать его презентационные качества.

Термин «презентация» рассматривался ранее в таких областях деятельности как реклама и музейное дело. В рекламе презентация – это комплексная коммуникационная форма, которая создает особые мифосимволические условия, раскрывающие и закрепляющие картину мира и способ действия в ней социального агента через включение в этот контекст целевой аудитории [2]. Музейная экспозиция – это основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры [3]. В сфере архитектурной деятельности этот вопрос еще слабо разработан, поэтому уместно совместить принципы презентации из данных областей, к примеру: принцип сценирования информации с архитектурно-художественными характеристиками символического пространства. Таким образом, презентационные качества – это объекты и форма архитектурно-символического пространства, художественно, композиционно, психологически, семантически и образно, передающие тему презентации, выбранную из презентационного потенциала пространства, согласно специально разработанному сценарию.

Известный европейский специалист по проектированию и реставрации площадей архитектор Борис Подрекка говорит, что очень важно «услышать» пространство – понять, что в нем уже заложено и что в него можно привнести [4]. То, что в пространство заложено, можно увидеть, когда пространство презентует себя в момент знакомства с человеком.

Выявление и совершенствование презентационных качеств архитектурно-символических пространств города возможно благодаря методике выявления презентационного потенциала и модификации презентационных качеств символических пространств города. Методика включает в себя четыре этапа, каждый из которых состоит из нескольких шагов.

Первый этап – «Определение презентационных качеств символического пространства» – включает в себя четыре шага и основан на историко-аналитическом подходе. Цель этапа – сформулировать суждение о символическом пространстве. Первым шагом будет выбор символического городского пространства с помощью метода классификации. Важно определить, к какому из пяти типов символического пространства относится объект исследования для того, чтобы вести дальнейшую работу в рамках одного, доминирующего, назначения и согласно ему выявлять презентационные качества пространства (рис. 2).

2.jpg

Рис. 2. Типы символических пространств

Вторым шагом данного этапа будет формирование субъективной оценки символического пространства. Необходимо зафиксировать все особенности пути и пребывания в символическом пространстве, а именно:

• характер пути, городское окружение и типаж людей, подход и подъезд к пространству;

• район, улицу и окружение самого пространства;

• эмоциональное суждение о пространстве;

• доступность пространства;

• место смены общей атмосферы города на атмосферу символического пространства;

• первое прочтение символов пространства.

Заметки следует занести в таблицу (рис. 3). Значение каждого из пунктов таблицы предопределяет возникновение образа пространства, поэтому третий шаг – образный. Его цель – выразить художественный образ пространства, который необходимо отразить на холсте, нарисовав его, либо на листе бумаги, написав эссе о нем (рис. 4).

3.jpg

Рис. 3. Особенности пути и пребывания в символическом пространстве

4.jpg

Рис. 4. Фиксация образа символического пространства

5.jpg

Рис. 5. Знакомство с художественными образами, созданными другими авторами

Этот шаг делается для того, чтобы мысленный образ пространства превратить в художественный, наглядный. Далее, интересно изучить другие произведения искусства, передающие образ символического пространства, чтобы выявить варианты его прочтения художниками, писателями, скульпторами, возможно, музыкантами. Всю найденную информацию следует представить в таблице «Знакомство с художественными образами, созданными другими авторами» (рис. 5).

Четвертый шаг состоит в том, чтобы какое-то время хранить в подсознании образы символического городского пространства, чтобы оценить, насколько они ярки, на какое время они остаются в сознании и как трансформируются. Изменения необходимо также зафиксировать рисунками, записями. Здесь важно понять – какой жизнью символическое пространство живет в сознании, какие его детали глубоко врезаются в сознание, а какие со временем исчезают.

Второй этап методики – «Выявление презентационного потенциала символического пространства» – основан на двух методах, классификации и систематизации.

На первом шаге нужно заняться изучением реальной ситуации пространства. Необходимо запечатлеть все объекты пространства, с помощью которых передается его символическое значение. Нужно заполнить таблицу семантических значений объектов пространства снимками общего вида символического пространства, планом градостроительного узла, на котором располагается изучаемое пространство и фотографиями всех архитектурно-художественных объектов пространства с указанием их семантического и психологического значения (рис. 6).

6.jpg

Рис. 6. Таблица символических значений объектов пространства

На втором шаге требуется осуществить поиск информации по истории, мифам и легендам данного пространства, чтобы найти тот материал, который возможно презентовать архитектурно-художественными средствами, все данные занести в таблицу пластов палимпсеста символического пространства (рис. 1).

Третий шаг представляет собой процесс шкалирования, который способствует тщательной работе над выявлением презентационного потенциала пространства. Шкала представляет собой соотнесение находящихся в пространстве предметов городского интерьера, классифицированных Шимко В.Т. [5], с пластами палимпсеста рассматриваемого места. Пластами палимпсеста принято считать: историю города, мифы и легенды города, религиозные ценности, политические ценности, культурные ценности, военные события, деловые отношения, научные достижения, а также современные и будущие настроения человечества, выраженные в арт-формах (рис. 7). Безусловно, возможные пласты палимпсеста будут исходить из истории и назначения каждого пространства. В шкале отмечаются те объекты пространства, которые передают информацию о соответствующем пласте палимпсеста; пересечение объектов и пластов в шкале отмечается точкой. Данная шкала покажет, какой пласт пространства наиболее проявлен через объекты пространства, а какой практически или совсем не проявлен.

7.jpg

Рис. 7. Шкала презентационного потенциала пространства

На четвертом шаге этапа по шкале презентационного потенциала пространства нужно выбрать наименее презентованный пласт для работы над его проявлением. Далее нужно выбрать наиболее презентованный, чтобы оценить качество его презентации.

