№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Дизайн


 Станилевич Ольга Александровна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Н.П. Гарин, Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, Россия

ЕЩЕ НЕ КОСМОС… (к проблемам создания российского космопорта)


УДК: 62: 7.05

Статья посвящена проблемам проектирования космопортов как объектов инфраструктуры для космического туризма. Рассматривается вопрос о месте и роли дизайна в этом процессе.

Ключевые слова: дизайн, космос, космодром, космопорт, космический туризм


 "... дизайнерская мысль живет и развивается
в диалоге с пограничными сферами и
погружена в более широкий контекст культуры".
Сидоренко В.Ф.

В своих мечтах, отраженных в сказках, легендах, фантастических романах, человечество издавна стремилось в космос. И только с развитием научно-технического прогресса в XX в. возникла возможность воплощения этих мечтаний в действительность. Мы бесповоротно вступили на путь активного освоения космического пространства, на путь «активной эволюции» [1]. Это была одна из главных идей такого уникального направления научно-философской мысли как русский космизм. Именно в России, открывшей реальный путь в космос, оно созревало, начиная с середины XIX столетия, и, широко развернувшись в минувшем веке, стало философской основой для нового этапа развития мира. Идея осознанного покорения космоса пропитала все пласты общества, культуру, искусство, воплотившись в технике, ставшей исследовательской и экспериментальной базой для науки. Итоги пройденного пути мы можем сегодня наблюдать и использовать каждый день, каждый час, каждую минуту – для нас это повседневность, а полеты в космос стали обыденным явлением.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию в космической отрасли, можно сделать вывод, что вектор развития космонавтики постепенно переходит в плоскость коммерции, частных инвестиций и получения экономической выгоды. Если ранее, около 25 лет назад, полеты в космос ещё были связаны только с отработкой средств и космических аппаратов для полета, с научными разработками и исследованиями, то сегодня – это инвестиции компаний в свою будущую прибыль. На данный момент можно выделить несколько направлений использования космоса и наземных космических комплексов:

- военное (разработка и испытание военных ракет, запуск спутников военного назначения);
- научно-исследовательское (разработка и испытание новых космических аппаратов, запуск космонавтов, проведение научных исследований и экспериментов и т.п.);

- информационно-коммуникативное (обеспечение диагностики и связи на планете, запуск соответствующих спутников, создание глобальных информационно-управляющих комплексов планетарного масштаба);

- транспортно-коммуникативное (космический туризм, создание сети космопортов, трансконтинентальные перевозки для быстрой доставки грузов или людей из одной точки планеты в другую, в перспективе – на другие планеты).

Практически все вышеперечисленные направления, кроме военного, могут принести владельцам экономическую выгоду, как непосредственную в виде прибыли, так и опосредованную, в виде новых технологий, материалов, веществ. На фоне развивающегося в космической отрасли рынка неизбежно начинает появляться конкуренция. Там, где присутствует конкуренция, существует товар, дизайн становится просто необходимым.

Кроме того, проходя через коммерционализацию, космическая отрасль становится более «ближе» к человеку, чем была ранее. Она неизбежно должна приобрести массовое явление. В планетарных масштабах космос пока доступен единицам, профессия космонавта овеяна легендой, но для обычного человека космос недостижим. По последним опросам, проведенным, например, в Японии, около 80% людей до 40 лет желают совершить полет в космос. В Америке данный контингент потребителей исчисляется миллионами. В России исследований на эту тему не проводилось, но посетители российских интернет-форумов выражают активное желание совершить подобное путешествие.

Поэтому наиболее перспективным и практически реализуемым на сегодняшний день приложением труда дизайнера в космической отрасли является космотуризм. В мире космического туризма – настоящий бум. Люди хотят летать в космос. Эта извечная тяга земного человека к звездному небу становится понятна, если принять слова Гераклита о том, что человеческая душа – это «искра звездного естества», и, значит, в ней живет и действует тот же огонь, который сияет в далёких звездах. Для человека, готового «соприкоснуться» с неведомым и «погрузиться» в космическое пространство, необходимо создание такой среды, которая бы объективно приобретала «в сознании человека глубокий философский смысл, становясь источником философских размышлений, символическим визуальным текстом, раскрывающим сознанию, условно говоря, границы двух миров» [2; с.110]. Дизайнер, как «режиссер впечатлений» [по 3], художественными средствами может создать футуристический образ, образ на грани техники и искусства, на грани логики и чувств, впечатляющий и поражающий воображение, одновременно располагающийся на земле и принадлежащий космосу. По мнению специалистов, космический туризм может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития всей космонавтики.

