№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Дизайн


 Чг Нгок Минь

студент УралГАХА Научные руководители: кандидат искусствоведения, профессор В.А. Курочкин, кандидат философских наук, профессор Е.П. Постников Уральская государственная архитектурно-художественная академия г. Екатеринбург, Россия

СРЕДСТВА ДИЗАЙНА И ФИЛОСОФИЯ КОРПОРАЦИИ SONY


УДК: 72.18

Эффективная деятельность таких корпораций, как SONY, способствовала превращению Японии из отстающей страны в процветающее государство. Во многом это произошло благодаря продуманной философии корпораций.

Суть философии компании SONY можно раскрыть тезисами: «Создавай только то, что еще не было создано ранее», «Всегда будь на шаг впереди конкурентов». Эти слова соответствуют и дизайнерской философии SONY. Компания делает ставку на оригинальность своей продукции, ее функциональность и юзабилити. Вещи включаются в образ жизни потребителей. Поэтому технику компании SONY сложно спутать с техникой других производителей.

Ключевые слова: SONY, философия дизайна, эргономичность, простота, образ жизни, функциональность, юзабилити


Выбор этой темы отнюдь не случаен: в последние годы в России особенно острой стала проблема развития отрасли потребительских товаров. В настоящее время в нашей стране есть почти все необходимые условия для успешного решения этой проблемы: сырье, трудовые ресурсы и капитал, но одна из главных трудностей состоит в том, что в России слишком мало внимания уделяется качеству и дизайну продукции. В современной же потребительской культуре качество производства и дизайн играют очень важную роль, они зачастую оказывают очень сильное влияние на продаваемость товара. В этой сфере российским производителям было бы полезно перенять опыт иностранных компаний, которые работают на мировом рынке уже не первый десяток лет.

Особенно интересным для России может стать пример корпорации SONY. Она была основана в 1946 году, после окончания II Мировой войны. Страна Восходящего Солнца находилась в крайне тяжелом положении, и японские производственные компании были вынуждены начинать свою деятельность с нуля. Сегодня Япония является мировым лидером в производстве электроники и роботехники и считается передовым государством по внедрению новейших научных открытий и технологий в повседневную жизнь. Из отстающей страны Япония превратилась в процветающее государство, экономика которого не зависит от экспорта сырья. Во многом этому поспособствовала эффективная деятельность таких корпораций как SONY и их философия: стремление к новизне, качественное развитие и открытость инновациям. Вышеперечисленные качества не только не шли вразрез с японским менталитетом, но и гармонично дополнили его.

Нельзя не согласиться с тем, что все крупные компании и корпорации так или иначе преследуют цель получения прибыли. Однако SONY в процессе достижения этой цели не забывает и о людях, которые используют их продукцию, и о государстве, в котором они ведут свою деятельность – это тоже является частью их корпоративной политики.

Кроме того, эта философская концепция нашла отражение в продукции, производимой корпорацией SONY: технику этой компании сложно спутать с техникой, создаваемой европейскими и американскими производителями. В данной статье автор разбирает средства, используемые в дизайне, и философию корпорации SONY для последующего их применения в проектах. Опыт SONY является ярким примером успешного развития дизайна и производства. Этому примеру могли бы следовать и российские производители.

Философия дизайна компании SONY

«Создавай только то, что еще не было создано ранее». «Всегда будь на шаг впереди конкурентов». Этими тезисами можно раскрыть суть корпоративной философии компании SONY. Эти слова также всегда соответствовали дизайнерской философии SONY: создавать только высокотехнологичные, простые в использовании и красивые товары с узнаваемым стилем. В этом заключается концепция дизайна, которая сопутствовала всей электронике SONY на протяжении длительной истории корпорации.

Образ жизни

Люди часто замечают, что Sony Walkman изменил их жизнь. На самом деле, успех продукции Walkman объясняется тем, что люди чувствуют потребность в музыке, которую можно слушать в пути, на прогулке, в дороге. Серия плееров Walkman завоевала сердца миллионов людей по всему миру тем, что позволила им сделать музыку мобильной и легкодоступной. История Walkman – прекрасный пример того, как товар может изменить образ жизни покупателя. Вещь должна ассоциироваться не только со своей функцией, но и с образом жизни людей, которые ею пользуются.

Оригинальность

Sony Design (дизайнерское отделение SONY) постоянно стремится создавать только оригинальные вещи. В корпорации не забывают о том, что техника, которую они производят, создается для людей и именно поэтому стараются проектировать «дружелюбную», максимально эргономичную продукцию. Удобство в использовании и эргономичность – вот что является основой оригинального дизайна.

Функциональность

Отделение Sony Design было основано в 1961 году и сразу же изменило облик электроники SONY в глазах покупателей. Использование черного и серебристого цветов сразу сделало продукцию SONY более элитной, чем раньше. Идея заключалась в том, чтобы избавиться от всяких «украшательств» и сосредоточиться на технологичности, мощности и высокой производительности продукции через простые средства дизайна: лаконичность формы, чистоту линий, холодную гамму цветов и качественные материалы.

Юзабилити

Главный принцип компании – прислушиваться к нуждам покупателей. Каждый аспект в дизайне продукции SONY начинается с анализа того, что нужно людям. Внимание к клиентам включает в себя буквально все: форму каждой кнопки, расположение каждого отдельного переключателя и дизайн интерфейса продукции. Sony Design тщательно изучает каждую возможную ситуацию использования своей техники и постоянно стремится улучшить характеристики и качество создаваемых вещей. Продукция SONY не только функциональна, но также подчеркивает красоту функциональности и дает полное представление о ней.

Средства дизайна SONY:

  •  Использование простых форм в формообразовании (рис.1).
  • Лаконичность в дизайне, тонкие формы (рис. 2).
  • Точность, идеальные пропорции, выверенность всех деталей в дизайне
  • Использование металлических текстур (шлифованный металл, гладкий металл). (рис.3).
  • Возможность персонализации продукта (рис.4).
  • Футуристичность дизайна, длительное моральное устаревание (рис.5).
  • Привлечение внимания за счет контрастов в массе, формах и цвете
  • Образность дизайна, его метафоричность (рис.5).
  • Элегантность и чувственность в простых линиях (рис.6).
  • Яркие цвета, привлекающие внимание в молодежной линии (рис.4).

Как мы можем увидеть из приведенных выше черт, свойственных продукции корпорации SONY, компания полностью делает ставку на потребителя, его желания и потребности. Возможно, именно с этим связан успех этой компании. Несмотря на то, что главными тезисами философии корпорации, как уже было сказано раньше, являются фразы «Создавай только то, что еще не было создано ранее», «Всегда будь на шаг впереди конкурентов», не стоит думать, что они связаны лишь с конкуренцией с другими компаниями.

Безусловно, связаны. Но одним из главных направлений работы корпорации SONY все же остается проявление внимания к потребителям. Для того и нужно быть на шаг впереди остальных, чтобы раньше заметить новые тенденции в потребностях людей. Подчас компании в погоне за свежими идеями совершенно забывают о функциональности вещей. Особенно большой ошибкой это становится тогда, когда продукция предназначена для постоянного использования человеком в совершенно разных условиях. Как, например, телефон или mp3 плеер. На примере корпорации SONY можно хорошо видеть, как удачно сделанная ставка на функциональность, юзабилити делает товар популярным и, что очень важно, узнаваемым.


Библиография

  1. Официальный сайт корпораци SONY [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sony.net/
  2. Cайт корпораци SONY на русском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sony.ru/section/glavnaya
  3. SONY [Электронный ресурс] / Wikipedia: свободная энциклопедия - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Sony

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017