Третий этап методики – «Изучение презентационных качеств пространства». Все шаги систематизируются в таблице презентационного решения (рис. 8). Сначала выявляются все качества презентации, определенные Щитовой В.И. [7] в диссертации «Презентация как коммуникационный феномен культуры», затем качества архитектурных форм, определенных Шимко В.Т в книге «Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды», и Щепетковым Н.И. [6] в книге «Световой дизайн города».

8.jpg

Рис. 8. Таблица презентационного решения символического пространства

Шаг 1: определить тему презентации, исходя из шкалы презентационного потенциала пространства;

Шаг 2: определить каналы трансляции информации: вербальный, визуальный, аудиальный или кинестезический. При этом учесть, что информацию возможно транслировать по нескольким каналам одновременно;

Шаг 3: определить средства для решения презентационных задач. Данные задачи могут быть решены с помощью следующих средств: образных, информационных и рефлексивных;

Шаг 4: определить уровни восприятия презентации, которые делятся на информационные и образные;

Шаг 5: выбрать тип презентации. Социокультурный, бизнес-презентация либо сочетание обоих типов;

Шаг 6: выбрать тип сценирования информации из возможных: псевдоритуального и дискурсивного, который строится на информировании или убеждении;

Шаг 7: определиться со способом организации информации, выбрав из следующих вариантов: бриколлаж, схема комиксов или представление содержания презентации в концентрированной форме;

Шаг 8: выбрать формы презентации: метафорические или архетипические;

Шаг 9: подумать о качествах визуальной формы. Какой она будет в образе пространства: как визуальное сообщение, как след действия или как сообщение и действие визуальной формы в визуальной модели;

Шаг 10: определить способ вовлечения аудитории в социопсихологические действия. Варианты: наведение транса, активизация сознанием поведения, провокация или символизация;

Шаг 11: выбрать виды образно-символических структур из таких как символическая форма, изображения или изобразительные сигналы;

Шаг 12: выбрать схемы пространственной комбинации акцентно-доминантных форм. Может быть глубинная композиция, центрическая структура и фронтальная композиция;

Шаг 13: определить тип соподчинения художественных элементов, сознательно отдав тем или иным элементам роль доминанты, акцентов или фона;

Шаг 14: составить список архитектурно-планировочных средств формирования городского интерьера из возможных: архитектурные сооружения, плоскостные сооружения, детали архитектурных объемов, произведения монументально-декоративного искусства, средства информации, городское оборудование, элементы благоустройства, вторые и третьи планы, панорамы;

Шаг 15: систематизировать цветовую среду пространства;

Шаг 16: систематизировать световую среду пространства.

Все качества логически связаны между собой, последовательность оценки качеств презентации строится от форм презентации к ее архитектурно-художественному решению. Теперь, когда выявлены презентационные качества символического пространства, нужно приступить к их модификации.

Четвертый этап – «Поиск способа выражения презентационного потенциала в презентационных качествах пространства», то есть модификация символического пространства, созданная оформлением его презентационных качеств, основанных на выявленном презентационном потенциале.

Первый шаг этапа – выбрать для темы презентации, выделенной во втором этапе по шкале презентационного потенциала, подходящий вариант презентации, а затем и соответствующие архитектурно-художественные средства презентации по таблице презентационного решения.

Второй шаг – протестировать проект модификации символического пространства путем проведения опроса посетителей данного символического пространства на предмет нововведений. Полученные ответы следует внести в таблицу оценки нововведений посетителями символического пространства.

Таким образом, данная методика позволит архитектору приступить к процессу проектирования, в котором он, внося текущие корректировки в проект, произведет «монтаж» настоящих данных символического пространства с обличенными в форму рекомендациями по его усовершенствованию. От возможности применения представленной методики в разных условиях зависит эффективность презентационного действия и уровень презентационных качеств символических пространств города, следовательно, у архитектора, ее применяющего, появляется возможность опустить барьер понимания значения и истории пространства на несколько единиц измерения, а уровень презентабельности пространства поднять намного выше. По результатам применения методики в каждом отдельном символическом пространстве становится возможным формулирование рекомендаций по улучшению его презентационных качеств, которые далее составят основу теоретической концепции по преобразованию символических пространств города. Следовательно, ряд проблем, связанных с утратой культурных ценностей и памяти о важных событиях, людях мира, страны, города и района, в частности, усиливающейся коммерциализацией и низкой презентационной активности, может быть исчерпан. Теоретическая концепция по преобразованию символических пространств города поможет архитекторам и дизайнерам создавать неповторимую среду, богатую символами, обогащающую жизнь человека, наполняющую его пребывание в ней смыслом. Возможность познакомиться с историей пространства – это интереснейшее действие, в котором элементы, его формирующие, играют роль создателей особой выразительной среды, благодаря которым аудитория запоминает пространство и возвращается в него снова и снова, обращаясь к нему, словно к книге.


Библиография

  1. Митин И.И. Палимпсест, место как палимпсест/ И.И Митин//Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Выпуск 2. – М.: Институт Наследия, 2005. – С. 353-355
  2. Муравьева К.Ю. Символическая составляющая рекламы (проблемы теории и истории): дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / К.Ю. Муравьева. – СПб, 2006. – 164 с.
  3. Словарь актуальных музейных терминов. // Музей. – 2009. – №5
  4. Шипова И. Пространство ментальной эстетики: интервью с Борисом Подреккой / И. Шипова //Speech. – 2009. – С. 210-232.
  5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник / В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2006. – 384 с.
  6. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учеб. пособие / Н.И. Щепетков. – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.
  7. Щитова В.И. Презентация как коммуникационный феномен культуры. Визуальный аспект: дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / В.И. Щитова. – М, 2004.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017