Подвидами космического туризма являются [4; с.382]:

  • наземный осмотр космических аппаратов в камеральных музеях и на площадках натурных образцов;
  • полеты «космических» туристов на орбитальных и межпланетных кораблях в составе экипажа космической станции;
  • посещение космодромов для участия в запуске космических аппаратов в качестве зрителей;  аттрактивное испытание желающих на тренажерах, моделирующих частично условия полета в космосе;
  • челночная доставка туристов на специальном самолете-модуле на суборбитальную высоту (более 100 км) с кратковременным пребыванием в невесомости, как аттракцион;
  • строительство гигантских орбитальных станций — космических гостиниц с организацией челночной доставки отдыхающих для развлечения или оздоровления;
  • наблюдение и изучение НЛО в местностях наиболее частого проявления этих необъяснимых явлений;
  • полеты на Луну;
  • космические услуги: праздники, свадьбы, похороны в космосе и т.п.

Первые четыре направления уже освоены. Различными туристическими агентствами предлагаются экскурсии на космодром Байконур, в Звездный городок, полет в невесомости на самолете ИЛ-76, полет на истребителях МИГ-29 и МИГ-31, прохождение курсов по первичной подготовке туристов для полета в космос, обучение на тренажерах, испытание в центрифуге и т.п. Родоначальницей «полётного» космического туризма в мире является Россия – впервые в 2001 году был совершен полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля «Союз» на Международную космическую станцию. На 2010 год МКС посетило уже 8 туристов. Массовый космический туризм – это уже не фантазия, а реальность, до которой рукой подать.

С точки зрения перспективы организации массовых космических полетов в целях туризма специалисты рассматривают пока такое направление как кратковременный подъем в космос на суборбитальном корабле на высоту свыше 100 км. Это предусматривает трехчасовой полет, четырехкратные перегрузки на взлете к границе космоса и пребывание несколько минут в невесомости на высоте свыше 100 км. (околоземное пространство выше 100 км от уровня моря принято называть космосом).

Для осуществления таких полетов требуется:

  • создание суборбитальных летательных аппаратов многоразового использования;
  • создание особой инфраструктуры для данного вида туризма; (космопорт, центр обучения и подготовки туристов и т.п.)
  • создание новой предметно-пространственной среды для данной сферы деятельности, её художественного образа.

На данное время в разработке находятся несколько летательных аппаратов: «SpaceShipTwo» от корпорации «Virgin Galactic», «Hermes» от корпорации «Intel», «Aerospace Rally System» от Московского авиационного института, «Клипер» от Ракетно-космической корпорации «Энергия» [5].

В 2006 году компания «Space Adventures», которая организует полеты туристов на МКС, объявила о своих планах по строительству космопортов на территории Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура. На сегодняшний день в мире построен только один космопорт «Америка» в США, штат Нью-Мексико. Известно о пяти экспериментальных суборбитальных запусках с этого космодрома. Первым официальным пользователем космопорта «Америка» стала компания «Virgin Galactic». В марте этого года она осуществила первый пробный запуск своего туристического корабля «SpaceShipTwo». Тестовые полеты будут продолжаться до 2011 года, а с 2012 года, по планам компании, должны начаться коммерческие полеты.

Говоря о перспективах организации наземной инфраструктуры для космического туризма, мы должны опираться на опыт создания уже существующих объектов, на базе которых возможна организация космопортов – космодромов.

Космодром – это уникальный наземный технологический комплекс, обеспечивающий запуски аппаратов космического назначения различных типов и классов. Обычно космодром располагается на большой территории и включает в себя технические и стартовые позиции, вычислительные центры, измерительные пункты, кислородно-азотные и механосборочные заводы, метеостанцию, железнодорожную транспортную сеть, аэродромы и т.д. В данное время на Земле построено около 30 космодромов, но активно используются только 12. Проектирование таких крупных технологических комплексов – процесс сложный и трудоемкий, требующий привлечения множества специалистов из различных областей знаний, занимающий длительный период времени и высоко ответственный.

Время «процесса необузданной индустриализации» [6] , развития технократии на протяжении всего XX века породило такое состояние, когда бурное развитие техники не было сбалансировано гуманитарным подходом. «Культура давала шанс, но он был упущен» [6]. В связи с этим сугубо научно-технический подход к делу организации таких объектов, как космодромы, был лишен культурно-исторического, социально-культурного, художественно-эстетического и экологического взглядов. С одной стороны, этому есть определенные объяснение: освоение космоса было начато в военных целях, заинтересованности в междисциплинарном, системном подходе просто не существовало.

Дизайн же, как явление, берущее свои знания из различных областей и смежных дисциплин, не ограничивается одной точкой зрения, а всегда имеет своё собственное комплексное художественное видение на объект проектирования, наполняя технику человеческим смыслом. То есть дизайн отличается междисциплинарным, системным подходом к решению каких-либо вопросов и задач при проектировании и разработке. «Дизайн развивается не в вакууме, а в контекст, научно-технического и социально-культурного прогресса, преломляя общие тенденции и достижения науки, техники, культуры в своей среде и применимо к своим особым задачам» [7; с.1]. Именно этот подход требуется при создании таких крупных комплексов, как космодромы и космопорты.

При разработке космопортов придется решать целый ряд вопросов: проблемы расположения, безопасности и экологии, транспорта, экономики, модернизации и создания инфраструктуры, а главное – создания комфортных условий для обучения, тренировки, работы и отдыха людей. В связи с этим сразу определяется место и роль дизайна в этом процессе:

  • разработка проектной концепции, создание структуры и художественного образа космопорта, его облика, визуального ряда;
  • расстановка нужных акцентов и проектирование впечатления на грани земного и космического;
  • разработка внутренней транспортной системы, новых видов специализированного транспорта;
  • организация системы действий, структуры космопорта, оформление инфраструктуры (проектирование предметно-пространственной среды командных пунктов, вычислительных центров, жилых модулей и т.п.).

В структуру космопорта должны быть включены тренажеры для подготовки будущих космонавтов, образовательно-интерактивный центр для туристов, медико-биологический исследовательский центр. Благодаря их появлению туристам будет предоставлена возможность пройти специальные тренировки, например, имитацию выхода в открытый космос в гидробассейне или испытание перегрузок в центрифуге. Занятия должны будут проводить профессиональные космонавты и инструкторы. Кроме того, должна быть возможность опробовать летные тренажеры и войти в роль космонавта, а также узнать о космических технологиях и об истории космонавтики в целом. Непосредственно перед суборбитальным полетом туристы должны будут проходить интенсивную подготовку [8].

По сути должна быть создана новая предметно-пространственная среда, наполненная эстетикой космоса, овеществлен философский смысл понятия «космос – как порядок, чистота, гармония». И роль дизайнера в данной сфере однозначна. Его способность переосмыслить существующее, увидеть перспективу, заглянув в будущее, предвидеть потребности позволит сформировать новую концепцию в данном направлении. «Природа концептуальности в дизайне такова, что она всегда продуктивна, в том смысле, что она нацелена в будущее. В этом одна из главных сил эволюции дизайна» [9; с.2].


Библиография

  1. Семенова С. Г. Русский космизм. Вступительная статья. [Электронный ресурс] / С. Г. Семенова. – Режим доступа:
    http://www.pobeda.ru/mbnff/biblio/knigi/antrukos/predisl.html  
  2. Архитектура и эмоциональный мир человека. – М.:ЦНИИ теории и истории архитектуры, 1985. – 110 с.
  3. Пайн Д. Б., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / Д. Б. Пайн Д.Х. Гилмор. – М.: Вильямс, 2005.
  4. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. – СПб.: Герда, 2007. – 382 с.
  5. Герасименко А. Космический туризм: путевка в другой мир. [Электронный ресурс]/ А. Герасименко // 3D News.ru – Режим доступа: http://www.3dnews.ru/editorial/space-ships/ 
  6. Кричевский С.В. Экологическая история техники / С.В. Кричевский – М.: ИИЕТ РАН, 2007.
  7. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа. Понятие, структура, функции / Л.А. Кузьмичев, В.Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. – 1980. – №1.
  8. Шаров П., Андерсон Э.: Возможности космического туризма ещё не осознаны - Новости космонавтики, 2007, №8. [Электронный ресурс] / П. Шаров, Э. Андерсон // Новости космонавтики.– 2007. – №8.– Режим доступа: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/295/07.shtml  
  9. Щелкунов Д.Н. Проектная концепция в дизайне систем. / Д.Н. Щелкунов // Техническая эстетика. – 1980. – №4
  10.  Сидоренко В.Ф. Парадоксы системного дизайна / В.Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. – 1980. – №2.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017